Как сделать школьный проект? консультация (1 класс) на тему. Первые шаги в проектной деятельности первоклассников Проекты 1 кл

ОПЫТ Проектной

деятельности

в 1 классе

Подготовила

Мышкина О. А.

Учитель начальных

Классов

МБОУ СОШ № 30

Им. С. А. Железнова

г . Смоленск

2013 - 2014 уч. Гг.


" Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу ".

Японская мудрость

Любой учебный проект имеет два аспекта:

  • для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
  • для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Проекты в начальных классах,

а тем более в 1-х – это трудно?

Это проблематично,

так как дети ещё слишком малы для проектирования.

Но всё - таки это возможно!

Мы не будем говорить о полноценных проектах,

выполненных учащимися самостоятельно.

Это будут лишь элементы проектной деятельности

в её классическом понимании.

Но для малышей – первоклассников

это будет их проект.


Главная задача любого первоклассника – найти что-то

необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там,

где другим все кажется привычным и простым.

ТЕМА: КАК УЧИЛИСЬ ДЕТИ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ

Знакомство с сайтом школы № 30, презентации

«Наша школа за 40 лет», «Наша школа сегодня»

Проблема: «Мама говорила, что 30 школа самая лучшая,

поэтому я пойду учиться именно сюда.

А почему она самая лучшая, хотелось бы понять!»

Проект «Моя школа – Мой класс»

Цель проекта – получить первоначальные

знания о родной школе


Планирование проектной деятельности

Историческая

группа

Социологическая

группа

Исследовательская

группа

Опрос детей,

что дети знают

о школе

Опрос детей о

внеучебной

деятельности

Опрос родителей,

которые учились

в 30 школе



ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА

Выполнили учащиеся 1 класса В

и 1 класса Г

МБОУ СОШ № 30

им. С. А. Железнова


Цель проекта:

  • вовлечь каждого ученика наших классов в активный познавательный творческий процесс при создании «Веселой Азбуки»;
  • учить представлять свой труд, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов;

АКТУАЛЬНОСТЬ

Изучая алфавит русского языка нам стало интересно узнать более подробно об истории возникновении русского алфавита, азбуки. Самим захотелось на каждую букву алфавита подобрать загадки, стихи, пословицы и поговорки и т.п.


1 этап выполнения работы

  • Изучили историю возникновения русского алфавита.
  • Как произошло слово «азбука»?

Азбука ( от аз до буки ) – кириллический набор букв.

Букварь (азбука) – первая учебная книга.


2 этап выполнения работы

Сравнение Азбук Горецкого В. Г. и Нечаевой Н. В.


3 этап выполнения работы

Придумали и сделали из различных материалов «лицо» каждой букве. Подобрали занимательный материал на каждую букву алфавита


4 этап выполнения работы

Создание нашего классного учебника

«Веселая Азбука».


Учебник «Веселая Азбука


Учебник «Веселая Азбука


Презентация проекта – праздник

«Прощание с Азбукой»


Проект

«Почему мы в ответе за тех,

кого приручили?»

Подготовили

ученики 1 класса В

МБОУ СОШ № 30

им С. А. Железнова

Смоленск

Руководитель

2014 г.


На асфальте сидит дворняга:

В клочьях шерсть и в глазах печаль.

Солнце жжет, хочет пить бедняга…

Но прохожим его не жаль…

Этим проектом мы хотим воспитать доброе отношение к бездомным животным, пробудить гуманные чувства у детей и взрослых, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.


Проблемный вопрос: Откуда берутся бездомные животные?


Цели нашего проекта:

  • выяснить источники,
  • откуда берутся бездомные животные;
  • создать памятку для тех,
  • кто хочет взять себе кошку или собаку;
  • найти пути решения
  • проблемы бездомных животных.


  • Животные, родившиеся на улице.
  • Потерявшиеся животные.
  • Выброшенные животные.
  • Неправильное содержание животных.

Многие люди заводят домашних животных, не задумываясь о том, что они становятся членами семьи. За ними нужен определенный уход. Зачастую, питомец натворит что-либо и оказывается на улице, где холодно и голодно.

А мы, дети, очень часто не хотим ухаживать за домашним питомцем, ленимся. Поэтому и родители говорят «Нет!» на наши просьбы завести дома пушистого друга.

