Исследовательская работа на тему «Роль рекламы в жизни моего сверстника. Международный школьный научный вестник Исследовательский проект по теме развитие английской рекламы

Пыхтина Дарья

Руководитель проекта:

Блинова Светлана Юрьевна

Учреждение:

МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза С.В. Руднева п. Де-Кастри Ульчского муниципального р-на Хабаровского края

Представленная исследовательская работа по психологии "Телевизионная реклама и дети" посвящена знакомству с рекламой и её влиянием на детей. В данном исследовательском проекте изучается положительное и отрицательное влияние рекламы на ребенка.

В данном исследовательском проекте по психологии на тему "Телевизионная реклама и дети" учащаяся дает определение рекламы, изучает историю возникновения рекламы, а также знакомится с существующими видами рекламы.


В ходе исследовательской работы по русскому языку "Телевизионная реклама и дети" проводится интересный социальный опрос московских школьников и учащихся МБОУ Средняя общеобразовательная школа п. Де-Кастри, а также соцопрос родителей московских школьников и родителей учащихся нашей школы.

Введение
1. Основная часть
1.1. Определение рекламы
1.2. Немного истории о рекламе
1.3. Виды рекламы
1.4. Влияние рекламы на детей
2. Практическая часть работы
2.1. Соцопрос московских школьников и учащихся МБОУ СОШ п. Де-Кастри.
2.2. Соцопрос родителей московских школьников и родителей учащихся МБОУ СОШ п. Де-Кастри.
Заключение
Библиография

Введение

Считается, что маленькие дети лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели, которые создают рекламу , направленную на детей – яркие весёлые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребёнку.

Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.

Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко рекламированный товар.

Задачи:

  1. Изучить историю возникновения рекламы.
  2. Познакомиться с видами рекламы.
  3. Узнать, какое влияние оказывает реклама на ребёнка.

План исследования:

  1. Изучение истории возникновения рекламы, видов рекламы.
  2. Социологический опрос Института человека РАН московских школьников и их родителей, а также родителей и учащихся МБОУ СОШ п. Де-Кастри
  3. Обработка результатов опроса.
1

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/2017/14/26521.

Зачатки современной рекламы, сопровождающие человечество уже много веков, долгое время не осознавались как выражение одного явления, а воспринимались разрозненно. Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. А именно: Наскальные рисунки, содержащие информацию о месте охоты и ее результатах, можно считать точкой отсчета современной наружной рекламы. Желание человека выделиться среди себе подобных, украшая свою внешность самыми разнообразными способами, можно назвать имиджевой рекламой. И конечно, самая распространенная передача информации - устная передача, например, о том, кто хорошо выделывает шкуры или шьет одежду - яркий пример рекламы «из уст в уста». Безусловно, пока это лишь примитивная реклама. Дальнейшее же развитие рекламы полностью зависело от развития как общества в целом, так и производительных сил, в частности. Следует подчеркнуть, что именно технические и научные достижения человечества, такие как изобретение книгопечатания, открытие электричества, радио, полеты человека в космос, компьютерная революция и др., стати основой средств распространения современной рекламы.

Реклама, которой выпала судьба стать самым вездесущим, самым характерным и самым доходным видом американской печатной продукции, добилась признания только во второй половине XIX в. Этой новой сублитературе суждено было затронуть сокровенные чувства людей и оказать на нацию такое огромное влияние, какого не производили за все историю ни священные, ни светские писания. В Америке середины XX - XXI вв. сила рекламного слова и рекламного образа затмила собой мощь всей прочей литературы.

Актуальность данной работы заключается: в изучении видов рекламы и её воздействии на потребителя.

Предмет исследования: перспективы применения социальной рекламы и влияние её на потребителя.

Цель работы: изучить этапы развития и становления социальной рекламы.

1. Познакомиться с этапами развития и применения социальной рекламы.

3. Выявить особенности влияния социальной рекламы на товары и услуги.

4. Проанализировать использование различных видов рекламы в современной жизни.

5. Провести социологический опрос среди родителей и детей гимназии на тему «Ваше отношение к рекламе».

При выполнении исследовательской работы применялись следующие методы:

  • аналитический при изучении научной литературы;
  • тестирование при проведении социологического опроса;
  • сравнительный при оформлении практической части работы.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные результаты в качестве дополнительного материала при изучении предмета «Основы экономической культуры» в 5-9 классах.

Исследовательская часть

Для успешной интерпретации качеств товаров и услуг, способных удовлетворять запросы с точки зрения нужд и потребностей покупателей, рекламодатель должен располагать по возможности полным представлением о потребителе и самом товаре, а также о структуре рынка. Именно поэтому исследования в рекламе ведутся в трех основных направлениях:

1) изучение потребителей,

2) анализ товара;

3) анализ рынка.

Таким образом исследования играют роль основного рабочего инструмента в создании эффективной рекламы. Однако следует помнить, что исследования всего лишь дополняют, а не заменяют собой творческих способностей и высокого профессионализма руководителей рабочих групп, текстовиков, художников и т.д., усилиями которых рождаются успешные рекламные компании.

На долю крупнейших общенациональных рекламодателей приходится почти 70 % общих расходов на рекламу в стране. Доходы журналов и газет на 60 - 70 % окупаются за счёт рекламы, а доходы телевидения и радио почти на все 100 % состоят из поступлений за рекламу.

В исследовании принимало участие 52 человека, из них женщин - 30 человек, мужчин - 22 человека. Возраст участников: от 16 до 50 лет; из них от 16 до 25 лет - 35 %, от 26 до 50 лет - 65 %.

Методы исследования: Основной метод - опрос, который проводился с использованием анкетирования и методики «незаконченных предложений».

Анкета содержит как открытые, так и закрытые вопросы; из них три вопроса (о предпочтительных видах рекламы на телевидении, об отношении к рекламе в целом, о поведенческих реакциях на рекламные вставки во время просмотра телевизионных передач проработаны наиболее дифференцированно (предлагают около 10 возможных вариантов ответов).

В результате проведённого исследования были получены следующие данные.

3. На вопрос «Что Вы обычно делаете во время рекламных вставок?» 66 % ответили, что переключают на другой канал, 23 % убавляют звук; 7 % остаются на этом же канале и смотрят рекламу, а 4 % ответили, что занимаются домашними делами.

По мнению участников исследования, российскую рекламу характеризуют в первую очередь, такие прилагательные:

Навязчивая (24 %);

Примитивная (18 %);

Самодовольная (12 %);

Субъективная (22 %);

Бесполезная (22 %).

На вопрос об отношении к рекламе на телевидении как наиболее популярном рекламном средстве массовой информации ответы распределились следующим образом: 51 % ответили, что реклама их раздражает, 39 % опрошенных относятся к ней равнодушно, у 10 % респондентов она вызывает интерес.

Причём ведущая «пятёрка» наиболее предпочитаемых видов телевизионной рекламы такова:

1) юмористическая - 57 %

2) игровая - 15 % - романтическая

3) мультипликационная -10 % - сказочная или фантастическая

4) информационная, аргументированная - 9 % - традиционная

5) воспроизведение образа и стиля жизни - 9 % - национальная.

Анкетирование было проведено среди родителей и учащихся 7 - х классах. Данные анкетирования показывают:

Потребитель считает, что необходимо ограничить показ рекламы до 2-3 раз за передачу (90 %);

Все участники анкетирования покупали товары по акции (100 %).

