Венчурные инвестиции и экосистема технологического предпринимательства. Инновационная экосистема – как ключевой фактор успеха «выращивания» малой венчурной компании Экосистемы инноваций в современной практике бизнеса

Ключевые слова

ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ЧЕЛОВЕК «ИННОВАЦИОННЫЙ» (HOMO INNOVATICUS) / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (LONG LIFE EDUCATION) / ИННОВАЦИОННЫЕ СЕТИ (TRIPLE HELIX) / ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ (OPEN INNOVATION) / INNOVATIONS / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE ECOSYSTEM / ENTERPRISE UNIVERSITIES / PERSON «INNOVATIVE» (HOMO INNOVATICUS) / LONG LIFE EDUCATION / INNOVATIVE NETWORKS (TRIPLE HELIX) / OPEN INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Каранатова Лариса Геннадиевна, Кулев Антон Юрьевич

Преодоление технологического отставания производства и переход к экономике знаний возможны на основе развитой инновационной экосистемы , которая включает среду генерации знаний на базе фундаментальных исследований, эффективную систему образования, науку, научные сообщества, инновационную инфраструктуру, венчурные инвестиции, устойчивый спрос на инновации и др. Инновационная экосистема является сетевым сообществом, члены которого комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных условиях для достижения инновационного результата; представляют собой адаптивные организации, которые создают и используют знания, трансформируют их в инновационную продукцию, новые технологии и обладают характерными особенностями сетевого взаимодействия, наличием общей инновационной инфраструктуры, сопряжением целей и ценностей. Важной тенденцией в процессе эволюции моделей организации инновационных процессов является переход к модели открытых инноваций (open innovation ), основанной на использовании внутренних и внешних источников инноваций , переход на нелинейные модели организации инновационного процесса. Все эти вопросы являются важными для формирования инновационной экосистемы в России, драйвером которой должны выступать предпринимательские университеты .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Каранатова Лариса Геннадиевна, Кулев Антон Юрьевич

  • Организация университетских инновационных площадок как фактор развития компетенций инновационного предпринимательства

    2015 / Каранатова Лариса Геннадиевна, Кулев Антон Юрьевич
  • Формирование инновационной среды региона как важнейшее условие эффективной инновационной деятельности

    2017 / Райхлина Анна Владимировна
  • Информационное сопровождение создания и развития инновационной экосистемы российских университетов

    2014 / Трофимова Людмила Афанасьевна, Трофимов Валерий Владимирович, Кулев Антон Юрьевич
  • Механизмы трансформации конкурентных преимуществ инновационной экосистемы университета в конкурентоспособность малых инновационных предприятий

    2018 / Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Остапенко Е.В.
  • Проблемы формирования и развития инфраструктуры инновационной экосистемы экономики знаний в составе аграрно - промышленного комплекса региона

    2016 / Ермоленко Владимир Валентинович, Геращенко Максим Михайлович, Бабешко София Геннадьевна, Ланская Дарья Владимировна
  • Формирование инновационной экосистемы в регионах РФ (на примере Волгоградской области)

    2018 / Леденёва М.В., Плаксунова T.А.
  • Потребительская ценность знаний в инновационной экосистеме Дальнего Востока России

    2017 / Шашло Нина Владимировна, Петрук Галина Владимировна
  • Реиндустриализация архитектуры региональной инновационной экосистемы

    2017 / Лихачева Татьяна Петровна, Руйга Ирина Рудольфовна
  • Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста

    2014 / Смородинская Н.В.
  • Открытые инновационные бизнес-модели и стратегии: особенности, проблемы, перспективы развития

    2018 / Бек Надежда Николаевна, Гаджаева Лаура Рашидовна

Overcoming of technological lag of production and transition to economy of knowledge are possible on the basis of the developed innovative ecosystem which includes the environment of generation of knowledge on the basis of researches, an effective education system, science, scientific communities, innovative infrastructure, venture investments, steady demand for innovations , etc. The innovative ecosystem is network community which members combine the resources on mutually advantageous conditions for achievement of innovative result; represent the adaptive organizations, which create and use knowledge, transform them to innovative production, new technologies and possess characteristics of network interaction, existence of the general innovative infrastructure, interface of the purposes and values. Important tendency in the course of evolution of models of the organization of innovative processes is transition to the model of open innovations based on use of internal and external sources of innovations , transition to nonlinear models of the organization of innovative process. All these questions are important for formation of an innovative ecosystem in Russia, which drivers the enterprise universities have to be.

Мы много раз используем этот термин, нужно расшифровать - что мы будем под ним понимать. В нем два ключевых слова "инновационная" и " эко система ". Из определения эко системы мы вычленим наиболее важные свойства:

Экосистема - сложная (по определению сложных систем Л. Берталанфи) самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени потоков вещества и энергии между биотической и абиотической частями экосистемы. Экосистема является открытой системой и характеризуется входными и выходными потоками вещества и энергии .

Таким образом, под инновационной эко системой мы будем понимать самоорганизующуюся, саморегулирующуюся и саморазвивающуюся, открытую систему, характеризующуюся входными потоками идей, стоимости, людей, информации, ресурсов. В этом смысле инновационная эко система пример экономики, в которой действуют специфические субъекты экономических и социальных отношений. Отличие инновационной эко системы (ИЭС) в том, что она производит инновации, идеи, интеллектуальную собственность и людей для общества и других отраслей, которые в ответ дают ИЭС проблемы и запросы, а также ресурсы для саморазвития. ИЭС не может существовать без глобальной экономики, так как именно из нее идет спрос на инновации и изменения, а глобальная экономика без ИЭС обречена на стагнацию и деградацию, потому что ИЭС накапливает в себе ключевой креативный ресурс.