Камилла Алиназарова


В нашем городе очень много бездомных животных. Они появляются от того, что люди выгоняют своих домашних питомцев на улицу, когда они им надоели или когда не могут с ними справится.

По возможности, надо стараться подкармливать бездомных животных и не обижать их.

Владислав Степанов


Бездомные животные появляются из-за того, что люди выбрасывают на улицу своих домашних питомцев. У них рождаются детеныши, и они тоже становятся бездомными.

Каждый из нас может помочь несчастным зверюшкам: покормить, а главное, не обижать их.

Константин Базылев


Я думаю, что бродячие животные появляются на улице потому, что хозяева выбрасывают или выгоняют из дома своих питомцев, когда они становятся ненужными, надоедают и путаются под ногами.

Я считаю, что родители чаще всего отказывают нам, детям, в просьбе завести собачку или кошечку, потому что мы не готовы постоянно ухаживать за ними. Появление домашнего питомца – это большая ответственность. Животное появляется в доме не на один день или неделю. Это член семьи!

Александр Шепоревич


На улицах города появляются бродячие животные, потому что их выкидывают из дома недобрые люди, которые завели зверюшку и не подумали, что у кого-то в семье аллергия на животных, у кого-то маленькие дети.

А ещё домашние питомцы могут потеряться.

У меня пока нет домашнего питомца, но мне бы хотелось завести собаку. Я бы играла с ней, гуляла, кормила и делала всё, что должен делать НАСТОЯЩИЙ ХОЗЯИН!

Екатерина Фомченкова


Люди, приобретая маленьких собачек, думают, что они всегда будут такими хорошенькими. Но когда зверюшки вырастают, их выбрасывают на улицу.

Мы можем помочь бездомным животным пищей, которая осталась с нашего стола.

Иногда наши запросы не совпадают с возможностями родителей. И часто обещая ухаживать за своим питомцем, мы перекладываем этот труд на плечи родителей.

Анастасия Туманова


Я думаю, что причинами того, что домашние питомцы оказываются на улице является:

  • Переезд семьи в другой город;
  • Не умение справиться с собакой агрессивной породы;
  • Аллергия у людей на животную шерсть или слюну;
  • Смерть хозяев;
  • Изменение финансового положения хозяев;
  • «Просто НАДОЕЛ!»

Матвей Макаров


Родители покупают детям маленьких животных. Когда зверюшки становятся большими, взрослые по разным причинам выбрасывают их на улицу. Ведь за животными нужно ухаживать. Чаще всего это приходится делать взрослым, потому что мы, дети, забываем свои обязанности. Мы забываем о тех, кого приручили и за кого несём ответственность!

Виктория Борисенкова


Мир животных так разнообразен… Существует очень много их разновидностей. Некоторые хищные, некоторые домашние, а некоторые – БЕЗДОМНЫЕ. Они ходят по улицам городов, сел, поселков в поисках маленького кусочка хлеба. Может быть некоторые из них ищут на улице хозяина или простого доброго человека, который просто подойдет и погладит их, даст кусок колбасы, приласкает. .. Увы, таких людей очень мало, поэтому некоторые животные даже умирают от голода и холода, от издевательств злых и бездушных людей.

Бездомное животное – такое беззащитное создание, нуждающееся в общении, в хозяине, в еде. А помогать некому. Бедные животные!..

Валид Махмудов


Я считаю, что бездомные животные появляются на улицах городов из-за предательства людей. Наигравшись с маленьким и забавным малышом, хозяева понимают, что это ещё ответственность и труд. Некоторые не готовы к этому и выбрасывают животное на улицу. Я считаю, что самой большой помощью является поиск хозяина, настоящего и ответственного!

Анастасия Кулакова


Откуда берутся бездомные животные? Все очень просто и грустно – это мы, люди, выбрасываем их на улицу.

Мало кто задумывается, что за питомцем, которого мы клянчим у мамы с папой, нужно ухаживать. Помните, мы в ответе за тех, кого приручили. Это не простые слова, это жизнь, это правила доброты и ответственности перед тем, кто так тебя любит, кто ждет твоего возвращения домой, кто готов быть с тобою рядом всю жизнь!

