Методика формула профессии пряжников н с. Шаги к профессии

Мне нравится …


1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9.Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными, растениями.

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30.Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35.Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти колонок.

Десять колонок - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – геогра­фия и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.

Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к соответствующему предмету или виду деятельности. Максимальный балл - пять - говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы можно обозначить словом “хочу”, то склонности - это первый шаг к “могу”. Можно ли управлять интересами?

Вспомним страницы романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»:

Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показа­лась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохнове­ние - блестящая, гениальная мысль.

^ Он взял кисть и спокойно принялась за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

- Что, брат, заставляют работать?

^ Том круто повернулся к нему:

- А, это ты, Бен! А я и не заметил.

- Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.

Том посмотрел на него и сказал:

- Что ты называешь работой?

- А разве это не работа?

- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого го­рода. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками лю­дей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать ка­кой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.

Тому удалось сделать привлекательной, по крайней мере, в восприятии товарищей, скучную, неинтересную работу. Он убедил ребят, что белить заборы – большая честь и редкое удовольствие. И самое главное, что они испытали эти чувства на самом деле.

Если влиять на интересы других людей можно, то управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для это нужно соблюдать следующие условия:


  1. добровольность - цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;

  2. постепенность - следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;

  3. положительные эмоции - “усилие на грани приятного” - заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
Интерес формируется в реальном деле - пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности - спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках, секциях, музыкальных школах.

^ 6 занятие. Формула профессии

Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Проще всего ее найти, если знаешь автора и название - в этом поможет алфавитный каталог. Но бывает так, что читатель ищет литературу по интересующей его теме, не зная ни автора, ни названия. Тогда библиотекарю приходит на помощь тематический каталог, по которому можно найти нужные книги. Найти книгу помогает классификация - правила размещения книг на стеллажах.

На уроках биологии вы изучаете классификацию мира природы, на уроках химии классификацию химических элементов. В широком смысле этого слова классификация - это осмысленный порядок вещей.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют названия, прикидываясь современными. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий. Сколько профессий знаете вы?

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет - и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков (Е.А. Климов. Как выбирать профессию). У нас в стране чаще всего используется классификация Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии можно распределить по пяти предметам труда.

1. ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей - вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.

2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод - все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда - человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях - эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие - осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная - будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

3. ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение - вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь - деятельная, а не созерцательная. Одно дело - играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое - регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

4. ЗНАК. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой - представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

^ 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства - особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания - необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом.

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией.

Профессия - это:


  • деятельность, направленная на пользу обществу,

  • деятельность, требующая профессионального обучения,

  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Игра «Аукцион»

Учитель называет предмет труда, а учащиеся по очереди называют профессии, относящиеся к этой группе. Профессии можно записывать на доске. После каждой названной профессии учитель считает до трех или ударяет в ладоши, ожидая названия очередной профессии. Профессию необходимо назвать до третьего хлопка. Тот, за кем останется последнее слово, считается победителем. Во время игры ребята понимают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача учителя - дать возможность почувствовать этот информационный голод. Игра занимает от 5 до 15 минут. Удлинение интервалов между хлопками, остроумные реплики учителя, такие атрибуты, как деревянный молоток, гонг, символические призы придадут игре особую привлекательность.

«Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова). Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).


1. Цели труда:

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Создавать произведения искусства.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.


^ 2. Предмет труда:

2.1. Человек.

2.2. Информация.

2.3. Финансы.

2.4. Техника.

2.5. Искусство.

2.6. Животные и растения.

2.7. Изделия и продукты.

2.8. Природные ресурсы.


^ 3. Средства труда:

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.7. Физические возможности организма.

3.8. Органы чувств.


^ 4. Условия труда:

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия

4.6. Работа на дому.

4.7. Особые условия.

4.8. Повышенная ответственность.

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если не выбрали - подберите профессию, которая соответствует этим признакам.

