Крестьянское хозяйство не может иметь название. Крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо

Люди, занимающиеся сельским хозяйством, которое является их основным источником дохода, нередко сталкиваются с ситуацией, когда требуется оформить деятельность согласно законодательству. Вариантов несколько, например, ИП или ООО, а также КФХ (расшифровка - крестьянское фермерское хозяйство). С другой стороны, не все знают, может ли быть ИП - глава КФХ, как оформить статус правильно и несут дополнительные расходы, которых можно было избежать.

Что такое КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство - это группа людей, занимающихся сельским хозяйством для получения прибыли и имеющих совместное имущество. В состав может входить неограниченное количество граждан, возраст которых старше 16 лет.

Чаще всего это родственники, они могут производить любую продукцию, характерную для этой сферы (мясо, овощи, зерно и т. д.), а также заниматься ее обработкой, хранением, перевозкой и продажей. Во всех остальных случаях форма КФХ не подходит.

Отличия крестьянско-фермерского хозяйства от ИП

Понятие ИП подразумевает занятие любой коммерческой деятельностью одного лица. В КФХ рассматривается несколько человек, которых связывают родственные отношения или у них есть общее имущество, занимаются они только сельским хозяйством. Многие задаются вопросом, ИП КФХ - это юридическое или физическое лицо. На самом деле ни КФХ, ни ИП не может регистрироваться как юр. лицо. Теоретически это возможно для фермеров, но на деле такая регистрация не представляется возможной.

Главное отличие КФХ от ИП - это количество членов. Индивидуальный предприниматель несет ответственность и отвечает перед налоговой службой единолично находящимся в распоряжении имуществом, он должен платить как единственный владелец. В крестьянско-фермерском хозяйстве предусматривается субсидированная ответственность, т. е. при возникновении спорных ситуаций глава КФХ не берет на себя разрешение всех вопросов, все платежки ложатся на плечи указанных в соглашении членов.

Многие фермеры, ведущие совместное хозяйство несколькими семьями, пренебрегают регистрацией специального статуса, рискуя в дальнейшем столкнуться с многочисленными проблемами.

Одновременно глава КФХ и индивидуальный предприниматель

Если посмотреть статью 23 Гражданского кодекса, можно узнать, что глава КФХ является индивидуальным предпринимателем. Это дает ему право быть предпринимателем и стать представителем общины, действующим в интересах каждого из членов. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что регистрация КФХ при статусе ИП невозможна, однако закон говорит об обратном.

На ИП ГКФХ ложится ряд организационных вопросов:

  • организация работы;
  • совершение сделок;
  • наем работников;
  • ведение учета;
  • подготовка отчетности;
  • подпись на документах от имени всех участников хозяйства.

КФХ как предприятие оформлять не нужно только в тех случаях, когда глава фермерского хозяйства является индивидуальным предпринимателем.

Как зарегистрировать

В регламенте регистрационных действий для крестьянско-фермерских хозяйств никаких изменений на 2020 год не предусмотрено. Это касается как порядка действий, так и состава документов.

Если ведение деятельности КФХ допускается в любом регионе, то регистрация осуществляется только по месту прописки главы общины. В налоговые органы подают следующие документы:

  1. Заявление о регистрации в стандартной форме.
  2. При наличии в составе более двух членов (ИП как глава КФХ и один человек минимум) должно писаться соглашение о создании хозяйства.
  3. Квитанция об уплате госпошлины.
  4. Справка о регистрации и физическом проживании главы.

Обратите внимание! Крестьянское фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с соглашением, в котором учитывается информация о составе, обязанностях, системе распределения доходов, об управлении общим имуществом и т. д.

После подачи нужных документов заявка проходит процедура рассмотрения с последующей регистрацией. Данный процесс выглядит следующим образом:

  1. После предоставления документации в ИФНС глава КФХ получает регистрационный пакет.
  2. Получение письма из Росстата, где указывается информация о статистике.
  3. Из ПФР и ФСС приходит оповещение о присваивании ОГРН и постановке на учет.
  4. В банковском учреждении открывается расчетный счет.

