Учет результатов специальной оценки условий труда. Труд-Эксперт.Управление Информационная система учета результатов проведения соут

Минтруд: практика применения законодательства о специальной оценке условий труда

С введением в действие ФГИС Минтруд начал действовать еще более жестко. Деятельность организаций, проводящих СОУТ, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и соответственно не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена.

С введением в действие ФГИС Минтруд начал действовать еще более жестко. Деятельность организаций, проводящих СОУТ, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и соответственно не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена



Валерий Анатольевич КОРЖ ,
директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в Российской Федерации действует более двух лет. Приняты почти все необходимые законы и подзаконные акты. Исключение - особенности проведения СОУТ на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Этот документ сейчас находится в процессе согласования. Но его отсутствие, как говорится, погоды не делает, и в целом нормативное регулирование института СОУТ сегодня не просто сформировано, но и активно применяется.

Сложился и рынок организаций, проводящих СОУТ.



Рис. 1. Распределение организаций, оказывающих услуги в области
охраны труда, по федеральным округам

После вступления в силу Закона № 426-ФЗ количество организаций, имеющих право проводить СОУТ, сократилось. По данным на 1 января 2014 г., им обладали 957 организаций. Причины сокращения разные. У одних - истек срок действия соответствующих разрешительных документов, другие решили покинуть рынок добровольно.


ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА


Несмотря на то что Закон № 426-ФЗ действует почти два года, в профессиональном сообществе есть некоторое непонимание его отдельных норм. Зачастую это связано с предусмотренным законом переходным периодом. Поговорим об этом подробно.


Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона, в качестве оказывающих услуги АРМ могут проводить СОУТ до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Ключевыми здесь являются слова «имеющихся на день вступления в силу». Это значит, что после 1 января 2014 г. эти организации, конечно, могли обращаться в соответствующие добровольные системы аккредитации за продлением срока действия аттестата аккредитации своих испытательных лабораторий (центров). Но на деле попасть в новый Реестр возможно, только если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) выдан национальным органом по аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Таким национальным органом по аккредитации в настоящее время является Росаккредитация. Форма аттестата аккредитации утверждена приказом Минэкономразвития России от 26.05.2014 № 295.

Никаких слезных просьб «войти в положение» и «в порядке исключения» внести в Реестр организацию, вовремя не получившую аттестат аккредитации по новым правилам, приниматься не будет. Нет аттестата аккредитации — нет легального основания на включение в Реестр, а значит, и права оказывать услуги по проведению СОУТ.


Поэтому еще почти три года организации, аккредитованные на проведение АРМ, если у них не истек срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), вправе осуществлять СОУТ в силу переходных положений Закона № 426-ФЗ. Если они хотят продолжать работу в будущем, важно знать дату истечения срока действия своих разрешительных документов и заранее готовиться к процедуре получения нового аттестата уже в Росаккредитации.

Сегодня в Минтруд России нередко обращаются организации, у испытательных лабораторий (центров) которых срок действия аттестата аккредитации заканчивается через неделю, а они только опомнились и подали заявку в Росаккредитацию. У наших коллег из Росаккредитации есть совершенно четкие процедуры и немаленькие сроки. В неделю уложиться никак не получится.

По нашей просьбе государственные инспекции труда будут обращать особое внимание на аттестаты аккредитации испытательных лабораторий (центров) организаций, проводящих СОУТ, в первую очередь добровольных систем аккредитации, продленные после 1 января 2014 г.

Организации, проводящие СОУТ, обязаны знать сроки действия своего аттестата аккредитации и изучить нормативную базу, чтобы в соответствии с ней заблаговременно обратиться в Росаккредитацию.

В Законе № 426-ФЗ определен закрытый перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые должна измерять и оценивать их собственная испытательная лаборатория (центр). Ряд производственных факторов (энергетическая экспозиция лазерного излучения, радиоактивное загрязнение производственных помещений и т. д.) допускается отдавать на аутсорсинг, привлекая стороннюю испытательную лабораторию (центр).