Заключение

Зачатки современной рекламы, сопровождающие человечество уже много веков, долгое время не осознавались как выражение одного явления, а воспринимались разрозненно. Некоторые из этих форм можно считать прообразом современных видов рекламы. Поскольку реклама служит множеству разной информации для множества разных целей, а ее эффект почти всегда неоднозначен последствиями прочих возможных явлений, реклама будет продолжать оставаться сферой действия неопределенных стимулов. Следовательно, подобно кляксе, ее могут толковать по-разному, в зависимости от того, кто смотрит и какой именно аспект многогранной рекламной деятельности рассматривают.

Из этого, кажется, можно сделать один совершенно четкий вывод. Реклама будет продолжать представать во множестве обличий для множества людей: в виде путеводителя для потребителей, в виде фактора стимулирования рыночной деятельности и продажи товаров народного потребления.

Библиографическая ссылка

Павелина М.М. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА: «РЕКЛАМА» // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 3. – С. 102-103;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=96 (дата обращения: 02.09.2019).

Ерошенко Дарья

11 «А» класс. Год выпуска: 2013

В школе учится на 4 и 5, особо приоритетных предметов нет, все предметы нравятся.

В научно-практических конференциях начала принимать участие с 8 класса, в 10 классе заняла 1 место с исследовательскими работами по истории и по русскому языку

Активно участвует в школьной жизни: помогает в организации школьных вечеров, в 2010 году принимала участие в юбилее школы.

В 11 классе была выбрана на должность председателя совета старшеклассников.

Тема: «Роль рекламы в жизни моего сверстника»

Руководитель: Заковряшина Зинаида Ивановна

Работа написана в 2012 году.

МБОУ « Краснощековская средняя(полная) общеобразовательная школа №1»

Исследовательская работа

Выполнила:

Ерошенко Даья

Ученица 10 «а»

Научный руководитель:

Заковряшина З.И.

учитель русского и литературы

Краснощеково

    Введение

2 Основная часть

3. Заключение ……………………………………………………………………………………14

4. Список используемой литературы …………………………………………………………..15

5. Приложение …………………………………………………………………………………...16

1.Введение

Реклама в последние десятилетия стала постоянным спутником нашей жизни. Мы видим ее всюду: по телевизору, на рекламных щитах, слышим по радио, читаем в газетах и журналах. Она, как и всё, окружающее нас, меняется. Становится ярче, экспрессивней, эмоциональней. Иногда она раздражает, иногда оказывает магическое воздействие. Многие выражения из рекламных текстов входят в нашу речь, становятся афоризмами.

Наверное, мы уже не сможем прожить без рекламы. Но мы должны быть внимательны к языку рекламы, отличать хорошее от плохого. Нам интересна качественная, сделанная со вкусом и юмором реклама. Но это нелегкое искусство, требующее большого такта.

Актуальность данной темы очевидна. Современный мир трудно представить себе без рекламы. А ведь еще недавно мы и не знали, что такое реклама на телевидении и радиовещании.

Анализируя данную проблему, предполагается решить ряд задач:

    предложить способ классификации рекламы и указать способ ее создания

    обозначить особенности языка телерекламы, а также доказать на примерах, какое влияние оказывает реклама на язык современных школьников.

В процессе работы я выдвинула гипотезу: если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, грамматических и орфографических ошибок в устной и письменной речи школьников.

Мной была поставлена цель работы: опираясь на собранный материал, изучить особенности языка рекламы.

Объект исследования : реклама и ее влияние на жизнь современных школьников.

Предмет исследования : язык рекламы, её экспрессия и эмоциональность.

Методы и приемы исследования : наблюдение, анализ литературных и информационных источников, эксперимент, опрос, просмотр и анализ телерекламы.

2.Основная часть

Мы сталкиваемся с рекламой повсюду: сидя дома перед телевизором, слушая радио, по пути на работу или учёбу - везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим рекламные объявления, рассказывающие о товарах или услугах.

В современных рыночных условиях ни одно коммерческое предприятие не может успешно вести дела без рекламы в том или ином виде.

Уже многие столетия, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним. Самые древние торговцы налаживали свои связи с покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Именно эти послания несли в себе сущностные черты современной рекламы и других средств продвижения товаров. Данная характеристика позволяет определить это направление коммуникаций, как проторекламу. Неслучайно слово «реклама» происходит от лат. reclamo (reclamare) – возобновлять крик, снова кричать, громко возражать.

Так, например, в Древнем Риме очень часто для рекламирования товаров торговцы прибегали к услугам глашатаев. Глашатай – специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товаров нанимателя.

Прежде всего, реклама несёт в себе информацию, которая обычно представлена в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенная и доводящая до сознания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах.

В настоящее время из всех видов рекламы, наибольшее влияние на людей оказывает телереклама. Возможно, это отчасти, потому что её невозможно игнорировать. Рекламу в газете можно пролистнуть, мимо уличной рекламы можно просто пройти, а от телерекламы никуда не деться. Ведь все мы по несколько часов в день сидим у телевизора. Вместе с новостями, развлекательными программами, художественными фильмами, мы потребляем огромное количество всевозможной рекламы.

Проанализировав данную проблему, удалось определить, какой процент времени в сутки занимает реклама на телевидении. За время одной серии художественного фильма «Всегда говори всегда», которая длилась 2 часа, реклама заняла 30 минут, что составило 25% времени телевещания. Следовательно, если определить количество времени, транслируемое рекламу в сутки, оно будет составлять примерно 6 часов. Это много.

Способность привлечь внимание читателей – заголовком, телезрителей - видеорядом;

Воздействие на эмоции потребителей рекламы;

Сила воздействия на поступки и решения (желание непременно купить данный товар);

Необычность, нестандартность, новизна представления рекламы, проявляющаяся в желании досмотреть рекламу до конца.

Таким образом, реклама как бы подсознательно управляет желаниями и поступками человека; часто рекламируемый товар прочно запоминается, и, когда встает вопрос о покупке того или иного товара, то чаще всего мы покупаем именно то, что рекламируют по телевизору.

Анализируя рекламный материал, нам удалось выявить также некоторые виды телерекламы и объединить их в следующие группы: реклама продуктов питания «для всех»; реклама услуг различных фирм; реклама различных ценных бумаг; реклама парфюмерных товаров и медикаментов; реклама периодических изданий подписной кампании; реклама бытовой техники; реклама мебели; реклама средств передвижения.

Здравствуйте!

Добрый день!

А мне на свадьбу нужен…

Смокинг?

Точно.

Мой закройщик пока занят, но вы не откажитесь от чашечки кофе?

Кофе, так соблазнительно…

Вас так легко соблазнить. У вас же свадьба скоро?

Да нет, у моего деда! Пятый раз! Представляете?

Один изысканный вкус, одна неслучайная встреча!

Цифровое спутниковое телевидение ещё доступнее!

Звоните и подключайтесь!

На Черноморском побережье

Среди лесов, скалистых гор,

Кредит на мебель предоставил

Добрый дядька Черномор.

Сказка становится былью!

Мебель в офис, мебель в дом,

Мы теперь в кредит даём!

ReterSport – это квадратный дисселер, отличный шоколад в практичной упаковке. Шоколад «ReterSport» с потрясающим количеством аппетитных начинок. Попробуй разнообразие вкусов от «ReterSport!»

«Открытие энергии утреннего солнца с новым «PalmoliveAroma» терапия с прополисом. Гель для душа со 100% натуральным экстрактом прополиса и эфирными маслами оживляет чувства и придаёт коже мягкость. Наполняет каждый ваш день сиянием и жизненной силой.