В течение пяти дней от налоговой службы придет решение, при положительном ответе данные заносятся в ЕГРИП, а руководитель хозяйства получает свидетельство о регистрации и постановке на учет в органах ФНС, а также выписку из ЕГРП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно той же статьи 23 Гражданского кодекса, в качестве главы КФХ может быть дееспособное лицо, зарегистрированное в статусе главы ИП. Это может быть гражданин РФ, граждане иностранных государств.

Если в составе хозяйства только одно физ. лицо, то глава КФХ может стать ИП и заниматься предпринимательством.

Преимущества КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство имеет несколько основных преимуществ:

  • всесторонняя государственная поддержка;
  • льготы при налогообложении;
  • использование земельных угодий площадью свыше 2,5 гектар;
  • получение различных грантов в рамках специальных программ от государственных и частных фондов;
  • оформление работников по трудовому кодексу РФ;
  • низкая процентная ставка по целевым кредитам (земельные участки, спецтехника и оборудование);
  • не проверяется комиссиями органов местного самоуправления (если нет нарушений законодательства).

Поэтому многие жители сельской местности все чаще предпочитают создавать КФХ и работать на себя, получая стабильную прибыль. Привлекает и широкое разнообразие видов деятельности, начиная с животноводства и растениеводства, и заканчивая производством вина, выращиванием цветов и т. д. К тому же для многих это отличный вариант семейного бизнеса.

Впрочем, не обошлось и без слабых сторон, т. к. не существует идеальной формы коммерческой деятельности:

  • большие расходы на поднятие хозяйства;
  • нельзя использовать земельный участок не по назначению (например, запрещено пасти скот на земле, предназначенной для выращивания полезных культур).

Кроме того, что фермерские хозяйства могут рассчитывать на льготное получение земельных угодий, для них существует ряд специальных грантов. Например, в 2018 году размер одного такого поощрения в некоторых регионах достигал 3 000 000 рублей.

Государство всячески поддерживает такие хозяйства, выделяя различные гранты:

  • проведение инженерных коммуникаций и строительство объектов с/х назначения;
  • покупка птицы и животных;
  • модернизация;
  • частичное погашение долга по лизингу спецтехники;
  • возмещение затрат на приобретение средств для удобрения.

Чтобы получить поддержку, требуется подать заявление в местную администрацию, приложив пакет необходимых документов, список которых может отличаться в зависимости от вида деятельности и субъекта РФ.

Важно! Для получения гранта обязательно потребуется предоставить подробный бизнес-план, согласно которому выделяемые средства окупятся за период до 5 лет.

Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, сельское хозяйство все еще остается бизнесом с длительным периодом окупаемости. Поэтому данный вид деятельности выбирают в основном те, кто неразрывно связан с сельской местностью, ввиду отсутствия иной альтернативы получения дохода.


Ко мне недавно обратились с вопросом о том, какова природа крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица (в дальнейшем - КФХ), причём с непраздной целью - этот вопрос обсуждался при разрешении конкретного судебного дела. Дело в том, что нормы о КФХ размещены в подпараграфе 3.1 параграфа 2 главы 4 ГК РФ. Как известно, в подпараграфе 3 того же параграфа размещены нормы о товариществе на вере. И вопрос состоял в том, не является ли КФХ разновидностью товарищества на вере с учётом норм в Законах о КФХ 1990 и 2003 года.

Вопрос о том, к какому типу юридических лиц может быть отнесено крестьянское (фермерское) хозяйство, в теории гражданского права имеет только один правильный ответ - ни к какому! КФХ - семейно-трудовое сообщество физических лиц, ведущих сельское хозяйство и основанное на общей собственности. В таком виде оно существовало сотни лет и никаких проблем не вызывало. И только когда в 90-е годы XX века в России простую конструкцию, в которой личный элемент всегда имел превалирующее значение, решили перестроить на корпоративный лад, начались проблемы.

