Презентация к уроку щелочноземельные металлы. Щелочноземельные металлы (9-й класс)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БЕРИЛИЙ, МАГНИЙ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Что узнаем… 18.04.17 Положение металлов в Периодической системе Изменение свойств в группе История названия Нахождение в природе Физические свойства Химические свойства Закрепление Литература

18.04.17 Бериллий, магний и щелочноземельные металлы находятся в IIA- группе Максимальная степень окисления +2 Строение внешнего энергетического уровня ns 2 Валентность - I I

18.04.17 Ra Ba Sr Ca М g Ве Изменение свойств группе В ряду металлов: Радиус атома увеличивается Увеличиваются восстановительные свойства (способность отдавать электроны) Уменьшается прочность химической связи металл – металл

18.04.17 «Если не знать имен - умрет и познание вещей» Карл Линней

ОТКРЫТИЕ МЕТАЛЛОВ Магний и кальций были впервые получены английским химиком и физиком Г. Дэви в 1808 г. Магний из белой магнезии. По названию минерала дали название элементу. Название элемента кальций происходит от лат. Слова кальс, что означает «известь, мягкий камень». 18.04.17 Гемфри Дэви (1778 – 1829)

Магниевая горная порода – магнезит. Нахождение в природе Как активные металлы, они встречаются в природе только в виде соединений Кальциевые горные породы – известняк, мрамор, мел.

18.04.17 Щелочные металлы легкие, мягкие и легкоплавкие, серебристы, стронций имеет золотистый оттенок. Стронций - ковкий Физические свойства Бериллий - светло-серый, твердый, хрупкий Магний - относительно мягкий, пластичный, ковкий Кальций - твердый и пластичный

18.04.17 Химические свойства 1. Металлы взаимодействуют почти со всеми неметаллами: 2Ме 0 + О 2 0 =2Ме +2 О -2 (оксид) Ме 0 + Н 2 0 = Ме +2 Н 2 -1 (гидрид) Ме 0 + Cl 2 0 = M е + 2 Cl 2 -1 (хлорид) Ме 0 + S 0 = M е + 2 S -2 (сульфид) 3Ме 0 + N 2 0 = M е 3 + 2 N 2 - 3 (нитрид)

18.04.17 Химические свойства 2. Бериллий с водой не реагирует, магний реагирует медленно, остальные металлы реагируют с водой, образуя щелочи и восстанавливая воду до водорода: Ме 0 + 2Н 2 О = Ме +2 (ОН) 2 + Н 2  3. Магний реагирует с кислотами. Ме 0 + 2Н Cl = Ме +2 Cl 2 + Н 2  4. Магний и кальций реагирует с оксидами. 2 М g 0 + Ti О 2 = 2 М g +2 О + Ti

Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; б) число электронных слоев: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; г) радиус атома: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K ; д) восстановительные свойства: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K . 18.04.17

18.04.17 Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 в) М+ С1 2 Пример: ___________________ Пример: б) М+ S г) М+ N 2 Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? а) Ca + H 2 O → ………………………. б) Sr + H 2 O →………………………. в) Ba + Н 2 О→……………………….. Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ……………………… ............................................ Проверь себя


Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

  • I группа главная подгруппа.

Увеличивается радиус атомов,

растет восстановительная способность


Общая характеристика

элементов I группы главной подгруппы

Восстано-вительные свойства

соединения

Метал-лические свойства

Атомный радиус

Валентные

элемент

электроны

увеличиваются

увеличиваются

Li 2 O, LiOH

основные свойства

2s 1

Na 2 O, NaOH

основные свойства

3s 1

K 2 O, KOH

основные свойства

4s 1

Rb 2 O, RbOH

основные свойства

Изучение нового материала. Все сведения не появляются сразу, а имеется возможность входе беседы с учащимися проверить их мнение и вместе дать общую характеристику щелочных металлов по их положению в таблице.

