Машинист дальнего следования обучение. Профессия "машинист поезда": описание, специфика, преимущества

Машинист поезда - железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом. Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Поезда различаются по типам локомотива (тепловоз/электровоз), а также по дальности и назначению маршрутов. Например, поезда дальнего следования могут возить грузы и пассажиров на тысячи километров, тогда как пригородная электричка не покидает пределов области и совершает несколько поездок в день. Свои железные дороги и поезда имеются на крупных промышленных предприятиях (заводах, шахтах, рудниках) - маршруты таких поездов ещё короче.

И каждый тип поезда требует от машиниста особой подготовки.

Машинист должен вести поезд точно по графику, соблюдая правила движения, сигналы семафора и т.д. Маршрут следования поезда практически неизменен. Однако ситуация на дороге меняется постоянно. Она может зависеть от погоды, от загруженности поезда, от других участников движения. Например, застрявший на путях грузовик, требует немедленного реагирования.

Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине - всё это требует постоянного напряжённого внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом). На паровозах в состав бригады входит кочегар - он обеспечивает работу паровоза, подбрасывая топливо. Однако паровозы в наши дни - большая редкость. В некоторых случаях (например, в метро) машинист работает в одиночку.

Дальние маршруты поездов делятся на участки. А машинист обычно является знатоком одного из участков пути. На одной из станций одну бригаду локомотива сменяет другая и ведёт поезд дальше. Старая бригада отдыхает в гостинице и снова занимает своё место, когда приходит пора вести поезд обратно.

Машинисты местных линий или метрополитена также нуждаются в полноценном отдыхе. Например, в метрополитене у машинистов есть специальные комнаты отдыха, где можно поспать после смены и перед началом нового дня, если по графику дежурств машинисту предстоит утром вывести поезд на линию.

Рабочее место

Железные дороги, метрополитен, крупные заводы, шахты и пр. предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов.

Оплата труда

Зарплата на 08.08.2019

Россия 40000—90000 ₽

Москва 57000—103000 ₽

Важные качества

Уверенность в себе, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое зрение), острый слух. Болезни сердца, сосудов, центральной нервной системы, бронхиальная астма, нарушения вестибулярного аппарата, проблемы опорно-двигательного аппарата, ограничивающие движение, противопоказаны при такой работе.

Знания и навыки

Необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, пользоваться радиосвязью. Знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге.

Где учиться на Машиниста поезда (образование)

Начальное профессиональное образование (НПО)

В одном из железнодорожных колледжах можно получить профессии:

  • «Помощник машиниста локомотива»;
  • «Помощник машиниста тепловоза»;
  • «Помощник машиниста электровоза».

Среднее профессиональное образование (СПО)

В колледжах и техникумах можно получить специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Квалификация «Техник».

Обучение по месту работы

Для работы в метро можно устроиться в депо (на линию метро) и там пройти обучение профессии машиниста. Сначала проводится слесарная практика, затем будущий машинист изучает оборудование электропоезда и учится управлять поездом. В московском метрополитене для ускорения процесса используют тренажёры.

Чтобы управлять электропоездом РЖД, то для этого нужно обладать, просим прощение за тавтологические определения, истинно железным здоровьем, так как требования медкомиссии жесткие и включают в себя проверки:

  • зрения. Оно должно быть максимально возможным;
  • слуха. Здесь также не должно быть изъянов на аудиограмме;
  • флюорографические исследования;
  • исследования на велоэргометре;
  • идеальные анализы, наличие справок о прививках вплоть до выписки о перенесенных болезнях;
  • осмотр идет полным перечнем врачей, начиная от хирургов и заканчивая стоматологом и отоларингологом.

Что касается последнего специалиста, то его осмотр и заключение важно так как машинист должен обладать хорошими показателями речи для того, чтобы четко информировать диспетчерские службы об остановке на пути следования.

В том случае, если имелась отсрочка от армейской службы, то она должна быть не связана с состоянием здоровья.

При этом следует иметь в виду, что даже в случае поступления в учебное заведение, то после окончания его все равно придется проходить медкомиссию, так как возможны ухудшения здоровья в процессе учебы – от компьютеров зрение, слух из-за наушников и тяжелой музыки.

