Каким смыслом обладает понятие неформальное общение. Тема: Мотивационно-потребностная сфера личности

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто не мыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По- видимому, это и дало возможность Сент- Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение необходимое условие нормального развития человека как член общества и как личности, условие его духовного и физической здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

1.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). С этой точки зрения деловое общение можно назвать личностно-ролевым. Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное), определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

Общение - сложный многогранный процесс, включающий:

формирование определенных образцов и моделей поведения;

взаимодействие людей;

взаимное влияние людей друг на друга;

обмен информацией;

формирование отношений между людьми;

взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

формирование образа внутреннего «Я» человека. Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений.

предметно –целевое

Для всех членов коллектива формальное общение должно носить обязательный характер, и каждый из его членов, независимо от статуса, должен строить доброжелательные деловые контакты и продуктивно взаимодействовать с коллегами, несмотря на личностные отношения и предпочтения.

Для формального общения характерна ситуация «ответственной зависимости», т.е. непрофессиональное поведение и деятельность работника негативно отражаются на имидже всего рабочего коллектива и авторитете организации в целом. Формирование корпоративной культуры имеет большое значение для любой организации. Необходимо культивирование персональной ответственности каждого работника. за коллективный результат.

«Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

«Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставится цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Деловое общение - общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вид предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела.

Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности.

Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

Стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

Стремление к повышению своего жизненного уровня;

Стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;

Стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Для того чтобы цель делового общения была успешно реализована, в современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

Под функциями общения понимают те роли и задачи, Функции которые выполняет общение в процессе социального общения бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.

Одно из общепринятых оснований классификации - выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

перцептивной - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

информационной - процесса обмена информацией;

интерактивной - процесса взаимодействия людей в общении.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей - происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммуникативная {интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностное перцепции, или межличностном восприятии.

Личное восприятие - получение и обработка одним субъектов общения информации о другом - ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.

В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступав не только отдельные личности, но и целые группы людей. При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:

1) «Я - Он» - восприятие одним индивидом другого как и дельной личности;

2) «Я - Они» - восприятие индивидом группы как единой целого;

3) «Мы - Они» - восприятие одной группой другой группы;

4) «Мы - Он» - восприятие группой индивид

Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание толы те сведения, которые соответствуют его представлениям и луча всего подходят для его целей.

Во время процесса общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения.

Модель вербального коммуникативного процесса включает 5 элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

    открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения);

    отстраненная (держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения);

    закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

    В современной коммуникации принято выделять 3 вида речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения.

    Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме «принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.

    Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба, совет.

    Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает правильного ответа) и т.н. «учительские» вопросы (говорящий хочет проверить адресата речи).

    Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Как было сказано выше, под восприятием в психологии общения понимается целостный образ другого человека, формирующийся на основе оценки его внешнего вида и поведения, а также понимания партнера по общению.

    В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

    Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором - механизмов межличностного общения.

    К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

    Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип - это порождение и принадлежность к группе людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

    Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы - представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской дущи.

    Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации.

    Люди, вступающие в общение, не равны:

    они отличаются своим социальным статусом, жизненным опытом, интеллектуальным потенциалом и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. Эти ошибки получили название фактора превосходства.

    Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

    Чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

    Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать, прежде всего, не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

    Для людей, как социальных существ, главное - определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.

    Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

    Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией - уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги, изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана в значительной степени на механизме идентификации.

    Очень близка к идентификации эмпатия - понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Один из основоположников гуманистической психологии К. Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку’ составляет тяжелую нагрузку для психики.

    С точки зрения характеристики общения и идентификация, и эмпатия требуют решения еще одного вопроса - как тот, другой, партнер по общению, будет понимать меня.

    Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.

    В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

    Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

    Приближение всего этого комплекса представлений друг другу - сложный процесс, требующий специальных усилий.

    Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

    Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:

    1) каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

    2) как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания, сделать коммуникацию успешной.

    Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%.

    К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению.

    Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

    Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. 1

    С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

    В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона — в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения — процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Формальное общение принято называть деловым, так как это общение предметно –целевое , предполагающее достижение управляемым коллективом индивидуально-личностных (обучение, профессиональный рост, карьера) и социально-значимых (развитие организации, внедрение инновационных проектов) целей. Формальное общение является функционально-ролевым, т.е. статус каждого члена школьного коллектива определен штатным расписанием и должностной инструкцией, где фиксируются требования к специалисту, его права, обязанности и должностные функции. В связи с этим, деловые отношения должны строиться с учетом функционала и субординации.

