Осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства. Как рассчитать объем закупок, осуществленный у смп и сонко? Как рассчитать объем закупок у СМП

Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?». Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.

Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».

СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.

Привилегии и способы их реализации

Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:

  • ( , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, и предложений), которых могут быть только СМП и СОНО;
  • требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.

При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что должна быть не более 20 млн рублей.

СГОЗ — что это?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у ;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:

  • тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
  • закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
  • тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.

Признан не состоявшимся и при этом такой аукцион проводился среди СМП (СОНКО), заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком, или вправе это сделать?

Минэкономразвития РФ считает, что заказчик вправе, но не обязан заключать контракт с единственным поставщиком в данном случае. Об этом сказано в п. 49 Письма от 30.09.2014 г. N Д28И-1889. Однако согласиться с Министерством нельзя. Вот сама позиция:
"Таким образом, в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона N , заказчик вправе самостоятельно принять одно из следующих решений:
1) направить в контрольный орган в сфере закупок документы на согласование возможности заключения контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N (за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 Закона N ) и при наличии положительного согласования заключить контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N ;
2) вправе отменить ограничение участия и осуществить новую закупку на общих основаниях.
Позиция, при которой некоторые контрольные органы в сфере закупок не принимают на рассмотрение документы для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N по результатам несостоявшихся конкурентных закупок у СМП и СОНКО, не основана на законе".
Во-первых, в ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N говорится о том, что заказчик вправе отменить ограничения и провести закупки на общих основаниях. Способ закупки основанием закупки не является. Фраза "на общих основаниях" означает только то, что заказчик может разместить заказ не только среди СМП (СОНКО).
Во-вторых, ст. 71 Федерального закона императивно определяет: заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.
В Письме Минэкономразвития РФ от 07.08.2015 г. N ОГ-Д28-10539 был сделан тот же самый вывод: заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Причем в объем закупок у СМП этот контракт не входит.

3. Как по правилам Федерального закона от 05.04.2013 г. N считается объем закупок у субъектов малого ства?

В Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2868 сделан вывод, что объем закупок у субъектов малого ства, социально ориентированных некоммерческих организаций определяется по сумме заключенных контрактов. Это означает, что объем закупок нельзя считать по ценам, указанным в планах-графиках.
Аналогичный вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 04.03.2015 г. N Д28и-506.

4. Надо ли проводить закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N у субъектов малого ства, социально ориентированных некоммерческих организаций, если совокупный объем закупок составляет ноль?

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N заказчик должен закупать у СМП, СОНКО товары, работы или услуги в объеме не менее 15% от совокупного объема закупок. Причем в совокупный объем в этом случае не включаются закупки по ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона. Но если, например, заказчик осуществляет все закупки у единственного поставщика и совокупный объем для цели ст. 30 Федерального закона составляет 0, надо ли проводить закупку у СМП, СОНКО?
В Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2891 сделан вывод, что в описанной ситуации заказчик не обязан проводить закупку у СМП, СОНКО.

5. Как считать объем закупок у СМП, если срок действия контракта превышает один год?

Срок действия контракта может превышать один год. Возникает вопрос: в годовой объем закупок СМП какого года включать плату каждого года?
В п. 2 Письма Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2898 разъяснено, что оплата по контрактам, заключенным с СМП, считается в годовом объеме закупок того года, в котором фактически производится оплата.

6. Заказчик может установить требование о привлечении в качестве субподрядчиков представителей СМП. Должна ли доля таких лиц быть указана точно?

Да, доля привлекаемых СМП должна быть указана в документации точно. Нельзя указывать такую долю в формулировке, например, "до 30%". Такой вывод сделан в Решении АС Москвы от 28.05.2015 г. N А40-67585/15-121-536. Суд указал следующее.
"В соответствии с пунктом 7.2.2 Конкурсной документации Подрядчик обязан привлечь в качестве субподрядчиков субъектов малого ства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не менее 30% стоимости контракта.
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема (в точном цифровом значении) привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого ства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действиями Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого ства, нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе".

в закон о Контрактной системе (140-ФЗ) во многом порадовали заказчиков. Но судя по многочисленным вопросам, не все до конца поняли как считать объем закупок у СМП и СО НКО (субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных коммерческих организаций). В законе о Контрактной системе (44-ФЗ) в статье 30 прописан порядок закупки у СМП и СО НКО. Теперь, в отличии от предыдущего закона 94-ФЗ нет верхней планки в процентном отношении, а только установлено требование, чтобы объем закупки был не менее 15 процентов от всех закупок, осуществленных путем проведения открытых конкурентных процедур (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений). В части 1 статьи 30 установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СО НКО.Но часть 1.1 данной 30 статьи объясняет как осуществить расчет совокупного годового объема закупок от которого мы будем считать минимальную сумму закупок у СМП и СО НКО (не менее 15 процентов). Так вот в общую сумму расчетов 15 процентов не включаются все закупки у единственного поставщика, т.е. закупки, которые заказчик осуществил по части 1 статьи 93 (это и монополисты, и коммунальные услуги, аренда нежилых помещений, закупки малых объемов до 100 тысяч и 400 тысяч рублей в соответствии с пунктами 4 и 5 , и так далее, а всего в данной части 37 пунктов). Все их вычитаем прежде чем считать проценты по малому бизнесу.

