Составить предложение со словом «корова» в разных значениях. Хозяйственное значение коровы Проказливая, но верная

За что люди благодарны корове?

Живя в городе, очень редко можно увидеть корову. Однако не бывает и дня, чтобы вы не пили молока, не ели сметану, творог, сливочное масло, разного рода йогурты и другие молочные продукты. И всё это изобилие дарит нам замечательная кормилица, которую принято называть коровушкой.

Рекордный удой от коровы составляет 86 литров в сутки. Чтобы понять, как это много, представьте себе, что одна такая корова способна ежедневно напоить молоком учащихся целой школы!

У одного из африканских племен даже бытует поговорка: «Кроме короля, нет никого важнее коровы»!

Молоко всегда имеет приятный вкус, потому что эти животные обладают прекрасным обонянием. На пастбище корова тщательно обнюхивают землю - именно землю, а не траву. И только после такого «контроля» она начинает ее щипать. А на недавно удобренном участке корова откажется пастись.

О том, хорош ли корм, животному дают ответ тысячи вкусовых сосочков, расположенных на его языке и во рту. Коровы способны различать сладкое, кислое, солёное и горькое. Поговорка гласит: «У коровы молоко на языке».

В коровьем стаде существуют определённые законы и порядок. В нём всегда есть признанное всеми ведущее животное, лидер. Между собой коровы общаются посредством мычания. Это их язык - ведь мычание имеет много звуковых и смысловых оттенков. И особенно общительны между собой телята.

Как с ней помириться

Все, кто имели дело с коровами, знают - это не простое «жвачное животное», а прекрасное, умное и доброе существо со своими привычками и особенностями.

Корова обычно привязывается к хозяевам и расставание с ними переносит очень тяжело. Известно немало случаев, когда верная корова убегала от нового хозяина, чтобы возвратиться в свой родной дом.

А как же люди? Всегда ли они отвечают любовью на чувства животных? Вот достоверный рассказ о том, что корова заслуживает ответной доброты и уважения людей.

Одна женщина купила корову - дойную, но с характером. Стала её новая хозяйка доить. Крова стояла как-то неудобно, и женщина грубовато ударила животное по ноге. И, представьте себе, корова обиделась и не дала молока. Тогда рассерженная хозяйка выгнала её из сарая во двор.

Тем временем в гости к хозяйке пришла её сестра и увидела посреди двора корову, которая стояла и плакала. Слёзы прямо так и катились у неё из глаз. Подошла сестра к корове. А та, конечно, сказать ничего не может, но видно, что жалуется. Сестра в дом вошла и спрашивает:

А почему корова плачет?

Да это я с ней грубовато разговаривала и ещё по ноге ударила. Вот она мне молока и не дала.

Ну что теперь поделаешь, надо с ней как-то помириться. Отрежь хлеба, посыпь солью и дай обиженной.

Послушала хозяйка совета сестры и предложила корове подсоленный хлеб, да ещё и ласково погладила. Корова и успокоилась. После этого у неё всегда было много вкусного молока - не одной семье хватало. Вот как бывает!

Проказливая, но верная

Корова — очень умное домашнее животное, и каждая со своими привычками и характером. Причём и то и другое проявляется не только дома, но и в стаде, где существуют определённые законы и порядок. Одна корова может быть по натуре вожаком, лидером, другая - подчинённой, а по характеру — спокойной и уравновешенной или нервной и бодливой.

Владельцы коров знают, что они, подобно собакам и кошкам, способны быть верными своим хозяевам. Не перенеся разлуки, коровы могут находить обратную дорогу к родным им людям из очень дальних краёв.

Вот, например, какой любопытный случай, который произошёл на юге Америки с коровой по кличке Джулия.

Эта замечательная корова была большой любительницей апельсинов и мандаринов, которые растут в тех местах. Чтобы полакомиться и вообще прогуляться на свободе, Джулия могла перепрыгнуть через ограду высотой более метра.

Хозяину надоели частые проделки коровы, и он продал её соседнему фермеру. А тот жил в тридцати километрах от него.

Но на новом месте Джулия пробыла недолго. Дождавшись ночи, она умело (опыт-то у неё был) перепрыгнула через забор и отправилась в обратный путь.

