Многоцелевой истребитель Harrier GR.3. "Харриер" - самолёт вертикального взлёта и посадки: характеристики, годы эксплуатации Литература и источники информации

Вертикально взлетающий или с малой длиной разбега истребитель-бомбардировщик и разведчик British Aerospace Harrier GR.3 является развитием опытных самолетов Hawker P.1127 и Kestrel FGA.1, и с 1969 г. состоит на вооружении ВВС Англии, став первым боевым СВВП за рубежом. СВВП Harrier GR.3 предназначен для поддержки наземных войск и фронтовой разведки, разработан как система оружия и приспособлен для автономных боевых действий в условиях рассредоточения. В 1966 г. ВВС Англии заказали первую партию из 78 одноместных истребителей-бомбардировщиков Harrier GR.1 и 13 двухместных учебно-тренировочных самолетов Harrier T.2, на базе которых был создан ряд модификаций.

Разработка СВВП Harrier GR.3 (в переводе «Лунь») была начата в 1965 г. в соответствии с требованиями ВВС Англии, учитывающими опыт разработки опытного самолета Kestrel FGA.1 и проекта сверхзвукового истребителя-бомбардировщика Hawker P.1154. Требования предусматривали обеспечение высоких лётных характеристик, не уступающих характеристикам обычных истребителей-бомбардировщиков, предназначенных для атаки наземных целей при непосредственной поддержке войск, в сочетании с максимальной независимостью от аэродромов. Последнее требование предусматривало как обязательное условие использование вертикального взлета или взлета с малой длиной разбега, а также применение шасси, обеспечивающего эксплуатацию с неподготовленных площадок и обслуживание собственными силами.

Для обеспечения эффективной эксплуатации СВВП Harrier GR.3 было важно, чтобы дополнительные расходы, связанные с обеспечением вертикального взлета или взлета с малой длиной разбега, были приемлемыми. Поскольку мерой успеха боевого вылета является боевая эффективность, определяемая весом боевой нагрузки и точностью ее доставки, ставилась цель, чтобы в этом отношении СВВП Harrier GR.3 не только не уступал обычным самолетам, но и имел перед ними преимущества. По сравнению с обычными самолетами СВВП Harrier GR.3 может:
рассредоточиваться на элементарно подготовленных взлетно-посадочных площадках вблизи районов боевых действий, что уменьшает поражаемость и сокращает время нанесения ответного удара;
обеспечивать быстрые ответные действия, выполняя операции по поддержке наземных войск в районах боевых действий;
доставлять большее количество вооружения за летный час при выполнении заданий по непосредственной поддержке.

Первый предсерийный СВВП Harrier GR.1 совершил первый полёт 31 августа 1966 г., первый серийный СВВП был построен в октябре 1967г., а первый полёт состоялся 28 декабря 1967 г. В апреле 1969 г. в ВВС Англии была сформирована первая эскадрилья из 12 самолетов Harrier GR.3 и началась их эксплуатация. Всего фирмами «British Aerospace» и «McDonnell Douglas» были построены 351 СВВП «Harrier» и «Sea Harrier» всех модификаций, а затем еще 395 СВВП «Harrier II», состоящих на вооружении ВВС и ВМС Великобритании, корпуса морской пехоты США и ВМС Испании, Италии и Индии, хотя первоначально предполагалось, что будет построено около 2000 СВВП для замены самолетов «Хантер». Это было вызвано тем, что СВВП «Harrier» имели переразмеренную силовую установку массой 1600 кг. Несмотря на использование облегченной конструкции, относительная масса конструкции составляла 71%, а вся полезная нагрузка только 29%, что значительно ограничивало массу боевой нагрузки и боевой радиус.

Производились следующие модификации :
Harrier GR.1 - с ТРДД «Пегас» 6 Мк.1 (взлетная тяга 8620 кг), выпускались серийно в декабре 1967-1971 гг. для ВВС Великобритании, было построено шесть предсерийных и 78 серийных самолетов, позднее 50 самолетов были модифицированы в вариант Harrier GR.3;

Harrier GR.3 - усовершенствованный вариант Harrier GR.1 с TPДД «Пегас» 6 Мк.102 (взлетная тяга 9070 кгс) выпускался серийно с января 1967 г. Всего было построено 120 самолетов Harrier GR.1 и Harrier GR.3 для ВВС Великобритании;

Harrier T.2 – двухместный учебно-тренировочный вариант с ТРДД «Пегас» 6 Мк.101, имеет удлиненный на 3,12 м фюзеляж. Первый полет состоялся в апреле 1969 г.;

Harrier T.2A – вариант самолета Harrier T.2 с ТРДД «Пегас» 6 Мк.102. Самолеты Harrier T.2 и Harrier T.2A выпускались серийно в 1969-1972 гг. Всего было построено два предсерийных и 12 серийных СВВП для ВВС Великобритании, из которых 10 были позднее модифицированы в вариант Harrier T.4;

Harrier T.4 – двухместный учебно-тренировочный самолет с ТРДД «Пегас» 11 Мк.103 (взлетная тяга 9750 кгс);