Например общий совокупный годовой объем закупок составляет 5 млн рублей. Из них 1 млн это коммуналка и монополисты (связь), 1 млн. закупка по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 (маленькие закупки до 100 тысяч и до 400 тысяч), 3 млн - 3 электронных аукциона с начальной (максимальной) ценой по 1 млн. рублей. Так вот для СМП и СО НКО мы должны изначально посчитать так:

5 млн -1 млн -1 млн= 3 млн. рублей

И вот от 3 млн рублей не менее 15 процентов мы должны объявить закупку для СМП и СО НКО. По результату данной состоявшейся конкурентной закупки необходимо заключить контракт на сумму не менее чем 450 тысяч рублей (15% от 3 млн). Больше можно, меньше нельзя. Поэтому например один из аукционов (на 1 млн. рублей) можно объявить для СМП и СО НКО. Если будет снижение процентов 20 и заключим контракт на 800 тысяч, то выполним требования 30 статьи. Но если объявленная закупка не состоится (придет один участник), то заказчик пойдет в контролирующий орган за согласованием и при положительном решении заключит контракт с единственным поставщиком по пункту 25, части 1, статьи 93 на сумму 1 млн. рублей и эта сумма не войдет в 15 процентов. Делаем перерасчет суммы закупки у СМП и СО НКО.

5 млн - 1 млн (коммуналка и монополисты) - 1 млн (до 100 тысяч) - 1 млн (у ед. поставщика по п. 25)= 2 млн. рублей. Заказчик обязан закупить у СМП и СО НКО не менее 15 процентов от 2 млн. рублей или на сумму (по нашему примеру) не менее 300 тысяч рублей.

Если заказчик имеет небольшой совокупный годовой объем закупок и все закупки осуществляет по части 1 статьи 93, то закупки у СМП и СО НКО он может не осуществлять. Читайте часть 1.1 статьи 30, что закупки у единственного поставщика не включаются в общий расчет закупок у СМП и СО НКО.

Критерии малого и среднего бизнеса:

44-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства» или СМП. Условиям участия посвящена .

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон . В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса шестью способами (с 1 января 2019 только в электронном виде):

  • Конкурс с ограниченным участием,
  • Двухэтапный конкурс,

Какие льготы действуют?

  1. Сумма обеспечения заявки в закупках до 20 млн будет не выше 1% от НМЦ контракта.
  2. Заказчик должен оплатить работы или товары не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Этот пункт включен в контракт с СМП.
  3. Заказчик может не требовать обеспечение заявки, если начальная цена контракта меньше 1 млн рублей.

Что упростит жизнь?

С 2019 года все закупки будут проходить в электронном виде. Поставщикам это сократит расходы и не оставит заказчику шансов подтасовывать результаты «бумажных» процедур.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). В законе не прописаны условия участия МСП в закупках, но действует постановление правительства № 1352 , которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для заказчиков

Если выручка компании больше 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие заказчики должны закупить у МСП товаров и услуг на 18% от общего объема закупок, который считается по заключенным договорам. При этом 10% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Расчет ведется от суммы заключенных договоров: если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

Заказчик перечисляет в своем положении ОКПД2 всех товаров и услуг, которые будет закупать у МСП:

  • Если НМЦ договора не больше 50 млн. рублей, заказчик обязан провести закупку из этого перечня строго у МСП,
  • Если НМЦ договора от 50 до 200 млн. рублей, заказчик решает сам, закупать товар у МСП или у крупного бизнеса.

Если заказчик не закупит у малого и среднего бизнеса достаточно, не разместит информацию об этом или разместит недостоверные сведения, то с 1 февраля и до конца следующего года ему придется проводить закупки по более строгому 44-ФЗ.

В каких закупках могут участвовать МСП?

Способы закупки определяет заказчик в своем положении. Представитель МСП может принять участие в торгах или других способах закупки, которые заказчик проводит:

  • «На общих основаниях»: участвовать может любой поставщик;
  • Специально для МСП: закупки из перечня товаров в положении заказчика;
  • С условием привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.

Представители МСП обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Форма декларации есть в постановлении № 1352 .

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора;
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.

3. Заказчик вправе утвердить собственную программу партнерства для МСП и предусмотреть льготы для ее участников.

Что упростит жизнь?

С 1 января 2019 заказчики могут проводить закупки у МСП только на восьми ЭТП госзакупок четырьмя видами конкурентных закупок:

  • конкурсами,
  • аукционами,
  • запросами предложений,
  • запросами котировок.

Все четыре процедурами считаются торгами по Гражданскому кодексу, поэтому заказчик должен соблюдать правила их проведения:

  • Отвечать на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Отменять закупку, только пока не закончился срок приемки заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязательно заключать контракт с победителем. При этом не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента публикации протокола.

