Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья". Классный час на тему "птицы - наши верные друзья" Чтение слов и предложений

Анна Гладких
Викторина «Птицы - наши верные друзья» для средней группы

Цели : Закрепить знания детей о птицах ; учить выделять взаимосвязь в природе; воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызывать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы .

Ход викторины:

Дети. Соловья, скворца, кукушки.

Воспитатель. Как звучало их пение? Какие звуки еще были слышны в лесу? О чем можно сделать вывод?

Дети. Пение птиц заливистое , веселое, радостное. В лесу раздавалось много других звуков : стук, шелест. Сколько много звуков в лесу бывает весной, когда прилетают птицы из теплых краев , начинают вить гнезда, устраивать места для вывода птенцов.

Воспитатель. Ребята, почему одних птиц называют перелетными, а других- зимующими?

Дети. Есть птицы . Которые могут приспособиться к зимним условиям – синицы, сороки, вороны, воробьи - эти птицы зимующие , а те птицы , которые могут жить только в теплое время года, вынуждены перелетать с одного места на другое, где тепло, такие птицы называются перелетными.

Фотоохотник. (стучит в дверь, входит с ружьем) . Здравствуйте дети! Я правильно пришел по объявлению, где ребята считают себя друзьями птиц ?

Дети. Но кто вы? Почему у вас ружье?

Фотоохотник. Это ружье необычное, из него не стреляют, а ведут наблюдения за птицами , животными и растительным миром на близком расстоянии и можно сфотографировать любой интересный момент из их жизни. Чтобы получить интересный фотоснимок, необходимо долгое время, как охотнику, быть наблюдательным, осторожным, много исходить лесных тропинок, выследить, выждать.

Дети как вы думаете, какая у меня профессия? Как называют?

Дети. Вы работаете в лесу, как охотник, но с фоторужьем, значит ваша профессия называется фотоохотник.

Фотоохотник. Ребята, подумайте и ответьте мне, для чего нужна эта профессия.

Дети (рассуждают) . Фотоохотник выискивает интересные моменты из жизни растений и животных, а это необходимо людям знать. Чтобы научиться их любить. Защищать, беречь красоту окружающего нас мира, потому что люди не будут знать жизнь природы, то они ее могут погубить.

Фотоохотник (вынимает конверт) . Ребята я специально для вас подготовил вопросы и положил их в отдельный конверты, эти вопросы о жизни птиц , они помогут вам больше о них узнать и еще много откроют для вас интересного.

Я разложу эти конверты по кругу, вращением диска стрелка покажет на один из конвертов, на тот вопрос вы будете отвечать. За ответ будите получать значок, а в конце игры подсчитаем количество заработанных значков и определим, кто же из вас знает больше о птицах .

Игра :

1-й вопрос : Где и из чего вьет гнездо ласточка? (Под крышей дома из глины, смоченной слюной) .

2-й вопрос : Почему ласточек нельзя держать в неволе? (Она может погибнуть, так как добывает пищу на лету) .

3-й вопрос : Назовите, каких птиц вы знаете и какую пользу они приносят? (Скворцы – уничтожают майских жуков, слизней; грачи – спасают деревья от гусениц; воробьи- уничтожают насекомых, вредителей парка и леса) .

4-й вопрос : Назови приметы связанные с птицами . (Ласточка летает низко – перед дождем. Ласточка прилетели - скоро грянет гром. Увидел грача – весну встречай) .

5-й вопрос : Какие вы знаете стихи о птицах ? («Покормите птиц зимой… » , «Грачи» , «Ласточка» .)

6-й вопрос : Какую заботу мы проявляем о птицах ? (Оберегаем гнезда, помогаем в беде, вывешиваем кормушки, скворечники) .

7-й вопрос : Кто объяснит значение слова «пернатые» ? (Тело птиц покрыто пером , отсюда появилось слово, обозначающее птиц – пернатые ) .

Игровая пауза : «Узнай, что за птица

Фотоохотник. Дети, я расскажу, как мне однажды удалось рассмотреть одну из птиц .

