Есть такая профессия — станочник широкого профиля. Профессия «Станочник» Профессия «Станочник Делает станочник

Станочник широкого профиля работает на металлообрабатываю­щем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различ­ных производств. Эта специальность возникла в связи с необходи­мостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов. Он обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках. Руководствуясь чертежом дета­ли, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необ­ходимые для этого инструменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали. Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки. В процессе работы станочник использует ручные инструменты, механическое оборудование (токарные, сверлиль­ные, фрезерные, шлифовальные станки) и измерительные приборы. Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение “стоя”.

Вредными факторами являются высокий уровень шума и запылен­ность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук.

Должен знать: основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических из­мерений; устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инстру­ментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента; принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.

Должен уметь: "читать" чертежи; рассчитывать режимы обработки деталей из различных материалов, используя справочные материалы; производить наладку и подналадку станков; выполнять обработку де­талей из разных материалов на различных станках; выверять размеры деталей при помощи измерительных инструментов.

Профессия имеет 2-6 разряды. Для успешного освоения профессии станочниканеобходимы: фи­зическая сила, достаточная острота зрения и слуха, точное цветораз-личение, тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), пространственное вооб­ражение и наглядно-образное мышление.

Работане рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: органов дыхания с частыми обострениями, сердечно-сосудистой систе­мы неблагоприятного течения; нервной системы, проявляющиеся при­ступами головокружения и потерей сознания; кожи с преимуществен­ным поражением кистей рук, а также лицам, имеющим пониженные показатели зрения и слуха.

Родственные профессии: заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезе­ровщик, шлифовщик.

СТОЛЯР

На деревообрабатывающих и других предприятиях столяр выпол­няет работы по изготовлению деталей, узлов, изделий, мебели различ­ной сложности по чертежам и эскизам. Уникальность столярного дела в том, что один человек должен владеть всеми инструментами своей мастерской и различными видами деревообрабатывающих станков для того, чтобы изготовить вещь от нуля до полной ее готовности, что особенно важно при изготовлении мебели. Объем операций, которыми должен владеть столяр, достаточно велик. Он строгает вручную брусковые детали, в различных приспособлениях для сборки изделий склеивает шиты, белодеревные и фанерованные рамки, бруски с обог­ревом токами высокой частоты. Подготавливает поверхности изделий к фанерованию, зачищает и шлифует фанерованные детали и узлы, подгоняет и крепит клеем и шурупами детали к узлам и изделиям. Кроме этого, столяр подбирает, подгоняет и навешивает двери, выпол­няет работы по врезке замков, установке и креплению лицевой фурнитуры, зеркал, стеклянных дверок и полок. Наклеивает обивоч­ные материалы на изделия. Ремонтирует детали и узлы, предназначен­ные для отделки. Производит ремонт и реставрацию корпусной, решет­чатой и гнутой мебели с заменой отдельных узлов и деталей.

Пожалуй, самой сложной, но и самой интересной из всех видов столярных работ является именно изготовление и реставрация мебели.

Ведь в последнее время все больше появляется мебели, выполненной “под старину” и художественной мебели современных форм, и хотя трудоемкость исполнения таких изделий выше, их хорошее качество и высокая потребительская ценность с лихвой компенсируют большие затраты труда. Для выполнения этой работы столяр должен знать весь технологический процесс изготовления мебели и ее деталей, основные породы, свойства и пороки древесины, а также других применяющихся материалов, лаков, клеев.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Работа с деревом, материалом, всегда таящим неожиданные находки, формирует особые формы восприятия: наблюдательность, умение выделять интересные декоративные особен­ности материала. Выполняемая преимущественно в естественном тем­пе, требующая спокойствия, работа предполагает стабильность эмоци­ональной сферы, способствует развитию терпения и самоконтроля. В процессе овладения профессией формируются разнообразные двига­тельные умения и навыки, улучшается точность и координация движе­ний, глазомер.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что для столяра очень важно иметь хорошее зрение, нежелательны хронические забо­левания легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальная астма) и заболевания, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

ТОКАРЬ

Токарь - одна из наиболее широко распространенных специальнос­тей металлообработки, так как токарные станки - это самая крупная группа станков в механических цехах. Токарь - профессия, необходи­мая во всех отраслях народного хозяйства, поэтому сохраняется постоянно высокий уровень потребности в специалистах этой профес­сии.

Токарная работа представляет собой обработку металлов и неме­таллических материалов резанием. Резанием называют последователь­ное снятие с заготовки слоев металла (стружки) при помощи режущего инструмента. Этим путем достигают заданных чертежом формы, раз­мера и качества деталей.