Harrier Mk.252 – двухместный самолет для демонстрационных полетов, подобен Harrier T.4, построен в одном экземпляре;

Harrier AV-8A – вариант Harrier GR.3 для корпуса морской пехоты США. Первый серийный СВВП был построен в ноябре 1970 г. Поставлено 102 самолета, из которых 47 были модифицированы в усовершенствованный вариант Harrier AV-8C;

Harrier TAV-8A – двухместный учебно-тренировочный вариант корпуса морской пехоты США;

Sea Harrier FRS.1 – палубный СВВП для ВМС Великобритании, совершил первый полет 20 августа 1976 г., на вооружении с сентября 1979 г., поставлено 73 СВВП Sea Harrier FRS.1 и Sea Harrier FRS.2 для ВМС Великобритании, включая 4 двухместных учебно-тренировочных T.Mk.4N. СВВП Sea Harrier FRS.1 базируются на трех авианесущих кораблях типа «Инвинсибл», на каждом из них размещается 5 СВВП FRS.1 и 9 вертолетов ПЛО «Си Кинг» (в военное время число СВВП может быть увеличено до 12-15). Для улучшения взлетных характеристик самолета и увеличения боевой нагрузки при взлете с корабля применяется короткий разбег с использованием трамплина «Ски Джамп» (с углом наклона 7-12°);

Harrier AV-8S Matador – вариант для ВМС Испании. Построено 12 самолетов Harrier Mk.50 (включая два двухместных TAV-8S), заказано еще 8, базируются на авианосцах «Дедало» и «Принсипе Астуриас»;

Harrier FRS.51 – палубный СВВП для ВМС Индии, заказавших 23 самолета, включая два двухместных Т.Мк.60. Поставленные СВВП базируются на авианосце «Викрант» и вертолетоносце «Гермес».

Harrier GR.5 – развитие самолетов Harrier GR.1 и Harrier GR.3 с ТРДД «Пегас» Мк.105 с тягой 9750 кгс и усовершенствованным оборудованием, производился также для КМП США под обозначением AV-8B;

Самолет Harrier GR.3 выполнен по схеме моноплана с одним подъемно-маршевым ТРДД и велосипедным шасси. Является развитием опытных СВВП Hawker P.1127 и Kestrel FGA.1. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок. Силовой набор изготовлен из алюминиевых сплавов, стали и титана. Кабина экипажа одноместная, герметизирована, на учебно-тренировочных вариантах – двухместная. Катапультное кресло Мартин-Бейкср 9А Мк.2 обеспечивает покидание самолета на земле или в полете на режиме висения; возможно катапультирование сквозь остекление фонаря толщиной 8 мм. На самолетах Harrier AV-8S установлены катапультные кресла Стенсел SIIIS-3.

Крыло стреловидное кессонного типа, имеет три лонжерона и фрезерованную обшивку, на носке имеются запилы. Крыло имеет также два небольших аэродинамических гребня и 24 турбулизатора. Угол поперечного V= – 12°, угол установки 1°45". Относительное удлинение крыла 3,175, сужение 0,336. Угол стреловидности по передней кромке 40°, по линии 1/4 хорд 34°. Корневая хорда крыла (по продольной оси самолета) 3,25 м, САХ 2,42 м. Относительная толщина профиля у корня 10%, на конце 3,3%. На концах крыла расположены обтекатели подкрыльных стоек шасси. Для перегоночных полетов к концам крыла крепятся законцовки, увеличивающие размах крыла на 1,34 м и площадь до 20,06 м 2, Механизация крыла состоит из закрылков общей площадью 1,29 м 2 (хорда закрылка 0,447 м). Максимальный угол отклонения закрылков 50°.

Оперение. Горизонтальное оперение размахом 4,24 м, цельноповоротное, стреловидное, имеет небольшой излом по передней кромке. Угол стреловидности по линии 1/4 хорд 32°53", угол поперечного V = – 15°50". Площадь оперения 4,42 м2. Относительное удлинение 4,079. Диапазон углов отклонения от +11°15"до – 10°15". Вертикальное oneрение имеет площадь 2,4 m z (площадь вертикального оперения на самолете Т.2 увеличена до 3,06 м 2). Угол стреловидности по линии 1/4 хорд 40°22". Площадь руля направления 0,49 м2.

Шасси велосипедного типа. Передняя опора самоориентирующаяся (угол поворота (45°), имеет одно колесо размером 0,66x0,2 м (давление в пневматике 6,33 кгс/см2 на самолете Harrier GR.3 и 7,03 кгс/см2 на самолете Т.Мк.2). Главная опора имеет масляно-воздушный амортизатор и спаренные колеса размером 0,68x0,2 м, давление в пневматиках 6,33 кгс/см2 (GR.Mk.3) и 6,68 кгс/см2 (Т.Мк.2). Подкрыльные опоры телескопические, имеют по одному колесу размером 0,32x0,16 м с давлением в пневматиках 6,68 кгс/см2. Шасси снабжено дисковыми тормозами колес и автоматами скольжения, что позволяет эксплуатировать самолет с грунтовых ВПП.