На пути были болота, канавы, холмы, пришлось даже переплыть реку. Однако, преодолев все эти препятствия, верная корова вернулась к старому владельцу.

Отважная мама

Глядя на обычно спокойную, редко спешащую корову, сразу и не подумаешь, что она не только очень ласковая, но и храбрая мама. Корова всегда готова к яростному отпору с риском для собственной жизни, если надо защитить своего телёнка.

Например, дело было в Индии, в небольшом селении. Вокруг него далеко протянулись бескрайние и непроходимые тропические леса — джунгли. Однажды голодный тигр решил поживиться в этом селении лёгкой добычей. Он бесшумно вышел из джунглей и, перескочив через плетень, забрался во двор. Там под навесом мирно стояли корова с маленьким телёнком.

Хищник первым делом кинулся к телёнку. Но не тут-то было! Корова мигом отреагировала на прыжок тигра, ловко отбросив его сильным ударом рогов. А после этого с неистовым мычанием и рёвом стала гонять опешившего, растерявшегося зверя по двору. Наклонив угрожающе голову с рогами, корова неотвязно преследовала его.

Тигру пришлось отступить. Так храбрая мама-корова заставила бежать со двора большого и сильного зверя.

Когда рога не лишние

А этот рассказ принадлежит перу Константина Дмитриевича Ушинского, замечательного русского педагога, который жил и работал около ста пятидесяти лет назад. Поэтому не удивляйтесь, что телёнка он называет, как было принято в те времена, - теля. А нравы у мамы-коровы с тех пор не изменились.

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.

Помучились с ней и мать и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень удерёт, или в жите очутится, - иди и выручай!

Особенно когда бывал у неё телёнок - удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то откладывал, будто что предчувствовал.

А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову да махнёт, - так и на лошади не догонишь.

Вот раз, летом, прибежала она от пастуха ещё задолго до вечера, - было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре, девочке эдак лет двенадцати:

Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку попасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко: что им тут без толку стоять.

Взяла Феня хворостину и погнала теля и корову. Пригнала их на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести. Плела из васильков, что по дороге во ржи нарвала. Плетёт и песенку поёт.

Глядит Феня что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака, Серко. Известно, - волк на собаку совсем похож; только шея неповоротливая и глаза блестят. Но Феня волка никогда вблизи не видала.

Стала Феня собаку манить:

Серко, Серко! — как смотрит: телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё, как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать. Телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, и передними копытами землю роет. А рога-то прямо волку выставила.

Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голоса нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил: с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмёшь. И стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться или теля отхватить, — только куда ни кинется, везде рога ему навстречу.

Феня хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.

Стала тут девочка кричать, на помощь звать.

Наш казак пахал на взгорке, услышал, что и корова ревёт и девочка кричит, кинул соху и побежал на крик.

Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться: такой он большой; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле.

Как завидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся ещё раз, завыл, да и в лозняк.

Феню казаки едва домой довели - так перепугалась девочка.

Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

Как трусость мальчика погубила корову

(по рассказу «Корова» Л. Н. Толстого)

Жила вдова Марья со своей матерью и шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои (остатки от еды) дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит - Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, но напрасно. Потом они узнали, что она умерла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане. Мать заплакала. Она сказала:

Убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока?

Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи.

С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек…

Древним символом космических сил, сотворивших мир, являлись бык и корова, верховная божественная пара. Они представляли активный и пассивный аспекты созидательных сил Вселенной. Корова при этом была персонификацией Матери-Земли и символизировала огромное космическое лоно, в котором вынашивалось все существующее.

Она также представляла луну и небо; ее рога напоминали полумесяц, а молоко ассоциировалось с Млечным Путем. Встречающиеся изображения коровы с диском Солнца между рогами являются отражением идеи о небесной корове-матери, которая заботится о Солнце в течение ночи. Великая Мать и лунные богини зачастую изображались с коровьими рогами.

Во многих традициях корова олицетворяла плодородие, изобилие, благоденствие.