1.Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в котором он достигает сознательно поставленной цели - это … деятельность(в)

2.Элементом структуры деятельности является … действие.(д)

3. Образ желаемого будущего, осознаваемый результат, на достижение которого направлено действие, - это … цель(в)

4.Относительно законченный элемент структуры деятельности, направленный на достижение цели - это … действие(б)

5.То, что побуждает человека к деятельности - это … мотив(г)

Раздел Социальная психология

Тема: Психология общения

1. Определите соответствие: Ответ: (а2 в1 д3)

2. Определите, при каком виде общения вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи: опосредованное;(г)

3. Определите, как называется группа средств невербального общения, которая характеризуется включением в речь пауз, плача, смеха, вздохов, кашля: экстралингвистика;(а)

4. Определите название специальной области, занимающейся изучением норм пространственной и временной организации общения: проксемика; (б)

5. Определите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит мысли и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве: ребенка(б)

6. Определите название стороны общения, означающей процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания: перцептивная; (б)

7. Определите, что изучает социальная психология:

закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп; (в)

8. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта новизны: по последней информации, полученной о партнёре по общению; (а)

9. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид ставит себя на место партнёра по общению: идентификация; (а)

10. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает последняя по времени поступления информация: новизны; (б)

11. Определите, каким смыслом обладает понятие неформальное общение: субъективным личностным; (а)

12. Укажите название способа, при котором о человеке судят на основании обобщенной характеристики социального типа, к которому он причисляется, называется: социально-типический; (б)

13. Определите группу средств невербального общения, включающую прикосновения, пожатия, поцелуи: такесика. (г)



14. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией и действиями: интерактивная; (а)

15. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта вторичности:

А) по последней информации, полученной о партнёре по общению; новизна

б)по собственному отношению к партнёру по общению; обратная связь

в) по первому впечатлению, которое сложилось о партнёре по общению; первичность

г)по привлекательности партнера по общению. Ничего не написано

16. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид познает эмоциональное состояние другого человека: эмпатия; (в)

17. Определите, в результате, какого эффекта восприятия наибольшее влияние на личность оказывает первая по времени поступления информация: первичности; (в)

18. Определите, каким смыслом обладает понятие формальное общение: обусловлено социальными функциями; (б)

19. Способ, при котором о человеке судят по его внешности, называется: аналитический; (а)

20. Определите соответствие: Ответ: (а3 б2 в1 д4)

21. Определите группу средств невербального общения, изучающую диапазон, тональность, тембр и качество голоса: паралингвистика; (в)

22. Определите, при помощи чего осуществляется передача сообщения согласно модели коммуникативного процесса: канал;(в)

23. Определите название специальной области, занимающейся изучением мимики, жестов, телодвижений: кинесика; (в)

24. Укажите название позиции партнера по общению, состояние психики которого воспроизводит социальные оценки, опекающие и контролирующие процессы и действия с точки зрения их целесообразности для человека:

родителя; (а)

25. Определите название стороны общения, означающей процесс обмена информацией между партнерами: коммуникативная; (в)

26. Определите характер взаимодействия с партнером по общению при проявлении эффекта бумеранга: по собственному отношению к партнёру по общению; (б)



27. Определите механизм познания другого человека, при котором индивид анализирует воздействие информации, оказываемой на партнера, и корректирует на этой основе дальнейшую стратегию общения: механизм обратной связи. (г)

28. Определите, в результате, какого эффекта восприятия формируется установка на партнера по общению, и приписываются ему определенные качества:ореола; (г)

29. Укажите название процесса приписывания друг другу, как причин, так и самих образцов поведения называют: каузальная атрибуция; (б)

30. Определите, как называется способ, при котором о человеке судят на основании его эмоциональной привлекательности или непривлекательности: эмоциональный; (в)

31. Укажите название зоны общения, в которую допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди: интимная; (в)

32. Определите, как называют собеседника, который уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебивать партнера по общению, но терпеливо сносит, когда перебивают его: недоминантный; (в)

33. Определите, как называют собеседника, который не склонен к внешней коммуникации и тяготится контактами. интроверт; (б)

34. Определите, как называют собеседника, которому требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек.