Павел Петуховский


Каждый день мы спешим по своим делам и постоянно сталкиваемся с ними. Они голодные лежат на асфальте, мокрые сидят на остановках… Нам кажется, что их слишком много – грязных, голодных, некрасивых. Своим видом они портят облик города, но они НЕ ВИНОВАТЫ! Помните, они нуждаются в нашей помощи!

Анна Кочнева


Наше мнение:

Чтобы не было на улицах бездомных животных, нужно стать другом домашних животных, окружить заботой того, кто живёт рядом с нами, следить за ними, направлять их воспитание, знать их повадки и любить своих питомцев.


Памятка для будущего хозяина (каким должен быть ты, мой будущий хозяин)

1. Я буду жить всего лишь лет десять. Любая разлука с тобой будет причинять мне страдания. Подумай об этом, прежде чем ты возьмёшь меня.

2. Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня.

3. Не сердись на меня долго и не запирай меня в наказание! Ведь у тебя есть ещё работа, развлечения, друзья – у меня же есть только ты.

4. Разговаривай со мной. Хотя я и не смогу полностью понимать все твои слова, но зато я понимаю твой голос, обращённый ко мне.

5. Помни – я никогда не забуду, как со мной обращаются.

6. Заботься обо мне, когда я состарюсь – ведь и ты когда-то будешь старым.



Глаза покинутой собаки Мне снятся ночью... как тут быть? Ее обидеть может всякий И даже попросту убить .

Пусть человек добрее будет! Не прихоть это, не пустяк.. Внимательно вглядитесь люди В глаза покинутых собак!

Эдуард Асадов



Помните

Мы в ответе за тех,

кого приручили!..


Каждый человек регулярно решает различные вопросы, которые он считает просто мелкими делами и понятия не имеет что это самый настоящий проект. И, напротив, некоторые свои задумки и идеи кто-то может гордо называть «проектом», хотя на самом деле они таковыми не являются. Давайте разберемся, что же такое проект, чтобы иметь более ясное представление об управлении каждой сферой своей жизни.

Проекты моего ученика Иванова Дмитрия о своей семье и музее Великой отечтесвенной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как делать школьный проект: практические советы

В современном мире человека окружают огромные объемы информации. И чтобы справляться с этим нескончаемым потоком, человек должен уметь получать информацию, анализировать ее, сопоставлять факты и делать выводы. Эти навыки не являются врожденными, этому надо учиться. И чем раньше начнется это обучение, тем лучше. Даже в начальных классах можно пытаться привить детям исследовательские навыки. Ведь большая часть обучения проходит по схеме «услышал от учителя/прочитал – запомнил – воспроизвел на ответе в классе». И после такой цепочки в голове ребенка остается лишь часть материала. А вот если он сам будет добывать информацию, самостоятельно изучит вопрос или проблему, сложит все «кирпичики» материала и сделает выводы – такая информация запомнится на всю жизнь. Кроме того, школьные проекты развивают у детей познавательный интерес. Ребенок не просто задает вопросы, а будет стараться самостоятельно найти ответ.

Школьный проект – это форма исследовательской работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение в виде презентации. Ребенку только следует объяснить, как делать школьный проект.

Школьные проекты бывают следующих типов:

Исследовательские. Ученики должны не просто узнать о главной теме работы, а провести исследования. Это может быть повторение экспериментов ученых, работающих над данной проблемой, или постановка новых для подтверждения теории.

Информационные. В них ученики ограничиваются поиском и анализом информации, делают самостоятельные выводы.

Творческие. Такие проекты подойдут для учеников младших классов. В них исследовательская работа «разбавляется» творчеством. Проект может включать в себя моделирование (например, модели автомобилей и дорог по теме «Появление первой машины»), изготовления костюмов (например, по теме «Балы во Франции 18 века») и все, на что способны маленькие ручки талантливых учеников.

Практические. Если тема тесно связана с повседневной жизнью (например, «Как компьютеры помогают человечеству»), ученикам следует большую часть внимания уделить практической части работы. Нужно привязать тему к жизни каждого слушателя, привести примеры, фотографии, разыграть сценку.