Мотивы, которые лежали в основе такой трансформации, понятны. Участники КФХ, с одной стороны, хотели спрятаться от ответственности по долгам за маской юридического лица, а с другой стороны, получить определённые налоговые и учетно-бухгалтерские преимущества, которых не было у КФХ, не имеющего прав юридического лица. И законодатель пошёл им навстречу, вместо того чтобы создать для КФХ, не являющихся юридическими лицами, особый режим, что способствовало бы их сохранению наряду с иными формами хозяйственной деятельности. Просто так было проще…

При этом хотелось, что КФХ как юридическое лицо обладало какими-либо особенностями, позволявшими обосновать необходимость признания самостоятельности такой организационно-правовой форме. Во все времена достаточно было задать вопрос: зачем нужна особая форма юридического лица и чем она будет отличаться от общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем - ООО), - и авторы соответствующих идей начинали «путаться в показаниях». И сразу же в качестве квалифицирующего признака КФХ предлагалось отсутствие ограниченной ответственности по долгам, которая есть в ООО.

В Законе о КФХ 1990 года оно признавалось юридическим лицом, основанным на долевой собственности участников. Подобное совмещение было явно нелогичным, хотя и присутствовало в других законодательных актах тех лет, но на основании него можно было сделать вывод о том, что это корпорация, по долгам которой участники несут неограниченную ответственность по долгам в долевом порядке. От имени КФХ в обороте выступал его глава. В Законе о КФХ 2003 г. оно трактовалось в традиционном ключе как семейно-трудовое объединение граждан, а не как юридическое лицо. Значит, члены хозяйства тоже несли по его долгам ответственность (хотя можно было спорить, в долевом или в солидарном порядке). От имени КФХ в обороте также выступал его глава.

Теперь же в ГК есть такая организационно-правовая форма юридического лица как КФХ. Оно представляет собой корпорацию, основанную на личном участии граждан, которые также вносят имущественные вклады. По долгам КФХ отвечают в субсидиарном порядке его участники, которые не должны быть индивидуальными предпринимателями. При этом не решен вопрос о том, кто управляет КФХ как юридическим лицом и, даже, кто может действовать от его имени. Одновременно прямо не сказано, является ответственность участников долевой или солидарной. Как решить эти вопросы?

КФХ помещено в параграф 2, где помимо него урегулированы полные товарищества и товарищества на вере, однако в п. 3 ст. 66 ГК указаны только два вида товарищества - полные и на вере. КФХ среди них нет. Значит, систематическое толкование ГК помочь в решении возникших вопросов не может. Применение к КФХ по аналогии норм о полных товариществах или о товариществах на вере нуждается в дополнительном обосновании. Вроде бы, КФХ с товариществами роднит то, что все они являются так называемыми договорными юридическими лицами, т.е. действуют на основании учредительных договоров. Однако одного этого мало. Нужны более весомые аргументы.

Конечно, можно ограничиться высказыванием о том, что лицо, которое должно действовать от имени КФХ как юридического лица, должно быть указано в соглашении о создании КФХ и, скорее всего, это будет его глава. Тем более что действует Закон о КФХ 2003 г. и нормы о совместной собственности КФХ, не являющегося юридическим лицом. Но как быть, если этот вопрос в соглашении не решен или сказано, что от имени КФХ как юридического лица могут действовать все его члены или некоторые из них? Каким будет статус остальных членов, и как в связи с этим будет строиться их ответственность по долгам юридического лица?

Формально все члены КФХ несут ответственность по долгам этого юридического лица в субсидиарном порядке. Поскольку четко не сказано, что эта их ответственность - солидарная, гипотетически можно истолковать её и как долевую. В пользу данного толкования, как ни странно, - нормы ст. 322 ГК. Солидарная ответственность должна быть предусмотрена законом или договором. Несколько должников в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, несут ответственность ipso iure . Однако поскольку КФХ - юридическое лицо, именно оно участвует в подобных обязательствах, а не участники, которые связаны корпоративными отношениями. А корпоративные отношения - не всегда предпринимательские.