Я пошел побродить в березовую рощу. Солнце пробивается своими лучами сквозь верхушки берез. И вдруг я услышал знакомый лесной голосок : ку- ку, ку – ку… Я много раз слышал ее голос, а вот видеть близко не приходилось. Я стал подходить ближе, а она от меня улетает в другое место. Я подумал – играет со мной в прятки. Ну, думаю, ты сейчас будешь меня искать. Я влез в куст орешника, тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолчала. И я молчу : вдруг вижу : летит, как ястребок, птица к соседнему дереву , села на сучок и ку- ку, ку- ку. Тогда я взял ружье и стал за ней наблюдать, а потом как кукукну ей из кустов. С перепугу она чуть с дерева не свалилась, шмыг и улетела. Вот так мы с ней и поговорили.

Поощрения детей в виде благодарности, похвалы.

Фотоохотник. На прощание я хочу вам подарить фотографии самых интересных моментов из жизни птиц , которые мне пришлось наблюдать.

Раздает фото детям, прощается до следующей встречи.

Публикации по теме:

Беседы о здоровье с дошкольниками «Наши верные друзья!» Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле - здоровый.

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: НАШИ МЕНЬШИЕ ДРУЗЬЯ. для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту.

НОД для детей первой младшей группы «Наши верные друзья. Домашние животные» НОД для детей 1-ой младшей группы. "Наши верные друзья". Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественно-эстетическое.

Характеристика проекта Наименование проекта: Проект «Птицы - наши друзья» подготовительной группы № 5 МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" ЗАТО Комаровский.

Проект «Кошки - наши верные друзья» Кошки – наши верные друзья Цель: - познакомиться с некоторыми породами кошек и значением их в жизни человека; - научиться.

Воспитатель приглашает детей в круг радости!

Воспитатель: Давайте встанем в круг и вместе скажем:

Дружба наша так крепка:

Вот тебе моя рука.

Снова в круг мы вместе встанем,

Руку дружбы всем протянем!

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Воспитатель: А сейчас я прочту стихотворение:

Если снег по всюду тает,

День становиться длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна!

Воспитатель: Ребята, а когда наступает весна?

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Доскажи словечко». Я буду начинать фразу, а вы будете самостоятельно ее заканчивать.

-Погода весной какая?

-Ручьи весной что делают?

-Солнце весной какое?

-Сосульки весной что делают?

-Весной травка вырастает какая?

-Снег что делает?

-Весной птицы что делают?

-От куда?

Воспитатель: Ребята, и тема нашего занятия «Птицы наши верные друзья»

(раздается стук в дверь влетает Каркуша)

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости прилетела птичка.

Каркуша: Здравствуйте, ребята! Я – Каркуша! Летела мимо вашей школы и случайно услышала, как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятишки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит.

Каркуша: Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Я буду загадывать загадки, а если вы правильно отгадаете, то из шкатулки появится птица. Хотите проверить? Тогда слушайте внимательно.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка Қарлығаш)

Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку.

Раздалось «ку-ку, ку-ку»

(Кукушка Көкек)

На шесте дворец

Во дворце певец,

Как зовет его?

(Скворец Қараторғай)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица?

(Грач Ұзақ)

После каждой правильной отгадки, фигурки птиц прикрепляют на дереве.

Каркуша: Какие вы молодцы. Все загадки отгадали правильно. Я вижу вы все немного приустали. И я хочу с вами выполнить физминутку.

Физминутка

Ой, летали птички, птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

(Махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Клю, Клю, клю, клю.

Как я зернышки люблю!

(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)

Прыгаем по веткам,Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

(Прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, давайте, повторим какие птицы прилетели к нам на наше дерево. Воспитатель: Каркуша, тебе понравилось играть с ребятами? Останешься с нами?

Каркуша: Кар! Кар! Да! Конечно останусь и послушаю вас. Ведь перед отлетом птиц я с ними немного поссорилась, до сих пор не пойму почему они каждый год улетают на юг, покидая свой край. Я ведь никуда не улетаю!