регидный. (г)

35. Укажите, как называется процесс в результате, которого партнёры обмениваются информацией, эмоциями, вырабатывают общую стратегию восприятия, взаимодействия и понимания друг друга. общение; (в)

36. Укажите форму общения, при которой люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. светское; (в)

37. Укажите форму общения, при которой интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. деловое; (б)

38. Укажите форму общения, при которой общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от личности партнера. манипулятивное; (а)

39. Укажите форму общения, при которой всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений. неформальное. (г)

Тема: Психология групп

1. Определите, как называется немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии: малая группа. (г)

2. Укажите примеры малой группы: бригада рабочих; (а)

3. Назовите основной признак, отличающий коллектив от любой другой группы: социальная и общественно полезная значимость целей и задач; (в)

4. Расположите в правильной последовательности стадии развития трудового коллектива. (В - а -б –г)

5. Определите вид группы, взгляды и нормы которой служат образцом для личности:

референтная. (г)

6. Определите, при каком стиле управления коллективом для руководителя характерно жесткое единоличное принятие всех решений. авторитарный. (г)

7. Определите, при каком стиле руководства коллективом управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников. демократический; (в)

8. Укажите, как называется стиль управления коллективом, характеризующийся, с одной стороны, максимумом демократии, а с другой - минимумом контроля. либерально-анархический; (в)

9. Назовите стиль управления коллективом, при котором проявляется непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому, что обуславливает низкие результаты работы. непоследовательный или алогичный; (в)

10. Определите, при каком явлении люди склонны соглашаться с мнением группы, даже при наличии внутреннего несогласия: конформизм; (б)

11. Укажите, как называется явление ускорения или повышения продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей. фасилитация. (г)

12. Укажите, как называется явление ухудшения результатов деятельности в присутствии других людей. ингибиция; (в)

13. Определите соответствие: (1. Г 2. Д 3. Б)

14. Феномен воздействия индивида ….называется___ (лидерство)

15. Возможность каждого члена …и называется___ (контактность)

16. Социальная и психологическая общность индивидов… и называется ___ (целостность)

17. Укажите название группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно официальный характер. формальные; (б)

18. Определите название низшего уровня развития группы, представляющее собой случайное скопление людей, объединенных временем и местом нахождения. диффузная группа; (а)

19. Расположите в правильной последовательности этапы формирования малой группы. (Б - а –в)

Тема: Конфликты

1. Определите соответствие: (1Г, 2В, 3А, 4Б)

2. Определите соответствие: (1Б, 2Е, 3Г)

3. Определите название конфликта, возникающего в результате несогласования: внутриличностный; (а)

4. Укажите название конфликта, возникновение которого связано с личностными особенностями конфликтующих. субъективный; (в)

5. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором в первую очередь партнеры удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам другим. конкуренция; (а)

6. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором один из участников конфликта приносит в жертву собственные интересы ради другого. приспособление. (г)

7. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. сотрудничество. (г)

8. Определите название стиля поведения в конфликте, при котором соглашение между участниками конфликта достигается путем взаимных уступок. компромисс; (б)

9. Расположите в правильной последовательности основные стадии реализации конфликта. (Б - г - а –в)

Тема: Педагогика

1.Педагогика изучает и решает проблемы.. воспитания; обучения, образовании(г)

2.Педагогика - наука, изучающая факты и закономерности … воспитания.(г)

3. Педагогическая отрасль знаний …в является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества; (в)

4.Объект познания в педагогике - это… процесс обучения и воспитания(в)

5.Предмет педагогики - это … воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека(а)

6.К основным задачам педагогики не относится… Изучение причин индивидуальных различий между людьми.(б)

7.Задачами педагогики не являются … создание модели идеального человека.(е)

8.Педагогика - исключительно теоретическая наука Нет, педагогика - это наука и искусство.(в)

9.Изучением творческого потенциала человека и путей его достижения занимается … акмеология.(г)

10.Целенаправленная организованная работа по формированию убеждений, норм поведения, черт характера и т.п. представляет собой … воспитание(а)

11.Отличие обучения от воспитания состоит в том, что…воспитание целостно, идет сразу по всем направлениям(а)

12.Обучение.. оказывает развивающее и воспитательное влияние(в)

13.Организованный и целенаправленный процесс передачи знаний, формирования умений и навыков - это … обучение(а)

14.Процесс и результат количественных и качественных изменений - это … развитие(в)

15.Различают следующие виды развития человека: … физическое, психическое, духовное и социальное.(г)

16.Процесс развития личности определяется следующими факторами: … биологическими, социальными и психологическими.(г)