Силовая установка. Подъемно-маршевый ТРДД Rolls-Royce F402-RR-401 установлен за кабиной экипажа; поворотные сопла расположены с боков фюзеляжа. Воздухозаборники боковые нерегулируемые; общая площадь отверстий воздухозаборников 0,855 м2. По периметру воздухозаборников имеются восемь створок, которые обеспечивают дополнительную подачу воздуха на вертикальных режимах полета. Все четыре сопла поворачиваются синхронно с помощью цепной передачи от двух пневмодвигателей; максимальный угол поворота сопл 98,5°. Двигатель имеет трехступенчатый вентилятор, восьмиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевую камеру сгорания и двухступенчатые турбины низкого и высокого давления. Степень двухконтурности двигателя 1,4, степень повышения давления 14. Масса сухого двигателя (без поворотных сопл) 1405 кг. Топливо размещается в пяти фюзеляжных и двух крыльевых баках общей емкостью 2 870 л, под крылом возможна подвеска двух ПТБ по 455 л (для увеличения боевого радиуса) или по 1500 л (для перегоночных полетов). Возможна установка штанги топливоприемника для заправки топливом в полете.

Система управления. Для управления самолётом на крейсерском режиме служат элероны, цельноповоротный стабилизатор и руль направления. Проводка управления жесткого типа. Управление стабилизатором и элеронами осуществляется с помощью дублированных гидравлических механизмов. Управление рулем направления ручное. Для повышения маневренности в воздушном бою одновременно с отклонением аэродинамических поверхностей могут поворачиваться и сопла ТРДД. Для управления на вертикальных режимах и на малых скоростях используется газодинамическая система управления (ГДСУ). Система состоит из пяти струйных рулей (два служат для продольного управления и установлены в носовой и хвостовой части самолета, один для путевого управления, размещенный в хвостовой части самолета, и два для поперечного управления, установленные на концах крыла) и системы трубопроводов. Воздух в ГДСУ отбирается от компрессора высокого давления, включение ГДСУ производится автоматически при повороте сопл двигателя на угол более 20°. Для согласованности работы ГДСУ и аэродинамических поверхностей управления между ними имеется механическая связь.

Системы. Гидравлическая система дублированная, рабочее давление 210 кг/см2, служит для привода поверхностей управления, шасси и воздушной турбины, используемой для привода аварийного гидронасоса. Электрическая система включает генератор переменного тока мощностью 12 кВ/А и две аккумуляторные батареи напряжением 28 В и емкостью 25 А/ч. Кислородная система имеет один баллон с жидким кислородом (емкость 5 л). Максимальный перепад давления в кабине 0,24 кгс/см2.

Навигационное и электронное оборудование. На самолёте Harrier GR.3 установлены приемник КВ/УКВ фирмы «Плесси», запасной приемник УКВ, система TAC.AN фирмы «Хоффман» и система опознавания фирмы «Коссор». В подфюзеляжном киле установлены антенны радиовысотомера AN/APN-194. Самолет снабжен коллиматорным индикатором HUD фирмы «Смит», который связан с системой навигации и управления огнем Ферранти FE541, компасом Сперри C2G и ЭВМ обработки данных воздушной обстановки. Все самолёты Harrier GR.3 английских ВВС имеют лазерные целеуказатель и дальномер Ферранти 106, размещенные в удлиненном носовом обтекателе. В носовой части самолета возможна установка фотокамеры F.95 Мк.7.

Истребитель Harrier FRS.1 оснащен ИЛС HUDWAC, инерциально-допплеровской системой NAVHARS, в состав которой входит гировертикаль Ферранти HARS. Радионавигационное оборудование включает приемник системы «Такан» и УВЧ оборудование наведения по приводным маякам. Имеется система предупреждения о радиолокационном облучении. Радиосвязь осуществляется при помощи многоканального приемника-передатчика УВЧ/ОВЧ PTR-377.

Вооружение. Под фюзеляжем в съемных обтекателях установлены две пушки «Aden» калибром 30 мм. Под крылом имеются четыре узла для подвески различного вооружения; два внутренних узла рассчитаны на нагрузку 910 кгс, а два внешних – на 295 кгс. Один подфюзеляжный узел рассчитан на нагрузку 454 кгс. На самолетах Harrier GR.3 и AV-8A под крылом могут устанавливаться УР AIM-9L «Сайдуиндер» или AMRAAM, могут подвешиваться до шести контейнеров Матра 115 или 116М с НАР калибром 68 мм, пять бомб калибром 454 кг, пять кассетных бомб, 10 контейнеров с дипольными отражателями. Индийские самолеты «Си Харриер» вместо УР «Сайдуиндер» могут оснащаться ракетами «Мажик» французского производства. Вооружение самолёта Harrier FRS.Mk.1 и 2 дополнено усовершенствованными УР класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM (возможна подвеска четырех ракет) и противорадиолокационными УР ALARM.