Ядром ИЭС являются инноваторы - те, кто создает, развивает и продвигает инновация на основе собственных мотиваций или на основе спроса. Именно инноваторы, предприниматели являются ядром ИЭС, именно они создают смыслы и приводят в движение всю ИЭС. Кроме инноваторов в ИЭК входят различные агенты, которые помогают инноваторам - специалисты, инвесторы, корпорации и фонды, финансирующие инновации. Однако, главенствующая роль принадлежит творцам, потому что даже если есть огромный спрос, чтобы преобразовать его в действие нужна личность, которая проявит инициативу, ибо спрос всегда латентент, а предложение активно и может исходить только от конкретной личности, так как ничего кроме отдельных личностей и создаваемых ими сообществ нет на планете, а творческая созидательная функция присуща только человеку, причем, не абстрактному, а конкретному. Это очень важно, потому что нельзя заставить человека творить изменения, можно лишь создать мотивации, предпосылки. Таким образом, инноваторы, предприниматели - это те, кто абсорбирует проблемы и возможности и выдвигает идеи. Кроме инноваторов в ИЭС есть специалисты, которые помогают предпринимателя воплощать идеи, инвесторы и провайдеры различных ресурсов. В конечном итоге инноваторы, специалисты и провайдеры денег и услуг порождают поток инноваций, который общество воспринимает и оценивает, оплачивает. При этом общество, развивающееся общество порождает проблемы и, следовательно, спрос на инновации в самом широком смысле, оплачивая его через корпорации и другие институты. С другой стороны инноваторы сами создают инновации и тем самым создают новый спрос. Поэтому существует два потока, которые поддерживают ИЭС - поток инноваций и поток спроса на инновации. Соответственно все участники ИЭС можно условно разделить на две категории - те, кто создает спрос на инновации и те, кто создает сами инновации.

На этой карте видно как движутся деньги на R&D от государства через крупные компании

На этой схеме показано как движутся идеи, стартапы и деньги

Риски домашних хозяйств как социоэкосистем

Ю.В. Рожков,

д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры банковского дела, Хабаровская государственная академия экономики и права (680042, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134; e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с формирование системы управления рисками домашних хозяйств. Домохозяйства исследуются как симбиоз экологии, как части биологии, и экономики. Доказывается необходимость более широкого использования экологических аналогий в экономике домашних хозяйств. Раскрываются финансовые аспекты функционирования системы домашних хозяйств. Показана необходимость более активного их участия в инновационном процессе. Сделан вывод о важности воспитания детей как будущих инноваторов на дотрудовой стадии с использованием методик психодиагностики и развития комбинаторных способностей.

Abstract. The article discusses the theoretical problems formation of the risk management system of households.Households studied as a symbiosis of ecology, as part of biology and economics.The necessity of a wider use of environmental analogies in the economy of households are proved. We showed financial aspects of the system of households. The need of more active participation in the innovation is presented. We concluded an importance of educating children as future innovators during a "before- work" stage using the techniques of psycho-diagnostics and the development of combinatorial abilities.

Ключевые слова: экосистема, социоэкосистема, аналогии, семья, домашнее хозяйство, риски, инновационный процесс.

Keywords: ecosystem, social ecosystems, analogy, family, household, risks, innovation process.

Социоэкосистема и её связь с экосистемой

В название статьи нами вынесено понятие «социоэкосистема» - одно из новых направлений науки, выстроенное на симбиозе экологии, как части биологии, и экономики. В России это понятие ещё широко не используется. В зарубежной литературе социоэкосистемой (social-ecological systems - SES) называют взаимосвязанную систему человека и природы, являющуюся сложным, адаптивным механизмом с экологическими и социальными компонентами, которые динамично взаимодействуют через различные обратные связи . SES, как конкретная часть теории экосистем, способна методами умозаключений по аналогиям очень интересно отразить процессы, происходящие в сфере экономики, и в частности, экономики домохозяйств (семьи) и управлении их рисками.

Термин «экосистема» ввёл в науку английский биолог А. Тенслей (1935) . Этим термином обозначалось функциональное единство живых организмов и среды их обитания. Если говорить о совокупности людей с их культурными растениями и домашними животными, то это и будет экосистема человека, активно взаимодействующую с другими экосистемами планеты.

Развитие процессов кооперации наук, привело к применению этого понятия не только в биологии. Так, благодаря теории эволюции видов Ч. Дарвина, соединились воедино и стали совместно развиваться две различных науки -биология и экономика. Проблематика эволюционной экономики исследовалась многими авторами. В России, например, до сих пор широко известны труды M. Ротшильда, который сформулировал принципы новой науки, названной им «биономика» .

Понятие «экосистема» используется сегодня в рамках экономики применительно, например, к предпринимательству и его части - инно-ваторству. Исследуются и предпринимательские, и инновационные экосистемы. Далее мы будем

фрагментарно говорить о домохозяйствах как инновационной социоэкосистеме (экосистеме). Дебора Джексон (США) в работе «Что такое инновационная экосистема?» отмечает, что инновационная экосистема является динамичной экономической моделью сложных отношений, которые образуются между участниками или организациями, чья функциональная цель заключается в развитии технологий и инноваций .