Воспитатель: Каркуша, садись, сейчас мы тебе об этом расскажем!

Наступает зима, становится холодно, земля покрывается снегом, насекомые прячутся, птицам очень сложно добыть себе пищу. Поэтому они улетают. И так все перелетные птицы перед отлетом собираются в стаи и улетают (Ребята назовите пожалуйста тех птиц, которые остаются зимовать).А когда наступает весна, птицы возвращаются обратно.

Каркуша: Кар!Кар! Спасибо, наконец- то я поняла, почему птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, так как мне легче добыть пищу зимой, потому что я я не только питаюсь насекомыми.

Значит я была не права и обидела перелетных птиц… Ребята, я сейчас не надолго улечу, мне нужно исправить свою ошибку.

Воспитатель : Ребята, пока наша гостья улетела, давайте продолжим наше занятие. Вы обратили внимание, как наше дерево повеселело. Давайте, еще раз назовем птиц, которых вы здесь видите.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Назови кого не стало» . Когда вы закроете глаза, я спрячу одну из птиц. Открыв глаза вы должны назвать ту птицу, которой не стало.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

А вы сами хотели бы стать птичками?

Для этого вы должны взять на столе волшебные шапочки, одеть их и произнести волшебные слова. А сейчас выберите себе шапочку и оденьте ее, и встаньте снова в круг.

Воспитатель: Я вижу, что все одели волшебные шапочки. Теперь нам осталось произнести волшебные слова. Повторяйте за мной.

-Раз, два, три (хлопают в ладоши)

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)

И быстро в птичку превратись.

Воспитатель: А теперь назовите в какую птичку вы превратились (название птиц должно соответствовать на шапочке).

Ребята, сейчас вы все превратились в птичек. Самые первые прилетают к нам грачи. Все детки кто грачи встаньте в группку, следующие прилетают к нам скворцы также в группку встаньте, кукушки тоже встаньте в группу и самые последние прилетают ласточки. Молодцы! Ребята, весной когда птицы прилетают они делают гнезда и откладывают яички, а из них вылупляются птенчики.

Вот и вы сейчас соедините ладони, это будет ваше гнездышко. А я вам положу перышко.

И мы с вами выполним упражнение«Согрей птенчика» (вдох через нос, выдох через рот). А теперь чей птенчик дальше улетит (глубокий вдох носом, выдох через язычок сложенный трубочкой).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подходит к конце наше занятие.

Вам понравилось?

Что вам понравилось?

О каких птицах мы сегодня с вами говорили?

Назовите их?

Воспитатель: А сейчас я вам всем вручу медальки на память, чтоб вы никогда не забывали птиц, которые прилетают к нам весной.(Воспитатель вручает медальки детям).

Каркуша: Кар!Кар! Ребята, я знаю как извиниться перед перелетными птицами. Я принесла скворечник и немного корма. Давайте сейчас все вместе выйдем и прикрепим скворечник


Цель: Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Программные задачи:

Образовательные : Закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, умение их различать, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Развивающие: Развивать речевую активность, фонематический слух, умение вычленять звук из слова, определять его позицию в слове, развивать зрительное восприятие, мышления, познавательную активность.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать других; навыки сотрудничества, доброжелательности; бережное, эмоциональное отношение к птицам; желание помогать и заботиться о них.

Ход образовательной деятельности:

Приветствие
Работа с корректурной таблицей «Перелетные и зимующие птицы»


Игра «Кто куда летит» (Какие птицы прилетят к водоёму, к кормушке, к гнезду)

Игра «Чем угостим птиц»
(Кого угостим ягодами рябины, хлебными крошками, кусочками сала, насекомыми, зерном)

Игра «Перелетные и зимующие птицы» (Перелетных птиц соедините с картинкой, где изображена весна; зимующих - с картинкой, где изображена зима)

Игра «Определите место звука «Г» в названиях птиц»

Чтение слов и предложений

Задание «Выложите птицу» (по образцу)


«Берегите птиц»

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда!

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей.