Токарь-универсал - высококвалифицированный рабочий-станочник. Работа его разнообразна. Он производит наружную обточку заготов­ки, придавая ей цилиндрическую, коническую или фасонную форму;

внутреннюю расточку изделия, нарезание внутренних и наружных канавок и резьб разных профилей; сверление различных отверстий, отделку изделия. При этом токарь согласно -технологии по чертежам, производя необходимые расчеты, изготовляет деталь полностью или делает частичную токарную обработку, передавая затем деталь на другие станки (фрезерный, шлифовальный, долбежный и другие). Раз­меры деталей различны: от десятых долей миллиметра до десятков метров. Поэтому применяют и маленькие настольные станочки для обработки мельчайших деталей, и станки-гиганты, обрабатывающие детали диаметром до З м, длиной до 30 м и массой до 1700 т. И на маленьких и на больших станках требуются высокая точность и чистота обработки.

Работа токаря требует не только специальных знаний, но иразви­тия определенных качеств: технического мышления, пространственных представлений, памяти на числа и формы, развитого внимания, уме­ния логически мыслить. При настройке станка важную роль играют глазомер, помогающий точности установки приспособлений, координа­ция движений обеих рук при управлении станком (особенность работы токаря состоит в том, что руки одновременно производят разные движения, а это требует значительной тренировки) и определенная физическая сила. Важно, чтобы у рабочего были развиты наряду с уже перечисленными качествами тонкость слуховых восприятий при кон­троле за ритмом работы станка. Значительная часть рабочего времени токаря-универсала отводит­ся контрольно-измерительным операциям. Высокие требования к точ­ности вызывают необходимость тщательных измерений. Поэтому очень важно наличие острого зрения, дающего возможность замечать мелкие различия формы. Немаловажную роль имеет цветовосприятие, так как по цвету стружки токарь устанавливает, правильно ли определен режим резания (цвет стружки меняется при разной скорости точения).

Должен знать: правила наладки и проверки на точность токарных станков различных типов; способы установки креплений и выверки деталей; методы определения технологической последовательности об­работки и выбора оптимальных режимов резания; правила термообра­ботки, заточки, доводки и установки режущего инструмента; принципы калибрования профилей; схему установки плазменного подогрева и меры по обеспечению ее безопасной работы; правила настройки плазмотрона; свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей; систему допусков и посадок, квалитеты (классы точности) и классы шерохова­тости (чистоты обработки).

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье тока­ря: повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому на обучение по этой специальности не допускаются лица, страдающие гипертонической болезнью, хроничес­кими заболеваниями легких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющие заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровож­дающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Станочные (фрезеровщик, ста­ночник деревообрабатывающих станков и др.) и слесарные профессии.

УЧИТЕЛЬ

Сеятель разумного, доброго, вечного - говорят об УЧИТЕЛЕ. Педагогическая деятельность требует особого призвания, в основе которого лежит любовь к детям. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей. Учи­тель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфи­ки преподаваемого предмета, способствует формированию общей куль­туры личности. Использует разнообразные формы, методы, приемы и средства обучения, в том числе по индивидуальным планам, ускорен­ным курсам в рамках государственных стандартов. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение и подтверждение обучаю­щимися уровней образования. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Участвует в разработке образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме, в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Отвечает за жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса.

Педагогическая деятельность требует от человека определенных качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, са­мообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональ­ностью, убедительностью.

Должен знать: "Закон об образовании", основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических задач, теорию методики, психологию, возрастную физиологию, школьную ги­гиену, методику преподаваемого предмета, воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средст­ва обучения и их дидактические возможности, современные направле­ния развития образования. Готовят учителей для средней общеобразовательной школы педаго­гические училища, педагогические институты, университеты. Большин­ство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется так же в школах-интернатах, училищах, техникумах, дошкольных учрежде­ниях, учреждениях дополнительного образования.

Работане рекомендуется людям, имеющим психические расстрой­ства, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем тяжелого течения, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекци­онные и кожно-венерические заболевания, являющиеся бактерио- и вирусоносителями, а также имеющим вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм).

Должен знать: свой предмет и его педагогическую специфику, уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной, знать класс, группу, уровень ее знаний; должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему; должен пользоваться у ребят авторитетом, пользоваться их доверием и уважением, владеть методикой обучения; уметь подготовить урок, методически продумать его; уметь передать другим свои знания, помочь учащемуся усваивать сообщаемый материал, применять полу­чаемые знания на практике; знать возрастные особенности восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте.