Традиционная экономика, развиваясь, черпала до сих пор свои аналогии, как правило, из физики. Мы считаем, что это направление до сих не исчерпало себя. В частности, нами инициировано введение в научный оборот понятия «масса риска» , появились исследования, применяющие этот эконофизический подход на практике .

Между тем, многие учёные считают более перспективным биологические подходы к экономике. Так, А. Маршалл отмечал, что для экономиста важной является скорее экономическая биология, нежели экономическая механика . По мнению таких учёных, биология позволяет исследовать экономику под более оригинальным ракурсом, чем физика, что формирует очень интересную картину экономической реальности, позволяет выявить её постоянно обновляющуюся, уникальную специфику. Такой подход, как мы считаем, весьма продуктивен и интересен как с точки зрения теории, так и практики. Он вполне применим для использования в исследованиях экономических проблем домохозяйств (семей). Далее мы будем применять только термин «домохозяйство» - households, - без приставки в скобках слова «семья». Ведь в России эти понятия имеют различия, хотя в ряде стран такую разницу не отмечают.

Понятие «домохозяйство» сегодня широко применяется во многих странах, не стала исключением и Россия. Характеризуя домашние хозяйства, обычно ссылаются на рекомендации

комиссии Организации Объединённых Наций (1981), которая полагает, что это понятие основано на бытовом укладе, в рамках которого лицо или группа лиц объединены с целью обеспечения всем необходимым для жизни.

Мы отмечаем различия семьи и домохозяйства, ибо последние имеют обособленные бюджеты, которые неизбежно попадают в сферу экономических и, в частности, финансовых рисков. Домохозяйство может состоять из одного человека, для семьи требуются хотя бы два человека.

В Союзе ССР длительное время понятие «домохозяйство» игнорировалось - его заменили понятием «семья». Государство намеренно исключало из статистической отчётности существенную часть населения, находящегося во внебрачных отношениях. На первый план выходили брачно-родственные отношения, а другие формы совместной организации быта людей фактически были проигнорированы. Вследствие этого по законам СССР отдельную семью формировали кроме «традиционной» семьи холостые граждане, разведённые и вдовые супруги.

Понятие «домашнее хозяйство» возвратилось в российскую статистику после введения в 1992 г. системы национальных счетов. В 1994 году оно было использовано во время переписи населения страны. Федеральная служба государственной статистики РФ после этого ещё дважды проводила перепись населения - в 2002 и 2010 гг., - тогда термин «домохозяйство» действительно стал широко применяться.

По итогам переписи населения 2010 года число частных домохозяйств составило 54 560,6 тыс. При этом население частных домохозяйств носило преобладающий характер - 98,7 процента (140 960,1 тыс. чел.) от населения всех домохозяйств РФ (142 856 тыс. чел.) .

Отметим как негативный фактор, что Рос-стат в рамках периодической статотчётности продолжает ограничиваться анализом демографии, уровня жизни, образования, жилищных условий и других социально-экономических параметров не по категории «домохозяйство», а на основании во многом аморфной, хотя и полезной для внутристранового анализа категории «население». При этом никаких попыток, даже примитивных продемонстрировать статистически, как домохозяйства влияют на инновационные процессы, Росстатом пока не предпринималось.

Финансовые ресурсы домохозяйств

Существование обширных экономических отношений домохозяйств с государством и корпоративным сектором, а также наличие внутрисемейного бюджета, предполагают необходимость применения специфических стратегий формирования и использования финансовых ресурсов, принадлежащих этим важным акторам рынка. Хотя в России указанные стратегии носят в большинстве случаев примитивный характер, либо вообще отсутствуют из-за низкого дохода многих домохозяйств, тем не менее, опасности и риски всегда сопровождают домохозяйства в процессе их функционирования. Отметим, что российские домохозяйства являются мощными поставщиками финансовых ресурсов экономике, однако их роль в инновационном становлении страны крайне мала. Анализируя эту ресурсную масштабность, отметим: а) поскольку рынок ценных бумаг, которые имеют возможность покупать домохозяйства, в России совершенно неразвит, мы анализируем лишь привлечённые банками вклады (депозиты); Ь) вместо домохозяйств мы используем применяемую в российской официальной статистике категорию «физические лица» (рис. 1) .

3000,0 10000,0 12000,0 14000,0 16000,0

■ Де поз иты физ.лиц б и н Бал юте ■ Д е поз иты фи з.л и и в рублях

Депозиты юр.лиц б инвалюте ■ Депозиты юр.лиц б рублях Рис. 1. Банковские депозиты юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте по РФ, млн рублей.

Рисунок 1 демонстрирует, во-первых, устойчивую тенденцию более высоких темпов роста вкладов физических лиц по сравнению с юридическими лицами. Во-вторых, по объёму эти вклады превышают депозиты юридических лиц практически вдвое, что говорит о более серьёз-

ном влиянии средств граждан на ресурсно-финансовую базу страны. Аналогичные тенденции наблюдаются в отношении депозитов в иностранной валюте. Однако объёмы валютных депозитов юридических лиц почти втрое ниже рублёвых, а по физическим лицам - вчетверо.