Но к большинству из подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям производственных факторов это не относится. Они должны быть отражены в области аккредитации аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), входящей в состав организации, проводящей СОУТ. Поэтому Минтруд России, рассматривая заявления на внесение в Реестр, ориентируется на ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Там — требования к организациям, проводящим СОУТ. Мы очень внимательно сопоставляем область аккредитации аттестата аккредитации, полученного испытательной лабораторией (центром), с требованиями Закона № 426-ФЗ.

​Одного только факта получения аттестата аккредитации в Росаккредитации для внесения в Реестр недостаточно: область аккредитации должна полностью соответствовать Закону № 426-ФЗ.


Безусловным требованием Закона № 426-ФЗ к организациям, включенным в Реестр, является наличие у них как минимум пяти сертифицированных Минтрудом России экспертов. Один из них должен иметь высшее образование по специальности врач общей гигиены, гигиены труда или врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В организациях, осуществляющих свою деятельность на рынке СОУТ в силу переходных положений Закона № 426-ФЗ, нужно локальным актом закрепить статус экспертов пяти своим сотрудникам. Только организации, испытательные лаборатории (центры) которых прошли аккредитацию в Росаккредитации и имеющие не менее пяти сертифицированных экспертов (а значит, соблюли принцип «двух ключей»), смогут войти в Реестр.

Поговорим об экспертном сообществе. Аттестационные испытания лиц, претендующих на получение сертификата эксперта на право выполнения работ по СОУТ, проводятся Минтрудом России с 1 октября 2014 г. За это время поступило 4506 заявок. Процент «отказов» о допуске кандидата к аттестационному испытанию (оно проводится в форме дистанционного тестирования) не велик — меньше 10%. К аттестационному испытанию было допущено 4165 соискателей. Экспертами было признано 3007 чел., 399 претендентам по результатам дистанционного тестирования в выдаче сертификата было отказано (рис. 2). Эти так называемые представители профессионального сообщества, имея три бесплатные попытки, на протяжении месяца не смогли «осилить» 40 тестовых вопросов. Достаточно было верно ответить на 36 из них, правильный ответ выбирается из нескольких вариантов, предложенных системой, а это сильно упрощает задачу.


Рис. 2. Распределение претендентов и экспертов по федеральным округам


Что интересно: программа, которая используется для аттестационного испытания экспертов, позволяет не только ответить на главный вопрос «сдал или не сдал?», но и делать аналитические выборки. Например, с ее помощью можно выяснить, по каким блокам вопросов наибольший и наименьший процент правильных ответов.

Я был очень удивлен, узнав, что максимальное количество неправильных ответов касается общих вопросов проведения СОУТ. Получается, что «узкие» специалисты хорошо разбираются в «узких» проблемах, но «плавают» в общих организационных вопросах, четко урегулированных Законом № 426-ФЗ. Это информация к размышлению и для тех, кто направляет своих экспертов на аттестационное испытание, и для надзорных и исполнительных органов.

Говоря о компетентности экспертов, хочу отметить следующее парадоксальное обстоятельство: в Департаменте условий и охраны труда Минтруда России сегодня нет ни одного сертифицированного эксперта. Смею заметить, и не будет, потому что это чревато конфликтом интересов. Тем не менее, некоторые практикующие эксперты умудряются задавать нашему департаменту по семь элементарных вопросов в неделю: как провести СОУТ на рабочем месте прораба, как измерить уровень шума и т.д.? Мы не можем, и не будем применять меры к гражданам, чрезмерно активно задающим нам вопросы. Но обязательно обобщим эту информацию и попросим Роструд в ходе плановой контрольно-надзорной деятельности уделить повышенное внимание организациям, эксперты которых проводят СОУТ с помощью нашего департамента.

​В целом должен предупредить представителей профессионального сообщества: рынок СОУТ - под бдительным контролем.