В Египте этот символ был связан с идеей жизненного тепла. Богиня неба и Великая Мать почитались в качестве божественной коровы, родившей солнце. Хатор, богиня неба, радости и любви, кормилица всех сущих на земле, в древнейший период имела облик коровы, а впоследствии изображалась женщиной с коровьими рогами. Исида как богиня неба изображалась в виде коровы или с коровьими рогами на голове. В дальнейшем, после утверждения гелиопольского пантеона, владычицей неба признается мать Исиды, богиня Нут. Ноги небесной коровы Нут — это четыре стороны света, на ее теле располагаются звезды. Солнечный бог Ра поднимается из океана на небесной корове, иногда отождествляемой с Нут, которая встала из воды и превратилась в небо. В «Текстах пирамид» говорится о Ра как о «золотом теленке», рожденном коровой-небом, а об умершем фараоне говорится, что великая корова беременеет им, рождает его и поддерживает своими крыльями. Двуглавая корова олицетворяет Верхний и Нижний Египет.

Один из главных богов шумеро-аккадского пантеона Энлиль почитался как божественный бык, а его супруга Нинлиль — как божественная корова. Считалось, что их союз дал Месопотамии плодородную почву. Близ Ура стоял храм, построенный в честь божественной коровы; его украшали изображения быков и коров. В гимне в честь Нанны, бога Луны, где он воспевается как владыка Ура, бог, проплывая по небу в лодке, любуется стадами коров; здесь это, очевидно, звезды. Инанна (Иштар) — «Царица небес», богиня грозы, распри и любви, тоже иногда изображается в образе коровы; она говорит о себе: «Я — прекрасная дикая буйволица моего отца Энлиля».

В Древней Индии корова — священное животное, символизирующее плодовитость, изобилие, землю, персонификация как неба, так и земли. В индуистской и в буддийской традиции спокойный, уравновешенный характер коровы, вероятно, настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным.

«Священная корова» Индии — кормилица, которая дает плодородие и изобилие (Притхиви, Адити). Притхиви — обожествленная и персонифицированная земля, мать всех существ. Она обычно прославляется вместе с Дьяусом-небом. Притхиви — женское начало, мать, а Дьяус — мужское начало, отец. Они супруги, которые первоначально были слиты воедино. Их разъединение, приписываемое прежде всего Индре (или Варуне) приравнивается к созданию Вселенной. Молоко Притхиви проливается в виде плодоносного дождя.

Корова Вак, или Вач (от др.-инд. «речь», «слово»), женский аспект Брахмы, в индуизме известна как «Поющая Корова» или «Корова изобилия». Первое определение — поющая — берет свое начало от идеи сотворения звука в мире, второе — от ее функции питать мир своим молоком, мелкой пылью Млечного Пути. Вач многообразна, по мнению Е. П. Блаватской, это «самая сокровенная из всех Браманических Богинь; та, которую именуют „Сладкозвучной Коровой, дающей Пищу и Воду“ — Земля со всеми ее мистическими силами». Она — владычица и собирательница богатств; тот, кого она любит, становится сильным и мудрым. Она насыщает тех, кто слышит сказанное ею. В эпический период Вач становится богиней мудрости и красноречия.

Сурабхи (от др.-инд. «сладко пахнущая») или Камадхену («корова желаний») — это божественная корова, появившаяся из океана при его пахтанье; она постоянно живет в раю Индры.

Чудесная страна Голока (коровий мир) — это рай Кришны, расположенный на южных склонах горы Меру. В рай переносятся почитатели Кришны в виде коров, животных и птиц, а самые верные — в виде пастухов и пастушек, которые присоединяются к небесному танцу Кришны и живут, свободные от забот, в постоянной радости.

У греков в облике коровы предстают Гера и Ио. Верховная олимпийская богиня, супруга Зевса, Гера почитается в виде коровы в Аргосе, у Гомера она упоминается с эпитетом «волоокая». Опасаясь гнева ревнивой Геры, Зевс превратил свою возлюбленную Ио в белоснежную телку. После этого Ио, мучимая оводом, насланным Герой, долго странствовала, прежде чем приняла прежний облик.