Вполне возможно, что с учётом санкций к России со стороны США и ЕС ситуация на депозитном рынке изменится. Однако на 01.11.2014 г. ажиотажного спроса на иностранную валюту не наблюдалось, хотя налицо значительное падение курса рубля по отношению к доллару и евро. Даже если произойдёт ажиотажный спрос, то он будет сопровождаться недоверием к банкам и масса привлечённой домохозяйствами валюты в большинстве своём осядет на руках, не попав на банковские депозитные счета.

На финансовую базу населения сущест-

венное влияние оказывает рост денежных доходов. С точки зрения экосистем подобные доходы представляют собой источник энергии для выживаемости и успе

Яковлева Анна Юрьевна , соискатель факультета Менеджмента Государственного Университета Высшей Школы Экономики, преподаватель кафедры Управления проектами, Россия

Translation will be available soon.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Копейкина Л. Экосистема для инновационного бизнеса // The An gel Investor. – 2008. – Январь. – С.10-13.
2. Кудрин Б.И. Технетика: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). – Томск: Изд-во Том. ун-та,
1998. – 40 с.
3. Фуфаев В.В. Экономические ценозы организаций. – М.: Абакан: Центр системных исследований, 2006. – С. 3–38.
4. Mathieu Albert, Suzanne Laberge. The Legitimation and Dissemination Processes of the Innovation System Approach. The Case of
the Canadian and Québec Science and Technology Policy // Science, Technology, &Human Values, Vo lume 32. – Number 2. – 2007. – March. – 221-249.
5. Robert U. Ayres. On the life cycle metaphor: where ecology and economics diverge // Ecological Econo mics 48. –2004. – 425–438
6. Уткин Е. Высокие технологии: экосистема инноваций [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа –http://www.vedomosti. ru/newspaper/articlehtml?2007/07/10/128929. – Загл. с экрана.
7. Экосистема: как создать? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа – http://qd.ifmo.ru/node/876?mini =calendar/ 2008/10/all&. – Загл. с экрана.

November 10, 2016 4:30pm

Выпускники Открытого университета Сколково делятся впечатлениями от участия в программе Open World Think Tanks and Innovation и рассказывают про инновационную экосистему Питтсбурга.

Питтсбург. Фото: Wikipedia

Введение

Университеты стали центром трансформации Питтсбурга из города-лидера (до 80х годов прошлого века) сталелитейной и обрабатывающей промышленностей, которые пришли в упадок, в современный динамично развивающийся стартап-хаб. Город стал центром притяжения для активной молодежи, которая развивает такие инновационные направления как здравоохранение, образование, финансовые услуги и нанотехнологии. Органическим ускорением трансформации послужил финансовый кризис 2008 года, когда стало очевидно, что текущая модель экономики столкнулась с серьезнейшим вызовом в новейшей истории, что было отмечено на саммите «Группы двадцати», который проходил в Питтсбурге в сентябре 2009 года.

Деловой центр Питтсбурга Фото: Максим Герасимов

За короткий, в рамках отдельного взятого региона, срок (менее 30 лет) был произведен переход от индустриальной экономики к экономике знаний со всеми основными составляющими и драйверами развития. Это превосходное образование (Питтсбургский университет и Университет Карнеги-Меллон), которое дает доступ к высококачественному человеческому капиталу, фундаментальная и прикладная науки, эффективная работа венчурного бизнеса, и самое важное - инфраструктура для реализации идей, которая базируется не только на постиндустриальном прошлом города (развитость транспортной инфраструктуры, доступность энергетических ресурсов и производственных мощностей, что важно для hardware-стартапов), но и на современных международных инструментах, дающих доступ к возможностям серийного прототипирования. Данные факторы позволили сформировать в Питтсбурге уникальную экосистему инноваций со всеми инструментами, которые позволяют максимально эффективно проходить путь от идей, изобретений и открытий до IPO, одновременно развивая экономику региона.

Рассмотрим основных участников инновационной экосистемы Питтсбурга, а также инструменты, которые они реализуют.

Участники инновационной экосистемы Питтсбурга

1. Университеты

1.1 Carnegie Mellon University (CMU)

Университет Карнеги-Меллон - частный университет, основанный в 1900 году. Сегодня он является глобальным лидером в продвижении инноваций на рынок и запуске успешных стартапов.

1.1.1 Project Olympus

Выпускник университета Карнеги-Меллон James R. Swartz, известный технологический предприниматель и меценат, основал Центр предпринимательской деятельности в 2015 году, пожертвовав $31 млн. Частью этого центра является Project Olympus, основной целью которого является преодоление разрыва между передовыми университетскими исследованиями и рынком.

Проект стартовал в январе 2007 года. За этот период было основано более 130 компаний, привлечено более $260 миллионов инвестиций и почти 50 команд прошли последующие акселерационные программы от участников инновационной экосистемы Питтсбурга.

Директором проекта и идейным вдохновителем Olympus является Кит Нидхэм (Kit Needham). Большую часть работы с проектами Кит проводит самостоятельно, а операционную деятельность осуществляет с помощью волонтеров и стажеров из университета.

Olympus работает с проектами на ранних стадиях, начиная с идеи: предоставляет консультации, финансирование (микро-гранты), пространство инкубатора и доступ к региональному и глобальному инновационному бизнес-сообществу. Кроме того проводится работа со студентами по привлечению их в проекты.