Эксперт - специалист уникальный, грамотный. Он подтвердил данный факт, сдав аттестационное испытание и получив сертификат. В своей работе он должен руководствоваться имеющейся нормативной базой (как я уже сказал, полностью сформированной). Если же эксперт обнаружит в ней сущностные проблемы и противоречия, пусть обозначит нам их, но не просит решать конкретные задачи при проведении СОУТ за него.

Росаккредитация сообщает нам в т. ч. о приостановлении действия аттестатов аккредитации. А это означает автоматическое приостановление деятельности организации, проводящей СОУТ.


В самое ближайшее время будут налажены электронные сервисы, и мы будем обмениваться необходимой информацией с Росаккредитацией практически в режиме онлайн.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА

С 1 января 2016 г. заработала Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС). Организации, проводящие СОУТ, обязаны передавать результаты оценки в эту систему. Это не какое-то новое «изобретение». Уже действовавшая Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (далее - АС АКОТ) приказом Минтруда России от 26.11.2015 № 897 с начала 2016 г. переименована во ФГИС.

В свое время АС АКОТ объединила в себе несколько информационных ресурсов, которые ведет Минтруд России. ФГИС, наряду со сведениями из АС АКОТ, будет содержать данные Роструда о результатах проведенных им контрольно-надзорных мероприятий, а также информацию от органов исполнительной власти субъектов РФ о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда. Главный интерес представляет экспертиза качества СОУТ. В дальнейшем мы планируем синхронизировать ФГИС с системами ПФР, чтобы вести индивидуальный (персонифицированный) учет работников, связи состояния условий труда на их рабочих местах с гарантиями, предусмотренными пенсионным законодательством. На очереди также интеграция с системами ФСС России и Роспотребнадзора (рис. 3).




Рис. 3. Информатизация в сфере охраны труда

В ходе работы АС АКОТ в Минтруд России и к ее разработчикам поступало много нареканий от организаций, проводящих СОУТ, о якобы имеющих место сбоях при передаче информации. Проверки показывали, что, как правило, все это — отговорки с целью оправдать свое бездействие по передаче данных. А времени на это было предостаточно - полтора года. Напомню, что временный Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда был принят приказом Минтруда России от 03.07.2014 № 436н (далее - Приказ № 436н) и применялся вплоть до вступления в силу с 1 января 2016 г. приказа Минтруда России от 03.11.2015 № 843н, утвердившего Порядок формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Мы неоднократно рассылали всем, кого это касается, письма, в которых разъясняли, как подключиться к АС АКОТ, получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, передавать информацию, прикреплять уже сформированные файлы, как вносить информацию вручную и т.д. Однако работа по передаче сведений шла ни шатко ни валко. И только после того, как в октябре прошлого года мы проинформировали Роструд о грубом нарушении рядом организаций, проводящих СОУТ, норм Закона № 426-ФЗ и Приказа № 436н, дело наконец сдвинулось с мертвой точки. В октябре 2015 г. организации активизировались, и процесс резко начал набирать обороты как в части переданных в АС АКОТ сведений о результатах проведения СОУТ, так и в части подачи заявок и получения сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Информация о наличии у организаций, проводящих СОУТ, доступа к АС АКОТ и о динамике поступления в нее сведений о результатах СОУТ представлена в табл. 1, 2.

Таблица 1. Доступ организаций, проводящих СОУТ, в АС АКОТ (по данным на 7 декабря 2015 г.)

Статус
Организации, входящие в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда
Организации, входящие в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда Всего
Сертификат ключа получен 408 71 479
Нет доступа к АС АКОТ 218 90 308
Итого 626 161 787


Таблица 2. Динамика поступления в АС АКОТ сведений о результатах проведения СОУТ в августе - ноябре 2015 г.

Год Месяц
Организации, проводящие СОУТ
Работодатели Отчеты о проведении СОУТ Рабочие места Работники
2015 Август 1 2 2 0 0
Сентябрь 3 25 25 262 388
Октябрь 40 674 1243 63 871 125 113
Ноябрь 144 3197 3505 80 515 120 171
Итого 4775 144 648 245 672

Плохо, что организации, проводящие СОУТ, не услышали наши спокойные уведомления о том, что надо подключаться к АС АКОТ. Спохватились они только после визита государственной инспекции труда и возникновения угрозы заплатить реальный штраф. Даже после этого к системе подключились не все организации.