^ 9 класс

1 занятие. Стратегия выбора профессии

Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного,

недостаточно просто действовать - надо еще и мечтать;

недостаточно просто планировать - надо еще и верить.

А. Франс

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

Цель методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Инструкция к тесту

Ведущий говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях .

Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».

Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения.

Следует отметить , что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.

Тестовый материал

Трудовые действия

  1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).
  2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).
  3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).
  4. Много чертить, рисовать.
  5. Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.
  6. Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.
  7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.
  8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).
  9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).
  10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.
  11. Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).
  12. Много запоминать по ходу работы.
  13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции).
  14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.
  15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.
  16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).
  17. Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).
  18. Переносить однообразную, монотонную работу.
  19. Терпеть насмешки, грубость.
  20. Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).
  21. Уметь организовывать, руководить людьми.
  22. Владеть иностранным языком.
  23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.
  24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).
  25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).
  26. Часто работать по вечерам и без выходных.
  27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).
  28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).
  29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).
  30. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка результатов теста

    Баллы, проставленные учащимися по каждому трудовому действию , сопоставляются с нормами:

  • если баллы попадают в норму (включительно), то ставится «0»,
  • если больше нормы – «+1»,
  • если меньше – «-1».

Значения записываются в столбик «Соответствие норме ».

Например , если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то ставится «0».

Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов в столбце «Соответствие норме ». Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от -5 до +6 баллов .

  • если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»);
  • если результат выше нормы – самооценка несколько завышенная;
  • если ниже нормы – самооценка заниженная.

С помощью списка «Набор профессий » определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.

В «Набор профессий » включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. В современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и подобное включение позволяет обсудить эти «профессии» со школьниками.

Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии . Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.

Пример расчета готовности к профессии "Программист"

  • Сначала в бланк записывается название профессии – «программист».
  • Затем в списке «Набор профессий » отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах. Все это записывается в бланк ответов в соответствующую графу.
  • Далее справа, рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, первое трудовое действие (следить за показаниями приборов) – 7 баллов; третье (выполнять расчеты) – 5 баллов; восемнадцатое (переносить монотонную работу) – 3 балла и т.д.
  • После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка.
  • Затем полученные результаты суммируются.

Таблица расчета готовности к профессии "Программист"

Номера действий Названия действий для профессии Значимость действий для профессии Самооценка готовности к действиям Вероятность готовности к действиям
1 следить за приборами 2 х 7 = 14
3 выполнять расчеты 4 х 5 = 20
18 переносить монотонную работу 2 х 3 = 6
28 уметь работать в коллективе 1 х 2 = 2
32 придумывать новое 1 х 5 = 5
Сумма: 47%

Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60-70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии.

Нужно также учесть самооценку подростка:

  • если она – повышенная, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7,
  • если пониженная – на 1,3,
  • если самооценка оказалась адекватной, то никаких корректировок можно не делать.

Подобная корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии.

В приведенном примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1.3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист».

Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям.

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3-5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и необходимость выполнения такой работы («надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой.

Таблица норм
Номера трудовых действий (в соответствии с перечнем) Диапазон баллов для девушек Диапазон, баллов для юношей
1 4 – 8 4 – 8
2 3 – 7 3– 7
3 2 – 6 4 – 7
4 2 – 7 5 – 8
5 6 – 9 5 – 9
6 5 – 8 2 – 6
7 6 – 9 4 – 7
8 3 – 8 2 – 8
9 5 – 8 6 – 9
10 3 – 7 4 – 8
11 5 – 8 6 – 9
12 3 – 6 3 – 7
13 5 – 9 4 – 8
14 5 – 8 5 – 7
15 4 – 8 3 – 6
16 6 – 9 4 – 8
17 1 – 6 1 – 5
18 1 – 6 2 – 6
19 2 – 5 2 – 6
20 3 – 7 4 – 8
21 4 – 7 3 – 6
22 6 – 9 2 – 6
23 6 – 9 5 – 7
24 3 – 6 2 – 6
25 3 – 7 3 – 6
26 2 – 5 3 – 7
27 4 – 7 4 – 8
28 6 – 9 4 – 8
29 6 – 9 6 – 8
30 5 – 8 6 – 8
31 6 – 9 4 – 8
32 5 – 8 4 – 8
33 6 – 9 4 – 7
34 4 – 8 5 – 8
Набор профессий

Напротив каждой профессии курсивом написаны порядковые номера трудовых действий необходимые для этой профессии. Под каждым номером трудового действия обычным шрифтом написана его значимость для данной профессии.

