Садовникова нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. Методика исследования навыков письма Садовникова

И. Н. Садовникова взяла за основу классификацию Борель – Мезони . Она выделила следующие виды дисграфии: дисграфия, связанная с нарушениями устной речи, дисграфия, вызванная трудностями пространственной ориентировки, смешанная форма. Кроме этого Садовникова выделила эволюционную или ложную дисграфию. Она является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму, что связано со сложностью этого вида речевой деятельности.

Изучение современной зарубежной литературы по данному вопросу показывает, что проблема расстройств чтения и письма у детей в настоящее время весьма актуальна.

По данным Becker, в классах 1 ступени нормальной массовой школы у 3% детей имеются недостатки в чтении и письме, а в классах 1 ступени речевых школ - у 22%.

В современной зарубежной литературе большой интерес вызывает работа Мопго «Дети, которые не могут читать» (Лондон, 1963). Автор стремится проследить причинные факторы, обусловливающие дефекты чтения. Он отмечает, что эти дефекты могут быть связаны со зрительным аспектом (трудность в различении сложных зрительных образов), слуховым аспектом (неточность в различении звуков речи на слух), моторным аспектом (ребенок не удерживает зрительные символы и не образует необходимых ассоциаций).

Автор обращает внимание и на дефекты чтения, обусловленные неправильным обучением (методологический аспект). Требование излишней скорости при чтении приводит к формированию неправильных навыков чтения (чтение по догадке, с пропусками букв и слогов и т. д.).

При изучении указанных выше работ отечественных и зарубежных авторов показывает, что проблема дислексии и дисграфий у детей является актуальной, но далеко еще не полно разработанной. Зарубежные авторы, не используя в своих взглядах на разбираемый вопрос учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах в деятельности мозга и их взаимообусловленности, высказываются о психофизиологических механизмах дисграфий край­не неточно и противоречиво.

В работах А. Р. Лурия и С. С. Ляпидевского механизмы письма и чтения рассматриваются с позиций современной нейрофизиологии.

Как известно, из неврологии, в конце прошлого века письмо рассматривалось очень упрощенно, как чисто двигательный про­цесс, который легко опирается на узко ограниченный участок мозговой коры. Исследователи того времени наряду с центрами зрительных функций, центрами для слуховой и моторной речи говорили и о специальном «центре письма» (так называемый центр Экснера). По их мнению, этот центр располагался в средней части двигательной области левого полушария. Однако это пред­ставление с позиций современной физиологии не может быть полностью принято. Механизм процессов чтения и письма, несомненно, динамический, формирующийся постепенно. В процессе обучения грамоте вырабатываются стойкие автоматизированные навыки письма и чтения. «В основе их образования, - пишет С. С. Ляпидевский, - лежит цепь наслаивающихся друг на друга, вступающих во взаимосвязь условных рефлексов. Таким образом, постепенное формирование временных связей (условных рефлексов) создаёт в процессе обучения грамоте опреде­ленные динамические стереотипы, что на языке психологии оп­ределяется понятием «навык».

В отечественной логопедии описывается, как правило, симптомокомплекс нарушений письма, и коррекционная работа строится не с учетом формы нарушения, а с учетом типологии ошибок, это связано с тем, что в работах учащихся встречаются ошибки различных типов, относящиеся к разным формам дисграфии.

Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, ГА. Каше, Л Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, И.К. Колповская, А В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ неуспевающих по русскому языку школьников начальных классов позволил им выделить четыре группы специфических ошибок:

1. Замены букв ("бопеда" вместо "победа", "Тану" вместо "Таню", "пил" вместо "пыль", "тистит" вместо "чистит"...).

2. Нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов ("кичат" вместо "кричат", "сит" вместо "сидит", "довр" вместо "двор", "барт" вместо "брат"...).

3. Нарушения употребления лексико-грамматических категорий:

а) слитное написание служебных и знаменательных слов ("у сосны" - "усосны", "светитлуна" вместо "светит луна");

б) пропуск и замена предлогов ("ваза столе стоит", "мяч упал и стола");

в) нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными ("пять столы", "грязное рубашка");

г) смешение падежных окончаний ("катались на машину", "лечила зубу").

4. Ошибки в построении предложений:

а) пропуск как главных, так и второстепенных членов предложения ("Саша рыбу". "Стали кататься лыжах");

б) отдельное написание главного и придаточного предложения ("Когда наступила зима. Дети пришли кататься на санках и коньках");

в) употребление придаточного предложения без главного ("Если пойдет дождь").