Технические характеристики Harrier GR.3
Экипаж: 1 (пилот)
Размеры:
размах крыла 7,7 м
длина самолета 13,91м
высота самолета 3,43 м
площадь крыла 18,68 м2
Двигатели 1 ТРДД Rolls-Royce F402-RR-401
взлетная тяга 9750 кгс
Массы и нагрузки:
максимальная взлетная при вертикальном взлете 8850 кг
при взлете с разбегом 11 400 кг
пустого снаряженного 5730 кг
запас топлива во внутренних баках 2295 кг
максимальная боевая нагрузка 2270 кг
Удельная нагрузка на крыло:
при вертикальном взлете 474 кгс/м2
при взлете с разбегом 610 кгс/м2
Летные данные:
максимальная скорость у земли 1175 км/ч
максимальное число М при пикировании 1,29
практический потолок 15 600 м
Боевой радиус:
при вертикальном взлете и боевой нагрузке 1360 кг 92 км
при взлете с разбегом длиной 180 м и боевой нагрузке 2270 кг 230 км
Перегоночная дальность с подвесными топливными баками и перегоночными законцовками крыла 3425 км
Вооружение:
Стрелково-пушечное: 2 x 30 мм пушки Aden (съёмные)
Точки подвески: 5
Боевая нагрузка:
под фюзеляжем и внутренние: 3 x 907 кг
внешние: 2 x 454 кг
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» 2 x AIM-9
Неуправляемые ракеты:
16 (4 x 4) x 127 мм в блоках LAU 10
28 (4 x 7) x 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 68
76 (4 x 19) x 70 мм ракет «Гидра» в блоках LAU 69
Бомбы: свободнопадающие:
фугасные:
5 x 119 кг Mk.81 или 227 кг Mk.82
2 x 460 кг Mk.83
зажигательные: 5 x 340 кг Mk.77
кассетные:
4 x Mk.20
2 x CBU-24
Подвесные топливные баки: 2 x 454 л


British Aerospace

На этапе концептуальной проработки у командования ВМС ещё не было окончательного решения относительно того, какой именно тип летательного аппарата заменит AV-8A, крылатый или винтокрылый, поэтому в конкурсе приняла участие вертолётостроительная компания Sikorsky (как филиал корпорации United Aircraft) с проектом разведывательно-ударного конвертоплана . Руководство ходом работ, компьютерное моделирование тактической обстановки воздушного боя и испытания различных подсистем, узлов и агрегатов для перспективного летательного аппарата возлагались на казённые исследовательские учреждения в структуре ВМС США и НАСА :

  • Шасси , взлётно-посадочная и ангарная инфраструктура кораблей-носителей - Исследовательский центр кораблестроения, Кардерок , Мэриленд ;
  • Стрелково-пушечное вооружение, ракетное вооружение, подсистема управления вооружением класса «воздух-воздух» - Исследовательский центр вооружений флота, Чайна-Лейк , Калифорния ;
  • Подсистема управления вооружением класса «воздух-поверхность» - Центральная военно-морская лаборатория, Вашингтон, округ Колумбия ; Научно-исследовательский центр авиации флота, Уорминстер , Пенсильвания ;

Опытно-конструкторские работы

Специально для применения в производстве фюзеляжей и крыльев «Супер-Харриера» разрабатывались высокопрочные конструкции сэндвичевого типа на основе лёгкого титанового сплава, устойчивого к коррозии и температурным перепадам, турбовентиляторная двигательная установка большого диаметра и малой длины с изменяемой геометрией элементов (турбин и сопел) и низким уровнем шума, новые средства аварийного покидания кабины - катапультируемое кресло минимального размера и массы c герметично упакованной парашютной системой. Инновацией в авионике, которая так же разрабатывалась по заказу ВМС специально для установки на разрабатываемом перспективном летательном аппарате, была безаналоговая на тот момент система отображения информации на лобовом стекле (до того, на лобовом стекле отображались только знаки целеуказания прицельно-навигационных комплексов, на стекле «Супер-Харриера» предполагалось отображать помимо целеуказания весь спектр необходимой информации управления полётом для принятия лётчиком того или иного решения на осуществление манёвра и его граничных параметров), а также цифровые голографические дисплеи и светодиодные индикаторы на приборной доске . Системы управления вооружением разрабатывалась компаниями Hughes Aircraft в Калвер-Сити , Калифорния , и Westinghouse Electric Systems Division в Балтиморе , Мэриленд , одновременно для «Супер-Харриера» и перспективного истребителя «Томкэт ».

Проект AV-16

McDonnell Douglas AV-16 связывали старые партнёрские отношения и договорные обязательства с Hawker Siddeley, две компании совместно работали над рядом американо-британских авиакосмических проектов. По сути дела, в вопросе разработки «Супер-Харриера» McDonnell Douglas выступала как местный представитель интересов Hawker Siddeley в Соединённых Штатах и наоборот, Hawker Siddeley выступала представителем McDonnell Douglas в Великобритании и странах Британского Содружества в вопросе регламентного обслуживания, работ по продлению срока эксплуатации и модификации «Фантомов » под требования национальных вооружённых сил. Лицензионное соглашение на модификацию «Харриера» исходной модели под требования национальных заказчиков - видов вооружённых сил и производство модифицированных самолётов на американских авиазаводах, было заключено между McDonnell Douglas и Hawker Siddeley на перспективу 22 декабря 1969 года, ещё до начала конкурса подачи заявок на «Супер-Харриер».