1. Автослесарь 7 9 10 15 17
2 1 3 2 2
2. Агроном 2 5 11 20 21 26
2 2 2 2 1 1
3. Артист драматического театра 2 6 13 17 19 26 30 33
1 2 1 1 1 1 2 1
4. Археолог, этнограф 2 5 10 11 13 18 20 22
2 2 1 1 1 1 1 1
5. Библиотекарь 2 5 7 18 22
2 2 2 3 1
6. Бомж, бродяга, попрошайка 6 7 16 17 19 20
1 1 2 3 2 1
7. Водитель городского автобуса 9 14 16 19 20 23 26
2 2 2 1 1 1 1
8. Водитель «дальнобойщик» 9 10 12 13 14 16 18 22
1 1 1 1 1 1 2 1
9. Воспитатель в детском саду, яслях 6 14 21 24 32
3 2 3 1 1
10. Врач – терапевт 5 6 7 12 15 17 19 26
1 2 1 1 2 1 1 1
11. Врач хирург 6 10 14 15 19 20 26 27
1 2 1 1 1 1 1 1
12. Геолог 5 10 11 13 16 17 22 28
1 1 2 1 1 1 2 1
13. Дизайнер (техническая эстетика) 3 4 18 32 33
3 4 1 1 1
14. Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа) 7 17 19 21 23 26 30 33 34
1 2 1 1 1 1 1 1 1
15. Животновод (зоотехник) 10 16 17 20 26 34
1 1 4 1 2 1
16. Инженер на промышленном производстве 1 3 9 15 18 28
1 3 1 1 1 3
17. Инспектор ГИББД 6 11 14 15 16 19 26
1 2 2 1 2 1 1
18. Кассир – оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке) 3 7 19 23 24
4 1 3 1 1
19. Квартирный вор 10 12 15 16 19 23 25
2 1 1 2 1 1 2
20. Коммерсант 3 7 13 16 19 21 27
2 2 1 1 1 1 2
21. Конструктор (чертежник- конструктор) 3 4 9 10 13 15 32
2 2 1 1 1 1 2
22. Продавец в кооперативном ларьке 3 7 12 13 14 16 19
1 1 1 1 1 3 2
23. Лесник, инспектор рыбнадзора 10 11 16 17 20
3 3 1 1 2
24. Летчик (пилот гражданской авиации) 1 9 13 16 18 20 28
1 2 2 1 1 2 1
25. Манекенщица, фотомодель 6 13 19 26 30 33
2 2 1 1 3 1
26. Мастер телеателье 7 10 15 18
1 5 3 1
27. Матрос, рыбак на сейнере 8 10 11 13 16 17 20 18
1 2 1 2 1 1 1 1
28. Машинист поезда 1 9 10 13 17 18
1 3 2 1 2 1
29. Металлург 9 10 16 17 20 28
1 1 2 2 3 1
30. Монах, человек – отшельник, послушник 8 11 17 18 29 30 31
1 1 1 1 2 1 3
31. Офицер армии (десантные войска) 6 8 9 11 16 20 27 30
1 1 1 1 1 1 1 1
32. Официант 3 7 12 17 19 22 24
2 3 1 1 1 1 1
33. Парикмахер 7 10 17 19 20 32 33
2 1 1 1 2 1 2
34. Переводчик (текстовый перевод) 2 5 12 15 18 22
1 2 1 1 2 3
35. Писатель, поэт, публицист, журналист 2 5 6 13 19 24 26 29 31 33
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
36. Повар (в престижном ресторане 7 10 15 17 20 34
1 3 1 3 1 1