В дальнейшем такие медосмотры машинисты проходят на регулярной основе по истечению каждого годичного периода. Это очень важно, как для самого машиниста, так и для тех людей, которые в качестве пассажиров доверяют машинистам свои жизни.

Машинист электропоезда курсы обучение РЖД – только через колледж

Когда здоровье и психика на высоте, то можно приступать к выбору учебного заведения, которое готовит машинистов электропоездов.

Что касается Москвы, то здесь два таких заведения и это такие колледжи, как Железнодорожный №52, а также Московский железнодорожный и именно в этих колледжах имея 11 классов по системе НПО за 10 месяцев, или после 9 классов за без двух месяцев три года получают диплом помощника машиниста.

Что вполне достаточно, чтобы колесить по железным дорогам России в качестве второго номера пилота электропоезда.

Но можно сделать и по-другому, а именно выбрать специальность «Эксплуатации подвижного состава» и за два года и 10 месяцев, имея одиннадцатиклассное образование и четыре без двух месяцев года при девяти классном первичном обучении можно получить диплом, где будет указано «техник».

Что, конечно же, более высокая квалификация, чем помощник машиниста, однако этого недостаточно, чтобы сесть за рукоятку контроллера электропоезда.

Для этого нужно пройти путь от машиниста 4-го разряда, что соответствует помощнику машиниста, до 1-го. Именно такой разряд должен иметь машинист, и потратить от двух до четырех, а то и более лет.

Впрочем, за первыми романтическими впечатлениями от этой работы нередки разочарования в виде трудностей ненормированного, и ночного с недосыпанием труда плюс к этому высокая ответственность, а также требования дисциплины. К этому еще добавляются риски ухудшения здоровья из-за электромагнитного излучения, а также постоянное нервное напряжение.

Преимущества работы машиниста электропоезда

Основное преимущество в высокой востребованности этой профессии, так как вне зависимости от развития других видов транспорта, именно РЖД, по-прежнему, будут наиболее перспективными, как в пассажирских, так и в грузовых перевозках.

Но и нельзя сбрасывать со счетов, что работа в составе локомотивной бригады –это высокооплачиваемый труд. Так как риски здесь велики, поэтому и зарплаты должны быть соответствующими. Сейчас все, кто участвует в управлении электропоездом, получают не менее 50 тыс. А с увеличением стажа и квалификации зарплата растет и может составлять до 100 тыс. в зависимости от того или иного региона.

Здесь также хорошие перспективы для карьеры: помощник машиниста со временем становится машинистом электропоезда, а потом он может стать мастером или инструктором, а там глядишь и рукой подать до начальника участка, а то и всего депо.

При этом если брать по большому счету, то здесь, как и в любой профессии верхней планки карьеры не существует, разве что если считать пиком карьеры – это должность гендиректора РЖД, впрочем, и это не пик, а вот должность министра транспорта, как раз и будет максимумом карьерного роста.

Локомотивы постоянно совершенствуются, поэтому машинисты должны постоянно получать знания и улучшать свои квалификационные навыки не только в технике, но и становиться более эрудированными, развиваться интеллектуально, понимать последние достижения, как техники, так и науки.

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист.

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств, которые не только облегчают нам жизнь, но значительно повышают производительность труда специалистов в самых разных отраслях производства. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист .

Поскольку до того момента, когда машины будут полностью автоматизированы (то есть, перестанут нуждаться в управлении человеком) мы в ближайшие несколько десятков лет вряд ли доживем, а количество машин неуклонно возрастает, рынок труда постоянно нуждается и еще долгое время будет нуждаться в профессиональных машинистах. Поэтому многие вчерашние школьники предпочитают не гнаться за модой, выбирая популярные сегодня профессии экономиста или юриста, а поступаются на обучение по специальности "машинист", так как эта профессия гарантирует стабильный заработок, независимо от экономической ситуации в стране.

Кто такой машинист?


Квалифицированный специалист, профессиональная деятельность которого заключается в управлении машинами самого разного вида и предназначения. Отметим, что в зависимости от того, какой машиной управляет специалист, термин "машинист" всегда дополняется типом машины. При этом, некоторые профессии, связанные с управлением некоторых типов машин, ничего общего с термином "машинист" не имеет. Например, автомобилем управляет водитель, а самолетом - пилот.