Требования к профессиональной подготовке. Учитель работает со всем классом и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников, замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость, являются профессионально важными качествами учителя. Педагоги­ческая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя правильная речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедитель­ностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Родственные специальности: воспитатель в дошкольном учрежде­нии, воспитатель группы продленного дня, репетитор, гувернер, руко­водитель частной школы.

ФЕЛЬДШЕР

В городских и районных лечебно-профилактических учреждениях фельдшер является помощником врача и работает непосредственно под его наблюдением. В сельской местности самостоятельно осущес­твляет стационарную, амбулаторную помощь, помощь на дому, часто выполняя при этом функции врача.

Профессия имеет специальности:

1) фельдшер “Скорой помощи” - работает преимущественно в учреждениях службы “Скорая помощь”, выезжает по вызову для оказания первой помощи больному. По данным осмотра ставит пред­варительный диагноз. В случае необходимости вызывает врача или бригаду специалистов. Осуществляет транспортировку больных при госпитализации. Выполняет медицинские манипуляции: внутривенные вливания, инъекции, перевязки и др.;

2) фельдшер-лаборант - производит забор материалов (крови, желудочного сока и др.), готовит препараты для микроскопии;

3) фельдшер военный - ведет прием и медицинский осмотр, а также лечение в воинских частях, на кораблях в отсутствии врача или под его наблюдением;

4) фельдшер психоневрологических учреждений - в местах, где отсутствует врач-психиатр, направляет выявленных или обратившихся за помощью психических больных в стационар и наблюдает за ними после выписки;

5) фельдшер-акушер - принимает роды, проводит патронаж бере­менных женщин и грудных детей, мероприятия по предупреждению женской и детской смертности;

6) санитарный фельдшер - осуществляет санитарное обследование пищевых предприятий, бань, душевых, все виды дезинфекции на своем участке, составляет акты санитарного осмотра и т.д.

Фельдшер работает в постоянном контакте с людьми (кроме фельдшера-лаборанта), в одно-двухсменном режиме, возможны кругло­суточные дежурства, работа в праздничные и выходные дни. Часто находится в разъездах. Труд сопряжен со значительными физически­ми нагрузками, нервными стрессами (необходимость оказания экстрен­ной помощи, правильной постановки диагноза, работа с людьми, нахо­дящимися в различном психическом состоянии), опасностью заражения инфекционными заболеваниями.

Для эффективной работы фельдшерунеобходимы: физическая выносливость, устойчивость к воздействию стрессогенных факторов, хорошая долговременная и оперативная память, способность к быст­рой оценке и принятию оперативных решений, наблюдательность, от­ветственность, аккуратность, дисциплинированность.

Требуются хорошие знания в области химии, анатомии и физио­логии человека. Необходимо знание основных симптомов заболеваний взрослых и детей, инструкций по применению медикаментов, соблюде­ние правил их учета и хранения, владение методикой и техникой ухода за больными, навыками реанимации пострадавшего, а также знание и соблюдение принципов медицинской этики и деонтологии.

Работа фельдшера не рекомендуется людям, имеющим тяжелые расстройства сердечно-сосудистой системы, психические заболевания, аллергию на лекарственные препараты, нарушения зрения (в основном для фельдшера-лаборанта), являющимся бактерио- и вирусоносителями. По специальности фельдшера-лаборанта могут успешно трудиться лица, имеющие инвалидность в связи с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, страдающие сахарным диабетом.

Медицинская сестра, препод­аватель в медицинском училище, фармацевт.

ФЕРМЕР

Фермер обеспечивает производство товарной сельскохозяйствен­ной продукции на арендованной или находящейся в частной собствен­ности земле и сельскохозяйственной технике.

Организует и выполняет широкий спектр трудовых операций. Выполняет различные хозяйственные работы: слесарные, сварочные, строительные, управляет машинно-тракторными агрегатами. Занимает­ся селекцией, сбором, переработкой, хранением и реализацией произ­веденной продукции. Заботится об увеличении урожайности, сохране­нии поголовья, заготовке кормов, борется с вредителями сельскохо­зяйственных культур, оказывает ветеринарную помощь.

Фермерские хозяйства могут специализироваться на отдельных отраслях сельского хозяйства (растениеводстве, животноводстве, пче­ловодстве, рыболовстве и т.п.) или быть комплексными (многоотраслевыми). Труд на растениеводческих фермах носит сезонный характер, выполняется в дневное время, позволяет шире использовать технику. Фермер-животновод занят весь год с примерно равной нагрузкой и полный рабочий день с небольшими перерывами, а иногда и в ночное время для регулярного обеспечения кормами, уборки помещений, ухода за молодняком.