37. Пограничник (сухопутная граница) 8 9 11 16 20 26 30
2 1 1 2 1 1 1
38. Пожарник, спасатель 8 9 14 16 17 20 27 30
1 1 1 2 1 1 1 2
39. Политический деятель, дипломат 6 13 16 19 22 23 24 27
1 2 1 2 1 1 1 1
40. Портной по пошиву верхней одежды 4 7 10 15 33
1 3 4 1 1
41. Приемщица белья в прачечной, в химчистке 3 7 15 19
2 2 5 1
42. Программист 1 3 18 28 32
2 4 2 1 1
43. Продавец 3 7 11 15 17 19 20 24
1 2 1 1 1 2 1 1
44. Проводник железнодорожных составов 6 7 10 13 17 19 20
1 3 1 2 1 1 1
45. Проститутка 7 16 17 19 20 22 25 30
2 1 1 2 1 1 1 1
46. Психолог, психотерапевт 6 7 15 19 21 24 32
3 1 1 1 1 1 2
47. Редактор, корректор 2 5 15 18 22 24 33
3 1 1 2 1 1 1
48. Руководитель, менеджер 6 13 15 19 21 23 26
1 1 1 2 3 1 1
49. Рэкетир 3 8 14 16 19 25 30
1 1 2 2 1 2 1
50. Священнослужитель 2 6 7 19 24 26 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 2 2
51. Секретарь- референт 2 3 5 7 12 19 22 26
1 1 2 1 2 1 1 1
52. Сельский механизатор (комбайнер, тракторист) 9 10 11 17 20 26 34
2 1 2 1 2 1 1
53. Слесарь- ремонтник 9 10 15 16 17 20
1 3 1 2 2 1
54. Спортсмен – профессионал (командный спорт) 13 14 16 19 20 26 28
2 1 1 1 3 1 1
55. Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик) 3 9 10 15 34
1 5 1 2 1
56. Строитель- монтажник 10 11 16 17 20 26
2 1 1 2 3 1
57. Стюардесса 6 7 13 14 19 20 22
1 2 2 1 1 2 1
58. Таксист 7 9 12 14 16 19 23 26
2 1 1 2 1 1 1 1
59. Телохранитель, охранник 7 8 14 16 19 25
1 1 3 2 1 1
60. Торговец наркотиками 7 8 12 16 17 19 25
2 1 1 2 1 1 2
61. Участковый милиционер 6 12 15 16 19 23 26
1 2 1 2 2 1 1
62. Ученый- теоретик (биолог) 2 5 22 26 29 31 32
2 2 1 1 1 1 2
63. Ученый – экспериментатор (научный сотрудник на био-метеостанции) 2 3 5 11 15 24 29 29 32
2 1 1 1 1 1 1 1 1
64. Учитель средней школы 2 5 6 15 19 21 23
1 2 3 1 1 1 1
65. Фотокорреспондент 11 12 14 16 20 22 24 26
1 1 2 2 1 1 1 1
66. Художник, скульптор 2 4 7 17 24 26 29 31 33
1 1 1 1 1 1 1 1 2
67. Чиновник, служащий, инспектор 2 5 7 13 15 18 21
2 3 1 1 1 1 1
68. Шахтер, проходчик 9 10 16 17 20 34
1 1 3 2 2 1
69. Экономист 3 12 18 28 34
3 1 3 2 1
70. Экскурсовод- переводчик 2 6 7 13 19 22 26 33
1 2 1 1 1 2 1 1
71. Ювелир 7 10 15 18 33
1 3 2 2 2
72. Юрист (адвокат) 2 6 7 12 13 16 19 24
1 1 2 1 1 1 1 2
(автор Пряжников Н.С.)