17.Биологические природные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя …способности.(г)

18.Общественные социальные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя … задатки(г)

19.Психологические личностные факторы, определяющие развитие личности, не включают в себя… анатомо-физиологические особенности.(г)

20. Процесс и результат усвоения определенного уровняобщечеловеческой культуры - это … образование(в)

21. Формирование определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира, а также мировоззрения и поведения- это … воспитание(а)

22. В средние века преобладала педагогическая идеярелигиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности;(б)

23. Классно-урочную систему обучения научно обосновал… Чешский ученый-педагог Ян Амос Коменский.(б)

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения - общение между близкими людьми или членами семьи

В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения и т. п. Именно по этой причине на предприятии может быть столько неформальных групп, сколько общих тем для общения. Так же неформальное общение в группе - это дополнительный неформальный канал поступления важной для человека информации, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее.

Формально-ролевое общение

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель - продавец, пассажир - проводник, официант - клиент, врач - больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива. Собеседники стремятся держать себя и межличностную ситуацию "под контролем", причем этот контроль направлен в основном на сокрытие собственных внутренних переживаний и создание определенного впечатления о себе. По сути, собеседники вступают в общение скорее не как люди, а как "социальные функционеры". Спонтанность и естественность минимальны или отсутствуют вовсе, сильна ориентация на стереотипную вежливость, соблюдение ритуалов ролевого поведения и т.д. Жизнь индивидуального внутреннего мира при этом, разумеется, усиленно скрывается, а если и проявляется, то лишь косвенно, вопреки желанию собеседников или неосознанно. Даже если человек и осознает что-то из происходящего в своей субъективности, то вовне он стремится проявить только то, что соответствует его представлениям о должном, правильном.

Соответственно, выразительность собеседников в таком общении носит весьма специфический характер - это не проявление себя подлинного, а создание определенного "образа себя", попытка выдать желаемое за действительное. Естественно, и доступность влиянию в этом случае минимальная, блокированная тревогами и защитами, ролевыми барьерами и стереотипами.

«контакт масок» -- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) -- набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Когда в троллейбусе с вами заговорит словоохотливая старушка и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее. Или вы увидели симпатичную девочку и с интересом рассматриваете ее, но стоит ей, почуствовав ваш взгляд, взглянуть на вас, как вы сразу напустите на себя безразличный вид и будете смотреть в окно. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Введение

Проблема общения относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в юношеском возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование климата в коллективе. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Ее актуальность резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.

Предметом моего исследования является особенности общения в коллективе.

Анализ работы по проблеме общения показывает, что оно изучается многими авторами, как зарубежными, так и советскими.

Так, например, А.Н. Леонтьев (1974) считает, что общение - определенная сторона деятельности, ибо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента.

В.М. Соковкин (1974) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Б.Г. Ананьев (1969) подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Л.И. Божович (1968) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то в более взрослом наоборот, привлекательность занятий и интересы, в осноном, определяются возможностью широкого общения с коллегами. Для человека находится в “команде” важно не просто быть вместе с коллегами, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Как показывают исследования И.О. Кона, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и. Это сопровождается повышенной конфликтностью работников по отношению к своим группам, членами которых они являются.

Т.о., анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное - это признание роли общения в формировании личности.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 2-х месяцев на нескольких группах испытуемых: мужского и женского пола.

Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам изучить на местной выборке особенности общения в коллективе на примере фирмы “OVICO” города Кишинёва.

общение коллектив психология

Теоретические исследования по проблеме общения

Психологические определения понятия общения, как категории в психологии

Общение изучается различными науками: социологией, философией, медициной, педагогикой. Мы же будем рассматривать общение с точки зрения психологии.

Общение - это:

1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2) осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В виду сложности и емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Процесс общения (коммуникацию) можно определить как технологию непрерывного взаимодействия человека с окружающим его миром, как последовательность и особенности его поведения, действий и состояний при передаче информации. В коммуникативном процессе коммуникатор обычно стремится достичь своей цели, воздействуя на те или иные сферы человека. Цель - это тот результат, ради которого коммуникатор вступает в коммуникацию с реципиентом. Предмет коммуникации - это та часть внутреннего мира - или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует.

Рассмотрим определения понятий «коммуникация» и «общение». В словаре С.И. Ожегова, Н.И. Шведовой коммуникация трактуется как сообщение, общение. В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова даются такие трактовки данного понятия:

1) «Коммуникация от (лат. comunicare- совещаться) -- категория, обозначающая общение, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом»,

2) «Коммуникация» в широком смысле - общение.