В исследованиях отечественных ученых (Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Н.А.Никашиной и др.) вышеописанные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. Еще до поступления в школу у нормально развивающегося ребенка формируются практические обобщения о звуковом и морфологическом составе слова, что подготавливает его к усвоению навыков грамотного правописания. Поэтому выраженные нарушения становления речи влекут за собой серьезные отклонения в формировании письма.

Характер ошибок обусловлен прежде всего двумя причинами:

а) недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;

б) проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.

В качестве основных типов ошибок называют нарушение звуко- слоговой структуры слова,

Таким образом, наиболее обоснованной, на наш взгляд, является классификация дисгра­фий, в основе которой лежит несформированность определен­ных операций процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифферен­циации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфий.

​Образование:

1981 -1986 – Московский экономико-статистический институт (МЭСИ), специальность «Статистика», квалификация – экономист.

1993 - Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» (МЭСИ).

1995 - Присвоение ученого звания доцента по кафедре "Теория статистики и прогнозирования" МЭСИ.

2004 -Защита диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика» (МЭСИ).

2004 -Присвоение ученого звания профессора по кафедре "Теория статистики и прогнозирования" МЭСИ.

2016 - Действительный член Российской академии естественных наук.

2017 - Действительный член Российской академии естествознания.

Трудовая деятельность:

1981 - 2015 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ):

1986 - 2010 - инженер НИЛ АСУ, аспирант, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры "Теория статистики и прогнозирования" МЭСИ;

2013 - 2015 – заведующая кафедрой "Теория статистики и прогнозирования" МЭСИ;

2015 - 2016 - заведующая кафедрой "Отраслевая и бизнес-статистика" РЭУ им. Г.В. Плеханова.

2016 - н/вр - заведующая кафедрой "Статистика" РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Преподавательская деятельность

Руководитель ООП "Статистические и математические методы анализа и прогнозирования экономики" (магистратура) по направлению Экономика.

Эксперт-аналитик инвестиционно-финансовой компании и других организаций по проблемам оценки состояния и перспектив развития бизнес-процессов в различных сферах деятельности.

Количество цитирований статей, изданных за последние 5 лет, в рецензируемых научных журналах, включенных в РИНЦ – 996 .

Индекс Хирша – 14 .

Читаемые дисциплины:

Бизнес-статистика и прогнозирование

Динамический анализ и прогнозирование бизнес-процессов

Статистика

Социально-экономическая статистика

Теория статистики

Общий стаж работы

Общий стаж работы 32 лет

Стаж работы по специальности

​Стаж работы по специальности 28 лет

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка

Курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки:
  • Преподаватель в среде электронного обучения (e-learning).
  • Технология создания презентаций в MS Power Point.
  • Подготовка и использование Power Point презентаций при проведении учебных занятий.
  • Использование современных технологий и методик преподавания в информационно-телекоммуникационной среде.
  • Почтовая система и средства коллективной работы.
  • Информационные образовательные технологии, используемые при работе с активной доской.
  • Информационная компетентность в профессиональной деятельности вуза. Табличный процессор "Microsoft Excel".
  • Информационная компетентность в профессиональной деятельности вуза. Табличный процессор "Microsoft Access".
  • Введение в SPSS для Windows.
  • Эффективные приемы работы в SPSS.
  • Анализ временных рядов с помощью LBM SPSS Forecasting.

Научные исследования

Сфера научных интересов – статистика; теоретико-методологические аспекты, проблемы и методология статистического анализа и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов.

Участник внутривузовских, межвузовских и международных конференций.

Выступления на конференциях (за последние 5 лет)

  • Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, студентов и аспирантов (9-10 сентября 2010 г., г. Шахты).
  • I Всероссийская научно-практическая конференция. Приволжский научно-исследовательский центр. Йошкар-Ола. 2011.
  • Экономика, наука и образование в XXI веке. III региональная научно-практическая конференция ученых, студентов и аспирантов. 24-25 марта 2011 г., Шахты.
  • Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. 7-я Международная научно-практическая конференция 26-27 мая 2011.
  • Всероссийская научно-практическая конференция "Социально-экономическое развитие регионов России". 23 мая 2011 г.
  • Современная экономическая модель России. Проблемы и перспективы. V Всероссийская научно-практическая конференция факультета экономики и управления Магнитогорского государственного университета. Магнитогорск: МаГУ, 2011.
  • Эффективность образовательных технологий совершенствования образования в России XXI века: межвузовская научно-практическая конференция, 28 апреля 2011 г., г. Коломна.
  • Инновационное развитие Российской экономики. IV Международный научно-практический форум, 2011.
  • Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности. 2-ая Международная научно-практическая конференция. 5-6 декабря 2012.
  • Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 15-ая Международная научно-практическая конференция. СПб. 2013.
  • Ценности и интересы современного общества. Международная научно-практическая конференция. 2013, 2014.
  • Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: глобальное, страновое, региональное измерения. Международная научно-практическая конференция. Краснодар, 2013.
  • VI Международный научно-практический форум "Инновационное развитие российской экономики". 2013.
  • Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности. III Международная научно-практическая конференция (Москва, 5-6 декабря 2013 г.).
  • Международная конференция ICDE "Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ". 2014.
  • VII Международный научно-практический форум "Инновационное развитие российской экономики". Инновации и российская экономика в контексте глобальных экономических процессов. 2014.
  • Экспертный совет по оценке научно-исследовательских проектов, представляемых на выставке НТТМ-2014 по направлению Н-2. Экономика, менеджмент, маркетинг; Н-3. Статистика, бухучет (объединенная секция). 24-27 июня 2014 г. на ВДНХ в пав. №69.
  • Форум "Преподаватель с среде E-LEARNING. 01 июля 2014 г. МЭСИ. Секция 3. Открытые образовательные ресурсы.
  • Международная конференция Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE) "Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ" (THE ICDE INTERNATIONAL CONFERENCE 2014. CONNECTING THE WORLD THROUGH OPEN, DISTANCE AND E-LEARNING).
  • Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 17-я Международная научно-практическая конференция. 19-20 мая 2015 года. СПб.
  • ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ 2015 "РОССИЯ И МИР: НОВЫЙ ВЕКТОР". 14-16.01.2015.
  • Всероссийская научно-практическая конференция "Статистика и вызовы современности" 25-26 июня 2015 года. 26 июня 2015 г. Секция "Методология статистического анализа и прогнозирования социально-экономических явлений".
  • 13-15.01.2016 ГАЙДАРОВСКИЙ ФОРУМ 2016 "РОССИЯ И МИР: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ". Участник.
  • XV Международная научно-практическая конференция "Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени". Екатеринбург. 06-07.11.2015.
  • Международная научно-практическая конференция "Перспективы модернизации современной науки" 10 ноября 2015 г.
  • VIInternational Scientific Conference, Vol. 1, Chicago, November 18-19 th , 2015.
  • VI Международная научно-практическая конференция "Образование и наука в современных условиях". Чебоксары, 2016 г.
  • VIII Международная научно-практическая конференция "Приоритетные направления развития науки и образования". Чебоксары, 2016 г.
  • III- Международная научно-практическая конференция "Теоретические и практические проблемы развития современной науки". Махачкала, 2016.
  • VIII- Международная научно-практическая конференция "Современная экономика: концепции и модели инновационного развития". 19-20 февраля 2016 г. Москва. ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В.Плеханова".
  • Международная научно-практическая конференция, посвященная профессиональному празднику – Дню работника статистики "Повышение открытости отечественной статистики".Москва: ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В.Плеханова", 2016.
  • IX Международная научно-практическая конференция "Инновационное развитие российской экономики". Москва: ФГБОУ ВО "ИМ. Г.В. Плеханова", 2016.
  • 3rd International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Science and Arts.
  • Научно-практическая конференция "Стратегические ресурсы развития системы здравоохранения". Москва. 2018.
  • I International Conference on Research, Learning and Development: Conference Proceedings, March 31th, USA, Los Angeles. 2018.
  • NORDSCI 17-19 july 2018 Meeting park forum. Helsinki, Finland. 2018.
  • Страхование в эпоху цифровой экономики: проблемы и перспективы . XIX Международная научно-практическая конференция. 2018.
  • Международная научно-практическая конференция «СТАТИСТИКА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОБУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ»1-2 февраля 2018 г., Санкт-Петербург.
  • Международная научно-практическая конференция «Образование будущего: новые кадры для новой экономики» 21 – 23 марта 2018 Финансовый университет Секция: "Наука данных и статистика в образовании будущего".

    School of Business Administration and Humanities, Mogolian University of Science and Technology. 2018.

Руководитель и соисполнитель научно-исследовательских работ и грантов по разработке, совершенствованию и прикладному использованию методологии статистического анализа, моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. За период 2010-2016 гг. принимала участие в 21 научно-исследовательских работах (Заказчики: Росстат, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России и др.)