Уникальная способность к структурированию процессов, которая есть у директора проекта, позволила создать серию семинаров, посвященную всем аспектам развития и ведения высокотехнологичного бизнеса. Семинары проводятся весной и осенью и организуются в сотрудничестве с CMU и Питтсбургским университетом. Программа посвящена этапам реализации проекта, начиная с разработки бизнес-модели, поиска команды, защиты интеллектуальной собственности, заканчивая маркетингом, рекламой и подготовкой питч-выступлений.

Для начала работы с Olympus необходимо заполнить простой шаблон бизнес-концепции будущего проекта в идеологии PROBE (PRoblem-Oriented Business Exploration), т.е. описать рынок, целевую аудиторию, ценностное предложение, модели монетизации, команду и т.д. Данная форма позволяет выявить пробелы, в заполнении которых и поможет Olympus. Во время нахождения в Olympus проекты участвуют в «вертушках» по обмену знаниями и компетенциями с другими участниками, питч-сессиях, на которых можно получить обратную связь от экспертов регионального сообщества и выпускников Olympus. Для отслеживания динамики и стимулирования активности директор Olympus раз в 2 недели встречается с проектами, лично отслеживая прогресс, составляя «журнал успехов».

Проекты акселерируются в Olympus в среднем от 1 до 3 месяцев, после чего переходят, при желании, в другие акселераторы и/или инкубаторы Питтсбурга.

Финансирование проектов в Olympus осуществляется за счет микро-грантов от $1k до $5k через Olympus Spark Grant Fund, который формируется выпускниками Olympus и бизнес-ангелами из регионального и университетского сообщества. Для инвесторов у фонда есть 2 опции:

  • Spark Donor (от $10k + обязательства по платежам на три года). Для инвестора фонд предоставляет регулярное приглашение и расписание питч-сессий проектов; периодичный отчет о динамике профинансированных проектов; публикация на сайте с пометкой Spark Donor.
  • Spark Friend (от $500 каждый год). Данная опция предоставляет регулярную рассылку с заметками о победителях и периодичный отчет о динамике проектов. Также на сайте Olympus инвестор отмечается как Spark Friend.

Однако, стоит отметить, что проекты нацелены в первую очередь на самостоятельный фандрайзинг.

90% проектов, реализуемых в Olympus, относятся к высокотехнологичными отраслям, таким как медицина, робототехника, информационные технологии и другим, но есть и другие проекты, например, предлагающие инновации в пивоварении. Если говорить об «историях успеха», то одними из ярких примеров бизнесов, реализованных при участии выпускников Olympus, являются Duolingo, ресурс для изучения иностранных языков, и ReCAPTCHA, сервис, с которым регулярно сталкиваются пользователи интернета, для подтверждения, что пользователь не является роботом. С момента основания 33 выпускника приняли участие в акселераторе AlphaLab / AlphaLab Gear, 13 в акселераторе Idea Foundry, а также 12 проектов профинансированы Innovation Works.

1.1.2 Center for Technology Transfer and Enterprise Creation (CTTEC)

«В конце концов, изобретатель все еще герой и всегда им будет», - таков девиз Центра трансфера технологий и развития предпринимательства университета Карнеги-Меллон.

Для кого: сотрудники и студенты университета. Работа CTTEC разделена на 5 основных этапов (см. Рисунок).

Рисунок 2. Ключевые этапы технологического трансфера в CTTEC. CTTEC

  1. Disclosure - раскрытие информации. Этап начинается с обращения изобретателя в CTTEC. Если разработка выполнена в Карнеги-Меллон (не относится к студенческим проектам), то подписывается договор о передаче 50% чистой выручки от лицензируемой технологии в CMU (согласно правилам Университета). Средства используются для формирования и поддержки эндаунтмент-фонда университета, который направлен на поддержку основных программ и инициативных исследований. Однако за это коллектив получает: доступ к ресурсам университета, экспертизу по развитию бизнеса, оценку рынка и консультации юриста.
  2. Evaluation - оценка. На данном этапе проводится оценка рынка и предлагаемой технологии. Прежде всего, выясняются все права на интеллектуальную и имущественную собственность, а также возможные претензии со стороны внешних организаций. Затем подключаются внешние эксперты и производится оценка технической и коммерческой составляющих. Если права на изобретение принадлежат университету, то только CTTEC будет осуществлять процесс коммерциализации. Если изобретение не принадлежит университету, CTTEC отправляет письмо об отсутствии претензий и автор может либо самостоятельно продолжить процесс коммерциализации, либо через CTTEC.
  3. Market Strategy - рыночная стратегия. Сначала Центр проводит маркетинговые исследования и оценивается потенциал последующего лицензирования через выделение отдельного юридического лица. В этом случае CTTEC оценивает потребности в ресурсах и административные барьеры, предоставляет консультации по вопросам нормативных требований, а также помогает в разработке бизнес-плана. CTTEC сотрудничает со многими программами внутри Университета Карнеги-Меллон, в том числе с проектом Olympus. И именно на этом этапе авторы при необходимости могут пройти акселерацию в данном проекте.
  4. License Negotiation - обсуждение условий лицензирования. Сотрудник CTTEC ведет переговоры об условиях лицензирования и сообщает обо всех потенциальных возможностях. Есть два варианта лицензирования для университета. Исключительная лицензия : данная лицензия дает право на использование изобретения лишь в определенной области без права перелицензирования. Например, компания N может иметь лицензию на использование полимера для производства бампера, компания Z также может использовать разработанный полимер, но для производства игрушки. Простая лицензия : данная лицензия дает право на использование изобретения, однако количество лицензиатов может быть неограниченным. Например, две разные компании могут иметь простую лицензию на использование полимера для производства автомобильных бамперов.
  5. Enterprise Creation - создание предприятия. На данном этапе CTTEC предоставляет помощь в получении фондового и грантового финансирования, разрабатывает стратегию по управлению, устанавливает предпринимательские и индустриальные связи.