Цели и задачи:

  • Углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц.
  • Развивать интерес и познавательную активность учащихся.
  • Воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней.

Оформление: На доске - слова З.Воскресенской "Кто ещё может сравниться из животного мира с этим чудом природы?" , творческие работы учащихся на тему "Птицы леса". На столах - выставка кормушек и скворечников.

Приглашаются: ученики 5 - 7 классов, учителя.

Учитель: Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых воробьёв:

Нет на свете более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных, - воздушные пространства. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды.

Из позвоночных, живущих в Чувашии, птицы являются самыми многочисленными. Их насчитывается 270 видов. Большинство птиц перелётные. Остаются зимовать примерно 40 видов. Это - дятлы, синицы, овсянки, клесты, дубоносы, снегири. Из хищных - ястреб-тетеревятник, канюк-зимняк, совы, филин:

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это - галки, вороны, воробьи, грачи:. Есть птицы, о которых мы знаем и изредка слышим в лесу их голоса. Но есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да и не услышим - такими редкими они стали.

Люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы, не должны допустить ухода их из нашей жизни.

Послушаем выступление орнитолога.

Орнитолог:

Птицы: Какие все они красивые! По красоте и яркости раскраски оперения многие птицы превосходят самые изысканные букеты цветов.

И изумительное их свойство - пение. Солист наших лесов и рощ соловей, звонкоголосая кроха - птица жаворонок, зарянка, пеночка:

Птицы летают, бегают по земле, прыгают по веткам, лазают по стволам деревьев, плавают и ныряют. И какие чемпионы среди них! Страус не летает, но его бег тот же полёт, он может соревноваться с лучшими рысаками, пробегая по 50 и более км в час.

И каких только профессий нет среди птиц. Птицы - строители и архитекторы. Взять хотя бы гнездо иволги - идеальный шар, словно сделанный по чертежу и подвешенный на ветке, как колыбель.

Птицы - санитары, очищающие сады и поля от вредных жуков и личинок, врачи, спасающие деревья от верной гибели.

Птицы опыляют цветы и помогают завязываться плодам и ягодам, разносят семена ценных пород деревьев и расселяют их в разных районах земли.

Птицы - путешественники, покрывающие десятки тысяч км через моря, пустыни, леса и реки. Они же астрономы, прокладывающие путь, ориентируясь по солнцу и звёздам, морским течениям.

С эволюционной точки зрения будущее принадлежит певчим птицам (зерноядным, насекомоядным) и питающимся нектаром. Эти птицы сопутствуют человеку и его хозяйственной деятельности.

В Красной книге МСОП зарегистрировано около 300 видов и подвидов птиц.

Это лишь первый важный шаг в охране живой природы.

Учитель: Давайте вместе с вами отправимся в страну "Загадок". Послушаем загадки, а вы попробуйте их отгадать.

На шесте дворец,
Во дворе певец (скворец).

Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит (соловей).

В болоте плачет,
А из болота не идет (кулик).

Днем спит, ночью летает,
И прохожих всех пугает (сова).

Белые хоромы, красные упоры (гусь).

Летать летают, всех птиц забивают (орел)

Учитель: Птицы являются живыми барометрами, т.е. предсказателями природных явлений. А мы с вами будем угадывать - к ясной или плохой погоде - по некоторым повадкам птиц.

Воробьи в пыли купаются - к дождю.

Ворон летит - на ветер, каркает - к дождю.

Галки стаями летают - к дождю.

Голуби прячутся - погода портится.

Стрижи летают низко и с криком - к дождю.

Чибисы с вечера кричат - к ясной погоде.

Учитель: А сейчас отправимся в страну "Любознательных". Узнаем много интересного о птицах. Послушайте выступления.

Ученик: "Это интересно"

Из всех позвоночных животных наиболее интенсивный обмен веществ у колибри Аллена. Когда эта птичка зависает в воздухе, она потребляет около 80 см 3 кислорода в час на 1 г своей массы. Даже в состоянии покоя интенсивность обмена веществ у неё в 50 раз выше, чем у человека.