Реализованные проекты

Руководитель и соисполнитель научно-исследовательских работ и грантов по разработке, совершенствованию и прикладному использованию методологии статистического анализа, моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. Принимала участие в качестве эксперта-исполнителя в следующих научно-исследовательских и образовательных проектах:

  • Создание прототипа распределенной региональной информационной системы сбора данных статистики общего и начального профессионального образования, основанного на принципе пообъектного учета". Программа: "Федеральная программа развития образования". Направление 2.2. "Развитие статистики образования и мониторинга реализации основных направлений модернизации системы образования". Гос. контракт №1848. Министерство образования Российской Федерации. 2003.
  • Статистика строительства. Разработка методологических подходов и статистического инструментария для организации статистического наблюдения за строительной продукцией по укрупненным видам строительных работ. I блок Разработка программы организации статистического наблюдения за строительством объектов жилищного и производственного назначения на основе выданных разрешений на строительство и ввод указанных объектов в эксплуатацию. II блок Разработка программы и организации проведения статистического наблюдения за сроками службы и возрастной структурой основных фондов по их видам и видам экономической деятельности. Росстат. 2008.
  • Разработка Методических указаний по организации выборочного статистического наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью садоводческих и огороднических некоммерческих объединений граждан на основе материалов всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Росстат. 2009.
  • Минимизация информационной нагрузки на респондентов на основе применения современных методов статистического наблюдения. Формирование на основе статистического регистра информационной базы для проведения переписей хозяйствующих субъектов, сплошных и выборочных статистических наблюдений. Методологические рекомендации по использованию новых методов выборочного наблюдения в условиях модернизации технической и технологической базы системы государственной статистики. Гос. контракт №20Н/2009. Росстат. 2009.
  • Алгоритм формирования выборочной совокупности для статистического наблюдения средних предприятий и предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, на основе методов выборочного отбора с вероятностью, пропорциональной размеру предприятий. Росстат. 2009.
  • Совершенствование методологии построения индексов производства в части добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды и индексов дефляторов по товарам (включая товары, направляемые на экспорт). Росстат. 2009.
  • Организация и проведение дистанционных курсов обучения для сотрудников центрального аппарата Росстата и территориальных органов Росстата по вопросам использования Статистического регистра для проведения федеральных статистических наблюдений. Фонд "БЭА". 2010.
  • Разработка инструментария обследования результатов деятельности кредитных и страховых организаций для информационного обеспечения разработки базовых таблиц "затраты-выпуск". Гос. контракт № 146-НР-3В-2010. Росстат. 2010.
  • Оказание образовательных услуг по образовательным программам дополнительного профессионального образования по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих системы государственной статистики по курсу "Система сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации". Росстат. 2010.
  • Разработка, внедрение и сопровождение мультимедийных программных средств обучения всех категорий переписных работников Всероссийской переписи населения 2010 года. ООО "Мультимедиа технологии". 2010.
  • Формирование методологии статистического анализа и прогнозирования экономических показателей временных рядов. Проект № 3.1.3/6596. Севернефть. 2011.
  • Методология формирования и мониторинга статистических показателей реализации и показателей эффективности проектов ОНДП (Основные направления деятельности Правительства) в сфере связи, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Бюро экономического анализа. Росстат. 2011.
  • Информационно-аналитическое обеспечение деятельности в сфере охраны морской среды, атмосферного воздуха и окружающей среды на особо охраняемых природных территориях при планировании государственной политики на период до 2020 года. 2011.
  • Методика по получению и статистическому оцениваю показателей фактического конечного потребления на основе развития программы обследования бюджетов домашних хозяйств в соответствии с рекомендациями МОТ (2003 г.) по статистике доходов и расходов домашних хозяйств. Росстат. 2012.
  • Методология формирования и мониторинга статистических показателей реализации и показателей эффективности проектов ОНДП (Основные направления деятельности Правительства) в сфере жилищной и региональной политики и по повышению эффективности использования природных ресурсов. Бюро экономического анализа. Росстат. 2012.
  • Разработка предложений по внедрению методов стратегического управления в деятельность органов государственной власти, шифр темы 0201-19-12. 2012.
  • Выполнение работ по развитию функциональных возможностей информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации. 2012.
  • Оказание образовательных услуг по образовательным программам дополнительного профессионального образования по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих системы государственной статистики по программе "Методологические рекомендации по организации статистического наблюдения в жилищно-коммунальной сфере в условиях реформирования". Росстат. 2012.
  • Оказание образовательных услуг по образовательным программам дополнительного профессионального образования по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих системы государственной статистики по программе "Методологические основы статистического наблюдения готовой строительной продукции". Росстат. 2012.
  • Оказание образовательных услуг по образовательным программам дополнительного профессионального образования по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих системы государственной статистики по программе "Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)". Росстат. 2012.
  • Оказание образовательных услуг по образовательным программам дополнительного профессионального образования по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих системы государственной статистики по программе "Основы системы национальных счетов 2008". Росстат. 2012.
  • Оценка эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" и разработка предложений по ее совершенствованию" в части подпрограмм "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура", "Информационная среда". 2014.
  • Совершенствование методологии разработки государственных программ Российской Федерации, а также оценки их реализации. 2015.
  • Разработка методологических рекомендаций по расчету среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц с учетом международных рекомендаций на основе использования различных источников информации, Росстат, 2015.
  • Прикладное использование методологии статистического анализ в педагогических исследованиях, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е.Евсевьева,2015​ .
  • Трудоустройство инвалидов - выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования: повышение эффективного взаимодействия работодателей, службы занятости населения, обучающих организаций и соискателей, и причины не трудоустройства. Автономная некоммерческая организация «Совет по вопросам управления и развития. 2018.