По количеству участников в проекте, они делятся на личностные, парные и групповые. Тут уж учитель должен сам подумать и решить, каким образом проект будет лучше сделать. Если тем много, они необъемные и больше информационные, лучше выбрать личностный тип проекта. А вот если работа большая, по ней много информации, нужно будет сделать костюмы или поставить эксперимент, тогда лучше поделить класс на группы.

Исходя из тех же критериев, выбираются сроки проектов. Ведь даже взрослый человек не сможет разобраться, как сделать школьный проект за один день. С другой стороны, проект не следует растягивать на месяцы....

Для оформления проекта потребуется его паспорт, это что-то вроде титульного листа работы.

На нем должны быть написаны:

название проекта;

руководитель проекта;

науки или учебные дисциплины, близкие к теме проекта;

состав проектной группы;

тип проекта;

цель проекта;

необходимое оборудование;

краткое описание проекта;

план школьного проекта.

Паспорт проекта лучше оформить на большом листе, в нескольких экземплярах, раздавать его перед презентацией.

Этапы школьного проекта такие: анализ проблемы.

После получения от учителя (или после самостоятельного выбора) темы работы, ученик должен описать, что представляет из себя поставленный вопрос, насколько он важен, есть ли проблемы с пониманием темы работы у других учеников и сможет ли он им помочь. постановка цели.

Целью проектной работы обычно является изучение информации по главной теме. Но могут быть и дополнительные цели, такие как подтверждение теории экспериментом, поиск разных точек зрения на проблему, опровержение теории и прочие. выбор средств достижения. Обычно зависит от цели. Если это просто изучение информации, тогда выбираются источники, хорошо бы не ограничиваться одним только интернетом, добавив газеты и журналы, книги, не опубликованные в сети. Если дополнительной целью является эксперимент (визуальное подтверждение), нужно разработать план его проведения, подобрать оборудование и материалы для работы. поиск и обработка информации. Самый интересный этап. Разрозненные кусочки материалов по главной теме нужно сложить воедино, подтвердить факты цитатами, фотографиями. Если возник спорный вопрос, следует предоставить все возможные мнения и мысли специалистов и исследователей. оценка полученных результатов и выводов. После всей проведенной работы, стоит критически взглянуть на себя и оценить свою работу. Насколько она будет полезна? Как много узнает из нее несведущий человек? Что нового и интересного удалось узнать в ходе работы? Перед началом работы, ученики должны решить, интересна ли им тема проекта. Если нет, нужно подойти к учителю и попросить изменить тему. Потому что работа над проектом должна принести удовольствие ученикам, они никогда не научатся правильно работать с материалом и не разовьют в себе исследовательские навыки, если проект превратится в нечто неинтересное и обязательное.

После получения темы, следует обсудить между собой и с учителем источники информации. Работа не должна превратиться в простое копирование статей с Википедии и Большой советской энциклопедии. Тут опять же встает вопрос интересности работы. Увлекшись исследованием, ученики полезут даже в библиотеку, в подшивки газет и журналов. Тогда как «обязаловка» будет исследована только в пределах компьютерной сети. Вся найденная информация должна быть собрана вместе. Нужно постараться разбить ее на пункты. Например, история появления предмета обсуждения, его качества и полезность, положительные и отрицательные стороны/качества, спорные вопросы и прочее. Для удобства, информацию можно заключить в схемы, таблицы, диаграммы (если информация в цифрах) – все это не только будет помогать анализу, но и станет черновиками для будущей презентации. После того как вся информация систематизирована, обработана и сделаны выводы, самое время писать краткий доклад и делать наглядные материалы.

Если наглядным материалом является эксперимент, обязательно нужно обсудить его с преподавателем, в этом нет ничего страшного. Если это химические реакции, нужно попросить лаборанта помочь с реактивами, а учитель пусть подберет наиболее красочные и зрелищные реакции, покажет как правильно их провести. Если эксперимент физический, нужно обратиться к учителю физики за советом и оборудованием. Всегда нужно несколько раз провести эксперимент, его должен проводить один и тот же человек (или пара), его должность – ответственный за материальную часть. Докладчик не должен переливать реактивы, а компьютерный гений, нарисовавший диаграммы не должен читать доклад. Кстати, это очень важная часть совместной работы (если проект групповой) : у каждого должна быть своя роль, каждый участник должен внести свой вклад, как в процессе работы, так и во время презентации.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Я и моя семья Ученик 4 «Б» класса Иванов Дмитрий Преподаватель: Пономарева Оксана Валерьевна