Г.М. Андреева рассматривает коммуникацию с нескольких сторон: интегративной, перцептивной. Она определяет коммуникацию в узком смысле слова следующим образом: «коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами, т, е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания».

Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков отмечают, что коммуникация -- «это прежде всего влияние, воздействие на партнера, это общение, обмен мнениями, переживаниями, соображениями настроениями, желаниями и т. д.». Эти же авторы подчеркивают, что содержание конкретной коммуникации в общении всегда значимо для его участников, так как обмен сообщениями происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей.

А.П, Панфилова выделяет пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

§ Кто говорит? - (коммуникатор).

§ Что сообщает? -- (информация).

§ Кому? -- (коммуникант, реципиент).

§ По какому каналу? - (какими средствами).

§ С каким эффектом (результат обратной связи).

Осуществление взаимосвязи всех значимых компонентов и будет составлять содержание коммуникативной деятельности. Чаще всего в процессе коммуникативного воздействия на человека как реципиента коммуникатором ставятся следующие задачи:

§ убедить его в чем-либо;

§ понять его намерения;

§ заставить его что-либо сделать;

§ внушить ему что-либо;

§ информировать его о чем-то;

§ получить от него нужную информацию;

§ отказать ему в чем-то;

§ скрыть что-то от него;

§ изменить его эмоциональное состояние, отношение или поведение;

§ прекратить с ним общение.

В свою очередь, человек как реципиент может преследовать, кроме перечисленных выше целей, свои, несколько иные цели:

§ выслушать коммуникатора и принять его сообщение или не слушать его совсем;

§ желать или не желать принять коммуникатора;

§ соглашаться или не соглашаться с ним;

§ использовать или не использовать полученную от коммуникатора информацию.

На основе сказанного выше В.М. Снетков предлагает различать заявленную и закрытую позицию коммуникатора. Открытая (заявленная позиция) - это высказывания вслух и явно демонстрируемые в поведении цели коммуникатора. Случай, когда коммуникатор осознанно или неосознанно стремится скрыть свою позицию, определяют как закрытую позицию.

Коммуникативный акт - это неделимое действие, жест, реплика, имеющие в глазах реципиента определенный смысл или значение.

Актуальное взаимодействие - это совокупность коммуникативных актов, используемых как метод решения стоящих перед людьми проблем. Структура коммуникативного акта включает в себя следующие фазы:

1) подготовительная;

2) установления контакта;

3) взаимной ориентации;

4) аргументации и принятия решения;

5) завершения.

Коммуникативным становится любое поведение человека при наличии явного или представляемого им реципиента, способного воспринимать и наделять смыслом или значением каждый аспект, каждую реакцию из вербального или невербального поведения человека.

Основными элементами коммуникативного акта являются: коммуникатор, реципиент, коммуникативное воздействие (поведение), окружающая среда и обратная связь. На эффективность коммуникации оказывают влияние все перечисленные выше факторы.

В литературе выделяют различные виды коммуникаций: педагогическая, деловая, массовая и др. (Н.В. Кузьмина, Г.Г. Почепцов, А.П. Панфилова). В общении человек самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения общей культуре и грамотности.

Общение пронизывает всю жизнедеятельность личности. Формы общения крайне многообразны. Общение, выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда соответствует определенным исторически сложившимся и социально необходимым формам коммуникации и реализуется в соответствии с нормами социально приемлемого поведения (Леонтьев А.А., (1974))

Рассмотрим классификацию видов общения.

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.

Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность.

Рассмотрим некоторые из существующих классификаций. Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое - либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

Итак, по характеру - общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям - на утилитарное и неутилитарное, по направленности - на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности - на открытое и закрытое, по сферам деятельности - деловое, семейное спортивное.

При определении видов общения необходимо соблюдать осторожность и учитывать факторы, при которых происходит это общение. Так, например формальное общение можно спутать с манипулятивным. Формальное общение это когда человек в рамках деловых, или дипломатических отношений общается с партнёром формально, на официальном уровне, но когда человек осознанно игнорирует нормы морали (например, дезинформирует, злоупотребляет доверием, шантажирует и т.д.), когда человека превращают в марионетку - это уже манипуляции, т.е. манипулятивное общение. Так же стоит отметить, что акт общения может являть собой разные виды, в зависимости от вида классификации, по которой его характеризуют.