В скандинавской мифологии волшебная корова Аудумла возникла из растаявшего инея, который наполнял мировую бездну. Она своим молоком вскормила великана Имира, из тела которого был создан мир. Сама она питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Из этих камней возник предок богов Бури.

У славян корова — олицетворение богини неба, кормилицы земли, которая своим молоком поит поля; молоко такой коровы — символ благодатного дождя.

Конечно, дурную голову лучше отсечь, чтобы не портила остальные, - гнилое яблоко выбрасывают из подпола и больную корову выводят из хлева.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Как не живит человека богатство или победа, так не живят его и мелкие радости, которые подбрасывают ему, будто охапки сена корове.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Всё вокруг для тебя молчит, и счастья у тебя не больше, чем у коровы.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Ты убиваешь то, ради чего старался, - никому не интересны чувства коровы, когда идёт массовое разведение скота.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Она весит больше коровы, а её башмаки, как футляр от скрипки.

Отравление - одиннадцать дукатов, простое убийство - пять дукатов, прелюбодеяние - три дуката, и пошёл, и пошёл, чёрная корова.

К.К. Сергиенко, «Кеес адмирал Тюльпанов»

Ты же не в прошлом веке, когда книжка стоила больше коровы.

К.К. Сергиенко, «Кеес адмирал Тюльпанов»

Не стану вас допекать разговорами, как мыкались ночью, как провалились в какое-то болотце и насмерть перепугались коровы.

К.К. Сергиенко, «Кеес адмирал Тюльпанов»

Есть множество способов, как начать доить эту корову.

Л. Вильямс, «Долгосрочные секреты краткосрочной торговли»

Она движется на пустыню и с юга и с севера, а вслед за травой идут дикие копытные, затем овцы, коровы и лошади, несущие всадников.

Л.Н. Гумилёв, «Поиски вымышленного царства»

Земледелие здесь не могло развиваться, зато овцы, коровы и лошади чувствовали себя прекрасно, как и их хозяева.

Л.Н. Гумилёв, «Тысячелетие вокруг Каспия»

Я мог лететь туда, к Солнцу, и влететь во вчерашний день, может быть, даже в свое детство, и опуститься на вечерний луг, и увидеть, как в детстве, скакавшую среди стогов корову с золотым солнцем на рогах.

Е.С. Велтистов, «Глоток солнца»

Если черепаха глядит как бы сквозь зеленые очки; собака, корова, лошадь не различают никакие цвета; орел, страус, осьминог видят, как человек; стрекоза делит мир на голубой верх и пестрый низ, а пчела ясно различает невидимую часть радуги, то Рэсси смотрел на расстилавшийся перед ним мир так, как ему было удобно.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 2 - Рэсси - неуловимый друг»

У меня получилась корова - значит, разница в двенадцать аминокислот.

Виктор Смирнов предчувствовал, что его опыт с коровой окончится скандалом.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Когда корова была очень маленькая, Виктор терялся в догадках, чем ее кормить.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Он подкладывал хлебные крошки, листья, капусту, морковь, предлагал молоко, воду, суп, компот - корова не реагировала ни на один земной продукт.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Через час коробка была пустая, а корова как будто чуть поправилась.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Мама, конечно, не против коровы, она добрая.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Он поставил чемодан, обнял сына, поздоровался с Электроником и уставился на корову.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Он обмотал кисть руки носовым платком, взял корову за рог и повел за собой.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Биолог погрузился в размышления возле бесценной коровы.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Инженер без лишних слов провел специалиста к корове.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Специалист похвалил внешний вид, прикинул на глазок вес, но, узнав, что корову кормят кукурузными хлопьями, махнул рукой, заявил, что такой экспонат для выставки не годится.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Там лежало бесценное изобретение: маленькая, с кошку величиной, живая корова.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Во всяком случае, Электроник по телефону посоветовал Виктору пока не кормить корову.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Хорошо еще, что запертая в его комнате корова не мычала, вела себя тихо, постепенно уменьшаясь в размерах.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Сейчас корова, лежа в кастрюле, жевала для подкрепления сил в дороге.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Виктор Смирнов с трудом вывел корову из гаража.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Еще вчера вечером корова была ненамного больше обычной коровы, в гараже лежали коробки с хлопьями, несколько старых автомобильных покрышек, тюки с прессованным сеном.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Серая корова черкасской породы жила в семье путевого обходчика, чей домик стоял у железной дороги. Сын хозяина, Вася Рубцов, приходил к ней в сарай и гладил корову по шерсти. Корова смотрела на мальчика и, жуя сено, молчала. Её добрые теплые глаза всегда были задумчивы, потому что свою силу она не собирала для себя, а отдавала ее в молоко и в работу.