Кукушки обладают удивительной способностью нести разные по цвету яйца. Ширококрылая кукушка, например, может откладывать яйца оливкового или голубого цвета - в зависимости от того, какие яйца у птиц - хозяев.

Яичный белок применяется при отравлении солями тяжёлых металлов, особенно ртути и меди.

Из белка куриного яйца получают лизоцим, подавляющее рост и развитие гноеродных микробов.

Ученица: "Самые - самые:"

Самая большая нелетающая птица - страус обыкновенный. Достигает в высоту 3 м и весит 157 кг.

Самая большая летающая птица - африканская дрофа. Весит до 20 кг.

Самая маленькая птица в мире - пчелиная колибри. Длина - 6 см, весит1,5 г.

Самая маленькая птица нашей страны - красноголовый королёк. Длина его крыла - 5,6 см, весит - 5,5г.

Самое острое зрение у хищных птиц. Орел - беркут видит зайца при хорошем освещении на расстоянии 4 км, а сокол - сапсан замечает голубя на расстоянии более 8 км.

Самые большие гнезда строят белоголовые орланы. Обнаружено гнездо шириной 3м и высотой 6 м. Вес гнезда превышает 2 т.

Ученик: "Знаете ли вы:"

Этих зерноядных птиц в Китае уничтожали, считая вредными. А жители американского города Бостона поставили этой птице памятник - за то, что она спасла их от голода, когда в округе появились в огромном количестве гусеницы бабочек - вредителей (воробьи).

В России этих птиц содержали в основном для царской потехи, поэтому название их в русском переводе означает "царская птица" (цесарка).

Это единственная из наших птиц, которая откладывает яйца и выводит своих птенцов зимой, в самые лютые морозы (клест).

Своё название эта небольшая птичка получила за умение имитировать голоса более 30 видов птиц, а также других животных и даже машин (пересмешник).

Просмотр кинофрагмента "Птицы леса"

Учитель: Мы с вами живём в лесном районе. Куда ни глянь - вокруг лес да лес. И в каждую минуту, особенно весной и летом, слышим пение наших птиц. С некоторыми из них нас ознакомят лесовод.

Когда мы входим в лес, нас окружают не только деревья, но за нами следят сотни внимательных глаз. Кто ты, человек? С чем пришёл в наш дом - с добром или со злом? Что ты знаешь о нас?

Лесные птицы, например, дятлы, синицы, рябчики, тетерева, имеют укороченные крылья, а хвост довольно значительных размеров. Такая особенность строения дает им возможность быстро взлетать, хорошо лавировать между деревьями и точно садиться на ветви.

В связи с приспособлением к потреблению разной пищи у лесных птиц развились различные особенности в строении клюва, ног и других органов. Например: у дятла - два пальца вперёд, два - назад; жёсткий хвост; долотовидный клюв; длинный язык, до 15 см с щетинками.

Лес излюбленное место обитания многих видов певчих птиц. Стоит весной заглянуть в лесную чащу, чтобы убедиться в большом их разнообразии. И необязательно их видеть, достаточно только слышать: от пестрого хора многочисленных голосов птиц весь лес звенит.

Учитель: Своим пением, яркой красивой окраской и всем своим поведением птицы скрашивают нашу жизнь. Сколько написано стихов, песен, сказок о птицах, сколько нарисовано картин! Птицы прочно вошли в нашу жизнь. Послушаем искусствоведа.

Искусствовед: (рассказ по картине А.Саврасова "Грачи прилетели")

Учитель: Мы для вас организовали выставку рисунков. Вы должны выбрать 3 самые лучшие работы. Награждение.

Учитель: А теперь послушаем стихи русских поэтов о великолепных созданиях природы - о наших птицах.

1 - чтец:

"Все на улицу скорей"
Все на улицу скорей -
Надо торопиться!
Из-за гор, из-за морей
Прилетели птицы!
После зимней тишины,
После стужи зимней,
Наши гости в честь весны
Распевают гимны! (Л.Дымова)

2 - чтец: "Ворона".