Я люблю свою семью, все члены моей семьи прекрасно общаются друг с другом, в моем доме царят мир и гармония. Они всегда здоровы, довольны, защищены, чувствуют себя комфортно и счастливо. О ней я хочу сейчас рассказать. Я, Иванов Дмитрий родился 24 ноября 2004 года в городе Москве. Живу на улице Радужной в Бабушкинском районе. Учусь в школе № 281 в 4 «Б» классе.

Моей любви хватает на всех членов моей семьи. Своей любовью я создаю в доме спокойную, счастливую, гармоничную обстановку, где всем хорошо. Я проявляю заботу, участие и понимание по отношению к каждому члену моей семьи, и они мне платят тем же. Моя мама ласковая, добрая и очень красивая! Ее зовут Анна Александровна. Она работает в Бизнес центре, занимается коммерческой недвижимостью. Я стараюсь во всем помогать маме и не огорчать ее, ведь у нее важная и ответственная работа.

Мой папа Евгений Владимирович – мужественный и справедливый человек. Он работает инженером. Мы всегда с ним весело проводим время: гуляем, ходим в кино, играем в компьютерные игры.

Еще один главный член моей семьи - это моя любимая бабушка. Ее зовут Людмила Александровна. Раньше она работала в ресторане шеф поваром. Сейчас она на пенсии и мы много времени проводим с ней вместе. Я езжу к ней в гости, там мы ходим гулять в парк, зимой на каток. На летние каникулы мы с бабушкой находимся на даче. Там я ей помогаю на огороде. На даче у меня много друзей. Мы с друзьями играем и катаемся на велосипедах.

У меня есть домашний любимец – это мой кот Сэм. Порода - шотландский вислоухий. Ему 10 месяцев. Я ухаживаю за свои любимцем. Я люблю заботиться о моей семье, мне это приносит огромное удовольствие. Мы поддерживаем друг друга и помогаем друг другу. Моя семья крепкая, надежная, мы все - друзья и всегда останемся ими. Моя семья - это мой надежный тыл, моя защита, моя крепость, где я всегда чувствую себя в безопасности, покое и гармонии.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Первые шаги в проектной деятельности первоклассников: Белозёрова Алла Аркадьевна – лауреат конкурса Грант Москвы 2009; куратор и разработчик организационной документации для сборников ; учитель первой категории; руководитель проектов – призёров и победителей окружных, городских и всероссийских конкурсов; руководитель одного из лучших школьных проектов .

Проектная деятельность согласно новым стандартам образования становится одним из ведущих его направлений.

В осуществлении проектной деятельности первоклассников есть свои особенности, связанные с возрастом. Дети только начали школьную жизнь, у них ещё не выработаны представления о коллективе, сотрудничестве, учебных правилах. Первоклассники пока не обладают самокритичностью, не могут оценить степень и полноту своих исследований.

Но в то же время этот возраст для закладки основ проектно – исследовательской деятельности. Ребятам очень важно удовлетворить свой познавательный интерес, самореализоваться, достичь успехов.

Поэтому в первом классе для меня был очень важен сам процесс участия детей в проектировании. Всё внимание я старалась направлять на то, чтобы развивать умение видеть проблему (прежде сформировать понятие об этом), задавать вопросы, умение наблюдать, сотрудничать с товарищами, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, развивать творческое воображение.

Для этого на уроках и во внеурочной деятельности создавались проблемные ситуации, вводились диалоги, то есть такие виды деятельности, которые предполагали творческую инициативу, развитие самооценки, творческого мышления.

Вот примеры некоторых заданий и учебных ситуаций, которые предлагались детям.

На развитие самооценки: (беседа)

— Нравится ли вам сейчас школа? А что конкретно?

— Если бы к вам прилетел инопланетянин и спросил: «Кто такой ученик?» Как вы объяснили бы это ему?

— Каким бы ты хотел (а) быть учеником?

— А каким не хотел (а)?

Задания на умение определять проблему исследования. (Это задание очень нравилось детям).