У коровы был теленок. Вчерашний день он подавился чем-то и заболел. Отец Васи повёл показать бычка ветеринару. Корова, казалось, грустила и беспокоилась о своём сыне.

Выйдя сегодня из её сарая, Вася пошёл к дому. Был уже вечер, но отец не возвращался. Вася взял у матери железнодорожный фонарь и пошёл сигналить поезду, который должен был скоро пройти. Вася учился в четвёртом классе колхозной семилетки, куда ходил за пять километров от дома. Глядя на проходящие поезда, он старался различить за стёклами окон людей и угадать, куда они едут и какова их судьба.

Показался поезд. Услышав его гул, на дворе домика Васи жалобно замычала корова, которая всё ждала своего телёнка. Вася поднял поезду светлый сигнал свободного прохода. Паровоз тяжело крутил колёсами и вскоре затормозил на затяжном подъёме, где ему было трудно вытянуть вагоны. Машинист старался не буксовать, а его помощник шёл впереди поезда и сыпал на рельсы песок. Стал помогать ему и Вася.

Машинист удивлялся, что мальчик ведёт себя как взрослый и многое знает о вождении паровоза. Трудиться пришлось довольно долго, и поезд всё же осилил подъём. Машинист бросил Васе два яблока, дал два гудка и поехал. Вася глянул на место, где он оставил фонарь, и увидел только что подошедшего туда отца.

Андрей Платонов «Корова». Мультфильм

Телёнка с ним не было. Отец рассказал, что продал его на убой: за молодого бычка с нежным мясом дали хорошую цену. Но по дороге домой он стал жалеть телка: вся семья уже привыкла к нему.

Вася пошёл в сарай к корове. Она ничего не ела, а молча и редко дышала, как будто обо всём догадавшись и переживая безысходное горе. Вася долго гладил и ласкал корову, но она оставалась неподвижной и равнодушной: ей нужен был сейчас только ее сын – теленок, и ничего не могло заменить его. Она глядела во тьму большими глазами, но не могла ими заплакать, чтобы утолить свою печаль.

На следующий день отец стал пахать на корове. Раньше она была работящей, но теперь волочила плуг отрешённо и безразлично. Вечером её пустили пастись, однако она не ела траву, не ходила по полю, а задумчиво стояла. Вася взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понес корове. Она не стала есть его, а вдруг дёрнула шеей, вскрикнула непохожим горловым голосом и убежала в поле. Отец и Вася до самой полночи ходили и кликали её. Корова не отвечала. Утром она всё же пришла к дому.

С тех пор молоко у нее пропало вовсе. Корова стала угрюмой, непонятливой и не отзывалась на васину ласку. Иногда она стала ходить по рельсам, хотя раньше была чуткой и никогда этого не делала.

Вскоре Вася, вернувшись вечером из школы, увидел, что около их дома стоит товарный поезд. Он сбил корову, шедшую по рельсам. Машинист – тот самый, которому Вася недавно помогал выехать на подъём, – рассказал, что давал корове свистки минут десять, а потом экстренно тормозил. Но она вела себя так, как будто ничего не понимала – и поезд задавил её.

Изуродованное туловище коровы выволокли из-под тендера и свалили в сухую канаву. Назавтра отец продал тушу в сельпо. Вася вместе с ним отвозил её в район на подводе.

На следующий день в школе учительница велела им писать сочинение из своей жизни. Вася написал: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом её сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И её тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

Происхождение и история одомашнивания

Предком домашних коров был дикий бык, в частности его вымерший в дикой природе подвид - тур. Крупный рогатый скот, и, в частности, коровы играют видную роль в человеческой истории. Одомашнивание началось во времена раннего неолита, примерно 8500 лет назад, вслед за одомашниванием коз, овец и свиней.