Название профессии произошло от латинского māchina (орудие, устройство, механизм). Интересно, что в допетровской России все механические устройства называли "махина", и только потом это слово приобрело несколько иной смысл, а механизмы начали называть немецким словом Мaschine. Первые машины появились в античные времена, соответственно тогда же возникла и одноименная профессия.

Но если на заре становления профессии машинисты управляли примитивными подъемными механизмами (блоками и рычагами) и военной техникой, то современные специалисты управляют огромнейшим количеством самой разной техники, управление которыми сродни управлению космическим кораблем: подъемные краны, поезда, манипуляторы, экскаваторы и т.д. Правда в обыденной жизни большинство специалистов называют по названию той техники, которой они управляют: крановщик, бульдозерист, экскаваторщик.

Независимо от того, на какой машине работает специалист, профессиональные обязанности всех машинистов приблизительно одинаковые: управление механическим устройством, поддержание чистоты на рабочем месте, строгое следование технике безопасности во время работы, контроль за состоянием техсредства и своевременное прохождение технического осмотра машины и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать машинист?


Поскольку любая машина относится к устройствам повышенной опасности, машинист должен быть, в первую очередь, очень внимательным и ответственным. Кроме того, работа машиниста предполагает наличие у специалиста таких личностных качеств, как:

  • стрессоустойчивость;
  • аккуратность;
  • выносливость;
  • сосредоточенность;
  • любовь к технике;
  • смелость;
  • умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
  • развитая координация рук;
  • хорошая реакция.

Необходимо также понимать, что работа машиниста - это физически тяжелый труд, поэтому представители этой профессии должны быть сильными, причем не только физически, но и морально.

Преимущества профессии машиниста

Поскольку ни одна сфера жизнедеятельности человека сегодня не может обойтись без использования технических устройств, востребованность в специалистах, способных управлять машинами, всегда была и еще долго будет стабильно высокой. То есть, сразу же после окончания обучения молодой специалист гарантированно сможет трудоустроиться по специальности (правда, в некоторых случаях, сначала ему придется какое-то время работать на должности "помощник машиниста").

Еще одним преимуществом профессии машиниста можно смело назвать достаточно пристойный уровень заработка - согласно последним статистическим данным средняя зарплата машиниста в России составляет 40 тысяч рублей. Согласитесь, для рабочей профессии это немало.

Немаловажно также и то, что профессия машиниста, которая, кстати, пользуется заслуженным уважением, позволяет ощутить свою значимость и "полезность" для общества. Ведь именно благодаря этим специалистам, мы можем быстро добраться из одного места в другое на поезде или метро, строить многоэтажные здания, с легкостью перемещать многотонные предметы и т.д.

Недостатки профессии машиниста


Говоря о недостатках профессии машиниста , прежде всего, необходимо отметить тяжелые условия труда. Как правило, машинисты работают посменно. При этом смена длиться больше 8-ми часов, что тяжело не только физически, но и эмоционально. Может быть поэтому данную профессию принято считать исключительно "мужской" - сложно себе представить представительницу прекрасной половины человечества за пультом управления башенного крана или за рулем бульдозера.

Кроме того, большое психологическое напряжение в работе машиниста создает огромная ответственность, поскольку от его профессионализма порой зависит здоровье и жизнь многих людей. Из-за этого получить допуск к работе машинист может только после медицинского осмотра, в том числе и психологического состояния.

Где можно получить профессию машиниста?

Получить профессию машиниста , независимо от направления деятельности специалиста, можно в средне-специальном учебном заведении. Однако на этом процесс обучения, чаще всего, не прекращается. Во-первых, поскольку техника постоянно совершенствуется и обновляется, машинисту приходится периодически проходить переобучение или повышать квалификацию Во-вторых, некоторые специализации, например, профессия машиниста электропоезда, предполагают не только получение практических навыков в должности "помощник машиниста" (причем, в случае с машинистом электропоезда, специалист должен проработать помощником машиниста не менее 3-х лет, прежде чем ему позволят самостоятельно управлять составом), но и прохождение дополнительных курсов.