5s 1

Cs 2 O, CsOH

основные свойства

6s 1

Радиоактивный

элемент

7s 1


Физические свойства щелочных металлов

Металлическая кристаллическая решетка

Твердые вещества серебристо-белого цвета

Электропроводны и теплопроводны

Легкоплавкие. пластичные


Щелочные металлы – простые вещества

Литий и натрий - мягкие щелочные металлы серебристо-белого цвета

Натрий – мягкий металл, его можно резать ножом .

Натрий

Литий


Калий и рубидий

мягкие щелочные металлы серебристо-белого цвета

Рубидий

Калий


цезий

Цезий 99,99999% в ампуле

Мягкий щелочной металл золотисто-белого цвета


Франций

из которого получают франций

  • Франций - щелочной металл, обладающий как радиоактивностью, так и высокой химической активностью. Не имеет стабильных изотопов

Франций-223 (самый долгоживущий из изотопов франция, период полураспада 22,3 минуты) содержится в одной из побочных ветвей радиоактивного ряда урана-235 и может быть выделен из природных урановых минералов


Химические свойства щелочных металлов

  • Типичные металлы, очень сильные восстановители. В соединениях проявляют единственную степень окисления +1. Восстановительная способность увеличивается с ростом атомной массы. Взаимодействуют с водой с образованием гидроксидов (R–OH) щёлочей.
  • Воспламеняются на воздухе при умеренном нагревании. С водородом образуют солеобразные гидриды. Продукты сгорания чаще всего пероксиды (кроме лития).
  • Восстановительная способность увеличивается в ряду Li–Na–K–Rb–Cs

Химические свойства

  • 2Na + Cl 2 = 2NaCl (в атмосфере F 2 и Cl 2 щелочные Me самовоспламеняются)
  • 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Na + O 2 = Na 2 O 2 K + O 2 = KO 2

оксид Li пероксид Na надпероксид K

3) 2Na + Н 2 = 2NaН (при нагревании 200-400 o C)

4) 6Li + N 2 = 2Li 3 N (Li - при комнатной T, остальные щелочные Me -при нагревании)

5) 2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2

( Li - спокойно, Na - энергично,

остальные – со взрывом –

воспламеняется выделяющийся Н 2

Rb и Cs реагируют не только

с жидкой Н 2 О , но и со льдом. .

6) 2Na+ Н 2 4 = Na 2 4 + Н 2

(протекают очень бурно)


Гидроксиды

  • KOH – едкое кали
  • NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик

Образование гидроксидов

K 2 O + H 2 O= 2KOH

  • Гидроксиды щелочных металлов, кроме Li, термостойки и не разрушаются от температуры.
  • Гидроксиды реагируют с

Кислотами

2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

Кислотными оксидами

2KOH + SO 3 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

Солями (если образуется нерастворимое основание).

2NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4


Качественное определение щелочных металлов

Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки.

Li+ - карминово-красный K+ - фиолетовый Cs+ фиолетово-синий

Na+ - желтый Rb + - красный

Li+ Na+ K+


Получение щелочных металлов

1) Электролиз расплавов соединений щелочных металлов:

2МеCl = 2Ме + Cl 2

4МеOH = 4Ме + 2Н 2 О + О 2

2) Восстановление оксидов и гидроксидов щелочных металлов:

2Li 2 O + Si = 4Li + SiO 2

KOH + Na = NаOH + K

Схема электролизера для получения натрия

Ванна состоит из стального кожуха с шамотной футеровкой, графитовым анодом А и кольцевым железный катодом К, между которыми расположена сетчатая диафрагма. Электролитом служит более легкоплавкая смесь его с 25% NaF и 12% КСl (что позволяет проводить процесс при 610–650°С). Металлический натрий собирается в верхней части кольцевого катодного пространства, откуда и переходит в сборник. По мере хода электролиза в ванну добавляют NaCl.


Применение щелочных металлов


Биологическая роль и применение

Соединений калия и натрия

Раствор хлорида натрия (0,9%) применяется в медицине. Такой раствор называется физиологическим

Питьевая сода применяется в кулинарии, для выпечки кондитерских изделий.

Хлорид натрия - как добавка к пище

Сколько воды и хлорида натрия нужно взять для приготовления физиологического раствора

массой 0,5 кг?