Что особенно важно для развития интеллекта? Правильно, баланс йода!

Препарат «Йод баланс» помогает развитию умственных способностей.

Ням, ням, ням, ням!

Покупайте «Микоян»!

Свежие новости из Простоквашино:

«Дорогие наши папа, мама и дядя Фёдор! Живём мы замечательно, как говорится, крепнем день ото дня. Ещё лучше стало наше молоко. Разливаем мы его теперь в бутылочки. И кефир у нас, и столько вкусностей! А йогурты с натуральными фруктами! Простоквашино – всегда свежая история!»

Например: «Быстрый суп – быстрое решение вкусного приготовления!»

«Возьмём обычный порошок и новый порошок «Тide ». Постираем скатерть обычным порошком - в результате ткань портится, и на ней остаются пятна. Потом постираем эту же скатерть порошком «Тide » - скатерть стала намного чище!

«Тide » вы ещё не пробовали? Тогда мы идём к вам!»

Итак, язык рекламы должен быть краток, точен, эмоционален и, может быть, нестандартен, ведь основная задача рекламы – привлечь внимание к рекламируемому предмету. На телевидении этому помогает и музыкальное оформление, и разнообразные способы ее представления.

При исследовании принципа создания рекламы использовалась реклама «Первого канала» общественного российского телевидения.

НА РЕЧЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Большое количество прослушиваемой и просматриваемой рекламы не может не повлиять на язык детей и подростков.

Молодёжь – это универсальный потребитель массовой информации и рекламы, что, безусловно, негативно сказывается на устной и письменной речи большинства подростков. Существует реклама, которая построена на принципе ошибки. Создатель такой рекламы не уважает ни себя, ни людей. Ему важно прорекламировать свой товар, он считает, что придумал оригинальный ход. Это плохо! Потому что, когда слова с ошибками часто появляются на экранах телевизора, то дети запоминают, как они пишутся и произносятся, и в устной и письменной речи употребляют их неправильно. Заимствованные слова в рекламе обычно используют, чтобы привлечь внимание потребителя. Но, плохо владея нормами русской речи, рекламодатели часто попадают впросак, неточно, грамматически неправильно оформляя текст, например: «Похудеть навсегда до 10 килограммов!» Как здравомыслящий человек может усвоить эту рекламу, тем более купить это средство. Или еще: «Женский журнал для мужчин и женщин». Как может женский журнал одновременно быть и мужским? Создатель этой рекламы явно и сам не понял смысла своей работы. Так же рекламодатели часто используют слова, которые отличаются новизной звучания, но не имеют никакого нового значения, необходимости в их появлении практически нет, кроме как привлечение внимания в рекламных роликах: сокос, Сникерсни. Такие слова являются отличительной чертой современных детей и подростков.

«Отравись с друзьями» - ошибка в рекламе Fanta.

«примаядаставка из фабрики»

«…адежды…» вместо «одежды»

Но нельзя не сказать о положительном влиянии рекламы на речь подростков: иногда реклама, построенная на основе художественных произведений или стихотворений, становится рекламой правильного литературного языка, а произведения – известными всем. Например, стихотворение А. Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…» после удачной рекламы знают все наизусть. Хочется верить, что придет время, когда любая реклама станет образцом русского литературного языка.

Опрос Россиян:

Как и во всем мире, внимание жителей России более всего привлекает телевизионная реклама (61,2 %). Более четверти россиян (26,2 %) вообще не обращают внимания ни на какие виды рекламы. Реклама в газетах и журналах может заинтересовать 21 % респондентов. Остальные виды рекламы привлекают гораздо меньше внимания опрошенных. Так 14,9 % россиян обращают внимание на рекламу по радио. Щитовая реклама способна привлечь 6,6 % опрошенных, реклама на транспорте - 4,7 % россиян. Реклама, присылаемая по почте, привлекает 2,5 % респондентов. На рекламных агентов, как и на рекламу в Интернете, обращают внимание по 0,5 % опрошенных. Остальные 2 % участников опроса затруднились с ответом.

Опрос школьников КСШ №1 (старшие классы)

В результате анкетирования и исследования данной проблемы могу подвести такой итог:

В нашей школе учащиеся старших (8-11) классов больше всего уделяют внимание телевизионной рекламе - 33% (продаже сотовых телефонов и электронной технике, чипсов и газированных напитков, косметических средств, автотехники и рекламе интернет сайтов)

На втором месте находится интернет реклама- 22%. (ссылки на интернет магазины, игры, социальные сети, объявления)

Большинство опрошенных не обращают внимание на рекламу вовсе, и столько же опрошенных затруднились с ответом.

Меньшей популярностью пользуется щитовая реклама -9% (реклама, расположенная вдоль автомагистралей, вывешенная на супермаркетах и различных местах, где осуществляется торговля)

Несколько опрошенных пользуются рекламой в газетах и журналах- 5% (особой популярностью полюзуются центральные газеты и журналы, а так же наша районная газета «Районный вестник», в которой мои сверстники находят много нужной информации для себя).

2% учеников обращают внимание на рекламу находящихся на транспортных средствах.

Таким образом, реклама, размещенная в СМИ, является наиболее эффективной, поскольку привлекает наибольшее количество потенциальных потребителей. Учащиеся отметили, что им особенно нравится реклама, транслируемая к праздникам: она отличается эмоциональностью, соответствующим музыкальным сопровождением, сюжетной фабулой семейной обстановки; реклама, героями которой являются дети и животные; реклама, представляющая различные виды и услуги мобильной связи.

На вопрос: Что особенно раздражает в рекламе?

Почти единодушно все ответили: «Чрезмерное количество времени, выделяемое на рекламу!»

Таким образом, можно сделать вывод: раздражает не сама реклама, а частота ее появления на экранах наших телевизоров.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работать над этой темой было интересно, потому что очень разнообразный материал представлен для исследования. Поставленные во введении, задачи выполнены.

В работе дана попытка определения места и роли рекламы в жизни человека: реклама стала спутницей жизни современного человека, она сопровождает его повсюду: на улице, в магазине, в общественном транспорте, на телевидении и радиовещании.

Предложена оригинальная версия классификации и способа создания рекламы: реклама, построенная по принципу диалога, реклама, имеющая вид объявления; реклама, созданная на основе стихосложения; реклама, в основе которой главный признак - описание внешнего вида предмета или продукта; реклама, представляющая состав или качество того или иного товара; реклама, в основе которой лежит принцип образования новых слов; реклама, в которой используется транслитерация; реклама, содержащая вопросно-ответный принцип подачи материала; реклама, построенная на принципе призыва к действию; реклама, созданная на основе мультипликации; реклама, основанная на принципе ошибки; реклама, построенная на использовании анафоры; реклама, в основе которой находится метод сравнения предметов.

Определено влияние рекламы на язык современных школьников: реклама, построенная на принципе ошибки, неграмотно и неточно составленная реклама ведут к закреплению речевых, грамматических и орфографических ошибок в устной и письменной речи школьников.

Хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.

Проведен выборочный опрос учащихся школы № 1 и определен главный недостаток современной рекламы, даже не самой рекламы: большое количество времени, выделяемое на рекламу в телеэфире.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Петрозаводск, Фолиум, 1999. – 347

5.Приложение:

Рекламный текст - это особый вид творчества, использующий свои правила и приемы. И особенности написания у него свои. Непонимание того, что рекламное объявление надо писать совсем не так, как книгу или статью, приводит к неэффективности рекламы.