С введением в действие ФГИС мы начали действовать еще более жестко. Деятельность организаций, проводящих СОУТ, которые на начало текущего года не были зарегистрированы в системе, не имели сертификата ключа проверки электронной подписи и соответственно не могли передавать данные во ФГИС, была приостановлена.


Организации, проводящие СОУТ, обязаны загрузить во ФГИС не только свежие данные, но и все результаты проведения СОУТ, полученные начиная с даты вступления в силу Приказа № 436н. Роструд об этом уведомлен и будет действовать. Раз не получается работать в плановом порядке, значит, будем работать в режиме аврала.

Если при передаче данных во ФГИС возникают реальные проблемы, можно воспользоваться специальной горячей линией. Там разработчики отвечают на вопросы пользователей. Если с помощью службы технической поддержки результат не достигнут, обращайтесь на электронную почту нашего департамента.

К середине года мы планируем получить соответствующее поручение Правительства РФ, чтобы еще раз организовать масштабную проверку передачи сведений во ФГИС.

Почему мы вообще уделяем столько внимания процедуре СОУТ? Потому что у государства и работодателей очень много социальных обязательств, которые из нее вытекают. Это и досрочные пенсии, и гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, и скидки и надбавки к страховому тарифу на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Результаты СОУТ прямо влияют на накопленные социальные права работников, на их самое главное право — право работать в безопасных условиях труда. Именно поэтому введена серьезная административная ответственность за нарушения в этой сфере, поэтому мы так внимательно наблюдаем за развитием и регулированием данного рынка.

Еще раз подчеркну: органы исполнительной власти, Минтруд России, Роструд, органы по труду субъектов РФ - все мы будем очень внимательно следить за тем, как проводится СОУТ. И к тому, что мы делаем, не следует относиться как к разовой кампании. Это системная работа по наведению порядка на рынке СОУТ, повышению качества и эффективности оценки. Заверяю вас, контроль, мониторинг и меры реагирования будут осуществляться на постоянной основе.

Выполнение спецоценки условий труда (СОУТ) строго контролируется законодательством на всех этапах, включая применение ее результатов. Именно поэтому отчетность по итогам работ по СОУТ передается не только компании-заказчику, но и государственным ведомствам. Речь идет о предоставлении таких сведений в информационную базу, аккумулирующую результаты проведения оценки на всех типах предприятий.

Порядок учета информации по СОУТ

Федеральная информационная система учета результатов проведения СОУТ является специализированной информационной базой. Она включает в себя полный объем сведений о каждой процедуре спецоценки, выполненной на территории нашей страны в соответствии с требованиями 426-ФЗ . Ключевые условия о функционировании системы приведены в ст. 18 этого нормативного документа.

Данный раздел 426-ФЗ регламентирует объем и характер сведений, предоставляемых в систему. В ней следует отразить все необходимые данные по следующим информационным разделам:

  • данные о работодателе, выступающем в качестве заказчика процедуры СОУТ;
  • данные о рабочих местах, подвергшихся процедуре оценки;
  • данные о компании, выступившей в качестве исполнителя работ по спецоценке.

Передача данных в систему

Согласно действующему порядку функционирования информационной системы по СОУТ ведением такого информационного ресурса занимается Минтруда РФ. 426-ФЗ определяет распределение обязанностей по передаче информации о специальной оценке условий труда в территориальный орган министерства. Так, чт. 18 устанавливает, что в общем случае она возлагается на компанию, которая реализовывала работы по спецоценке. Передача данных в систему является обязательным этапом предоставления услуги.