Само название методики основано на “формуле профессий”, разработанной Е.А.Климовым (1988, 1990) и включавшей четыре группы характеристик профессионального труда. Данный вариант методики является модификацией одноименного варианта, разработанного ранее и также включавшего четыре группы характеристик (см. Пряжников, 1991, 1993).

Настоящая методика включает пять групп характеристик профессиональной деятельности. “Формула-5” предназначена для оперативного поиска (или уточнения) образа наиболее привлекательной для клиента профессии (группы профессий), а также для знакомства с основными группами характеристик профессионального труда. Система рассчитана на индивидуальную работу и занимает по времени примерно 30-50 минут. Процедура включает следующие основные этапы.

Еще до проведения методики все карточки должны быть разложены на пять групп.

Клиенту объясняется общий смысл работы с карточками, из которых необходимо будет составить по определенным правилам образ наиболее привлекательных для него профессий.

Далее предлагается первая группа карточек - цели труда (см. Рис. 8 и Перечень карточек), которые необходимо расположить на столе в ранговом порядке, слева - наиболее привлекательные для клиента цели, а справа - менее привлекательные или явно отвергаемые. Сразу же клиенту предлагается перевернуть обратной стороной те карточки с целями, реализовать которые ему в настоящий момент сложно (по самым разным причинам). Таким образом, на столе оказывается выложенная с помощью карточек мотивационно-операциональная картина относительно целей возможного профессионального труда, т.е. что хотел бы делать клиент и как он сам оценивает свою готовность это делать. На данном этапе лучше не обсуждать сделанные расклады.

После этого клиент аналогично раскладывает и все другие четыре группы карточек, чтобы в итоге на столе оказались проранжированными и оцененными с точки зрения “достижимости” все пять групп карточек с характеристиками труда. На столе таким образом получается определенный расклад карт: 5 рядов по 9 карточек в каждом ряду. Заметим, что удобство данной методики в том, что перед глазами клиента и профконсультанта выложены все карточки методики, что позволяет не только строить образ выбираемой профессии более целостно, но и оперативно корректировать его в ходе совместного обсуждения.

На этом этапе психолог может начать задавать уточняющие вопросы, суть которых сводится в выявлении некоторых противоречий в разложенных карточках и, по возможности, в корректировке этих противоречий. Например, клиент хотел бы в будущем “исследовать что-либо, делать открытия” (соответствующая карточка лежит слева, в числе наиболее привлекательных), но “знаковые системы”, без которых сложно представить себе современного ученого-исследователя, его явно не интересуют (соответствующая карточка лежит близко от правого, “отвергаемого” края). Психолог просит клиента объяснить, нет ли здесь противоречия. Вполне возможно, что клиент противоречия здесь не увидит и, по своему, будет прав, т.е. профконсультант может лишь озадачить клиента с помощью своих вопросов, но ни в коем случае не “переубеждать” его. Ориентируясь на перевернутые обратной стороной карточки, психолог может также уточнить, почему клиент считает себя не готовым реализовать некоторые свои намерения, но особенно увлекаться подобными вопросами не следует.

Далее профконсультант предлагает клиенту выбрать шесть наиболее привлекательных для себя карточек с характеристиками профессий, но так, чтобы из каждого ряда была взята хотя бы одна карточка. По отобранным карточкам клиенту предлагается “угадать”, с какими профессиями эти характеристики соотносятся. Например, клиент отбирает следующие карточки: “перемещение, транспортирование”, “техника”, “механические средства”, “особые условия”, “льготы, высокая зарплата” и “сидячая работа”, которые, скорее всего, могут быть соотнесены с водительскими профессиями и, в меньшей степени, - с профессией автослесарь (резервные варианты - слесарные и станочные специальности). Сначала назвать профессии должен попытаться сам клиент, но если у него не получается, подсказать ему может профконсультант.

Бывает и так, что по отобранным карточкам сложно назвать какие-либо специальности и тогда клиенту предлагается выбрать еще одну-две карточки дополнительно (всего - не более 8-ми карточек).