Вопрос языка рекламы мало изучен. Вместе с тем в немногочисленных исследованиях приведены особые обороты речи, так называемые стилистические фигуры, усиливающие выразительность высказывания, психологически воздействующие на человека особенно сильно. Их полезно знать.

1. быть простым и ясным;

2. быть оригинальным;

3. быть ярким, образным, ни в коем случае не скучным;

4. учитывать особенности психики потребителей;

5. отражать специфику речи целевой аудитории;

6. учитывать психологию восприятия рекламы в разных рекламных средствах (психология радиовосприятия, телевизионного восприятия, восприятия газетных и журнальных текстов, наружной рекламы существенно различаются).

1. Глаголы.

Глагол обозначает действие, он обладает скрытой динамикой, движением и имеет гораздо большую побудительную силу, чем другие части речи. Особенно полезно в рекламе использовать глаголы в повелительном наклонении, так называемые побудительные конструкции.

Они активируют потенциального потребителя, стимулируют действие, а одна из важнейших задач рекламы - именно вызвать запланированное поведение ("Сделай паузу - скушай Twix!","Отдыхайте с фирмой "Нева!"").

2. Местоимения.

В рекламном обращении нежелательно использование местоимения "мы". Говоря "мы", вы имеете в виду себя (производителя, продавца) и рассказываете о себе. Нежелательны и местоимения "он", "она", "они".

3. Прилагательные. В рекламе определения наиболее действенны при условии, что они вызывают конкретные ассоциации и несут необходимую информацию. Вместе с тем текстовики зачастую используют прилагательные, не несущие никакой конкретной информации ("хороший", "лучший", "замечательный", "особенный" и пр.). Кроме того, не стоит употреблять заштампованные прилагательные. Например, вместо избитых прилагательных "совершенный", "неповторимый", "оригинальный" можно использовать "головокружительный", "сказочный", "обворожительный", "колоссальный" и т.п.

4. Специальные обороты речи, усиливающие воздействие рекламы.

Рассмотрим некоторые из таких стилистических оборотов.

Парцелляция - членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в нескольких фразах, следующих одна за другой после разделительной паузы (на письме чаще всего обозначенной точкой). Сложное предложение делится на более простые, короткие.

Например, фразу "В ноябре Египет вас особенно порадует ласковым солнцем и теплым морем" можно представить иначе: "В ноябре Египет вас особенно порадует. Ласковым солнцем. Теплым морем".

Сегментированная конструкция. Это такая конструкция, в первой части которой называется предмет рекламы в именительном падеже, в последующей части он получает второе обозначение чаще всего в форме местоимения или синонима. Например: "Йогурты. Что конкретно мы знаем об их полезности?"

Сегментированная конструкция делится, как и парцелляция, на две части. Первая часть, задавая предмет рекламы, выступает в форме сигнала, привлекающего к нему внимание потребителя. Вторая часть говорит о достоинствах товара, проблемах, которые он решает, и пр. "Батончик Nuts. Заряди мозги! Если они есть".

Антитеза. Оборот речи, в котором для усиления выразительности, акцентирования главного и лучшего запоминания текста используются противопоставления. В рекламе антитеза позволяет ярко подчеркнуть достоинства рекламируемого товара: "Минимум калорий - максимум наслаждения" (реклама Coca-Colalight), "Минимум пространства - максимум возможностей" (реклама мобильного телефона).

Градация - фигура речи, состоящая из такого расположения слов и фраз, в котором каждое последующее слово и фраза содержат усиливающее (реже уменьшающее) значение. С каждым предложением или абзацем с помощью градации копирайтер усиливает интерес читателя к предмету рекламы. "У стиральной машины X есть одно качество, выгодно отличающее ее от других. Когда она работает, ее не замечаешь. Она практически бесшумная. Рядом с ней сможет спать даже кошка".

Вопросно-ответные конструкции.

Они способствуют самостоятельному мышлению читателя. При их использовании копирайтер (разработчик текстов) старается предугадать вопросы потребителя, задает эти вопросы и отвечает на них:

Где отдохнуть вечером вдвоем?

Попробовать изысканное блюдо?

Потанцевать под негромкую музыку?

Ресторан "Тет-а-тет".

Вопросно-ответные конструкции весьма эффективны. Они создают непринужденность изложения, привлекают внимание, вызывают активный интерес со стороны потребителей. И парцелляция, и сегментированные конструкции, и вопросно-ответные обороты имеют разговорную окраску. Это делает рекламу более легкой для восприятия.

Повторение ключевого слова, группы слов, предложений.

Этот прием позволяет акцентировать самое важное и придать рекламному тексту динамику и ритм. Это хороший способ "выделиться из толпы" и внедрить "ключевое слово" (например, название марки) в сознание потребителей.

Наиболее часто используется анафора (единоначатие) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений или абзацев: "Новые компьютеры - новые доходы", "Широкая автоматизация. Широкое применение комплексных операций".

Другой вид повторов, который может использоваться в рекламе, - эпифора (единоокончание). Это повторение слов или выражений в конце предложений или абзацев. Как и анафора, эпифора создает ритм, позволяет несколько раз упомянуть название товара или его преимущество, делает рекламу более живой и интересной.

Например, можно сымитировать диалог между фирмой и ее клиентом:

"Буксировка с места аварии? - Да! Фирма "Гарант".

Ремонт в дороге? - Да! Фирма "Гарант".

Доступные цены? - Да! Фирма "Гарант"".

В этом фрагменте используются сразу два приема: эпифора и вопросно-ответные конструкции. Это очень действенный подход.

Еще один тип повторов - повторы в середине каждой фразы или языкового оборота (эффективно таким образом повторять название товара). Например, предыдущая реклама может выглядеть так:

"Буксировка с места аварии? - С фирмой "Гарант" - это просто.

Ремонт в дороге? - С фирмой "Гарант" - это быстро.

Доступные цены? С фирмой "Гарант" - всегда".

Умолчание.

Например: "Если вы обустраиваете новый дом... думаете об оригинальном интерьере... Для вас - мебель из Италии", "Когда соседи начинают завидовать... Отделочные материалы лучших европейских производителей".

Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-либо для усиления выразительности. Тоже используется для усиления психологического воздействия на читателей рекламы.

Например: "Дорогие женщины", "Мамы и папы", "Любители охоты", "Автомобилисты", "Уважаемые владельцы Toyota". При этом читатель становится как бы собеседником автора.

Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.

В форме риторического вопроса может быть создан не только заголовок, но все рекламное обращение. "Не правда ли заманчиво? Приобрести одежду ведущих французских производителей за полцены? Только с 1 по 15 июля в торговом центре..."

Коломиец Екатерина Игоревна

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Школьный учитель:

Шлыкова Оксана Николаевна,

учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ № 7»

Оренбург, 2012

Введение...............................................................................................

I Глава 1. Теоретическая часть…………………………………….

1.1. История возникновения и развития рекламы…………………

II. Глава 2. Практическая часть (исследование)…………………...

III.Заключение……………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………..

Приложения………………………………………………………….

Раньше не слыхали.

М. Ларни

Все мы любим комфорт, удобство, хорошую технику, предметы быта, модную одежду. Мы желаем создать себе, своей семье, своему дому особенный имидж. Мы стремимся получать от жизни лучшее. Но каким образом мы узнаем, какой товар (работу, услугу) купить, что сейчас модно, что заслуживает нашего внимания? Ответ прост: с помощью рекламы. Реклама дает нам такую возможность! Она позволяет выбрать товар (работу, услугу), удостоверится или усомниться в его качестве, отдать ему свое предпочтение или отказаться от него. И независимо от того, раздражает Вас реклама или нет, она, несомненно, влияет на Ваш выбор.