Статьи 4 и 5 определяют порядок действий участников процесса, если по какой-либо причине выполнение этих обязанностей исполнителем является невозможным. В такой ситуации данные о выполненных работах передаются в систему самим работодателем, заказавшим услугу. Отличие этого механизма заключается в том, что исполнитель передает данные непосредственно в Минтруда. Заказчик же должен направить их в государственную трудовую инспекцию, откуда они поступят в информационную базу учета итогов работ по СОУТ. Во всех случаях участники процедуры должны соблюдать конфиденциальность информации.

По причине того, что сведения о выгрузке для ФГИС СОУТ занимают значительный объем данных, не удалось найти эффективного решения для интеграции данного режима в программу "Аттестация-5.1" (в MS Word). Значительный объем данных выгружаемый в документ MS Word приводит к ощутимым проблемам производительности при просмотре документа и имеет неудобный доступ к содержимому при просмотре материалов.

В связи с этим, было принято решение о создании отдельной программы (утилиты) для просмотра сведений из файла экспорта для ФГИС СОУТ (АКОТ). П рограмма позволяет просматривать сведения по разделам:

  • общие сведения о файле экспорта;
  • аттестующая организация;
  • лаборатория;
  • работодатель;
  • ведомость рабочих мест;
  • рабочие места;
  • факторы.

Состав и установка ПО.

Программа для просмотра XML для ФГИС СОУТ включает всего один рабочий файл с именем "akot_reader.exe ". Дополнительным требованием к системе является наличие программной платформы ".NET 4 Framework Client Profile". Данная платформа предустановлена для Windows 8, 10 и обычно уже входит в состав обновленной Windows 7. Для Windows XP потребуется обязательная дополнительная установка среды ".NET 4 Framework Client Profile", если она не была ранее установлена.

Для скачивания предоставляется 2 варианта:

  • файл akot_reader для самостоятельного развертывания;
  • дистрибутив (setup) для автоматического развертывания и интеграции в меню ПУСК-Программы.

Для самостоятельного развертывания необходимо скопировать файл akot_reader в любую папку (например , на рабочий стол) и выполнять запуск программы за счет открытия файла akot_reader (или самостоятельно созданного ярлыка на этот файл). Для запуска потребуется предустановленная программная платформа ".NET 4 Framework Client Profile".

Преимуществом развертывания с использованием дистрибутива (setup) является наличие автоматической проверки на наличие установленной.NET. Если платформа ".NET 4 Framework Client Profile" не обнаружена, происходит автоматическое скачивание и установка необходимых компонентов. В связи с чем, для установки дистрибутива требуется доступ в интернет. Перед установкой дистрибутива необходимо полностью извлечь содержимое из архива. В состав дистрибутива входит файл setup, файл akot_reader и папка Application Files. В момент установки должен быть доступ ко всем компонентам дистрибутива.

Установка дистрибутива производится по технологии ClickOnce, результатом будет установка ярлыка в папку Программы - подпапку сайт , как показано на рисунке (на рисунке показан ярлык в меню ПУСК для win 7, для других ОС могут быть незначительные отличия во внешнем виде).

Одним из преимуществ использования дистрибутива по технологии ClickOnce является возможность автоматического обновления ПО перед запуском. В момент запуска ПО устанавливается связь с сайтом сайт с целью определения наличия последней версии программы, это выражается наличием окна, как показано на рисунке.

В момент отображения данного окна происходит контроль версий на сайте сайт и при необходимости запрос на установку новой версии. Соответственно запуск приложения для возможности контроля новой версии потребует доступ в интернет.

Условия использования.

Никаких ограничений на использование программы "Просмотр XML для ФГИС СОУТ" не предусмотрено, возможна передача 3-им лицам без дополнительного согласования с разработчиком.

Ссылки для скачивания

Дистрибутив программы (в архиве);

Возможные проблемы при установке (для опытных пользователей и системных администраторов).

1. Возможна блокировка во время установки и запуска приложения со стороны антивирусного ПО. В данном случае потребуется настроить исключения на каталог установки в настройках используемого антивирусного ПО.