Среди дюжины других перспективных оригинальных проектов, проект McDonnell Douglas, получивший индекс AV-16 , не отличался особой оригинальностью, поскольку реализовал идею создания лицензионной модификации Harrier - улучшенного л. а. с использованием существующего фюзеляжа и хвостовой части, но с увеличенным крылом и с более мощным двигателем (после 1977 года Hawker Siddeley была национализирована правительством Джеймса Каллагана и партнёром McDonnell Douglas с британской стороны стала British Aerospace). Эта программа, принятая к дальнейшей проработке, в итоге была свёрнута после того, как расходы по ней превысили 1 млрд долларов.

Проект AV-8B

Несмотря на это McDonnell Douglas не сдаётся и предпринимает новую попытку улучшению самолёта без изменения двигателя. Чтобы увеличить бомбовую нагрузку и дальность полёта, новому самолёту дали большее крыло с вместительными баками и большим числом точек подвеса. Однако отказ от замены двигателя (и его мощности) приводил к требованию, чтобы общий вес нового самолёта оставался равным весу базовой модели AV-8A. Чтобы достичь этого, инженеры McDonnell Douglas решают выполнить фюзеляж и крылья из лёгких материалов, а также улучшить лётные свойства самолёта. В результате большее крыло было выполнено из графитовых композиционных материалов (легче алюминия и по некоторым характеристикам прочнее стали). Также были увеличены и усовершенствованы воздухозаборники, на крылья установили большие закрылки, а к пушечному контейнеру снизу фюзеляжа для улучшения лётных качеств во время взлёта и посадки добавили гребень.

Макеты нового самолёта были показаны в августе 1975 года. Вначале для испытания необходимые улучшения получили два самолёта AV-8A. Первый полёт этих прототипов состоялся в конце 1978 года. Испытания прошли настолько успешно, что была начата программа по улучшению всего американского парка AV-8A. Улучшенные самолёты получили обозначение AV-8C.

В начале 1980-х было испытано четыре самолёта, построенных с нуля. В 1981 году компания British Aerospace заключила соглашение с McDonnell Douglas. По этому соглашению British Aerospace принимала участие в программе в качестве субподрядчика, что означало возвращение британского правительства в программу Harrier. Производство было начато в 1983 году, McDonnell Douglas строила 60 процентов самолётов, а British Aerospace - оставшиеся 40. AV-8B поступил на вооружение морской пехоты США в конце 1983 года, британская версия (GR.5) была принята на вооружение ВВС Великобритании несколько позже.

На базе самолётов морской пехоты было проведено несколько модификаций. В конце 80-х был создан вариант для ночных операций (AV-8B Night Attack) - в носу была размещена ИК-система переднего обзора, используемая совместно с очками ночного видения. Всего в период 1989-1993 гг. было построено 72 самолёта в модификации AV-8B Night Attack. В июне 1987 года British Aerospace и McDonnell Douglas решают создать модификацию Harrier II с радаром. Для этого в нос самолёта AV-8B Night Attack установили импульсно-доплеровскую РЛС AN/APG-65 (похожа на используемую в McDonnell Douglas F/A-18 Hornet). Эта модификация позволила самолёту вести воздушный бой и улучшила его характеристики по нанесению наземных ударов. Морская пехота заказала 31 самолёт новой модификации (Plus), её поставки были начаты в июле 1993 года. Ещё 72 самолёта были модифицированы в 1997 году. К 1997 году в морской пехоте стояли на вооружении только модификации Plus и Night Attack.

Видео по теме

Модификации

  • YAV-8B - прототип, 2 экземпляра.
  • AV-8B Harrier II - базовая модификация.
  • AV-8B Harrier II Night Attack - модернизированный вариант с ИК-системой переднего обзора и новым двигателем Pegasus 11.
  • AV-8B Harrier II Plus - модернизированный вариант Night Attack с новым радаром.
  • TAV-8B Harrier II - двухместный учебный вариант.
  • EAV-8B Matador II - обозначение в ВМС Испании.
  • EAV-8B Matador II Plus - обозначение в ВМС Испании.

Боевое применение

Применялся американской стороной во время войны в Афганистане. Ночью 14 сентября 2012 года около 15 талибов одетых в американскую форму совершили атаку на стоянку американских самолётов в Кэмп Бастион. В результате атаки было уничтожено восемь «Харриеров» и один C-130 , не считая множества зданий и ангаров .