Вопрос, являются ли территория современной Турции и северного Междуречья единственным центром одомашнивания (не считая одомашнивания зебу на территории Индостана), остается открытым. Проведённые в 1994 г. генетические исследования показали, что современные коровы не принадлежат, как долгое время считалось, одной родовой линии.

«В коровах наша сила, в коровах наша потребность, в коровах наша речь, в них наша победа, наша пища, наша одежда, наше землевладение», – говорится в священной книге древних ирландцев Зенд-Авесты. Эти слова можно отнести ко всем землевладельческим народам, которые существовали на нашей планете. Ибо для всех коровы стали источником и пищи, и одежды.

Первоначально для человека крупный рогатый скот имел иное значение, нежели сейчас. К началу одомашнивания крупного рогатого скота у людей уже существовали домашние животные и неплохо налаженное хозяйство. Имелись свиньи, овцы и козы. От свиней человек получал мясо, от овец и коз, кроме того, еще и шерсть, кожу, которую уже умел обрабатывать, и молоко. Эти животные были плодовиты и скороспелы и вполне устраивали человека. Крупный рогатый скот этими качествами не обладает, к тому же и корма требует больше. Тем не менее – людям понадобились быки, их сила.

С развитием земледелия стало необходимо вспахивать крупные массивы земли. Вручную люди этого делать не могли. Тогда они обратили внимание на быков. Важную роль крупный рогатый скот стал играть у народов оседлых. То, что для работы нужны были коровы и быки, свидетельствует запрещение у многих народов употреблять мясо крупного рогатого скота в пищу.

После изобретения сохи и плуга на крупном рогатом скоте стали пахать. Причем в соху чаще запрягали коров, потому что они спокойнее быков, ими легче управлять.

Интересно, что использовали для вспашки земли только крупный рогатый скот, хотя в те времена верно служили людям и ослы. Но их не заставляли пахать, потому что у ослов нет рогов. Ярмо в те времена прикрепляли к рогам. Ослы служили только как вьючные животные. Кроме того, с их помощью обмолачивали зерно на гумне. Но и тут предпочтение отдавалось крупному рогатому скоту.

Коровы не только пахали, они давали людям молоко. Правда, так случилось не сразу, ведь молока коровы тогда давали совсем мало, и оно нужно было телятам. Молоко разрешалось пить только фараону и очень знатным вельможам. Позже, когда коров стало больше, молоко, разбавленное водой, разрешили пить и простым смертным.

С появлением лошадей значение крупного рогатого скота не уменьшилось, а любовь к коровам возросла благодаря молоку. До нас дошли сведения о том, что люди издавна ценили вкусовые качества молока и знали о его целебных свойствах.

Позже люди начали изготавливать молочные продукты. Сначала появились сливки. Потом в северных странах, особенно на севере России, стали изготавливать масло. За этим удивительным продуктом из Западной и Южной Европы снаряжались специальные караваны купеческих судов. Европа тогда не знала сливочного масла, люди пользовались растительным: оливковым, ореховым, конопляным.

Сыр был известен людям давно, о нем говориться в «Одиссее», об этом продукте писал знаменитый врачеватель древности Гиппократ: «Сыр делает людей сильными, горячит и питателен». О сыре как об идеальном продукте говорил один из крупнейших философов древности Сократ. Люди оценили творог, сметану, простоквашу. Эти продукты стали жизненно необходимыми и крайне незаменимыми в современном обществе.

Хозяйственное значение коровы

Корова в крестьянской семье издавна олицетворяла богатство и достаток, русские крестьяне её часто называли кормилицей. Потерять корову, особенно в неурожайные годы, для крестьян было равносильно катастрофе. Поэтому корову в глубинке - в селах, деревнях - всегда очень уважали, всячески оберегали, заботились, относились к ней ласково. Молочные и мясо-молочные породы разводят для получения молока, говядины, кож.

Отходы жизнедеятельности коровы (навоз) используются в качестве отличного натуралльного удобрения. (Раньше цель животноводства была несколько иной: от коровы стремились получить как можно больше навоза, а не молока).