2. Для настройки каталога установки программы в исключениях антивируса потребуются дополнительные действия для определения пути к каталогу установки. Для приложений развернутых по технологии ClickOnce место хранения рабочих файлов заранее неизвестно. В связи с этим, есть определенные неудобства для определения каталога установки и может потребоваться следующая процедура:

  • запустить программу;
  • перейти в диспетчер задач (вкладка "Процессы");
  • перейти в папку, как показано на рисунке.

Указанная папка (после действия под номером 3) будет соответствовать каталогу установки программы akot_reader в режиме развертывания ClickOnce. При необходимости данный путь вносится в список исключений для антивирусного ПО.

Запуск программы.

Интерфейс ПО не должен вызвать сложностей в использовании, после открытия нужно выбрать файл экспорта сформированный программой, как показано на рисунке.

По умолчанию предусмотрена возможность открытия файлов с расширением XML, но возможно и открытие SOUT-файлов.

Обратная связь.

Предложения и замечания отправляйте по адресу [email protected]. Все предложенияи замечания будут рассматриваться разработчиком на возможность включения в очередное обновление программы.

Наниматель при выборе организации, которая будет проводить оценку условий труда для выявления факторов опасности, должен понимать, что не все компании обладают правом на проведение такой экспертизы . Для этого на официальном уровне был создан реестр организаций, который регулируется государством.

Законодательные акты

Все основные регламентирующие положения для проведения оценки труда отображаются в Трудовом кодексе Российской Федерации. Кроме этих норм был принят в дополнительном порядке закон, где более подробно рассмотрены все нюансы проведения и результаты (28.12.13 №426-ФЗ).

Министерство труда утвердило в свою очередь Приказ №33н , в котором регламентировало несколько документов :

  • методика для проведения оценки;
  • классификация опасных производственных факторов;
  • форма составления отчета для проведения оценки;
  • подробная инструкция по заполнению данной формы.

Для чего нужен реестр СОУТ

Данный реестр необходим для облегчения поиска компаний или специалистов, которые оказывают услуги СОУТ. Он поможет в проверке организации для определения наличия права предоставлять подобные услуги.

Законодательно установлено, что предприятия, которые имеют места для сотрудников, должны санкционировать специальную оценку условий работы с периодичностью раз в пять лет .

Также регламентировано что данный процесс не может быть проведен собственными силами. Для этого нужно официально обратиться в организацию , которая занимается оказанием подобных услуг и имеет право на это. Она в свою очередь постоянно контролируется государством.

Учет всех предприятий, занимающихся СОУТ, проводится в реестре на сайте Министерства труда rosmintrud.ru . На нем можно подробно ознакомиться с представленным списком компаний, которые проводят СОУТ. Кроме того, можно будет узнать реестр аккредитованных предприятий, специализирующихся на охране труда.

Как пользоваться

После того как будет совершен переход на официальный сайт Министерства труда, нужно:

  1. Ввести критерии для поиска необходимой компании (специалиста). В случае если известно — название предприятия, его ИНН или номер в реестре. Для поиска введите необходимое значение в соответствующее поле, после чего нажмите «НАЙТИ».
  2. Провести осмотр в реестре всех компаний и экспертов, которые оказывают услуги СОУТ. Чтобы сделать это, необходимо перейти вниз страницы и соответственно ознакомиться с перечнем организаций. Хотя стоит отметить, что данный метод весьма некомфортен из-за практически бесконечной прокрутки в поисках необходимой компании. Кроме того, есть возможность загрузить список всех организаций в формате «Excel». Для этого нужно нажать на кнопку «Экспорт в csv».
  3. Ознакомиться с компаниями, которые зарегистрированы в нужном регионе Российской Федерации. Чтобы сделать это, нужно пролистать страницу вниз до поля «Субъект». После чего выбрать необходимый регион и нажать кнопку «НАЙТИ». Данный метод является крайне удобным, так как позволит найти организации в выбранном районе ближе к месторасположению предприятия.