Реклама.… С первого взгляда кажется, что это достаточно простая и понятная тема. Но чем глубже начинаешь ее изучать, тем больше возникает вопросов, на которые хочется найти ответ, а, может быть, дать собственный. Для меня эта тема интересна не только с экономической точки зрения, но и с психологической, ведь реклама – это способ незаметного воздействия на массы. Я считаю, что особенно осторожно нужно относиться к рекламе для детей, так как дети обладают ограниченной способностью оценивать, насколько можно доверять тому, что они смотрят. Поэтому рекламодателям не стоит использовать фантазию детей в достижении какой-либо цели и заставлять их верить в нереальные возможности изделия.

Данная тема исследования является актуальной и в наши дни. Степень изученности данного вопроса недостаточная. Создается впечатление, что в большей степени данную проблему изучают представители рекламного бизнеса, чтобы влиять на нас - потребителей их товаров, мы же не задумываемся о влиянии рекламы на нас.

Да, реклама прочно вошла в российскую действительность. Ежедневно каналы СМИ приносят в каждый дом новые потоки информации. Современная реклама сложна и многогранна, она вобрала в себя огромные интеллектуальные и материальные ресурсы, превратившись в самостоятельную отрасль бизнеса.

Цели и задачи работы:

1)ознакомиться с литературными источниками, посвященными рекламе;

2)систематизировать и обобщить литературу по данной теме;

4)определить отношение населения к рекламе;

6) проанализировать результаты исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :

  1. теоретические (анализ литературы по данной теме);
  2. общенаучные (личные наблюдения, опросы, анкетирование);
  3. экспериментальные;
  4. статистические (обработка результатов анкетирования).

Глава 1. Теоретическая часть.

Что же такое реклама? Существует множество определений. Если ограничиться узкими рамками, то можно сказать, что реклама – это платное однонаправленное неличное и опосредственное общение, агитирующее в пользу конкретного товара или услуги.

Наиболее обоснованное определение рекламы дают известные ученые А.П.Кузякин и М.А. Семечев в своей книге «Реклама и PR в мировой экономике»: «Реклама -это оплаченное присутствие в СМИ сведений о фирме, товаре, услуге или идее, имеющее целью увеличивать известность (популярность) фирмы и ее обороты».

Реклама обеспечивает две взаимосвязанные функции: известить потенциальных покупателей о фирме, продукте, услуге и побудить потребителя к употреблению продукта, а в дальнейшем - к совершению повторной покупки.

  1. История возникновения и развития рекламы.

Простейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Одним из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Его текст гласил; "Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую его умеренность в пище, честность, покорность". Одним из древнейших рекламных текстов считается высеченная на камне надпись, которая была найдена в развалинах древнейшего города Мемфиса: "Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения".

Среди текстов, открытых в Помпеях, многие относятся к предвыборной борьбе римских политиков и администраторов. "Прошу, чтобы вы сделали Эдилом (т. е. выборным лицом в селекте) Модеста" и даже: "Если кто отвергнет Квинтия, тот да усядется рядом с ослом".

Важнейшим средством распространения информации и рекламы в древних государствах мира являлся так называемый институт глашатаев - один из древнейших установлений государственной власти. Эти должности были определены в различных древних государствах.

В Древней Греции глашатаи ходили по улицам с рекламными песнями. Одна из них, например, звучала так: "Чтобы глаза сияли, чтоб щеки алели, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса". Чем не образец современной рекламы косметики?!

Античная культура явилась прекрасным образцом развития рекламной деятельности. Поэтому можно утверждать, что становление и развитие рекламы началось задолго до появления книгопечатания.

Таким образом, истоки рекламной деятельности уходят в первобытную древность. Античная культура порождает уже довольно зрелые формы рекламной деятельности, основой которых являются сгустки оперативной информации. Эти формы рекламной деятельности выражались посредством разнообразных наборов словесных, звуковых, письменных и изобрази тельных приемов, создающих образы рекламируемых объектов, чья цель - активно проникать в психику потенциального потребителя, привлекать его внимание и тем самым побуждать совершать выгодные для рекламодателя действия.

Новый качественный скачок в развитии рекламы начинается с появлением книгопечатания.

Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием которой явился качественно новый этап развития рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневного и кропотливого труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.

Немного позже газеты стали заполняться объявлениями торгового характера, в основном касающимися оптово-розничной продажи чая, кофе, шоколада и других продуктов питания.

Реклама становится одним из методов неценовой конкуренции, одной из функций маркетинга. Помимо достижения чисто экономических целей, она используется для политического и идеологического воздействия на людей. Рекламой начинают заниматься специальные фирмы и агентства.

Развитие рекламного дела в России относят к X - XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приемам предложения своих товаров. Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца. Создателями и виртуозными исполнителями устной потешной рекламы были коробейники, торговавшие мелким товаром - лентами, кружевами, гребнями, косынками, пряниками, бубликами.

Определенный вклад в ранний период формирования средств рекламной деятельности внесли народные картинки - лубки. Первое упоминание о них относится к началу XVII в. Лубки в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях.

В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров, хотя печатные объявления рекламного характера встречаются уже в "Ведомостях" Петра I в начале XVIII века, получив несколько позже новый толчок в изданиях Академии наук "Санкт-Петербургские ведомости".

Успешному развитию рекламы в России способствовали также быстрый рост городов с присущей им концентрацией населения, развитие городских средств сообщения, выпуск промышленностью большой массы товаров, рассчитанных на все слои населения.

После Октябрьской революции 1917 г. содержание и задачи рекламы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширить свое дело за счет рекламы.

Своеобразие рекламного рынка в России заключается в его динамике. Границы этого рынка непрерывно расширяются за счет появления новых организаций, предприятий и, соответственно, новых клиентов. Реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно формирует массовое сознание, распространяя и закрепляя нравственный рыночный кодекс и жизненные ориентации ее заказчиков. Она начинает оказывать положительное влияние на рынок: путем организации покупательского спроса она способствует продвижению товаров. В стране, таким образом, начинает формироваться "Русская реклама".

  1. Влияние рекламы на экономику и торговлю.

Говоря о влиянии рекламы на экономику и торговлю, важно понять, что, информируя людей о товарах, услугах и идеях, реклама стимулирует рост продаж, а, следовательно, рост торговли. В качестве путеводителя покупателя она обеспечивает потребителя сведениями о новых товарах или ценах, а промышленных потребителей – важной информацией о новом оборудовании и технологиях. За счет одновременного информирования большого числа людей о предлагаемых товарах и услугах реклама в значительной степени снижает издержки сбыта и облегчает задачу индивидуальной реализации. Как результат – снижаются расходы и растут прибыли, которые могут быть инвестированы в дополнительное капитальное оборудование и рабочие места.

Свобода рекламы позволяет выходить на рынок конкурирующим организациям, что стимулирует совершенствование существующих изделий и разработку новых моделей. Подобная деятельность выражается в росте производительности труда, повышении качества и исчезновении товаров, не соответствующих требованиям рынка. Таким образом, приглашая людей опробовать новые товары, реклама дает импульс успеху качественной продукции и способствует отсеву непригодных товаров.

Реклама - необходимый компонент в общей структуре деловой активности, призванный стимулировать потребление до уровня, сопоставимого с уровнем производства. В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди таких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и предпринимательство.