Рынок корпоративных закупок – лакомый кусок контрактной системы, который долгое время был недоступен для малого и среднего бизнеса. Особые госзаказчики выбирали для своих тендеров более серьезных поставщиков, а 223-ФЗ не сильно их в этом ограничивал. Однако в мае 2013 года вышло распоряжение Правительства РФ №867-р, призванное расширить доступ субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) к закупкам монополий и компаний с государственным участием.


План мероприятий предполагает снятие барьеров для участия малого и среднего бизнеса в тендерах по 223-ФЗ и увеличение доли закупок у субъектов МСП. Нормы коснулись только отдельных государственных заказчиков, перечисленных в постановлении Правительства №1352 . Также постановление регулирует годовой объем закупок у субъектов МСП, особенности их проведения и требования к отчетности.


В соответствии с Федеральным Законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты МСП – это юридические лица и ИП, относящиеся к микро-, малым и средним предприятиям по следующим критериям:


1. Для юридических лиц:

  • Доля государственного, муниципального участия, а также участия религиозных, благотворительных организаций и иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.
  • Доля, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не относящимся к субъектам МСП, не превышает 25%. Требование не распространяется на компании, занимающиеся программированием, разработкой баз данных и других технологичных продуктов, исключительные права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным и автономным научным учреждениям.

2. Для всех:

  • Средняя численность персонала за предыдущий календарный год составляет: до 15 человек для микропредприятий; 15-100 человек для малых предприятий; 101-250 для средних предприятий.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год не превышает: 60 миллионов рублей для микропредприятий; 400 миллионов для малых предприятий; 1000 миллионов для средних предприятий.

Документом, подтверждающим статус субъекта малого и среднего предпринимательства, считается декларация, форма которой есть в приложении к Постановлению №1352. С 2016 года Федеральной налоговой службой ведется реестр субъектов МСП, поэтому подтверждением статуса может также служить выписка из него.

Какие заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП в 2018 году

С 1 января 2016 года обязанность заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ возложена на заказчиков, именуемых в законе “отдельными”:

  • Компании с годовым объемом выручки за предшествующий календарный год более 2 миллиардов рублей. Причем во внимание берется именно показатель выручки от продажи товаров / работ / услуг – то есть собственная прибыль компании. А, например, государственные субсидии в выручку не засчитываются – это “прочие доходы”.
  • Государственные компании, созданные на основании федерального закона (например, ГК Автодор).

Кроме “отдельных” закон предусматривает “конкретных” заказчиков:

  • ОАО "Нефтяная компания "Роснефть",
  • ПАО "МОЭСК" и некоторые другие .

Особенности осуществления закупок по 223-ФЗ у СМП

Если начальная цена контракта по закупке меньше 50 миллионов рублей, заказчик обязан провести ее среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Если больше – может привлекать любых поставщиков.


В выборе типа тендеров закон заказчиков не ограничивает: у среднего предпринимательства можно закупать товары / работы / услуги как на конкурсной основе, так и в форме закупки у единственного поставщика. Можно выбрать и долю участия СМП в тендере:

  • В закупке принимают участие любые поставщики, в том числе СМСП.
  • Закупка только среди субъектов МСП.
  • Закупка с обязательным условием привлечения малого и среднего бизнеса в качестве субподрядчиков.

Всего для “отдельных” заказчиков объем закупок у СМП за год должен составлять 18% в стоимостном выражении. Доля закупок среди одних только СМП – 10%. При этом в годовой объем закупок заказчика не засчитываются некоторые специфичные виды товаров, работ и услуг , которые не могут быть произведены субъектами МСП.


Например, услуги образовательных организаций. “Конкретные” заказчики обязаны закупать у СМП инновационную и высокотехнологичную продукцию в размере 5% годового объема закупок.


За неисполнение обязанностей по закупкам у субъектов МСП заказчиков ждут штрафные санкции. Вступившая в силу с января 2017 часть 8.1 статьи 3 Федерального Закона 223-ФЗ предусматривает за это наказание в виде перевода заказчика на закупки по 44-ФЗ в течение следующего календарного года, начиная с 1 февраля.


Если вас интересуют закупки у СМП, то расширенная версия поиска тендеров Синапс.Про поможет выделить их из общей массы благодаря соответствующим настройкам.

Отчет об объеме закупок у СМП

  1. Ежемесячно все государственные заказчики оформляют отчет о количестве и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП – пункт 4 части 19 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ.
  2. Ежегодно “отдельные” заказчики оформляют отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП и публикуют его в ЕИС – часть 21 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ. Форма отчета об объеме закупок у СМП утверждена Постановлением №1352.
  3. Ежегодно “конкретные” заказчики, которые обязаны закупать у СМП инновационную продукцию, дополнительно формируют отчет о ее закупках и публикуют его в ЕИС – Постановление №1442 .

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Доход госзаказчика за предыдущий календарный год составил 2,5 миллиарда рублей. Из них 1 миллиард поступил в виде государственной субсидии и в балансе отражен как “прочие доходы”. Обязан ли заказчик совершать закупки у субъектов МСП в текущем году, в каком объеме?

2. Что ожидает заказчика, осуществляющего закупки по 223-ФЗ, если в течение календарного года он закупил продукции у малого и среднего предпринимательства в недостаточном объеме?