Оставшиеся на столе карточки позволяют перепроверить правильность выделенных профессий. Например, если клиент остановился на варианте водительских профессий, но карточки “открытый воздух” и “относительная самостоятельность” находятся среди крайне правых (отвергаемых) характеристик профессионального труда, то, скорее всего, профессия водитель ему вряд ли подойдет.

Важную роль играют перевернутые обратной стороной карточки, показывающие, что клиент не готов реализовать те или иные цели, работать с некоторыми предметами труда, использовать определенные средства и т.д. Например, если под выбранную клиентом профессию подходят 7 карточек из 8-ми отобранных, но среди этих 7-ми карточек 6 - перевернутые, то возникают сомнения относительно реалистичности данного варианта. Даже если из этих же отобранных 8-ми карточек под какую-то другую профессию подходят только 5, но из них перевернутой оказалась лишь одна карточка, то такой вариант выглядел бы более реальным, что особенно важно учитывать в усложнившихся в последнее время условиях трудоустройства выпускников школ и появлением так называемого “рынка труда”.

При “угадывании” по карточкам тех или иных профессий очень эффективным оказывается прием группировки сходных карточек из числа отобранных. Например, в одной группе могут оказаться карточки “организовывать людей”, “взрослые люди”, “голос”, “помещения с людьми”, в другой группе - “обслуживать” (высокого сервиса). Нередко одна или две карточки одной группы могут одновременно принадлежать и другим группам. Если вместе с клиентом расположить все отобранные карточки на столе по группам, где расстояния карточек друг от друга будут определять их сходство, то получится своеобразная “молекула профессий”. При этом саму степень сходства между карточками (“валентные связи”) должны каждый раз определять клиент с помощью профконсультанта, поскольку видение этих связей носит субъективный, индивидуальный характер.

Опыт использования данной методики другими специалистами показывает, что ее кажущаяся простота на самом деле требует от профконсультанта определенного навыка. Для выработки такого навыка советуем самому нарисовать данную методику (“прочувствовать” ее своими руками), затем потренироваться на самом себе (как бы несколько раз “проконсультировать” себя), затем поупражняться на близком человеке и, только после этого, использовать методику в работе с реальными клиентами.

Для самостоятельного изготовления методики лучше использовать плотный ватман, тексты отпечатать на машинке, декоративные линии проводить фломастером или мягким карандашом (от шариковых ручек на ватмане образуются канавки, что приводит к изгибу карточек и быстрому выходу их из строя), а для нанесения красноватого фона использовать обычный красный карандаш и мягкую бумагу, чтобы аккуратно растереть ею штрихи по бумаге. Начать, естественно, следует с подготовки бумаги, а закончить печатанием текстов. Для хранения карточек советуем изготовить из плотного картона аккуратную коробочку и подписать ее.

Естественно, что каждый профконсультант может видоизменять формулировки на карточках в соответствии со своим опытом и воображением, но для начала мы советуем все-таки попробовать наш вариант.

Перечень карточек с характеристиками профессий

для профессьянса “Формула-5”:

1. Цели труда - Ц :

Ц-1. Оценивать, проверять, контролировать

Ц-2. Исследовать что-либо, делать открытия

Ц-3. Перемещать, транспортировать что-либо

Ц-4. Преобразовывать исходные материалы, монтаж, сборка

Ц-5. Преобразовывать человеческое сознание (обучение, воспитание, консультирование)

Ц-6. Творить, изобретать, создавать новое

Ц-7. Организовывать людей, руководить

Ц-8. Обслуживать что-либо или кого-либо

Ц-9. Постоянно работать над собой, “быть в форме” (тренировки, репетиции, самообразование)

2. Предмет труда - П :

П-1. Техника

П-2. Знаковые системы (тексты, показания приборов, информация)

П-3. Общественные, экономические, социально-политические системы

П-4. Художественный образ (мир искусства, чувства, переживания)

П-5. Система идей, наука

П-6. Живая природа (звери, птицы, рыбы, насекомые, растения, микроорганизмы)

П-7. Взрослые люди

П-8. Дети (дошкольники и школьники)

П-9. Детали, материалы; сырье, подлежащее обработке


8а 8б

Точно так же готовятся и все остальные карточки, но для каждой группы желательно обозначать разделительные (декоративные) линии своим цветом: цели - голубым, предметы - коричневым, средства - оранжевым, условия - зеленым, особенности - желтым. Две верхние линии на обратной стороне всех карточек лучше сделать красным фломастером.