Сегодня Университет Карнеги-Меллон является известным брендом, что позволяет выходить на CEO любой компании за один шаг. Центр активно поддерживает связь со многими выпускниками университета. Один из основных инструментов такой работы - LinkedIn, который используется для мониторинга новых трендов на рынке. Исторически сложилось четкое разделение между CTTEC и проектом Olympus, однако сейчас данные институции сотрудничают и работают вместе над некоторыми проектами. CTTEC активно взаимодействует с другими представителями инновационной экосистемы Питтсбурга, например с Innovation Works. Деятельность CTTEC прежде всего ориентирована на направления, в которых Университет Карнеги-Меллон является лидером, а именно на проекты в области робототехники, программного обеспечения, медицинских и биомедицинских технологий, энергетики и химии.

1.2 University of Pittsburgh (pitt)

Университет Питтсбурга был основан 1787 году и до середины 1960-ых был частным. Pitt входит в top-10 самых крупных университетов США, известен в первую очередь медицинскими исследованиями (к примеру, здесь была разработана первая вакцина против полиомиелита), получает высокие места в рейтингах именно в медицинских науках (местные жители, в свою очередь, активно транслируют идею, что Питтсбург зарабатывает на Eds & Meds (образование и медицина)). Университет тесно связан с Медицинским центром Университета Питтсбурга UPMC (University of Pittsburgh Medical Center), одним из главных работодателей региона (количество сотрудников 60,000 по состоянию на 2016 год). И, несмотря на очевидный фокус на медицину, тема инноваций и предпринимательства охватывает весь университет благодаря Innovation Institute.

Храм Науки (Cathedral of Learning) Университета Питтсбурга - второе по высоте университетское здание в мире. Фото: Максим Герасимов

Innovation Institute - это инновационный и предпринимательский хаб Университета Питтсбурга. Основанный всего лишь 3 года назад (в 2013 году), Innovation Institute сейчас предоставляет полный набор сервисов для университета: от защиты интеллектуальной собственности до коммерциализации новых разработок путем лицензирования и/или создания новых компаний. Институт также является провайдером множества образовательных программ для преподавателей, студентов и партнеров Pitt.

Целью института является развитие культуры инноваций и предпринимательства, а также поддержка предпринимательских инициатив. Результаты работы и масштаб деятельности Innovation Institute отражает заинтересованность руководства Pitt в инновациях.

Where to start

Если студента или преподавателя заинтересовала тема инноваций, начать просто: достаточно зайти на сайт института. «Где бы вы ни были на инновационном пути, Innovation Institute может помочь с образованием, менторством, нетворкингом и финансированием» - гласит подзаголовок на странице программ, и это действительно так, разнообразных программ много. Все они удобно поделены по целевым аудиториям (студенты, преподаватели, предприниматели, инноваторы, партнеры). Тем, кто еще сомневается поможет большая кнопка «Где начать» (Where to start).

Start Smart Legal Seminars

Для кого: все целевые аудитории

Программа «The Start Smart legal seminar» - это результат совместных усилий Innovation Institute, Института инновационных практик юридической школы Питтсбургского университета и программы Project Olympus университета Карнеги-Меллон. На старте любого бизнеса возникает много юридических и организационных вопросов: программа нацелена на оказание юридической помощи предпринимателям, как из студенческого сообщества двух университетов, так и из комьюнити в целом. «The Start Smart legal seminar» спонсируется юридической фирмой K&L Gates.

Entrepreneurs in Residence for Student Programs

Менторы Innovation Institute помогают студентам-предпринимателям и стартапам, проводя регулярные встречи, в ходе которых они помогают студентам сориентироваться на предпринимательском пути, найти людей и ресурсы, которые помогут воплотить идею в жизнь или вывести проект на новый уровень.

Прямо на сайте в три шага можно записаться на 30-минутную консультацию с ментором. Шаг 1: выбрать место встречи, ментора, и свободное время в календаре; шаг 2: оставить контактную информацию о себе; шаг 3: подтвердить встречу. Таким образом, можно, например, можно назначить встречу серийному предпринимателю, директору акселератора Blast Furnace Грегу Котицчиа.

Living Learning Community

Для кого: студенты первого курса

Эта программа предоставляет студентам первого курса, у которых есть интерес к инновационной деятельности, возможность жить вместе и вместе участвовать во множестве программ и мероприятий, связанных с инновационной и предпринимательской деятельностью. Среди форматов: стажировки в местных стартапах, экскурсии в акселераторы и технологические компании, ночи кино, волонтерство на мероприятиях, мозговые штурмы, тренинги по питчингу, занятия по разработке бизнес планов и много другое. Конечно, никаких образовательных кредитов за эту программу студенты не получают.

Реализует эту программу Innovation Institute совместно с Колледжем бизнес-администрирования, Школой искусств и наук Дитриха и Инженерной школой Свенсона.