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации AV-8B . Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER

Технические характеристики

  • Экипаж : 1 (пилот)
  • Длина : 14,12 м
  • Размах крыла : 9,245 м
  • Высота : 3,551 м
  • Площадь крыла: 21,37 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд : 30,62°
  • Коэффициент удлинения крыла : 4,0
  • База шасси : 3,481 м (между основными стойками)
  • Колея шасси : 5,182 м (между боковыми стойками)
  • Масса пустого: 5 822 кг
  • Масса снаряжённого: 6 097 кг (без боевой нагрузки)
  • Максимальная взлётная масса : 14 060 кг
    • при вертикальном взлёте: 8618 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг
  • Объём топливных баков : 4 319 л (+ 4 × 1 136 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406
  • Тяга : 1 × 95,86 кН
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 1 063 км/ч

Отходя от праздников,как всегда лучше разгоняться потихоньку. Конечно, большие праздники требуют отдыха и реабилитации:-)))Мои закончились без особых жертв и разрушений:покатался на сноуборде и посетил Немецкий музей и два его филиала(транспортный и авиационный). Вспомним опять Ошкош 2010.Тут одним из очень интересных экспонатов был Sea Harrier FA2.Что о нем известно:


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Sea Harrier FA2 - модернизированная версия палубного истребителя Sea Harrier FRS Mk.1 созданного для Королевского Флота Великобритании и ВМС Индии английской фирмой British Aerospace Military Aircraft Limited.

Основной задачей самолета является воздушное прикрытие флота, особенно от низколетящих ударных самолетов вооруженных УР класса "воздух- поверхность" большой дальности. Проект самолета оптимизирован для ведения воздушных боев с вторичными возможностями патрулирования и ударными возможностями в режиме "воздух-море" и "воздух-земля".
кабина

Контракт на модернизацию 29 Mk 1 в F/A. Mk 2 был подписан Министерством обороны Великобритании 7 декабря 1988.А первый полет F/A. Mk 2 совершил 19 сентября 1989.

Носовая стойка шасси закреплена на двух узлах из высокопрочного титанового сплава на передней и задней балках из алюминиевого сплава. Стойка убирается против полета в пространство между воздухозаборниками двигателя за задней герметизированной стенкой кабины. Носовая стойка самоориентирующаяся, управляемая, с рычажной подвеской и одним колесом, расположенным сзади. Стойка оборудована гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. В режиме самоориентации носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов в обе стороны.
переднее шасси

Модернизация началась в Kingston в октябре 1990 и продолжилась в Dunsfold и Brough. Поставка началась 2 апреля 1993. Sea Harrier F/A. Mk 2 были приняты на вооружение в марте 1995 года, поступив на борт HMS Illustrious. Первое оперативное задание было выполнено 25 декабря 1995. В общей сложности к ноябрю 1998 состояло на вооружении 26 F/A. Mk 2.
выхлоп

F/A. Mk 2 внешне отличается от FRS. Mk 1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

При работе двигателей на земле сопла обычно отклонены в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Поэтому шасси самолета имеет необычную конфигурацию с одной главной стойкой, расположенной центрально под фюзеляжем, стойками шасси на концах крыла и обычной носовой стойкой. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя.
шасси подкрыльевое

На самолете установлена импульсно-допплеровская РЛС Blue Vixen разработанная фирмой Marconi Electronic Systems. РЛС оптимизированная для совместного использования УР AIM-120 AMRAAM что уменьшает нагрузку на пилота, и защищена от воздействия систем РЭБ.

На самолете установлены 5 систем подвески вооружения реализованных на основе многоцелевых пусковых установок LAU-106A и LAU-7. Основным оружием самолета является УР AIM-120 AMRAAM, класса "воздух-воздух" с активной РЛ ГСН и мощной взрывчатой боеголовкой. Радиус действия - более 50 морских миль, скорость полета ракеты - 1.2 км в секунду. Для перехвата воздушных целей на ближнем расстоянии используется УР AIM-9M(L) Sidewinder. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль, скорость - 0.3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.

Крепление крыла осуществляется с помощью шести узлов, установленных попарно на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло демонтируется. Вся эта операция выполняется за 5 часов 30 минут. Вертикальное и горизонтальное оперение также съемное.
крыло

Министерство обороны рассматривает также возможность использования более мощных двигателей Pegasus 11-61 вместо Pegasus 11-21.
хвостовое

Базирование всех самолетов осуществляется на Royal Naval Air Station Yeovilton, где размещены три эскадрона: два боевых и учебный, задачи которого - обучение молодых пилотов и доподготовка (переподготовка) летного состава. Другие два эскадрона обеспечивают формирование авиакрыльев для авианосцев класса "Invicible".

Наш самолет был построен в 1979 году как Sea Harrier FRS Mk.1 cn XZ439 это был фактически самолет на котором отрабатывали всю серию,а также 912002/db2 mode s code 53217275 принадлежит Nalls Aviation Inc , установлен двигатель Rolls-royce MK-104.Этот самолет первым 30октября 1980 года совершил взлет с рампы в море. В октябре 1989 его первым модифицировали в Sea Harrier FA2 установив импульсно-допплеровскую РЛС Blue Vixen и УР AIM-120 AMRAAM .

Rolls-royce MK-104 который стоит на этом самолете это Rolls-royce pegasus 11 он отличался от предыдущей версии 10 увеличенным воздушным потоком с вентилятором с модифицированными лопастями.Температура выхлопных газов была увеличена до 1511 градусов по цельсию.Он имел ресурс 800 часов.