Рекламу часто называют массовой или обезличенной торговлей. Она используется для информирования, убеждения и напоминания покупателям о конкретных изделиях и услугах. Разумеется, одни товары легче поддаются рекламированию, нежели другие.

1.Наличие тенденции к высокому первичному спросу на товар.

2.Возможность выделения товара среди прочей товарной массы.

3.Большое относительное значение для потребителя скрытых качеств товара, нежели явных.

4.Возможность использования высокой эмоциональной привлекательности.

5.Наличие средств для обеспечения рекламы.

Там, где имеются такие условия, как, например, в косметической про мышленности, значительные рекламные затраты выгодны, и соотноше ние между затратами на рекламу и прибылью от продажи часто бывает весьма высоким. Для таких же совершенно недифференцируемых това ров, как соль, сахар и другие виды сырья, значение рекламы обычно минимально, а первостепенную роль играет цена.

Таким образом, немыслимо сейчас представить, как могла бы развиваться современная экономика и торговля без рекламы – основного источника информации.

Прежде всего, реклама несет в себе информацию, обычно представленную в сжатой, художественно выраженной форме, эмоционально окрашенную и доводящую до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах. При этом следует отметить, что реклама - всегда информация, а информация - не всегда реклама.

Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Из этого можно заключить, что сама по себе реклама - одновременно и работа, и искусство.

Назначение любого рекламного произведения - побудить людей к конкретному действию (выбору товара или услуги, голосованию за предла гаемого кандидата, участию в культовой акции и т. д.). Главным содержанием рекламного послания является совокупность практически ценной социальной информации, совмещенной с "имиджем" - рекламным образом объекта.

Торговая реклама должна способствовать повышению качества торгового обслуживания покупателей. При помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшей затратой времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы. Не менее важна информация для населения об от дельных торговых предприятиях, услугах, которые они предлагают, времени работы, методах продажи, специфических особенностях их деятельности.

Многие рекламу обвиняют в том, что она создает потребность купить что-либо. Действительно, дезодоранты тела необходимы для жизни, или реклама сотворила искусственную потребность, убедив следить за "неприятным" запахом тела? Нужен ли вам видеомагнитофон? Нужен ли вам консервированный апельсиновый сок? Есть ли у вас потребность в шариковых ручках? Это все те предметы, без которых можно обойтись, но они все будут приобретаться даже и без рекламы. Задачей рекламы в этом случае будет оказание вам помощи в выборе марки видеомагнитофона, концентрата апельсинового сока или шариковой ручки.

  1. Правовое регулирование рекламной деятельности.

Особо следует остановиться на правовом регулировании рекламной деятельности. Настоящий период развития рекламного дела в России ха рактеризуется резким наплывом яркой и разнообразной рек ламной продукции, среди которой оказалось много недобросо вестной рекламы.

В связи с этими негативными процессами в рекламном биз несе России, Государственной Думой 14 июля 1995 г. принят Федеральный закон "О рекламе", призванный регулировать от ношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг. При этом сле дует отметить, что закон о рекламе не распространяется на по литическую рекламу и на объявления физических лиц, в том числе в СМИ, не связанные с осу ществлением предпринимательской деятельности.

Основными целями закона являются защита от недобросо вестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

Федеральный закон устанавливает общие и специальные требования к рекламе. В частности, статья 5 содержит общие требования к рекламе. К числу основных общих требо ваний относятся следующие:

В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекла мой: детские и религиозные передачи; образовательные переда чи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превы шающий 45 секунд; радиопостановки и художественны фильмы без согласия правообладателей; иные передачи, продолжитель ность которых составляет менее 15 минут.

Передачи, продолжительность трансляции которых состав ляет от 15 до 60 минут, не допускается прерывать более чем два раза.

В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в ка честве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25 % объема вещания в течение суток.

Рассмотрим рекламу майонеза «Провансаль» компании «Балтимор», в которой говорится, что этот майонез – «самый провансальный «Провансаль». В 7-й статье закона о рекламе написано, что термин «самый» запрещено употреблять в рекламе без соответствующих документальных подтверждений. Тем не менее, в головах телезрителей отложилось, что майонез «Провансаль» - самый. А это для компании главное.

Статья 12 закона "О рекламе" посвящена особенностям рек ламы в периодических печатных изданиях. Она ограничивает объем рекламных материалов в одном номере периодического печатного издания, не специали зирующегося на сообщениях и материалах рекламного характе ра до 40%. Однако соблюдение предусмотренного ограничения трудно проконтролировать в периодических изданиях из-за подачи в них информации в форме скрытой рекламы: в виде статей о то варах, методах продажи.

Статья 13 закона определяет запрет на рекламу во время ки но- и видеообслуживания.

Особое место в законе "О рекламе" отводится наружной рекламе. Статья 14 предусматривает, чтобы наружная реклама не имела сходства с дорожными знаками и указателями, не ухудшала их видимость, а также не снижала бы безопасность движения.

Особенности рекламы отдельных видов товаров определены в статье 16. Из всей совокупности товарных групп, реализуемых на потребительском рынке России, закон "О рекламе" регла ментирует рекламу только четырех групп товаров (табак и та бачные изделия, алкогольные напитки, медикаменты и оружие). Однако эти товары выбраны не случайно, так как они являются атрибутами нездорового образа жизни, а одной из главных функций государства является забота о здоровье народа и раз витии его рациональных потребностей.

Статья 22 закона "О рекламе" обязывает рекламопроизводителей и рекламораспространителей требовать от рекламода теля пред ставления лицензии. Одна ко в законе прямо не установлена ответственность за изготовление и распространение рекламы при отсутствии лицензии на изготовление и продажу рекламируемого товара или оказы ваемой услуги.

Различают экономическую эффективность рекламы и эффективность психологического воздействия отдельных средств рекламы на сознание человека. Причем психологическое воздействие наиболее результативно, если оно приводит потенциальных потребителей к совершению покупки. Таким образом, экономическая эффективность рекламы зависит от степени ее психологического воздействия на человека.

Об экономической эффективности рекламы можно также судить по тому экономическому результату, который был достигнут от применения рекламного средства или проведения рекламной кампании. Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее.

Более точно эффективность затрат на рекламу характеризует ее рентабельность - отношение полученной прибыли к затратам.

Эффективность психологического воздействия рекламных средств характеризуется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатления, которые эти средства оставляют в памяти человека, степенью привлечения внимания. Эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя можно определить путем наблюдений, экспери ментов, опросов.

Метод наблюдения применяется при исследовании воздействия на потребителей отдельных рекламных средств. Этот метод носит пассивный характер, т. к. наблюдатель при этом никак не воздействует на покупателя, а, напротив, ведет наблюдения незаметно для него. Метод наблюдения позволяет оценивать психологическое воздействие рекламы в естественных условиях, в непосредственном общении потребителя с определенным рекламным средством.

Такие данные можно получить по показаниям чеков, пробитых на суммирующих кассовых аппаратах, и с помощью регистрации фактов приобретения рекламируемого товара контролерами-кассирами.

Наряду с методом наблюдения широко применяется метод эксперимента . Этот метод носит активный характер. Изучение психологического воздействия рекламы здесь происходит в условиях, искусственно созданных экспериментатором. Если при наблюдении лишь фиксируют, как потребитель относится, например, к определенной выкладке товаров, то экспериментатор может переставить товары, а затем наблюдать за изменени ем реакции покупателей. Таким же образом экспериментатор может создавать самые различные комбинации рекламных средств и путем сравнения реакции покупателей выбрать из них наиболее удачную.