3. Средства труда - С :

С-1. Ручные (простые приспособления и приборы, а также “золотые руки”)

С-2. Механические (станки, машины и другая техника)

Е. М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности .

1. Нормативно-параметрический: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда).

2. Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.

3. Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

Также рассматривая трудовую деятельность как систему, В. Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа .

1. Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость.

2. Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им - ПВК человека.

3. Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

4. Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

5. Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или недостижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.

В итоге, по мнению В. Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".

Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е. А. Климов.

1. Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

2. Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели").

3. Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

4. Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).


4.5. "Формула профессии"

Сама "Формула профессии" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - 3; художественный образ - X;

2) классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

3) отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

4) группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью "Формулы профессии" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преобразовательные (II) и изыскательные (И), средства груда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессии" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, во время анализа профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" Ответ "техника" его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант "Формулы". В табл. 2 представлена построенная на идеях Е. А. Климова "Схема анализа профессии" .

Таблица 2

Схема анализа профессии
(вариант работы с группой в игре "Угадай профессию")

Характеристики

профессий

Место для первого примера профессии - "таксист"

Место для кодирования заданной профессии (для игры "Угадай профессию")

Предмет труда:

1 - природа (животные, растения)

2 - материалы и заготовки

4 - взрослые

5 - техника

6 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

7 - художественный образ

взрослые

Цели труда:

1 - контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 - изобретательная

4 - транспортирование

5 - обслуживание

6 - собственное развитие

транспортирование

обслуживание

Средства труда:

1 - ручные и простые приспособления

2 - механические

3 - автоматические

4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...)

5 - теоретические (знания, способы мышления)

6 - переносные или стационарные средства

механические

функциональные

Условия труда:

1 - бытовой микроклимат

2 - большие помещения с людьми

3 - обычный производственный цех

4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 - работа на открытом воздухе

7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

экстремальные

Характер подвижности в труде:

1 - преимущественно сидя

2 - преимущественно стоя

3 - множество разнообразных движений

4 - длительная ходьба

5 - вынужденные статичные позы

6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Характер общения в труде:

1 - минимальное общение (индивидуальный труд)

2 - клиенты, посетители

3 - обычный коллектив (одни и те же лица)

4 - работа с аудиториями

5 - выраженная дисциплина, субординация в труде

6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

Ответственность в труде:

1 - материальная

2 - моральная

3 - за жизнь и здоровье людей

4 - невыраженная ответственность

жизнь и здоровье

Особенности труда:

1 - возможность работы по совместительству

2 - большая официальная зарплата

3 - льготы

4 - "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)

5 - изысканные отношения

6 - встречи со знаменитостями

"соблазны"

знаменитости

7 - частые загранкомандировки

8 - командировки по стране

9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться)

10 - высокий престиж профессии

11 - явно выраженная общественная полезность труда

Типичные трудности и неприятности:

1 - нервное напряжение

2 - профзаболевания

3 - распространены мат и сквернословие

4 - повышенный риск судимости

5 - невысокой престиж работы

6 - очень маленькая зарплата

7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

профзаболевания сквернословие

Минимальный уровень образования для работы:

1 - без специального образования (после школы)

2 - краткосрочные курсы

3 - начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 - среднее профессиональное образование (техникум)

4 - высшее профессиональное образование (вуз):

Незаконченное высшее

Бакалавриат

Магистратура

5 - ученая степень (аспирантура, академия)

6 - дополнительное профессиональное образование

начальное профессиональное

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре "Угадай профессию") предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):

Сначала участникам процедуры предлагается самим рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

Быстро обнаруживается, что они ее "вроде бы знают", но детально рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны "конкретные вопросы");

И тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

Преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

Далее начинается собственно игра "Угадай профессию": все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше - конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации.