Труд фермера сопряжен с риском, обусловленным “капризами” погоды, конкуренцией, колебаниями цен на технику и продукцию. Фермер должен следить за состоянием рынка, проявлять гибкость и оперативность в перепрофилировании производства. В меру необходи­мости он пользуется услугами финансовых, торговых, снабженческих, ремонтных, юридических и других вспомогательных и посреднических структур.

Работа фермера физическая и умственная одновременно, напря­женная, ненормированная, с высокой долей ручного труда. Емунеоб­ходимы интерес к природе, трудолюбие, самодисциплина, предприим­чивость, практическая смекалка и сноровка.

Должензнать: основы растениеводства, животноводства, экономи­ки, правового законодательства и норм, землепользования, кредитно-денежных отношений, налоговой и таможенной политики; устройство, эксплуатацию, управление машинно-тракторными агрегатами.

Работа фермера требует достаточной физической силы, выносли­вости, крепкого здоровья, хорошего зрения и слуха. При выборе этой профессии противопоказаны: болезни суставов и позвоночника (выра­женный полиартрит, остеохондроз), заболевания сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен нижних конечностей, тромбоф­лебит), бронхиальная астма и другие хронические болезни легких тяжелого течения. Однако при некоторых отклонениях в функциях дыхательной и нервной системы умеренный физический труд на возду­хе способствует укреплению здоровья.

Близкие профессии (специальности): животновод, овощевод, трак­торист.

ФРЕЗЕРОВЩИК

Фрезеровщик работает на предприятиях машиностроения и метал­лообработки. На фрезерных станках (горизонтальных, вертикальных, копировальных, многошпиндельных, универсальных и специализирован­ных) обрабатывает детали различной сложности и назначения, ведет их плазменно-механическую обработку. По чертежам детали и техно­логической карте определяет последовательность обработки детали. Выполняет необходимые расчеты, определяет последовательность обра­ботки и режимы резания, производит наладку обслуживаемого обору­дования. С помощью измерительных инструментов проверяет соответ­ствие обработки заданным параметрам. Устанавливает детали и выве­ряет их в различных плоскостях.

Для успешного освоения профессии необходимы: зрительно-двига­тельная координация на уровне движений рук, точный линейный и объемный глазомер, способность к концентрации внимания, хорошая зрительная память, развитое наглядно-образное мышление, простран­ственное воображение.

Работает индивидуально в помещении. Рабочая поза - стоя, фик­сированная. Вредным фактором является высокий уровень шума.

Должен знать: правила наладки и проверки на точность обслужи­ваемых станков; особенности эксплуатации установки плазменного подогрева, меры по обеспечению ее безопасной работы; способы наладки плазмотрона; механические свойства обрабатываемых мате­риалов; способы установки, крепления, выверки обрабатываемых дета­лей; правила определения оптимальных режимов резания; правила термообработки, заточки и доводки фрез; систему допусков и поса­док, квалитеты (классы точности) и классы шероховатости (чистоты обработки).

Профессия имеет 2-6-й разряды.

При выборе этой профессиинеобходимо знать, что существуют производственные факторы, отрицательно влияющие на здоровье: по­вышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе. Поэтому эта специальностьне рекомендуется лицам, стра­дающим гипертонической болезнью, хроническими заболеваниями лег­ких с наклонностью к частым обострениям (например, бронхиальной астмой) и перенесших туберкулез, имеющих заболевания ушей со стойким понижением слуха и болезни, сопровождающиеся приступами головокружения и потерей сознания.

Родственные профессии: заточник, слесарь-инструментальщик, ста­ночник широкого профиля, токарь-универсал.

ЧАСОВЩИК

Работает в мастерских по ремонту часов, ремонтных цехах часо­вых заводов. Часовщик высокой квалификации в мастерской самостоя­тельно выполняет все виды ремонтных операций: разборку механизма, выявление дефекта, промывку узлов и деталей, замену дефектных деталей, изготовление несложных деталей, сборку и регулировку часов.

На приемном пункте часовщик-приемщик по результатам осмотра часового механизма определяет неисправности и оформляет заказ. По возвращении отремонтированных часов из цеха перед выдачей заказчи­ку заводит их и регулирует точность хода. Если нет необходимости в ремонте, часовщик-приемщик в присутствии заказчика сам исправляет мелкие неполадки и регулирует механизм.