  • Выполнение работ по разработке, наполнению и внедрению системы по мониторингу вакансий и требований к компетенциям областей профессиональной деятельности . ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты . 2018.
  • Разработка основных подходов к статистическому наблюдению за ценами на рынке коммерческой недвижимости с целью получения информации для системы национальных счетов . Федеральная служба государственной статистики . 2018.
  • Разработка научно обоснованных методических рекомендаций и проведение экспериментальных расчетов показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц с квартальной периодичностью по городу Москве . Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Аналитический центр» . 2018.

Руководитель аспирантов по специальностям 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика».

Дополнительная информация

  • Действительный член Российской Академии Естественных Наук.
  • Действительный член Российской Академии Естествознания.
  • Член Международного статистического института International Statistical Institute (ISI).
  • Член правления московской секции Российской ассоциации статистиков.
  • Эксперт научно-технической сферы (Свидетельство № 08-06690 от 26.11.2015).
  • Член аттестационных комиссий Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по проведению аттестации и квалификационных экзаменов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Росстата (аттестационные комиссии) и конкурсных комиссий Росстата по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы и на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Росстата (конкурсные комиссии), и по заданию Заказчика принимает участие в работе аттестационных и конкурскных комиссий в качестве независимого эксперта (Договор № 3 от 03.03.2016 г.).
  • Эксперт Профаккредагентства по аккредитационной экспертизе в рамках проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых образовательными организациями Российской Федерации (Сертификат эксперта № 007/36-16 от 25 марта 2016 г.).

Награды

  • Благодарность Мэра Москвы. 2018.
  • Нагрудный знак «За вклад в развитие государственной статистики» (Федеральная служба государственной статистики).
  • Нагрудный знак «Отличник статистики» (Федеральная служба государственной статистики).
  • Медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения" (Федеральная служба государственной статистики).
  • Почетная серебряная медаль Российской Академии естественных наук "За заслуги в деле возрождения науки и экономики России" (Решение Президиума Российской Академии естественных наук № 267 от 24 ноября 2015 г.).
  • Знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.

Контакты

Раскрывается проблема нарушений письменной речи в теоретическом и практическом аспектах. Автор знакомит читателей с причинами возникновения у школьников этих нарушений, предлагает оригинальную систему работы по преодолению нарушений письменной речи с учетом современных требований к содержанию школьного обучения.

Для логопедов, учителей русского языка, студентов дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педагогических вузов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Книга отражает результаты многолетней научной и практической деятельности автора, разрабатывающего проблему нарушений письма и чтения применительно к контингенту учащихся общеобразовательной школы и, главным образом, начальных классов, ибо основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

В первом разделе книги освещаются предпосылки формирования письма и чтения в норме и механизмы нарушений, приводящих к стойким специфическим ошибкам в письменной речи; раскрываемая типология таких ошибок иллюстрируется примерами из ученических работ. Представлена оригинальная система выявления и учета логопедом специфических ошибок письма. Описаны критерии отграничения дисграфии от незрелости навыков письма, характерной для этапа овладения грамотой. Предлагаются диагностические задания для выявления дисграфии у учащихся 1 - 3-х классов. Приводятся материалы комплексного изучения школьников с дисграфией, характеризующего состояние ряда их сенсо-моторных и гностических функций, важных для становления письменной речи.

Во втором разделе раскрывается система коррекционного обучения по преодолению нарушений письменной речи - по четырем основным направлениям. Каждая глава предваряется необходимым методическим комментарием, определяющим задачи и способы организации предлагаемых видов работы. Круг тем, содержание и формы работы определяются спецификой логопедических задач, но при этом они соотносятся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.