Психологическую эффективность такого рекламного средства, как объявление в газете или журнале, определяют путем эксперимента. Например, в объявление включается талон с текстом запроса о высылке проспекта, каталога или образца. Этот талон покупатель должен вырезать и выслать торговому предприятию, адрес которого указан в тексте объявления. По количеству поступивших от читателей талонов-запросов рекламодатель судит, было ли его объявление в периодической печати замечено, и оказался ли текст этого объявления достаточно убедительным и интересным.

Метод опроса также относится к активным методам определения психологического воздействия рекламы. Этот метод трудоемкий, но намного достовернее других, так как позволяет выявить непосредственно у самого покупателя его отношение не только к рекламному средству в целом, но и к отдельным составным элементам этого средства. Используя метод опроса, можно оценить воздействие рекламного средства на покупателей и установить, какие элементы его оформления привлекают к себе наибольшее внимание и лучше запоминаются.

Для определения эффективности того или иного рекламного средства составляются анкеты, которые по заранее разработанной программе письменно, в личных беседах, по радио или телевидению доводятся до сведения потребителей. Анализ полученных ответов позволяет сделать соответствующие обобщения и выводы.

Глава 2. Практическая часть (исследование)

При составлении рекламы необходимо придерживаться кодекса рекламной практики. В основу его содержания заложены нормы рекла мы: благопристойность, честность, правдивость, сравнение, доказательства и свидетельства, очернение, защита прав лич ности, использование репутации, имитация, отождествление рекламного послания, обеспечение безопасности.

Реклама подвергается критике не только за ту роль, которую она игра ет в сбытовой деятельности, но также и за то, каким образом она оказы вает влияние на общество. Реклама в лучшем слу чае предоставляет исключительно положительную информацию об изде лиях, а в худшем - откровенно необъективна. Одни обвиняют рекламу в психологическом манипулировании людьми, когда их подталкивают к приобретению тех вещей, которые они не могут себе позволить. Другие критикуют рекламу за оскорбительный тон, плохой вкус и просто за то, что ее слишком много.

Многим не нравится навязчивая реклама, которая пытается заставить купить тот или иной товар. Но факт остается фактом: незави симо от того, сколько бы рекламодатели ни пытались нас убедить в том, что, пользуясь их продукцией, мы станем более здо ровыми или больше преуспеем в жизни, они не смогут заставить купить то изделие, которое нам не нужно. Сколько бы реклама подгузников нам ни попадалась на глаза, мы не купим ни одного, если у нас нет ребенка. И даже, если рекламе удастся убедить купить товар однажды, она не в силах заставить приобрести его во второй раз, если он не понравился. Те, кто обвиняют рекламу в манипулировании потребителями, на самом деле очень низкого мнения о способностях людей принимать решения, полагая, что они не могут устоять против гипнотизирующих рекламных посланий. Но если реклама обладает такой силой убеждения, то почему же тогда зна чительно больше изделий терпят неудачу на рынке, чем достигают успе ха, и почему некоторые изделия имели огромный успех при минималь ной активности или при полном отсутствии рекламы?

По результатам анкетирования среди респондентов разного возраста, я пришла к выводу, что сила воздействия рекламы сильно преу величивается. Во-первых, люди не так уж много уделяют внимания рек ламе, а в тех случаях, когда это происходит, они не могут вспомнить, какое изделие в какой рекламе было представлено.

Так, некоторые респонденты на вопрос: «Какая реклама вам нравится?» отвечали, что-то нравится, но конкретную рекламу вспомнить не могли (см. Приложения: Диаграммы 1, Диаграммы 2). Во-вторых, большин ство очень скептически относятся к рекламе. Мною было опрошено 200 респондентов. Из них 100 человек в возрасте до 18 лет и 100 человек старше 18 лет. Причем, в старшей возрастной группе реклама раздражает 82% опрошенных, а в младшей только 62% (см. Приложения: Диаграммы 1, Диаграммы 2).

Основная критика рекламы со стороны общественности - это дефицит доверия. В старшей группе ей не доверяют 80% и у 84% бывали случаи обмана со стороны рекламы, в младшей – 75% рекламе не верят и 78% были когда-то обмануты (см. Приложения: Диаграммы 1, Диаграммы 2).

Я на собственном опыте решила проверить достоверность одной из реклам. В качестве примера я выбрала рекламный проспект компании «Проктер энд Гэмбл» (собственника чудо–пасты blend-a-med), в котором уверяли, что этот «эксперимент из-за своей наглядности неизменно пользуется популярностью у детей, прививая вкус к наблюдениям…». Как советовали в рекламе, одно яйцо я намазала пастой blend-a-med с фтором и кальцием, а другое оставила без изменений. На самом деле чуть подсохшая паста представляла зрелище малоэстетичное. В течение четырех дней эксперимента признаков укрепления на испытуемом объекте не наблюдалось. Наконец, на пятый день яйца были брошены на пол (см. Приложения 3: Опыт).

А дальше… В общем, чуда не случилось, просто по закону притяжения оба яйца упали и растеклись склизкой желтой лужицей (см. Приложения 3: Опыт). Другого результата ожидать не следовало, так как этот опыт не имеет никакого медицинского обоснования. Эмаль зуба и скорлупа яиц имеют разное строение: основа скорлупы – карбонат кальция, а эмали – гидроксиаппатит. Остается сделать простой вывод: фокус с яйцами - чисто рекламный трюк.

По данным Всемирной организации здравоохранения, при ежедневной чистке фторосодержащими пастами, эмаль укрепляется на 25%. Полезно ли это? Ответ на данный вопрос я решила получить непосредственно у зубного врача. «Конечно, зубы становятся менее чувствительны к холодному и горячему, они реже болят, - говорит врач, - и фтор, как говорится в рекламе, «защищает от кариеса». Однако ни о какой белозубой улыбке и речи идти не может. Напротив, от фтора зубы приобретают желтовато-серый оттенок. А от его избыточного количества можно заболеть флюорозом: эмаль станет коричневой, в некоторых местах даже почернеет. Об этом производители стараются не говорить. Конечно, у кого-то зубы более чувствительны, у кого-то они относительно легко переносят фторовую атаку. Но слепо доверять всему, что показывают в рекламе, я бы не стала». Произвольно напрашивается еще один вопрос: «Почему в рекламном ролике яйцо с меткой blend-a-med не разбилось?». Если внимательно посмотреть на яйцо в момент его соударения с полом, можно отчетливо увидеть небольшую дырочку, через которую, вероятно, все содержимое яйца было вылито, поэтому оно не раскололось.

Не теряя надежды, что в рекламах компании «Проктер энд Гэмбл» есть доля правды, я решила в течение 4-х недель, как написано на упаковке, чистить зубы пастой blend-a-med «Здоровая белизна». Через указанный период зубы белее не стали, зато начали болеть десны (мелкие крупинки, содержащиеся в пасте, вызывали воспалительный эффект).

Вышеизложенные факты говорят об обоснованности критики против рекламы.

Одна из распространенных жалоб на рекламу состоит в том, что ее про сто слишком много (см. Приложения: Диаграммы 1, Диаграммы 2). Рекла ма найдет вас в автомобилях, лифтах, на автостоянках, в фойе гостиниц и в метро, дома через радио и телевидение, в газетах и по почте. Можно сказать, что мы плаваем в рекламном море, а это делает жизнь менее приятной, чем она могла бы быть. Несомненно, мы живем в перенасыщенном информацией обществе. При наличии столь большого числа товаров, из которых можно выбирать, фирмам часто приходится кри чать, чтобы быть услышанными, а реклама - это их мегафон.