Но даже если ответственность будет не солидарной, а долевой, справедливо ли возлагать её на участников КФХ, которые, допустим, не принимают участие в управлении хозяйством и не действуют в обороте от своего имени? Логика норм о товариществах предполагает, что ответственность по долгам юридического лица, как правило, несёт тот, кто действует в обороте от его имени или, по крайней мере, управляет им. Поэтому вкладчики в товариществе на вере такую ответственность не несут. Полную ответственность несут лишь те, кто вступил в товарищество в качестве предпринимателя (полные товарищи): они знали или должны были знать, что делают.

Возьмём теперь ситуацию в КФХ, где глава его управляет юридическим лицом и действует в обороте от его имени, а остальные, скажем, работают на земле. Они не являются предпринимателями, да теперь, пожалуй, и глава КФХ как юридического лица не должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, однако никакого ограничения ответственности для членов нет. Несправедливость такого положения будет постоянно подталкивать суды к тому, чтобы освобождать от ответственности тех, кто не управляет КФХ. Поэтому лучше было бы вопросы о солидарном или долевом характере ответственности участников по долгам КФХ, и о том, должны ли они отвечать одинаково, решить в законе.

К сожалению, многие поправки, вносимые в ГК в последние годы, не обладают должной системностью, а порой и вовсе не продуманы. Один из ярчайших примеров - нормы о КФХ как юридическом лице. Достаточно было провести две-три логические операции, чтобы понять, какие проблемы в правоприменении возникнут после принятия данных норм. Однако никто палец о палец не ударил… Я уже не говорю о том, что КФХ не вписывается в сложившуюся систему организационно-правовых форм юридических лиц, в ГК его регулирование находится явно не на своём месте, а также не решен вопрос о том, как соотносится КФХ как юридическое лицо и как сообщество граждан, основанное на общей собственности.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Обязан ли он уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за индивидуального предпринимателя и за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства (иной деятельности, кроме как деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, он не осуществляет)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям. За главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Обоснование позиции:
Индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств - НК РФ) признаются плательщиками страховых взносов ( НК РФ).
Следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу: в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица ( ГК РФ), или в качестве юридических лиц ( ГК РФ).
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, определенного в соглашении в качестве главы фермерского хозяйства, либо гражданина, создающего такое хозяйство единолично ( ГК РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", смотрите также следующий материал: . Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства).
При этом независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов (смотрите также КС РФ от 24.06.2014 N 1551-О).
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Соответственно, главы крестьянских (фермерских) хозяйств хоть и приравниваются для целей НК РФ к индивидуальными предпринимателем ( НК РФ), но положениями НК РФ для них установлен отдельный порядок определения размера страховых взносов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя его главы. В этой связи мы полагаем, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям.
Встречаются примеры судебных споров, в которых контролирующие органы исходили из того, что физическое лицо, зарегистрированное одновременно в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в качестве индивидуального предпринимателя, обязано уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований.
Например, в определении ВС РФ от 01.07.2016 N 309-КГ16-6659, АС Уральского округа от 18.02.2016 N Ф09-12022/15 по делу N А76-32547/2014, от 08.07.2015 N по делу N А76-25022/2014 такой подход поддержки не нашел.
Вместе с тем в ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2014 N Ф08-3698/14 по делу N А53-15654/2013 судьи исходили из того, что уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом судьи сослались, в частности, на Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13, согласно которому уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников (не возникает двойного обложения страховыми взносами).
Подобную логику применили и судьи в АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-13001/15 по делу N А41-56940/2014: уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства и этим же главой крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников.
Между тем необходимо отметить, что в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ спор касался уплаты страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства не за себя, а за другого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, который и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, выводы, представленные в упомянутых постановлениях судов Северо-Кавказского и Московского округов, касаются крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В рассматриваемой же ситуации крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. В таком случае, на наш взгляд, уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов в фиксированном размере за себя как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства и за себя как за индивидуального предпринимателя будет осуществляться из одного источника, соответственно, должна быть осуществлена только один раз.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.