1. Когда клиент вообще не знает, какую профессию выбрать. Общий порядок работы следующий:

Знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему): в самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу же на примере одной-двух профессий показывается, как с помощью схемы можно их анализировать;

После клиент обозначает на отдельном листке бумаги наиболее привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои "пожелания");

Потом организуется совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по пять-семь профессий, соответствующих "желательным" характеристикам);

Наконец, организуется последующее обсуждение (совместный выбор варианта, наиболее соответствующего "пожеланиям" клиента).

2. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор. Порядок работы примерно следующий:

Знакомство клиента со схемой (на примере анализа одной-двух профессий);

Но после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант пытается ее "отгадать" (из пяти-семи вариантов);

Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка "отгадывания" профессий по выделенным характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, даже несмотря на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему свое мнение.

В качестве еще одного варианта знакомства с характеристикой профессии, мы предлагаем школьникам составить самостоятельно описательно-информационную профсссиограмму. Ребятам в этом задании также необходимо подобрать пять профессий, соответствующих пяти системам труда: "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковые системы", "человек - природа", "человек - художественный образ". С примером такой творческой работы, выполненной студенткой МГППУ (факультет дистанционного обучения), мы и предлагаем читателям познакомиться (см. ниже).

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия - это:

  • деятельность, направленная на пользу обществу,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Задание №1. «Найди профессии».

Подчеркните слова, обозначающие профессии.

    Инженер , конструктор , директор, дворник, юрист , помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир , завуч, учитель физкультуры, дрессировщик , начальник отдела, учитель , учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь , курьер, хирург.

Почему «дворник» и «курьер» - не профессии? (директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры - это разные специальности одной профессии - учитель. Терапевт и хирург - специальности профессии врача).

Задание №2. «По горячим следам».

Сформулируйте и запишите основные признаки профессии.

Вы уже знакомы с классификацией профессий по таким существенным признакам, как предмет, цели, средства и условия труда. Классификация позволяет смоделировать профессию по заданным характеристикам. Следующее задание поможет вам найти формулу своей будущей профессии.

Задание №3. «Формула профессии». (модификация методики Н.С. Пряжникова).

Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).

    1. Цели труда:

    1.1. Оценивать, проверять.
    1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
    1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
    1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
    1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
    1.6. Создавать произведения искусства.
    1.7. Руководить людьми.
    1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.

    2. Предмет труда:

    2.1. Человек.
    2.2. Информация.
    2.3. Финансы.
    2.4. Техника.
    2.5. Искусство.
    2.6. Животные и растения.
    2.7. Изделия и продукты.
    2.8. Природные ресурсы.

    3. Средства труда:

    3.1. Ручные.
    3.2. Механические.
    3.3. Автоматические.
    3.4. Компьютерные.
    3.5. Мышление.
    3.6. Голос, мимика, пантомимика.
    3.7. Физические возможности организма.
    3.8. Органы чувств.

    4. Условия труда:

    4.1. Бытовой микроклимат.
    4.2. Помещения с большим числом людей.
    4.3. Разъезды и командировки.
    4.4. Открытый воздух.
    4.5. Экстремальные условия.
    4.6. Работа на дому.
    4.7. Особые условия.
    4.8. Повышенная ответственность.

Задание №4 (домашнее).

Из каждой группы выберите и запишите самую привлекательную для вас характеристику.

    Цели: __________________________________________________________________
    Предмет: ______________________________________________________________
    Средства: _____________________________________________________________
    Условия: _______________________________________________________________

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам.
Если нет – попробуйте смоделировать ее по этим признакам.