В 2009 году был расшифрован геном коровы, что позволит улучшить и ускорить выведение пород с требуемыми для сельского хозяйства свойствами.

За всё время людьми выведено более 960 новых пород крупного рогатого скота. Конечно это говорит о всё более возрастающем значении его для человека во всех отношениях. Сегодня трудно себе представить жизнь без этих животных.

Священная корова

Во многих странах корова является божественным символом. Так например, в Египте – небесная корова Нут, породившая небо, олицетворяла Небесный океан. Богиня Хатор, богиня неба, любви и радости, а так же кормилица всех живущих на земле в более древние времена изображалась в виде коровы, а в более современные изображалась как женщина с коровьими рогами. Даже известный бог солнца Ра поднимался из океана на небесной корове. В Индии же это священное животное символизирует плодовитость, изобилие, деторождение. С древности корову считают священным животным, воплощением Великой матери Адити и земли, а иногда даже всей Вселенной. Корова защищается вселенскими законами и Вишну (Высшей Личностью Бога) лично; за убийство коровы можно также попасть в ад, поэтому это запрещено: «Убийцам коров уготовано гнить в аду столько лет, сколько было волосков на теле коровы».

В Мемфисе она выступала символом пассивной порождающей силы, воплощением Венеры. Именно корову по совету оракула легендарный Кадм ведёт к месту, где будут основаны Фивы.

И даже у нас – славян корова является олицетворением богини неба и кормилицы земли нашей. И действительно разве может быть что-то более полезное, чем молоко Буренки. В деревне говорят: «Пейте дети молоко – будете здоровы» и это факт!

Корова в народном фольклоре

Думаю, будет не лишним упомянуть некоторые изречения, пословицы, поговорки, связанные с этим животным, коровой.

Поговорка «Хорошо, что коровы не летают», выражающая оптимистичный взгляд на птичьи экскременты.

Поговорка «Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала» выражает негативное мнение о компетентности собеседника в обсуждаемом вопросе.

Поговорка «Не корову проигрываем» в играх выражает призыв не жалеть о поражениях.

О корове сложено много загадок, присказок, сказок, пословиц, поговорок: "Красна баба повоем, а корова удоем", "На корову стало, хватит и на подойник", "Корова на дворе - обед на столе" и т. п. Потерять корову для крестьянской многодетной семьи было равносильно катастрофе, поэтому ее всячески берегли, холили.

Как бы серьёзно не обстояли дела в отношении коров, но всегда есть место и юмору:

Куме, а Ви можете випити відро води?- Я що – корова?- А відро горілки?- А я що, не козак?

Чому немає дешевого м’яса? Тому-що

Свині повиходили в люди;

Корови за офіцерів;

Барани захистили дисертації;

А кури повмирали зі сміху.

Биологические особенности

Особенности внешних форм (экстерьера) крупного рогатого скота связаны с направлением продуктивности (молочное, мясное). У молочных коров вытянутое туловище, относительно тонкий костяк, эластичная кожа, сухая голова, удлиненная шея, объемистое брюхо.

В отличие от многих других животных, которые внешне по окрасу однотипны, коровы представлены разнообразием окраса. Они бывают чёрными, белыми, красными, коричневыми, серыми, и смешанных цветов (каких-либо двух из выше перечисленных одновременно).

Продолжительность жизни коров около 20 лет, редко 35, быков - 15-20 лет. Срок «службы» молочных коров - 9-12 лет (к этому времени стираются зубы, и продуктивность животных снижается). Рост животных продолжается до 5 лет. Масса взрослых коров 260-700 кг, наивысшая - более 2000 кг, быков "- 300-900 кг, наивысшая - более 2200 кг.

Желудок 4-камерный, благодаря чему животное лучше переваривает растительные корма. У коров, как и у других жвачных животных, желудок четырехкамерный. Пищу они не жуют, а быстро заглатывают, и она попадает в первые два отдела желудка. Затем, отдыхая, жвачные в полудреме малыми порциями отрыгивают не пережеванную массу, не спеша жуют и опять глотают - теперь уже пища попадает в два задних отдела желудка. Поэтому, чтобы хорошо усваивать корма, корове нужно спокойно полежать в укромном уголке.