Хлорид калия - очень ценное минеральное удобрение. Рассчитайте массовую долю калия (%) в этом веществе.

Смесь хлорида и гидрокарбоната натрия массой 15 г обработали уксусной кислотой, при этом выделилось 2,8 л (н.у.) газа. Определите массовые доли в процентах компонентов смеси.

Тривиальные названия солей:

70% NaHCO 3

4,5г соли

495,5 г воды

Поваренная соль

30% NaCl

Калийные удобрения играю важную роль в жизни растений.

Для работы слайда необходимо кликнуть мышью на любой синий прямоугольник. Для 1-3 ячейки таблицы это задача. Для 4 ячейки - проверка знаний тривиальных названий веществ.

Калийная селитра

Na 2 CO 3 *10H 2 O

Кристалли-ческая сода

Na 2 SO 4 *10H 2 O

Глауберова соль

Питьевая сода


Охладитель в ядерных реакторах

В медицине

При изготовлении фарфора

В металлургии для удаления примесей


Калийные удобрения. Влияет на интенсивность фотосинтеза у растений

Внутриклеточный ион. Поддерживает работу сердечной мышцы (курага, бобовые, чернослив, изюм)

Бертолетова соль – обязательная часть праздничного фейерверка


Na+ внеклеточный ион (содержится в крови и лимфе)


Изготовление фотоэлементов

В медицине как болеутоляющие и успокоительные средства

В научных исследованиях


Промотор в каталитических процессах

Производство специальных стекол

Производство приборов радиационного контроля


Фотография

Описание минерала

Химический состав

Бесцветный, красный, желтый, зеленый

Плотность

3,1-3,2 г/см 3

Твердость

Сподуменн


Фотография

Описание минерала

Химический состав

Бесцветный, красный, желтый, синий

Плотность

2,2-2,3г/см 3

Твердость

Галит


Природные соединения калия

Фотография

Описание минерала

Химический состав

Бесцветный, молочно-белый, темно-красный, розовый

Плотность

Твердость

1,97-1,99 г/см 3

Сильвин


Природные соединения калия

Фотография

Описание минерала

Химический состав

MgCl 2 ·KCl·6H 2 O

Красный, желтый, белый, бесцветный

Плотность

Твердость

Жгучий соленый

Карналит


Спасибо за урок!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Щелочноземельные металлы

Положение в периодической таблице. В периодической системе находятся в главной подгруппе II группы. Являются сильными восстановителями, отдают 2 ē , во всех соединениях проявляют степень окисления +2. Общая конфигурация внешнего энергетического уровня nS ² Mg +12 2 ē , 8 ē , 2 ē Ca +20 2 ē , 8 ē , 8 ē , 2 ē Sr +38 2 ē , 8 ē , 18 ē , 8 ē , 2 ē Ba +56 2 ē , 8 ē , 18 ē , 18 ē , 8 ē , 2 ē

Положение в периодической таблице Be Mg Ca Sr Ba Ra Восстановительные свойства усиливаются

Строение атома +4)) +12))) +20)))) +38))))) +56)))))) Ве Mg Ca Sr Ba 2 2 2 2 2

Физические свойства щелочноземельных металлов Щелочноземельные металлы – серебристо-белые, твёрдые вещества. По сравнению со щелочными металлами обладают более высокими t°пл. и t°кип., потенциалами ионизации, плотностями и твердостью. Бериллий (Ве) очень твердый материал и способен оставлять царапины на стекле; твердость других элементов подгруппы уменьшается, и барий по твердости близок к свинцу

Физические свойства щелочноземельных металлов. Величины Be Mg Ca Sr Ba Ra Ρ г/см 1,85 1,737 1,54 2,63 3,6 6 T пл. ° по С 1287 648 842 768 727 969

Физические свойства цвет пламени þ t плавления 1,74г/ см 3 651 С 0 1,54г/ см 3 851 С 0 2,63г/ см 3 770 С 0 3,76г/ см 3 710 С 0 Mg Ca Sr Ba