Вообще,чтобы разобраться в родословной этих машин надо понимать вот что:Хоукер Сиддли «Харриер» (англ. Hawker Siddeley Harrier) GR.1/GR.3 и AV-8A - первое поколение семейства британских истребителей-бомбардировщиков «Харриер». Разработанный в 1960-х годах, «Харриер» стал первым в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки. Серийный выпуск начат в 1967 г. Состоял на вооружении Великобритании, США и нескольких других стран.Американцы заказали фирме Hawker Siddeley 102 самолета Harrier. В США Harrier получил название AV-8A(английское обозначение - Harrier Мк.50).
Дальнейшим развитем самолёта являются машины BAE Sea Harrier, BAE Harrier II, и AV-8B Harrier II, производившиеся на предприятиях British Aerospace (Великобритания) и McDonnell Douglas (США).
щиток

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Этот отсек имеет U-образное сечение, открытое сверху, что позволяет после снятия обтекателя и крыла устанавливать или снимать двигатель. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Передняя пара сопел, через которые вытекает относительно холодный воздух из контура вентилятора, смонтирована на фюзеляже при помощи однорядного шарикового подшипника большого диаметра. Вторая пара сопел, предназначенная для горячих газов, смонтирована на двигателе при помощи такого же подшипника и не связана с конструкцией фюзеляжа. Сопла поворачиваются пневмомотором от горизонтального положения на угол около 100 градусов, изменяя положение вектора тяги от маршевого до взлетного (90 градусов) и далее до тормозящего.

Обшивка фюзеляжа сразу за задними соплами двигателя защищена экраном из нержавеющей стали с малым коэффициентом температурного расширения. Этот экран прикреплен к усиленным точкам на боковой поверхности фюзеляжа винтами с анкерными гайками, под которыми прокладывается теплоизоляция.

От компрессора высокого давления отходят снизу четыре воздухопровода - на консоли крыла к обтекателям шасси, где расположены сопла управления по крену, а также в носовую и хвостовую части самолета. В хвостовой балке имеется несколько сопел: - для управления по тангажу совместно с носовым и для управления по курсу. Система реактивного управления включается, когда сопла двигателя переводятся на угол 20 или более градусов от горизонтального положения в режиме полета с малой скоростью или при выполнении вертикальных взлетов и посадок.

Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания "свой-чужой" AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.
кабина

Изначально эти самолеты имели неформальное прозвище "Shar" перевести я его не смог!!! Подскажите,что это значит?

воздухозаборники

В следующих двух постах мы посмотрим на машины сделаные Макдонел-дуглас из музея в Пенсаколе
ЛТХ: Модификация Sea Harrier FA2 Размах крыла, м 7.70 Длина самолета, м 14.17 Высота самолета, м 3.61 Площадь крыла, м2 18,68 Масса, кг пустого самолета 6616 взлетная масса при вертикальном взлете 7992 взлетная масса при взлете с разбегом 10210 взлетная масса максимальная 11880 Масса топлива, кг внутреннего 2295 в ПТБ 2404 (2 х 1500 л) Тип двигателя и 1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk106 Максимальная тяга, кН 1 х 95,6 Максимальная скорость, км/ч. на высоте М=1.25 на уровне моря 1200 Практический потолок, м 15300 Дальность действия, км: при ВВП 135(вот это очень странная цифра и я пока не могу понять насколько она верна?) при взлетной массе 9700 кг 795 Время патрулирования, мин: при вертикальном взлете 24 при взлете с разбегом 155 м 72 Макс. эксплуатационные перегрузки 7,8 Экипаж, чел 1 Вооружение: Боевая нагрузка - 3855 кг на 6 узлах подвески: 4 УР класса воздух-воздух средней дальности AIM-120В AMRAAM или 4 УР AIM-9L Sidewinder или ASRAAM 2 противорадиолокационными УР ALARM или 2 ПКР Sea Eagle. 2 контейнера с 30-мм пушкой Aden, 500-кг бомбы

    British Aerospace Sea Harrier - Sea Harrier Dos Sea Harrier FRS.Mk 1 aproximándose a la cubierta del USS Dwight D. Eisenhower (CVN 69). Tipo Cazabombardero V/STOL Fabrica … Wikipedia Español

    FA2 Назначение: истребитель бомбардировщик Принят на вооружение: 1980 год … Википедия

    British Aerospace Harrier II - Harrier II (GR.5, GR.7 y GR.9) Un Harrier GR.9 durante una patrulla de combate sobre Afganistán en diciembre de 2008. Tipo Cazabombardero V/STOL … Wikipedia Español

    British Aerospace - (BAe) war ein britischer Rüstungs und Luftfahrtkonzern mit Sitz in Farnborough. Inhaltsverzeichnis 1 Geschichte 2 Fusion 3 Produkte (Auswahl) 4 Webli … Deutsch Wikipedia

    British Aerospace 125 - BAe 125/Dominie Hawker 1000 A Dominie navigation trainer of the Royal Air Force Role Mid size … Wikipedia