Кра! -
Кричит ворона, -
Кража! Караул! Грабёж!
Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
- Стой, ворона, помолчи!
Помолчи ты, не кричи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо, -
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул!
Кар-р-ман украли!
(В.Орлов)

3 - чтец: "Петушок".

Отправляла мама - квочка
В школу милого сыночка.
Говорила:
- Не дерись! Не дразнись,
Не петушись!..
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
(В.Орлов)

Учитель: Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать все новые и новые воздушные пространства. Послушаем инженера - кибернетика.

Инженер - кибернетик:

На основе строения птиц люди построили самолёт. Неодинаковое давление, а также разная скорость и направление потока воздуха по нижней и верхней поверхностям крыла обеспечивают ему большую подъёмную силу. Крылышко может двигаться, независимо увеличивая критический угол. При известном положении между крылом и соседними перьями крыла образуется щель. Строение крыла птицы отвечает строгим принципам аэродинамики. Форма и длина крыльев отражают характер полёта. В отличие от самолёта птица может уменьшить или увеличить площадь крыльев путём их сгибания или расправления, может перемещать их относительно туловища вперёд или назад, изменяя центр тяжести тела. Таким способом птица управляет скоростью полёта и сложными поворотами. Птицы более манёвренны, чем все летательные аппараты, созданные человеком.

Учитель: И каких только нет профессий среди птиц. Птицы и строители, и архитекторы. Совершенные по форме гнезда сооружают они из травинок, глины, пуха. Об искусных строителях нам расскажет архитектор.

Архитектор: "Искусные строители".

Одни из самых искусных строителей в природе - птицы. Оригинально построены висячие гнёзда. Нелегко строить гнездо камышовке: оно висит на трёх стеблях тростника.

Все дятлы - "настоящие плотники": они выдалбливают свои дупла в гниющих изнутри древесных стволах.

Искусные гнёзда строят наши лесные птицы - крапивник, зяблик, щегол, иволга. Гнездо зяблика похоже на плотную глубокую чашечку, сплетённую из сухих травинок, тонких прутиков и мха. Весь строительный материал скреплён нитями паутины.

Учитель: Мы с вами говорили, что способов помочь птицам много. Одним из них является подкормка в суровую зимнюю пору. Ведь мы знаем, что птицам страшен не холод, а голод. А как же будем подкармливать без кормушек? Наши девочки приготовили для птиц кормушки, а мальчики - скворечники. Мы должны выяснить, чья кормушка и чей скворечник лучше всех.

Награждение.

Учитель: И, наконец, ответим на два важных вопроса. Что дали птицы человечеству? Что же мы можем сделать, для спасения этих прекрасных созданий природы?

Ответы учеников на вопросы:

Что дали птицы человечеству?

Краски, песни, движение, вдохновение

Радость жизни

Мечту полёта

Ощущение свободы

Широкий кругозор

Красоту, поэзию

Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!

Способов помочь птицам много:

Подкормка в суровую зимнюю пору.

Устройство искусственных гнезд.

Выращивание живых изгородей.

Для хищников - шесты с перекладиной наверху.

Бережно хранить ядохимикаты, не разбрасывать.

Сохранять скирду с орлиным гнездом, пока не вылетят из него птенцы.

Не вырубать дуплистые деревья, не лишать птиц необходимого жилья.

Не шуметь в лесу во время гнездований.

Учитель: Запомним главное правило: даже если ничем не можем помочь птицам, не будем мешать им жить - это в наших силах! А сейчас все исполним гимн, посвященный птицам.

"Раненая птица". Слова Р.Рождественского, музыка А. Пахмутовой.

Литература:

  1. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: М.:АСТ-ПРЕСС, 2002. - 528 с.
  2. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: - М.: Просвещение, 1986. - 224 с.
  3. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. - Ярославль: "Академия развития", 1998. - 240 с.
  4. Загадки: Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. - Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1993. - 110 с.
  5. Они должны жить. Птицы: - М.: Лесная промышленность, 1984. - 64 с.
  6. Арсеев И.А. Прилетайте птицы! - М.: "Музыка", 1988. - 47 с.