Довольно интересная новость мелькнула сегодня в лентах и осталась почти незамеченной. Хочу обратить на неё ваше внимание и рассмотреть вообще немедицинскую новость глазами врача. Сегодня «Министр труда Максим Топилин пообещал в ближайшее время подписать приказ о пересмотре перечня запрещенных для женщин работ... В частности, снимаются ограничения на работы...на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работы в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники »."Какое это отношение имеет к медицине?" - спросите вы наверняка. «А самое прямое» - отвечу я. По моему глубокому убеждению, женщины должны составлять подавляющее большинство водителей автобусов, поездов, метрополитена, трамваев (впрочем, трамваи и так часто водят женщины). Для работы на всех видах общественного транспорта (когда от водителя зависит жизнь многих десятков людей) женщины должны приниматься с явным предпочтением. И негативное понятие «женщина за рулём» здесь абсолютно не работает, так как женщина-профессионал - это во многом гарантия нашей с вами безопасности. Удивлены? Объясняю. Вы наверняка регулярно, читая/слушая разные новости нередко (а я бы сказал, что даже часто) наталкиваетесь на вот такое: «водитель автобуса с детьми умер за рулём», «машинист метро умер, управляя поездом», «смерть машиниста электрички чуть не привела к крушению поезда»... По моим прикидкам такие новости попадаются примерно раз в два месяца. И это очень часто! И вот именно это - внезапная смерть - является серьёзнейшей медицинской проблемой. Точнее и правильнее её называть термином «внезапная сердечная смерть» (sudden cardiac death), потому что основная причина таких несчастий - сердечная аритмия (обычно, желудочковая тахикардия и фибрилляция желудочков), приводящая к быстрой остановке сердца и смерти. Причиной такой аритмии иногда бывает острый инфаркт миокарда, а иногда она возникает и без инфаркта, но всегда - внезапно. Почти всегда - именно моментальная потеря сознания и остановка сердца становятся первыми проявлениями болезни. По данным учёных в России вот так внезапно умирает около 300тыс человек в год. Это, конечно, не только водители общественного транспорта. Это люди любых специальностей, любого возраста. Но самая большая частота таких внезвапых сердечных смертей приходится на вполне благополучных людей среднего, трудоспособного возраста - от 45 до 65 лет. И вот что важно, среди жертв - гораздо больше мужчин. Да и вообще заболевания сердца и сосудов у женщин в этом возрасте возникают куда реже, чем у мужчин. Внезапная сердечная смерть у здоровых трудоспособных мужчин 45-65 лет случается по разным данным от 2 до 7 раз чаще, чем у женщин того же возраста. В Москве на 100тыс жителей возникает 80 таких случаев у мужчин и 35 - у женщин. И вот именно к этим мужчинам среднего возраста, нередко имеющих дополнительные факторы риска (ожирение, курение, малая физическая активность, гипертония), мы спокойно садимся в автобусы, в метро, электрички, поезда дальнего следования. Мы садимся и не думаем о здоровье наших водителей и машинистов, об их рисках внезапных сердечно-сосудистых катастроф. Мы иногда вспоминаем, что водителей перед рейсом осматривают медики (а точнее, просто измеряют давление, да и то не всегда, да и не влияет это ни на что). И мы уж точно даже не догадываемся, что женщина-водитель и женщина машинист - это некая гарантия безопасности, это во много раз меньший риск аварии по причине внезапной потери сознания или смерти у водителя. И раньше для нас женщина за рулём автобуса была экзотикой, женщина-машинист абсолютной экзотикой, то я очень надеюсь, что решение Минтруда значительно повысит нашу с вами безопасность и вероятность не стать жертвами аварии из-за внезапной смерти водителя.

Работа машинистом поезда дальнего следования – одна из самых перспективных. Здесь неплохо платят, хорошо премируют. Как стать машинистом поезда дальнего следования? Давайте разбираться.

И вот, что стоит понять сразу. Работа эта исключительно мужская и непростая. В этой профессии не бывает самоучек, сюда не возьмут при наличии проблем со здоровьем.

И главное, эту профессию не освоить на курсах, ее можно получить только пройдя полноценное обучение. Хорошей же новостью является то, что обучение на машиниста поезда дальнего следования действительно дает максимум зарплатных возможностей в РЖД среди машинистов и полностью окупает все временные затраты.