Нахождение в природе Бериллий: 3BeO Al2O3 6SiO2 – берилл Магний: MgCO3 – магнезит Кальций: CaCO3 MgCO3 – доломит KCl MgSO4 3H2O – каинит KCl MgCl2 6H2O – карналлит CaCO3 – кальцит (известняк, мрамор, мел.) Ca3(PO4)2 – апатит, фосфорит CaSO4 2H2O – гипс CaSO4 – ангидрит CaF2 – плавиковый шпат (флюорит) Стронций: SrSO4 – целестин SrCO3 – стронцианит Барий: BaSO4 – барит BaCO3 – витерит

Химические свойства С простыми веществами(неметаллами) 2Me 0 +O 2 → 2Me +2 O -2 - оксид Me 0 +H 2 → Me +2 H 2 - гидрид Me 0 +Cl 0 2 → Me +2 Cl 2 - хлорид Me 0 +S 0 → Me +2 S -2 - сульфид 2. Со сложными веществами Me 0 +2HCl → Me +2 Cl 2 + H 2 Me 0 +2HOH → Me +2 (OH) 2 + Н 2

Соединения щелочноземельных металлов Оксиды щелочноземельных металлов –МеО, имеют основный характер, легко реагируют с оксидами неметаллов с образованием соответствующих солей.

BaSO 4 Благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.

Ca 3 (PO 4) 2 Входит в состав фосфоритов и апатитов, а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержится 1 кг Са в виде фосфата кальция.

CaCO 3 Карбонат кальция – одно из самых распространённых на Земле соединений. Его содержат горные породы – мел, мрамор, известняк.

CaSO 4 ∙ 2H 2 O Встречается в природе в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков.

MgCO 3 Широко применяется в производстве стекла, цемента, кирпича, а также в металлургии для перевода пустой породы в шлак.

Са(ОН) 2 Гидроксид кальция или гашёная известь с песком и водой называется известковым раствором и широко используется в строительстве. При нагревании разлагается на оксид и воду.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24» г. Сыктывкара

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Щелочноземельные металлы

Выполнила: Малахаева Анна Львовна

СЫКТЫВКАР, 2015

Цель урока:

    Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов;

    Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.

Тип урока - урок освоения нового материала.

Технология критического мышления

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения :

    Ч астично-поисковый;

    Межпредметная беседа.

Приемы обучения :

    самостоятельная /парная / индивидуальная работа учащихся.

Задачи

I Обучающие:

    Описывать физические свойства ЩЗ металлов;

    Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения ЩЗ металлов.

II Развивающие:

    Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании ЩЗ металлов;

III Воспитательные :

Оборудование:

    Мультимедийный проектор

    для демонстрационных опытов: магний, соляная кислота, ложечки для сжигания веществ, спички, склянки заполненные кислородом, пробирки;

    инструктивная карточка «Применение ЩЗ металлов и их соединений»

Литература для учителя:

    Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.

    Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.

    Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: учебно-метод. Пособие. –М.: Вентана –Граф, 2006.

    Г.О. Аствацатуров Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2009.

    Материалы мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург.

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие учителя. Готовность к уроку. Что вы видите на картинки. Что их объединяет? (Слайд 1). Металлы.

II Актуализация знаний

Давайте вспомним все то, что знаем о металлах («Знаю»). Металлы располагаются в нижней левой части ПС, обладают металлическим блеском, хорошо проводят электрический ток, а также изучили свойства щелочных металлов (Слайд 2). А что мы еще не изучили? Предполагают, щелочноземельные металлы и подгруппа алюминия . Итак, какова же тема урока сегодня? Щелочноземельные металлы (Слайд 3). Значит, что мы хотим узнать? Физические свойства, химические свойства и применение (Слайд 4). Целью нашего урока будет: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать о применении щелочноземельных металлов (Слайд 5).

Физические свойства ЩЗ металлов. Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы? Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии со щелочными), невысокая плотность. У вас на столах есть инструктивная карточка. Прочитайте текст. Что общего между ними? Имеют серебристый цвет, и все мягкие, кроме бериллия (Слайд 6) .

