Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними Во сколько раз увеличивает микроскоп

1. Ответьте на вопрос.

Для чего использую увеличительные приборы.

  • Ответ: Для изучения объектов маленького размера.

Ручная лупа

2. Рассмотрите ручную лупу. Напишите названия ее частей и функции, которые они выполняют.

3. Возьмите кусочки мякоти плодов томата, (арбуза, яблока). Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы выдите?

  • Ответ: Мягкую тонкую кожуру и семечки.

4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите?

  • Ответ: Клетки мякоти.

5. Вывод

  • Ответ: Лупа на столько, что можно увидеть клетки, которые не видны невооруженным глазом.

Световой микроскоп

    1) Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа. С помощью текста учебника и рисунка выясните, каково их значение.

    2) Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Научитесь устанавливать свет, добейтесь хорошей освещенности поля зрения.

    3) Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга.

    4) Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. (В 300 раз. Зависит от микроскопа)

    5) Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.

Денисенко Т.Е.

Устройство светового микроскопа.

Световой микроскоп наиболее часто используют в биологической, медицинской, ветеринарной и лабораторной практике.

Некоторые характеристики микроскопа: светосила, разрешающая способность,

поле зрения, зависят от диаметра диафрагм и оправ линзовых систем, ограничивающих световые потоки, попадающие в оптику микроскопа. Микроскоп представляет оптическую систему, состоящую из 2-х ступеней увеличения: 1 - основная, обеспечивается объективом; 2 - окуляром. Объектив образует действительное, увеличенное и перевернутое изображение рассматриваемого объекта. Полученное промежуточное изображение рассматривают через окуляр, который подобно лупе, дополнительно его увеличивает. Окончательное увеличенное изображение, наблюдаемое через окуляр, является мнимым и прямым, расположенным на расстоянии наилучшего видения от глаза наблюдателя (250мм). В результате в микроскопе видно изображение, перевернутое относительно препарата. Что бы узнать общее увеличение микроскопа необходимо посмотреть во сколько раз увеличивает используемый объектив и окуляр. Произведение этих значений и составляет общее увеличение микроскопа.

Ход лучей в световом микроскопе.

В микроскопе различают механическую и оптическую части. Механическая часть представлена штативом (состоящим из основания и тубусодержателя) и укрепленным на нем тубусом с револьвером для крепления и смены объективов. К механической части относятся также: предметный столик для препарата, приспособления для крепления конденсора и светофильтров, встроенные в штатив механизмы для грубого (макромеханизм, макровинт) и тонкого (микромеханизм, микровинт) перемещения предметного столика или тубусодержателя.

Оптическая часть представлена объективами , окулярами и осветительной системой , которая в свою очередь состоит из расположенных под предметным столиком конденсора Аббе и встроенного осветителя с низковольтной лампой накаливания и трансформатором. Объективы ввинчиваются в револьвер , а соответствующий окуляр, через который наблюдают изображение, устанавливают с противоположной стороны тубуса.

Устройство микроскопа.

Механическая часть

Оптическая часть

2. Монокулярная насадка

1. Окуляр

3.Револьвер

4. Объектив

5.Предметный столик

9. Основание

6,7. Конденсор

10.Штатив

8.Осветитель с линзой

11, 12, 13. – держатель препарата

14. Макровинт

15. Микровинт

16, 17. Препаратоводитель

18. Выключатель

19. Регулировка интенсивности освещения

Разломите розовый, не дозревший, плод томата (помидор), арбуза или яблоко с рыхлой мякотью. Мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Они будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов - лупы или микроскопа.

Разломите розовый, не дозревший, плод томата (помидор), арбуза или яблоко с рыхлой мякотью. Мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Они будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов — лупы или микроскопа.
Устройство лупы . Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная часть лупы — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Бывают ручные лупы и штативные лупы.
Лупа ручная. лупа штативная.
Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.
Устройство светового микроскопа . С помощью микроскопа можно рассмотреть форму клеток.
Для изучения их строения пользуются микроскопом (от греческих слов «микрос» — малый и «скопео» — смотрю). Световой микроскоп, с которым вы работаете в школе, может увеличивать изображение предметов до 3600 раз. В зрительную трубку, или тубус, этого микроскопа вставлены увеличительные стекла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр (от латинского слова «окулус» — глаз), через который рассматривают различные объекты. Микроскоп состоит из оправы и двух увеличительных стекол.
На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.
Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив 12-кратное, то общее увеличение 10x12 = 120 раз.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край
объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая
другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте
тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
<2> Устройство микроскопа и приемы работы с ним
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
(7J КЛЕТКА. ЛУПА. МИКРОСКОП: ТУБУС, ОКУЛЯР, ОБЪЕКТИВ, ШТАТИВ
[?] 1. Какие увеличительные приборы вы знаете? 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? 3. Как устроен микроскоп?
4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?
® Выучите правила работы с микроскопом.
ГО Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в XVI в. В ШХУИ в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX в. оыл изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.