Обучение машиниста поезда дальнего следования

Стать машинистом дальнего следования может тот, кто пройдет обучение в железнодорожном колледже, техникуме или институте. Только после того, как образование получено, можно устраиваться на работу в депо помощником машиниста.

При этом, чтобы начать карьеру и стать машинистом поезда дальнего следования раньше и не тратить время зря, тем более, что с профессией уже все точно решено, можно поступать и после 9 классов школы.

Выпускников 9 классов принимают на учебу железнодорожные техникумы и колледжи. Учащиеся изучают дисциплины: технические характеристики, правила движения локомотива на железной дороге, техника безопасности, слесарные работы, радиосвязь, устройства локомотива, электрику и прочие другие, этих знаний вполне достаточно, чтобы управлять поездом.

Обучение на машиниста поезда дальнего следования в вузе

Карьера машиниста пойдет быстрее, если будет диплом о высшем образовании. После техникума или 11 класса школы, можно поступить в институт путей сообщения. В вузах изучают те же дисциплины, что и в ссузах, только по углубленной программе. У выпускников вузов, пройдя успешное обучение, есть все привилегии для того, чтобы трудоустроиться в РЖД и работать машинистом поезда дальнего следования.

Как стать машинистом поезда дальнего следования при РЖД?

Еще есть возможность отучиться в специализированных учебных центрах при РЖД. В таких центрах проходят теорию, практику и по окончании курса подготовки, после успешно сданных экзаменов, выдают на руки сертификат с правом управления поездом. Но это не курсы обучения, а полноценная и довольно длительная подготовка.

Где и как отучиться на машиниста поезда дальнего следования вернее всего - сказать сложно. Каждый случай индивидуален. Явно же то, что те, кто успешно проходит все этапы подготовки, точно находят себе место среди сотрудников. Поездов множество и места в РЖД всегда есть.

Но пусть в профессию не так-то прост и не оканчивается обучением в учебном заведении. Когда на руках уже есть диплом об образовании, потребуется приступить к следующему этапу - к стажировке.

Стажер обычно работает под опекой опытного машиниста, у которого стаж работы не менее 3 лет. Стажироваться помощник машиниста будет минимум 3 месяца, а закончится практическое обучение только тогда, когда машинист будет видеть, что стажер готов к рейсам дальнего следования с пассажирами самостоятельно. Тогда он сможет управлять локомотивом и ему присваивается квалификация машиниста поезда.

Это не значит, что машинист поезда дальнего следования на этом заканчивает свое обучение. Теперь начинается его карьера. Дальше он проходит курс на повышение квалификации в профильных лицензированных учреждениях.

Всего у машинистов 3 уровня квалификации:

  • Первый уровень - 3 класс. Машинист должен проработать, управляя локомотивом без аварий в течение одного года.
  • Второй уровень - присвоение 2 класса. Машинист должен проработать в пригородных сообщениях, совершая перевозки пассажиров или грузов не меньше 2 лет, если есть диплом о высшем или средне-специальном образовании, то не меньше 1 года без аварий.
  • Наивысший уровень - присвоение 1 класса. После того как машинист получил 2 класс квалификации, он должен проработать не менее 2 лет без аварий, что касается дипломированных специалистов, то не менее одного года.

Каждый этап повышения категории сопровождается медицинской комиссией и при выявлении малейших проблем со здоровьем, о карьере можно забыть. Но такова работа в этой профессии и выбирая обучение на машиниста поезда дальнего следования, это нужно учитывать.

У машиниста каждая трудовая смена начинается с медосмотра и инструктажа. Он должен выходить на смену отдохнувшим, здоровым и с сосредоточенным вниманием.

Подведем итог, как стать машинистом поезда дальнего следования. Первым шагом станет поступление в колледж, вуз или техникум. В колледж и техникум можно поступить после 9 и 11 класса, в институт – после 11 классов школы и после окончания ссуза.

По результатам обучения, выпускника ждет стажировка в качестве помощника под руководством наставника – машиниста. За время стажировки помощник нарабатывает опыт, а также повышает свою квалификацию и если все выполнено правильно, проходит медицинскую комиссию, получает категорию и приступает к работе.

Вот, как можно стать машинистом поезда дальнего следования и вот, что нужно для этого сделать.