Слюны, необходимой для пережевывания, коровы выделяют от 90 до 190 литров в сутки. Значит, им необходимо и много пить. По средним нормам не менее 60 - 80 литров в день. Высокоудойным коровам нужно еще больше - до 130 литров в день.

У животного 32 зуба, из них 8 резцов, которые находятся только на нижней челюсти. Телята обычно рождаются с 2, реже с 3 парами молочных резцов.

Позвоночник состоит из 7 шейных, 13 грудных, 6 (реже 7) поясничных, 5 крестцовых и 18-21 хвостовых позвонков.

Половая зрелость наступает у телок в 7-10 мес, у бычков - в 8-10 мес. В случку телок пускают в 16-18-мясячном возрасте, бычков - в 15-19 мес.

Живая масса телят при рождении, в зависимости от пород, составляет 18-45 кг, иногда доходит до 80 кг.

Нормальная температура тела - 37,5-39,5°С. (Когда мы в детстве пасли коров, очень часто любили греться от тепла их тела в прохладные дни. Конечно, не всё время этим можно было воспользоваться, а лишь тогда, когда в полдень коровы поголовно ложились отдыхать, ну и мы возле о них грелись. Все были довольны, им даже нравилось такое соседство).

Частота мочеиспускания у здорового скота 5-10 раз в сут. Запах свежей мочи напоминает запах гниющих яблок или сена. Акт дефекации (испражнение) у коров происходит через каждые 1,5-2 ч.

Продолжительность половых циклов у коров - 21 день (отклонения - 16-28 дней). Половые циклы характеризуются течкой и половой охотой, которая в среднем продолжается 14-18 ч (отклонения - 10-30 ч). Течка начинается раньше охоты и продолжается около 30 ч. Во время течки наружные половые органы припухают, выделяется слизь. Осеменение производят спустя 13-20 ч после начала течки. Продолжительность стельности коровы - примерно 285 дней. После нормального отела половая охота наступает через 20-21 день, однако осеменение наиболее эффективно через 40-45 дней после отела. За 2 месяца до отела корову обычно «запускают», то есть предоставляют ей отдых (сухостойный период).

В среднем корова дает в год 3 - 5000 килограммов молока (8-14 кг/день), но есть и рекордсменки, от которых в год надаивают до 20 000 кг (55 кг/день).

На сегодняшний день мировой рекорд молочной продуктивности принадлежит кубинской корове по кличке Убре Бланка (Белое Вымя). Чемпионка за 365 дней дала 27 672 килограмма молока! В среднем за один день от этой коровы надаивают 75,8 килограмма молока. Это почти восемь ведер! Титул чемпионки Убре Бланка завоевала, побив прежний мировой рекорд, принадлежащий корове из США Бинер Арлинда Эллен. Интересно, что новая чемпионка отличается на редкость добрым нравом, впрочем, как и все остальные представители данных животных.

У меня в детстве, сколько себя помню, всё время родители держали коров, одну-две, а однажды и три одновременно. Конечно, мы всегда давали им клички-имена (Манька, Марта, Маша, Рита, Даша…). Так вот, наши коровы давали в день весной-летом 20-35 литров, осенью-зимой 10-20 литров. Да, это было счастливое молочное детство. А одна бабушка у нас в селе имела корову, от которой надаивала за раз (а доились коровы 3 раза/день) 2 ведра молока (16-20л) – вот это где для нас было диво.

Молоко довольно калорийно: в 100 г. его более 60 килокалорий. Так что пол - литра молока вполне достаточно, чтобы удовлетворить треть суточной потребности организма в энергии. А литр цельного молока по калорийности заменяет 370 г. говядины или около 700 г. картофеля.

Интересно, что калорийность разных видов молока разная. Так, 1 кг. молока самки оленя содержит 272 ккал, коровы - около 700, а крольчихи - целых 1700.

Самое питательное и полезное молоко корова даёт в течение первой недели после отёла. Из него варят молозиво – неимоверно вкусное пористое, сочное изделие.