Что обуславливает химические свойства щелочноземельных металлов? Наличие 2 электронов на внешнем энергетическом уровне. Как вы думаете, с чем будут реагировать щелочноземельные металлы? Могут предположить: с водой, кислотами, кислородом.

Химические свойства ЩЗ металлов.

Давайте рассмотри химические свойства. Для этого разделимся на три группы (по колонкам). Откройте §51 стр.237. I колонка запишет химические свойства с кислородом и с галогеном на примере магния. 2 Me + O 2 = 2 MeO (оксид), 2M g + O 2 = 2M gO . Посмотрим, как сгорает магний (демонстрационный опыт: горение магния (показывает ученик)). Me + Hal 2 = MeHal 2 ( галогениды ), Mg + Cl 2 = MgCl 2 .

II колонка – с серой и с азотом на примере кальция. Me + S = MeS ( сульфид ), Sr + S = SrS; Me + N 2 = Me 2 N 3 ( нитрид ), Sr + N 2 = Sr 2 N 3 . III колонка – с водородом и с водою на примере кальция. Mе + H 2 = MеH 2 (гидрид), Ca + H 2 = Ca H 2 ; Ме + 2Н 2 О = M е(OH ) 2 + H 2 , Ca + 2Н 2 О = Ca (OH ) 2 + H 2 .

Еще ЩЗ металлы будут взаимодействовать с кислотами. Посмотрим, как магний будет взаимодействовать с соляной кислотой (демонстрационный опыт: взаимодействие магния с кислотой (показывает ученик)). Внимание на слайд! Me + кислоты = соль + H 2 (Слайд 7) . Какие продукты образовались в результате реакции? Хлорид магния и выделяется водород. Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2.

Нахождение щелочноземельных металлов в природе и соединения щелочноземельных металлов. Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде? Нигде, т.к. в чистом виде они не встречаются ввиду своей высокой химической активности. У вас на столах лежат листочки. Просмотрите текст глазами (15 секунд). Сейчас я показываю вам картинку, а вы, пользуясь текстом, который лежит у вас на столах, будете рассказывать, где встречается и используется данный металл. Отвечают, используя текст на столах (Слайды 8-9) .

III Закрепление

Сегодня мы с вами изучили щелочноземельные металлы. Что вы узнали о них? Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока? Да, достигли, мы узнали их физические и химические свойства, нахождение их в природе и применение (Слайд 10). А теперь «Заполним пропуски!» (Слайд 11) . Домашнее задание. §51; подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам: I вариант – Be , II вариант – Mg , III вариант – Ca , IV вариант – Sr , V вариант – Ba , VI вариант – Ra (Слайд 12).

Инструктивная карточка «Физические свойства, применение и нахождение ЩЗ металлов и их соединений»

Бериллий - твердый металл светло-серого цвета. Встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичные (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.

Магний - мягкий, серебристо-белый металл. Б ыл впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит Mg CO 3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.

Кальций - мягкий серебристо-белого цвета . Занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Также кальций содержится в костях и зубах человека.

Стронций - мягкий, ковкий и пластичный серебристо-золотого цвета. Встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» - сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO 3 . Основные области применения стронция и его химических соединений - это радиоэлектронная промышленность, пиротехника, металлургия

Барий - мягкий металл серебристо-белого цвета. Встречается в виде барита BaSO 4 («барис»- тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон. BaSO 4 благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.

Радий - блестящий металл серебристо-золотого цвета.

Используют для изготовления светящихся красок постоянного свечения (для разметки циферблатов авиационных и морских приборов, специальных часов и других приборов).

Заполни пропуски!

    Ca + … = 2CaO

    + … = Be 3 N 2

    Mg + … = MgSO 4 + …

Тема: Соединения щелочноземельных металлов Ц е л ь у р о к а: - на основе знаний общих свойств металлов и их соединений (оксидов и гидроксидов), охарактеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов; обобщать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, логически рассуждать. Эпиграф к уроку Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б. Шоу


I игровая пятиминутка. Определите металл 1. тот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд. 2. Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства. 3. Морская соль имеет горький вкус из - за наличия в ней катионов данного металла. 4. Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании. 5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на трёх энергетических уровнях.