Рассмотрим ещё одну классификацию - по категориям. По категориям общение можно разделить на межличностное, личностно - групповое и межгрупповое. Ещё общение можно классифицировать по степени опосредованности. Общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное - это когда общение происходит без каких - либо промежуточных звеньев, т.е. опосредованным общение является тогда, когда между собеседниками появляются посредники.

Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.

Схема 1:Классификация общения.

З. По степени опосредованности:

v Непосредственное

v Опосредованное

v Пантомимимика

4. По цели:

v Духовное межличностное общение друзей

v Деловое общение

v Светское общение

v Примитивное общение (по принципу «нужный - не нужный»)

v Манипулятивное общение (один из общающихся пытается извлечь выгоду из

собеседника, заставить его служить своим целям).

v Формально - ролевое (когда вместо знания личности собеседника обходятся знаниями его

5.По продолжительности:

v кратковременное

v длительное

Итак, как мы видим из Схемы 1, выделяют следующие виды общения:

1. "Контакт масок" -формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности и т.п.)-набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Иногда такой контакт оправдан, дабы "не задевать" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, -то активно вступают в контакт, если мешает- оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение,- когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи, слов, друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

К средствам общения относятся:

1. Язык-система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е.иметь закрепленные за ними значения; или экспрессивными, т.е.служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.)побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно),что именно скажет.

5. Бессознательно(иногда сознательно)человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения- оно окажется неэффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом", "практически-психологическим умом"", “коммуникативной компетентностью", "коммуникабельностью".

Далее приведем иллюстрацию функций общения (по Карпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установления отношений. Одной из существующих классификаций функций общения является классификация Л.Л. Карпенко, согласно которой выделяется восемь функций по критерию «цель общения»:

1. контактная, цель которой установление контакта как состояния

обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2. информационная, цель которой - обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3. побудительная, цель которой - стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий;

4. координационная, цель которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5. понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимания смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6. эмотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7. установления отношений, цель которой - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8. оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.

Психологические особенности общения в коллективе.

В общении в коллективе отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших, коллег по работе, подчиненные), в расширении географии общения и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Что касается второй тенденции - индивидуализации отношений, - то о ней свидетельствует строгое разграничение природы взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде.

Можно думать, что две эти существующие направленности «обслуживают» разные потребности работника в «поиске» общения находит воплощение потребность пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности потребность в самовыявлении и встречном понимании. И та, и другая потребность носит настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются или не удовлетворяются, вызывает у работников глубокие переживания (Добрович А.Б.,(1987)).

Для работников важно не только находиться в коллективе, но и главное, занимать среди своих коллег удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле. Как показывают исследования И.С. Кона (1989) именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности.

Существуют данные (Кон И.С., (1989)), согласно которым неформальное общение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.

Как показывает литературный анализ (Толстых Н.Н., (1990), И.В. Дубронина, (1989) и др.), отношения с коллегами - это отношение принципиального равенства. Они позволяют сотрудникам быть равноправными участниками всевозможных дел.

Любой человек весьма чуток к своему положению в отношениях с людьми, у него появляется недовольство тем, что он в своём общении с вышестоящими оказывается существом подчиненным и неравноправным. Вот поэтому-то так возрастает для него значимость общения с коллегами, общения в котором нет, и не может быть заведомого неравенства. Объективное положение работника в коллективе гармонирует с его требованием, с его потребностью быть равным.

Отношения в коллективе сложнее, многообразнее и содержательнее. Эти отношения заметно отличаются по степени близости: у работника могут быть просто товарищи, коллеги, друзья.

Общение в коллективе работник считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство каких-либо сторон, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. И чем более неблагополучны отношения с вышестоящими, тем большее место в его жизни занимают коллеги, тем сильнее влияние коллектива (И.С. Кон, В.А. Лосенков (1974)).

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения:

§ Интимно-личную,

§ Стихийно-групповую,

§ Социально-ориентированную

Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность коллектива. Такой вид общения приводит к появлению разного рода компаний, неформальных групп. В процессе стихийно- группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника .

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Природа возникновения общения и потребности в нем

Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Становление личности

На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает . Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

Как все зарождалось?

Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе , привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Отсутствие межличностных контактов и его последствия

То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

Многогранность общения в целях

То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных , характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять.
Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

Стили и классификация

Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, или недоверие. А вот – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Искусство межличностной коммуникации

Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь , будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.