Pitt Ventures First Gear

Для кого: студенты, преподаватели, сотрудники, инноваторы

Программа First Gear помогает осуществить переход от разработки на ранней стадии к продукту или услуге, которые могут быть выведены на рынок. Программа предлагает практическое руководство и менторство, а также помогает разработчику составить план выхода на рынок; результатом может быть создание новой компании или лицензионное соглашение. Кроме того, участники получают $3k на доведение прототипа до промышленного образца, а также возможность на получение дополнительного финансирования на бОльшие суммы от Национального научного фонда (National Science Foundation (NSF)).

Команда, которая работает над проектом в рамках программы (на основе исследования/разработки университета, (интеллектуальная собственность принадлежит университету)), обычно состоит из:

  • Предприниматель (Entrepreneurial Lead): как правило, студент с глубоким знанием предмета (изучает коммерциализацию инноваций), однако также могут быть преподаватели или сотрудники.
  • Ученый (Academic Lead): сотрудник университета, участвующий в исследовании/разработке технологии - тот, кто может претендовать на получение гранта NSF.
  • Ментор (Mentor): Опытный бизнес-лидер с опытом вывода продуктов на рынок. Ментор осуществляет консультирование команды по бизнес-вопросам, которые влияют на коммерциализацию. Помощь в поиске ментора оказывает институт.

Программа длится шесть недель и состоит из шести трехчасовых семинаров. В течение программы участники заполняют шаблон бизнес-модели (The Business Model Canvas) с акцентом на определение рынка, понимание клиентов и реальную ценность инновации; получают обратную связь от потенциальных клиентов из первых рук; разбираются с тем, как выйти на рынок (через формат flipped-classroom style workshop).

First Step/Second Step Series

Для кого: студенты, инноваторы, партнеры

Филиал Innovation Institute, Институт предпринимательства (Institute for Entrepreneurial Excellence) проводит два воркшопа в месяц на базе Центра развития малого бизнеса (Small Business Development Center) по вопросам поддержки предпринимателей на начальной стадии проекта.

Blast Furnace

Для кого: студенты, предприниматели, партнеры

Программа Blast Furnace - студенческий акселератор, предоставляющий доступ к обширной сети менторов, вдохновляющим рабочим пространствам и учебному плану, направленному на создание и развитие студентами собственных бизнес-идей. Ведет программу Грег Котицчиа, серийный предприниматель, ментор и директор Blast Furnace. Программа проходит для двух потоков по 8 недель в год с октября по апрель. Кульминацией программы акселератора является Demo Day, в качестве членов жюри приглашаются представители местных акселераторов.

После завершения программы, студенты начинают свой бизнес, или продолжают развивать свой проект в акселераторах Питтсбурга, таких как AlphaLab, AlphaLabGear, IdeaFoundry и Thrill Mill.

Benchtop to Bedside

Программа «B2B» предназначена для практикующих врачей и исследователей и направлена на внедрение концепции по новой модели коммерциализации технологий в области медицинских наук. Студенты могут взять курс в рамках кредитной системы обучения или вне таковой. B2B проходит в весенний семестр по вторникам и преподается директором по образованию и информационно-просветительской деятельности, Бэбс Кариер.

Concept to Commercialization

Для кого: магистранты, аспиранты, преподаватели, сотрудники, инноваторы

Этот курс предназначен для преподавателей, аспирантов, постдоков, а также научных сотрудников, которые заинтересованы в получении дополнительной информации касательно академического предпринимательства и коммерциализации технологий. Курс проходит в течение 9 недель, начиная с октября.

2. Особенности работы с интеллектуальной собственностью

Путь от идеи до продукта не обходится без защиты интеллектуальной собственности (далее - ИС). В каждой стране существуют свои нюансы (более подробно об этих нюансах, а так же о комплексном подходе к защите ИС можно узнать на ежегодных «Патентных школах», которые проводятся ЦИС Сколково). Для США это:

  • Период между публичным раскрытием сути изобретения и заявкой может составлять 1 год. При этом, рамки «публичности» максимально широкие, т.е. любое объяснение «как это работает» вне рамок группы изобретателей;
  • Содержание заявки должно показывать «лучшую реализацию» изобретения;
  • Заявка не публикуется (не индексируется) до момента выдачи патента;
  • Принцип «первого изобретателя».

Однако стоит заострить внимание на другой особенности, которая присутствует в инновационной экосистеме Питтсбурга, и характерна для США в общем. Это аутсорсинг услуг по защите ИС университетами, что диаметрально противоположно российской модели, где в университетах создаются большие «патентные отделы». Какие преимущества это дает патентной системе? 1. Более высокие компетенции частных фирм, за счет более конкурентных и мотивированных сотрудников. 2. Удешевление услуг из-за развитой конкуренции.

Следующий аспект это принадлежность ИС. При выполнении разработок в университете ИС принадлежит университету, при этом если разработка выполнена студентами, то права полностью принадлежат им.

3. Акселераторы и инкубаторы

Innovation Works - это группа программ, которая включает в себя акселератор (AlphaLab), акселератор для hardware-проектов (AlphaLab Gear), венчурный фонд (партнерский, Riverfront Ventures).

Офис Innovation Works. Фото: Максим Герасимов

Innovation Works (далее - IW) играет жизненно важную роль в технологии экономике Юго-Западной Пенсельвании и работает только на региональном уровне. IW вкладывает капитал, бизнес-опыт и другие ресурсы в компании с высоким потенциалом и наибольшей вероятностью регионального экономического воздействия.