В нём предлагалось детям посмотреть на мир «чужими глазами». Вначале была история:

Мальчик Витя жил в красивом доме. Рядом с домом был сад, в котором поселились птицы. Своим пением они будили его по утрам, щебетали, строили гнёзда, летали везде и всюду. Но Витя выгнал их из своего сада.

Детям надо было продолжить рассказ двумя предложениями и сказать по -разному, представив себя Витей, птицей, деревом, домом, гусеницей.

На развитие умения выдвигать гипотезы предлагалось такое задание:

На доске изображены предметы: апельсин, мобильный телефон, букет цветов.

— При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?

— При каких обстоятельствах эти же предметы могут быть вредны?

Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.

А вот фрагмент одного из занятий по рабочей тетради «Учусь создавать проект». (Занятие № 9 ). На нём мы отрабатывали навыки умения выдвигать гипотезу, формулировать её.

Идёт обсуждение маленького рассказа «Варя и чиж» и той проблемной ситуации, которая там возникла: девочка Варя и чиж, который в клетке и не поёт, потому что он в неволе.

Дети вначале увидели ситуацию на поверхности. Варя выпустит чижа из клетки, и тот запоёт и улетит.

А Аня Красникова сделала предположение, что девочка и птица были друзья, и не смогут разлучиться так просто. Чиж будет прилетать, и кружить над домом. Он очень будет скучать без Вари, хотя и запоёт.

Развитию навыков речи, работы со словом, текстом способствовали такие задания:

— Вообрази себя яблоком на ветке. Расскажи о своих ощущениях;

— Я начну, а ты продолжи:

Холод – это: айсберг, лёд, мороз …

Зима (лето) – это: …

Всё это во многом способствовало успешности вхождения в проектную деятельность.

Проекты, а они у нас были разные: групповые, индивидуальные, мини-проекты и более объёмные, издавались в процессе изучения той или иной темы на уроках.

Проект «Моя любимая игрушка» возник как результат чтения и обсуждения рассказа В. Драгунского «Друг детства». Дети приносили в класс игрушки, читали свои маленькие рассказы на тему: «Почему моя игрушка мне дорога».

Проект «Дом моей мечты, как я себе его представляю», возник, когда мы читали и обсуждали книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Тема была: «Как найти настоящих друзей». В конце обсуждения дети отвечали на вопрос:

— Почему такое нелёгкое дело как строительство дома оказалось для героев книги привлекательным и по силам?

— А как ты представляешь себе Дом своей мечты, и каким он должен быть, чтобы жилось в нём легко и радостно?

Своё представление о таком доме дети выражали в рисунках и рассказах.

Вывод: в нём должны быть друзья. Это – Дом Дружбы.

В рамках интеграции литературного чтения и окружающего мира был подготовлен творческий проект «Однажды нынешней зимой».

Незадолго до зимних каникул я предложила детям сочинить, а вернее продолжить историю о снеговиках, которые появились во дворе их дома. Дети фотографировали, рисовали, сочиняли рассказы, в которых в сказочной форме отражали свои наблюдения за явлениями, происходящими зимой в природе.

В период обучения грамоте был подготовлен коллективный проект «Живая азбука». Дети создавали образы букв (каждый свой) и готовили рассказы на тему «День рождения буквы». Потом этот проект был представлен на празднике «Прощание с Азбукой».

В рамках окружающего мира было подготовлено несколько проектов о животных.

Ученики делились на группы, пары, но были и индивидуальные проекты. Особенно всех покорил проект Артёма Никуличева «Бабочки».

«Что мы знаем о птицах?». Так назывался один коллективный проект, цель которого была: создать представление о перелётных и зимующих птицах и о наиболее интересных их представителях. Дети сами, по своему желанию, готовили и собирали материал, а потом представляли в виде рисунков, презентаций или устных рассказов.

«Кто как зимует?». Некоторые учащиеся выбрали эту тему. Очень много интересного узнали ребята о бобрах, белках, зайцах, лисицах, медведях. Помогали, конечно, родители, активно включившиеся в этот процесс.

На уроках математики в период формирования представлений о натуральных числах и знакомства с десятичной системой исчисления, в самом начале была создана проблемная ситуация в виде вопроса : Как же люди обходились без цифр, как считали в древности, как измеряли, как это было на Руси?