    British Aerospace - Infobox Defunct Company company name = British Aerospace plc company fate = Merged with Marconi Electronic Systems foundation = 29 April, 1977 defunct = 30 November, 1999 subsid = Rover Group (1988 1994) location = Farnborough, England, UK… … Wikipedia

    British Aerospace industry - General statistics: According to the SBAC (Society of British Aerospace Companies) the UK aerospace industry is the largest in Europe and the second largest in the world . It encompasses many British… … Wikipedia

    British Aerospace 146 - BAe 146 / Avro RJ Buzz BAe 146 300 Role Airliner First flight … Wikipedia

    Эта статья о несуществующей ныне компании British Aerospace. О её преемнике см. BAE Systems. British Aerospace plc Тип публичная компания Год основания 1977 Упразднена … Википедия

    BAE Sea Harrier - Infobox Aircraft name= Sea Harrier caption= A Sea Harrier FA2 of 801 NAS in flight at the Royal International Air Tattoo. type= V/STOL attack aircraft national origin = United Kingdom manufacturers= Hawker Siddeley British Aerospace BAE Systems… … Wikipedia

Hawker Siddeley Harrier (Харриер) – семейство многоцелевых истребителей вертикального взлета и посадки, разработанный британской компанией Hawker Siddeley в 1960-х годах. Является наиболее успешным самолетом СВВП. Модификации самолета выпускались в Великобритании (British Aerospace) и США (McDonnell Douglas).

История Harrier

В 1954 году французский авиаконструктор Мишель Вибо разработал проект СВВП на базе двигателя Orion. Запатентовав технологию, он обратился к руководству разработок НАТО и получил от него задание совместно с Bristol Engines создать новый двигатель для подобного самолета. Двигатель Orion был слишком слабым для боевого СВВП и на его место, вскоре поставили новую силовую установку на базе двигателя Орфей. Комплекс под названием B.E.53 был продемонстрирован на авиасалона Ле Бурже, где с ним познакомились инженеры фирмы Hawker. Они вступили в совместную работу с создателями силовой установки – так появилась доработанная и уникальная в своем роде силовая установка B.E.53 Pegasus.

Двигатель установили на прототип фирмы Hawker P.1127, создававшийся в качестве разведчика. С 1960 года самолет проходил активные испытания и, наконец, в 1962 году впервые совершил вертикальную посадку на авианосец Arc Royal. К 1963 году был выпущен шестой прототип с улучшенным двигателем, новым крылом и оборудованием. Вскоре Hawker выпустил 6 самолетов для проведения совместных испытаний ВВС Великобритании, США и ФРГ. В 1965 году на базе прототипов был создан самолет с характеристиками, полностью удовлетворяющими требованиям НАТО. Так появился Harrier.

В ходе проведенных летных испытаний самолеты налетали 1700 часов, осуществляя взлеты и посадки днем и ночью, на лесных и городских площадках, на палубах ударных авианосцев и небольших судов.

В 1967 году, несмотря на возникшие финансовые проблемы, компания Hawker Siddeley получила, наконец, заказ RAF на производства 60 одноместных и десять учебно-боевых двухместных — марки Т.2. В апреле 1969 года эти самолеты под обозначением Harrier GR.1 поступили на вооружение 1-й эскадрильи RAF, базирующейся в Уиттеринге.

Видео Harrier: Видео руления, вертикального взлета и полета истребителя на авиасалоне Yuma 2013, США

Конструкция Harrier

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан нормальной аэродинамической схемы с велосипедным шасси. Оснащён одним турбовентиляторным двигателем Rolls-Royce Pegasus с четырьмя поворотными соплами, расположенными попарно слева и справа от фюзеляжа- под центропланом и в кормовой части: первые создают тягу холодным сжатым воздухом от первого контура двигателя, вторые - горячим выхлопом двигателя.

Модификации

Первая производственная серия самолётов была обозначена как Hawker Siddeley Harrier GR.1 и являлась непосредственным развитием прототипа Kestrel. Производство велось на заводах в городах Kingston upon Thames и Dunsfold, Surrey. Первый полёт самолёт выполнил 28 декабря 1967 года, а в 1969 году вошёл в эксплуатацию ВВС Великобритании. В начале 1970 годов поступил на вооружение корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании.

Следующей модификацией самолёта стал Harrier GR.3 с улучшенной системой лазерного целеуказания и несколько увеличенной мощностью двигателя. Данная модификация с некоторыми изменениями (устанавливалось две автоматические 30-мм пушки ADEN и две ракеты AIM-9 Sidewinder) выпускалась и на экспорт под обозначением AV-8A: 113 машин было произведено для корпуса морской пехоты США и ВМФ Испании. Всего было разработано более 10 модификаций первого поколения семейства Harrier:

GR.1, GR.1A, GR.3, двухместные учебные варианты T.2/T.2A/T4; экспортные модификации для США: AV-8A/AV-8C, учебный двухместный TAV-8A ; экспортные модификации для Испании (и позже — Таиланда): AV-8S Matador (обозначение во флоте Испании VA-1 Matador, внутреннее обозначение разработчика Mk 53 и Mk 55).

Схема истребителя Harrier