Потребители более терпимо относятся к рекламе в печатных издани ях, чем в эфирных средствах (см. Приложения: Диаграммы 1, Диаграммы 2). Читатели просто переворачивают страницы и игнорируют рекламу, если они того желают. Эфирные же средства обыч но ведут себя более навязчиво, и поэтому им достается большая доля критики.

Многие находят рекламу оскорбительной для своих религиозных убеж дений, моральных принципов или политических взглядов. Другие же счи тают дурным вкусом использование в рекламе методов, в которых акцент делается на насилие или описание анатомических функций (см. Приложения: Диаграммы 1, Диаграммы 2).

Понятие вкуса весьма субъективно. Что является хорошим вкусом для одних - это плохой вкус для других. К тому же вкусы меняются. То, что сейчас считается оскорбительным, может не оказаться таковым в будущем. Некоторые люди находят оскорбительной рекламу спиртных напитков, в то время как другие считают ее занимательной и информативной. Например, в младшей возрастной группе некоторым нравится реклама пива, чего не наблюдается в старшей. Раньше практически отсутствовала реклама противоза чаточных средств, но страх перед СПИДом в конечном итоге заставил телестанции и многие печатные издания пересмотреть свою политику, не допускавшую размещения подобной рекламы. В не столь далеком прошлом обнаженные тела редко появлялись в печатных рекламных объявлениях. Сегодня же их можно увидеть в рек ламах изделий ухода за телом и личной гигиены. Там, где нагота имеет отношение к рекламируемому изделию, меньше вероятности того, что она будет восприниматься как непристойность или оскорбление. В младшей группе реклама, в которой показывают внешне привлекательных людей, нравится.

Часто сами изделия не носят "оскорбительного" характера, однако тот способ, которым они рекламируются, дает повод для критики. В целях привлечения внимания составители могут прибе гать к эксплуатации фактора шокирующего воздействия, однако подоб ная склонность к сенсационности зачастую является лишь отражением вкусов и интересов аудитории. Если реклама не привлекает людей, на которых она направлена, то рекламная кампания начнет глохнуть и угас нет. Аудитория, таким образом, обладает решающей силой путем игнорирования материалов оскорбительного характера.

Вероятно, наиболее важным обвинением в адрес рекламы является то, что она пытается ввести людей в заблуждение (см. Приложения: Диаграммы 1, Диаграммы 2). Обман в рекламе может принимать различные формы, и многие из них весьма спорны в условиях отсутствия четких правил. Чтобы сохранять эффективность, реклама должна пользоваться дове рием потребителей. Систематический обман несет самоуничтожение, по скольку со временем он приводит к тому, что покупатели отворачивают ся от изделия.

В Норильске, например, есть своя, так называемая местная реклама, целью которой является информирование покупателей о предоставлении тех или иных услуг и о наличии широкого ассортимента товара по стандартным ценам. На местном уровне нужды рекламодателей имеют скорее единовременный характер. Самое главное здесь – это чтобы не замолкал кассовый аппарат, не иссяк поток покупателей, не истощился запас товаров на складе. В результате этого на местном уровне ведется деятельность по стимулированию сбыта, распродаже и очистке складов, то есть все, что направлено на реальное действие. В основном местная реклама выражается в рекламных объявлениях, а также на уличных щитах. Примером некорректной рекламы может служить реклама «Норильского пива», что на Ленинском проспекте 28. Текст на этом плакате имеет двусмысленное значение: «статья 27 кодекса РФ: каждый имеет право на отдых». Используя эту фразу можно прорекламировать сколь угодно вредный для здоровья продукт, ведь для каждого понятие отдыха разное: для пьющего человека – это алкоголь, для наркомана – наркотики и т. п. Независимо от количества подобной рекламы, она всегда найдет свою аудиторию. И на вопрос: «Почему в Норильске и во всей России много алкоголиков, наркоманов и преступников» - ответ прост: «Потому что такая неэстетичная, аморальная реклама агитирует на это».

Нельзя не признать, что в рекламе были и сейчас остаются злоупотребления. Но критика, обрушивающаяся на рекламу как инструмент организации сбыта и влияния на общество, более не оправдана и раздута до таких размеров, что вся реклама подается с плохой стороны. Реклама благотворно воздействует на общество в нескольких направлениях. С экономической точки зрения, она стимулирует создание новых, более совершенных изделий, обеспечивает потребителям более широкий выбор, сдерживает цены и способствует развитию конкуренции.

Стоит напомнить, что реклама является наиболее заметным проявлением деловой деятельности. То, чем фирма скрыто занималась на протяжении многих лет, становится достоянием общественности с того момента, когда она начинает рекламную кампанию. Приглашая покупателей опробовать свою продукцию, компании рискуют попасть под огонь общественной критики в том случае, если ее изделия не оправдают рекламных обещаний. Благодаря этому рекламируемые товары оказываются безопаснее, чем не рекламируемые, поскольку изготовители рекламируемой продукции ставят на кон свое имя и репутацию и больше заинтересованы в том, чтобы выполнить свои обещания и заявления.

Заключение.

В результате теоретического и исследовательского анализа данной темы, я пришла к выводу о том, что реклама как двигатель торговли играет заметную роль в рыночной экономике, так как позволяет ориентироваться в огромном потоке предлагаемых товаров и услуг. Однако рекламодатели должны давать правдивую и объективную характеристику предлагаемого товара, иначе они могут потерять доверие со стороны потребителей, вследствие чего будут вытеснены с рынка более сильными и способными конкурентами. Необходимо придерживаться Кодекса рекламной практики, закона «О рекламе» и тех норм, которые он предписывает рекламодателям. Важно, чтобы люди, составляющие рекламу, работали по своей профессии, были образованными в этой сфере услуг. Тогда можно надеяться, что будет меньше и меньше недобросовестной рекламы.

В обозначенной теме моего исследования «быть или не быть» достоверно отвечаю: «быть», а вот второй вопрос: «верить или не верить» - заставляет вспомнить пословицу: «Доверяй, но проверяй».

Приложение 1

Результаты анкетирования в младшей возрастной группе (до 18 лет).

Результаты анкетирования в старшей возрастной группе (от 18 лет).

Главная > Исследовательская работа

Исследовательская работа

Мы живем в северном крае. Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "линия обороны" против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.

  • Исследовательская работа

    Последнее время проблема ежегодного увеличения количества курильщиков еще более заставляет задуматься. В нашей стране число курильщиков увеличивается ежегодно на 10%, причем за счет подростков.

  • Исследовательская работа Массовая культура как фактор формирования личностных качеств подростка

    Исследовательская работа

    Массовая культура – важнейший социальный феномен современного общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная от серийно изготовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами, бестселлерами и блокбастерами.

  • Исследовательская работа по русскому языку «Судьба «великого и могучего»

    Исследовательская работа

    Так назвала я свою исследовательскую работу. Речь пойдет о судьбе русского языка, о его культуре. Объектом моего исследования стали изменения в разговорной речи и в языке массовой коммуникации, которые привели к снижению языковой культуры.

  • Исследовательская работа

    С древних времен известно, что болезней из 1 , связаны с качеством питьевой воды. Питьевая вода, которая не соответствует установленному стандарту, может содействовать зарождению и развитию хронических заболеваний внутренних органов,