Мы побывали на экскурсии в Политехническом музее, где получили ответы на многие вопросы и узнали много интересного из истории чисел и цифр, измерений. А Полина Лунина подготовила и представила проект «От древности до наших дней; как считали раньше, и как было со счётом на Руси».

Таким образом, проектная деятельность в первом классе создала мотивацию к учёбе и к исследовательской деятельности в дальнейшем.

Разработка проекта учителя начальных классов

ГБОУ гимназии №105 Вовнянко И.Б.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной работы, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, - как по факту самоопределения, так и в повседневной жизни. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и планировать действия, взаимодействовать в группах, а также быть открытыми для поступающей новой информации.

Проект – это подготовленный и организованный учителем самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий (работы по предложенному пути), завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть реальными, логично построенными.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания и небольшое исследование в предложенной области.

Любой проект реализуется в несколько этапов, так же на уроках детям предлагается тема для самостоятельного изучения и дальнейшей демонстрации результата.

В 2015-2016 учебном году первоклассники работали над многими проектами. Например: «Живая азбука», «Музей: город букв», «Мой класс, моя школа», «Мои домашние животные» и другими.

Ребятам очень понравился проект «Создаем музей «Город букв»». Сначала мы обсудили план действий. А затем ребятам было дано задание.
1. Выбери букву;

2. Придумай букве характер (веселая, грустная, наивная, глупая и т.д.);

3. Выбери материал, из которого будешь делать букву (проволока, тесто, картон, шерсть, пластилин);

4. Создай портрет своей буквы;

5. Придумай текст для экскурсии по музею «Город букв». Расскажи о своей букве – как она появилась в музее, из чего сделана, кого изображает.

Проект удался! Смотрите сами! Каких только букв в нашем музее нет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми . Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования в учебной и внеурочной деятельности метода проектов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы .

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину .

УМК «Начальная школа 21 века» располагает возможностями для создания проектов.

Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости.

Проект включает в себя следующие составляющие: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. Как же быть?

Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.)

В период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника. В результате рождается коллективный монопроект «Книга загадок». На уроке литературного слушания после знакомства с частью произведения дается задание в группах из 4 человек придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.

Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Зачем каждому государству свои символы?». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества.

Дети получают задание принести на урок что-либо из леса, парка, сада. Это может быть ветка, цветок, камушек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции:

1. «По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это»;

2. «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы».

Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину, - главная цель этого урока.

Через некоторое время на осенней экскурсии пытаемся увидеть эти предметы в природе. Обращаем внимание, что в парке, где можно найти эти предметы, много мусора: бутылки, старые вещи, фантики, пакеты, которые портят всю красоту природы, ее гармонию. Наводим порядок. Проводим наблюдения: что еще плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Рисуем рисунки, мечтаем: «Как было бы хорошо, если …», сочиняем и разыгрываем сценки: «Разговорились однажды старые, выброшенные человеком вещи…», делаем поделки из природного материала.

Так постепенно мы входим в проблему – лучше создавать, чем разрушать. Ставим цель, намечаем примерный план действий. Во внимание берутся все предложения детей. Каждый из детей выполняет важную, интересную, значимую для него работу (делает эскизы цветников, планы благоустройства школьного парка, ищет необходимую информацию об использовании бросового материала в жизни, сочиняет, как изменить окружающий нас мир, подбирает загадки о труде людей или придумывает свои, ищет пословицы, поговорки и т. д.).

В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают первоклассникам в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.

Роль учителя же в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

Презентация (защита) проекта, как правило, в 1 классе , осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, деловой игры с обязательным поощрением – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

Очень важно, что первоклассники на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

Таким образом, уже с 1 класса закладываются основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе.

Использованная литература

1. Базисный образовательный план первой ступени общего образования.

12.09.07

2. . Учебные проекты младших школьников. //

журнал «Начальная школа», №9, 2005г.

3. . Организация проектной деятельности в системе работы

учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную

деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006г

4. Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией

// «Вентана-Граф», 2004г

5. . Работаем по методу проектов // Практика образования.

2006. №4