1. Вследствие высокой химической активности этот металл не пригоден для изготовления изделий. 2. В организме взрослого человека содержится более 1 кг данного элемента в виде фосфата. 3. Этот металл был впервые получен Г. Дэви в 1808 г. 4. Соединения этого элемента широко используется, например, в строительстве. Мел, мрамор, известняк - это его карбонат. 5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на четырёх энергетических уровнях.


Продолжите высказывание 1. Кальций отличается по физическим свойствам от щелочных металлов а) цветом б) плотностью в) твёрдостью г) температурой плавления 2. С кальцием реагирует а) CI 2, P, Si б) C, CI 2,S в) O 2, H 2, Fe 3. Водород можно получить при взаимодействии кальция с а) HCI б) CO2 в) H 2 O г) NaOH д) H 2 SO4 4. У кальция электроны распределены по энергетическим уровням а) 2,8.8,3 б) 2,8,8,1 в) 2,8,8,2 5. Кальций проявляет свойства а) окислительные б) восстановительные в) окислительные и восстановительные






CaCO 3 - карбонат кальция - одно из самых распространенных на Земле соединений. Известны такие содержащие его минералы, как мрамор, мел, известняк. Самый важный из этих минералов - известняк, без которого не обходится ни одно строительство, во - вторых, это сырьё для получения других материалов: цемента, гашеной и негашеной извести, стекла и т. д. В нашей области большие залежи известняка и мела. Поэтому в Белгородской области много заводов по производству цемента и производственного мела.


МРАМОР (от греч. marmaros блестящий камень), кристаллическая зернистая метаморфическая карбонатная порода, продукт перекристаллизации известняка, реже – доломита. Благодаря тесному сцеплению зерен кальцита между собой порода хорошо полируется. В технике и строительстве мрамором называют любую карбонатную породу, удовлетворительно поддающуюся полировке, – известняк, доломит или мрамор. Метаморфизм чистого известняка приводит к образованию мрамора, поскольку единственное возможное изменение кальцита при высоких давлениях и температурах – его перекристаллизация. Окраска мрамора обычно светлая, однако присутствие даже долей процента примесей – силикатов, оксидов железа и графита – приводит к окрашиванию породы в разные цвета и оттенки, включая желтый, коричневый, красный, зеленый и даже черный; бывают и пестрые, разноцветные мраморы.


Известняки ИЗВЕСТНЯК, осадочная горная порода, состоящая главным образом из кальцита, редко из арагонита; часто с примесью доломита, глинистых и песчаных частиц. Известняки нередко содержат остатки известковых скелетов ископаемых организмов. Используется в металлургии (флюсы), строительстве, химической промышленности и др


MgCO 3- карбонат магния, необходим в производстве цемента, стекла, кирпича, а так же в металлургии для перевода пустой породы, т. е. не содержащей соединения металла, в шлак. CaSO 4 - сульфат кальция, встречается в природе в виде минерала гипса CaSO 4* 2H 2 O, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок, для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс 2CaSO 4 - алебастр.


MgSO 4 - сульфат магния, известный под названием горькая, или английская, соль, используемый в медицине в качестве слабительного средства. Содержится в морской воде и придает ей горький вкус Ca 3 (PO 4) 2 - фосфат кальция, входит в состав фосфоритов (горная порода) и апатитов (минерал), а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержатся более 1 кг кальция в виде соединения Ca 3 (PO 4) 2.




Кодированный диктант 1. Оксиды проявляют основные свойства, кроме бериллия. (1) 2. Все оксиды главной подгруппы II группы активны в реакции с водой. (0) 3. Оксиды кальция в технике называют негашёной известью. (1) 4. Для обнаружения углекислого газа используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. (1) 5. Карбонат бария – основная часть минералов: мела, мрамора, известняка.(0) Учащиеся проводят взаимопроверку работ.