Innovation Works является самым крупным инвестором посевной стадии (seed-stage) в этом регионе и одним из самых активных в стране.

Направления: софт (включая интернет решения, мобильные приложения и клиентские продукты для B2B), hardware решения, науки о жизни и робототехника.

На входе: университетские, студенческие проекты (Project Olympus, CTTEC, Innovation Institute), команды (бизнес план не требуется). Не работают с проектами на уровне идеи.

На выходе: компания, в идеальном варианте готовая к IPO. Срок активного существования - до 10 лет.

Источник доходов Innovation Works: прибыль от успешных команд.

AlphaLab

AlphaLab - это 20-недельный акселератор, который предлагает компаниям ранней стадии (early-stage) менторскую поддержку, образовательные программы и среду для работы (офис AlphaLab, где работают резиденты действительно можно назвать творческим и предпринимательским местом).

Офисы резидентов AlphaLab. Фото: Максим Герасимов

Инвестиции: Стандартные условия AlphaLab - это $25k начальных инвестиций за 5%, будущих акций. После завершения программы каждая компания AlphaLab, которая привлекает по крайней мере $50k внешних инвестиций, получит $25k обратных конвертируемых облигаций (convertible note).

Образовательная программа: В течение 20-недельной программы образовательные мероприятия охватывают темы от определения клиента до финансирования.

Менторство: в качестве менторов компании получают успешных предпринимателей, технологов и инвесторов, которые уже разработали и запустили продукты, привлекли инвестиции, понимают, как вести обсуждение условий лицензирования.

AlphaLab Gear

В отличие от Alphalab, AlphaLab Gear работают только с hardware-проектами.



Внутри AlphaLab Gear. Фото: Максим Герасимов

Дополнительно к возможностям Alphalab, AlphaLab Gear дает ресурсы для мелкого прототипирования и создания MVP для различных направлений hardware-проектов. В силу этой особенности на входе компании получают $50k за 9%. Акселерационная программа длится 33 недели. Мелкосерийное производство возможно в TechShop.

AlphaLab и AlphaLab Gear уверенно входит в топ-20 акселерационных программ страны.

3.2 Idea Foundry

Офис акселератора Idea Foundry, несомненно, имеет самое удачное расположение в городе: ровно между кампусом CMU и кампусом Pitt, напротив Музея Естественной истории Карнеги.

Основанный в 2002 году, акселератор Idea Foundry является некоммерческим и ориентирован на работу с инновационными компаниями. В портфолио акселератора - более 170 компаний. Вся деятельность Idea Foundry делится на 6 программ и секторов: Accelerators, The Idea Transformation Fellowship, Ideas to industry, Science, Social, Global.

Вид с крыши офиса Idea Foundry (слева и по центру - CMU, справа Музей Естественной истории Карнеги). Фото: Максим Герасимов

Science Accelerator Program - научно ориентированная акселерационная программа.

Для кого: профессора, студенты, ориентированные на коммерциализацию своих исследований; предприниматели с идеями «меняющими правила игры»; стартапы, которые ищут инвестиций для роста.

Основные направления: здравоохранение и науки о жизни (Healthcare & Life Science), разработка интеллектуальных систем (Intelligent Systems Development), вода (Water), and новые материалы (Advanced Materials).

Преимущества программы: работа один-на-один с командой Idea Foundry по разработке стратегии, инвестиции до $10k на решение правовых, регуляторных вопросов, а также совершенствование прототипа,

InterSector Social Enterprise Accelerator - социально ориентированная акселерационная программа.

The Idea Transformation Fellowship - программа предусматривает финансирование и практическую поддержку стартапов ранней стадии, помогая им добраться до критической точки, где они могут получить следующий раунд финансирования или поддерживать себя через заработанный доход.

Transformation Fellowships длится до одного года, а финансирование может составить до $100k. Инвестиции принимают форму обратных конвертируемых облигаций (convertible note).

4. Венчурные фонды

Экосистема инноваций Питтсбурга включает в себя венчурные фонды, которые работают на различных стадиях от seed до A/B и далее. Приоритетные направления инвестирования - это здравоохранение, образование, финансовые услуги и нанотехнологии. Принципы работы фондов классические и не имеют особенностей, однако, большинство из них инвестируют только в «местные» компании. Более подробную информацию, а также актуальный список действующих фондов доступен на сайте Ассоциации венчурных фондов Питтсбурга .

5. Вместо заключения

Экосистема Питтсбурга построена на принципе партнерства и коллаборации, где «каждый знает каждого», при этом понимает свое место и функцию в системе поддержки технологических проектов и не устраивает конкуренцию ради конкуренции. При этом Питтсбург - это «живой» свершившийся пример того, как перейти от сырьевой экономики к экономике знаний, что крайне важно для России в силу зависимости от экспорта углеводородов. У нас, как и у Питтсбурга, драйверами перехода, основой для построения инновационной экосистемы, должны стать и становятся университеты (в первую очередь университеты, стремящиеся к модели 4.0) и инновационные территории, такие как Инновационный центр «Сколково». Стимулирование такого перехода должно происходить на всех уровнях: от законодательной и исполнительной власти, где возможно снятие регуляторных ограничений и рисков, уменьшение бюрократической нагрузки; до уровня визионеров, технологических предпринимателей и далее вплоть до преподавателей и студентов.