Какие сведения содержит

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.14 №599 , в реестр организаций, занимающихся СОУТ, должны быть внесены следующие сведения :

В базу данных специалистов СОУТ, как правило, вносится ряд следующих данных :

  • ФИО специалиста;
  • информация о сертификате специалиста;
  • поле деятельности;
  • дата прекращения действия сертификата, выданного специалисту по СОУТ.

Требования к организациям

Данное положение регулирует Постановление №599 , согласно которому в аккредитованном реестре компаний по охране труда размещаются организации, отвечающие ряду требований :

  1. Организация должна иметь специальную лабораторию, которая обладает официальной аккредитацией.
  2. В компании должны быть трудоустроены минимум пять специалистов, которые прошли сертификацию и могут проводить СОУТ. При этом с каждым специалистом должен быть подписан трудовой договор. Кроме того, один из экспертов обязан иметь высшее медицинское образование (специализация на гигиене труда).

В реестре специалистов СОУТ отображаются лица, которые отвечают нижеприведенным требованиям:

  1. Специалист обязательно должен иметь высшее образование.
  2. При отсутствии профильного образования специалист обязывается иметь документы, подтверждающие повышение квалификации в учебных учреждениях с программой, продолжительность которой не менее трех дней.
  3. Специалист обязательно должен иметь опыт работы в области охраны труда не менее трех лет, сюда относится и стаж в СОУТ.

Порядок проведения

Проверка условий труда на предприятиях проводится, как правило, в строго регламентированном порядке :

  1. Выявление потенциально вредных и опасных производственных факторов.
  2. Проведение исследований выявленных факторов (лабораторные анализы, измерения и т.д.).
  3. Установка класса опасности.
  4. Подведение итогов и оформление результатов.

Протокол о проведенных исследованиях и замерах должен быть оформлен в отношении каждого выявленного опасного фактора, после чего отчет подписывается всеми участниками специальной комиссии и заверяется ее председателем.

В случае если хоть один член комиссии не согласен с результатами, он может оформить свое мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Результаты оценки экспертного уровня

Согласно итогам проверки компания, которая проводила экспертную оценку, обязана обозначить классы нынешних условий . На данный момент существует всего четыре класса :

  1. Оптимальный (самый маленький уровень воздействия вредных факторов).
  2. Допустимый.
  3. Вредный.
  4. Опасный.

Работодатель должен организовать ознакомление сотрудников с отчетом комиссии СОУТ на их местах работы, под личную роспись на протяжении 30 календарных дней . В этот срок не входит период временной нетрудоспособности специалиста, пребывание в отпуске и командировке.

После чего данные, полученные в результате проверки СОУТ, согласно законодательным нормам, необходимо передать в Федеральную государственную информационную систему учета .

В свою очередь организация, проводившая СОУТ на протяжении 10 календарных дней с момента заверения отчета, также должна предоставить его в соответствующую Федеральную базу. Отчет должен быть отправлен в электронном виде с заверенной сертифицированной электронной подписью руководителя.

Проверка документов и заключение договора

Вся ответственность за своевременное СОУТ в организации возлагается на работодателя.

Полный комплект документации, который потребуется для проверки СОУТ, устанавливается в индивидуальном порядке и во многом зависит от особенностей компании. Законодательно устанавливается минимальный перечень документов , которые нужны для комиссии.

Процесс приготовления документации для СОУТ происходит во время организационного этапа. Прежде чем заключить договор с предприятием, которое займется проверкой в организации, работодатель должен :

  1. Создать комиссию по СОУТ.
  2. Заверить состав данной комиссии.
  3. Разработать график ведения работы.

Документация, которая необходима лабораториям для проведения СОУТ:

  • реквизиты фирмы;
  • приказ о создании комиссии;
  • СНИЛС сотрудников;
  • штатное расписание для заверения списка рабочих мест;
  • ряд отраслевых документов.

Дополнительно могут быть затребованы:

  • должностные инструкции работников;
  • журнал регистрации техники безопасности.

О том, как провести СОУТ за счет средств ФСС, можно узнать из данного видео.