В ремонтном цехе часовщик выполняет следующие операции: разбирает часы и выявляет дефекты; моет детали и узлы механизма; подбирает детали и узлы, требующие замены, и изготавливает недостаю­щие; собирает часовые механизмы и проверяет их работу. В процессе работы использует ручные инструменты (отвертки, пинцеты, лупу), моеч­ные машины, электронный измеритель точности хода и другие.

Работает часовщик в помещении. Характерна вынужденная рабо­чая поза - положение “сидя”. Повышенной нагрузке подвергается зрение: работа с мелкими деталями, неравномерная нагрузка на оба глаза (вследствие использования лупы).

Профессия имеет 2-6 разряды.

Для успешного освоения профессиинеобходимы: хорошая осяза­тельная и кинестетическая чувствительность, зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, способность к устойчивой концентрации внимания в течение длительного времени, простран­ственное воображение, наглядно-образное мышление.

Должен знать: устройство часового механизма; технологию изго­товления различных типов часов; последовательность операций сборки-разборки часов; основные виды неисправностей, способы их выявления и устранения; правила обработки изготавливаемых деталей; рецептуру моечных составов.

Должен уметь: осуществлять операции по ремонту часов в соответ­ствии со своей квалификацией; пользоваться ручными инструментами и приборами, проводить их отладку и содержать в рабочем состоянии.

Родственные профессии: мастер по ремонту радиоэлектронной аппаратуры и приборов, сборщик микросхем.

ШВЕЯ

Профессия швеи является одной из самых распространенных в легкой промышленности. На швейных предприятиях пошив изделий бытового и технического назначения ведется на швейных машинах разнообразной конструкции поточным методом; детали передвигаются с помощью транспортера от одной машины к другой в определенной последовательности. Швея в соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукавов в пройму, подворотника, воротника и другие операции. Каждая швея выполняет несколько операций или даже одну, но должна уметь выполнять любую.

Главное в работе швеи - скорость и точность. Она зрительно контролирует качество шва, длину стежка, частоту строчки, параллель­ность швов, у нее должен быть развит глазомер, правильное цветоощущение, так как ей приходится различать не только основные цвета, но и оттенки одного цвета. Большое значение имеет способность работать стабильно в течение определенного времени в условиях производ­ственного шума. Наилучших результатов добиваются швеи, которые обладают усидчивостью, аккуратностью, сосредоточенным вниманием, высокой степенью согласованности движений рук.

Должна знать: устройство обслуживаемых машин, способы регули­рования натяжения нити и частоты строчки; пошивочные свойства тканей, трикотажа, меха; ассортимент пошивочных изделий, способы их обработки; технические условия на выполняемые операции; последо­вательность обработки деталей изделия при поточном методе.

Профессия имеет разряды: в швейном производстве 1-5-й; в меховом - 1-4-й; в трикотажном, текстильной галантереи и других производствах текстильной промышленности - 1-3-й.

Профессия швеи не подходит людям с плохим зрением, наруше­нием цветоощущения, хроническими заболеваниями глаз неблагоприят­ного течения (например, глаукомы), а также лицам, страдающим гипер­тонической болезнью.

Близкие профессии (специальности); вышивальщица, закройщик, портной, преподаватель в училище, школе на курсах кройки и шитья.

ШТУКАТУР-МАЛЯР

Штукатур-маляр работает в строительных организациях. Роль его в строительстве очень велика, ведь он выполняет отделочные работы и от их качества зависит красота здания, его внешний вид, уют и комфорт внутренних помещений. Объем рабочих операций, выполняе­мых штукатуром-маляром, очень большой. Он оштукатуривает повер­хности конструкций и частей зданий и сооружений - стены, потолки, пилястры, колонны, балки, фасады, купола, арки различных очертаний. Подготавливает поверхность под штукатурку (выравнивает, насекает поверхность механизированным инструментом, прибивает драночные шиты). Готовит растворы для различных видов штукатурки, размечает поверхность под оштукатуривание, механизированным инструментом или вручную наносит штукатурку, отделывает поверхность после оштукатуривания. Окрашивает детали, а также поверхности из металла и других материалов (после очистки, расшивки трещин) при помощи механизированных шпателей, окрасочных агрегатов и других инстру­ментов и приспособлений. Отделывает поверхности, с выполнением лакировки, полировки, художественной живописи, а также под дере­во, мрамор и камень. Реставрирует художественные надписи, росписи и рисунки.

Работа штукатура-маляра связана с выполнением большого коли­чества часто повторяющихся движений и требует довольно существен­ного статического и динамического напряжения рук, особенно велика такая нагрузка при оштукатуривании стен и потолков. Чтобы уметь подбирать оттенки, которые гармонировали между собой и соответ­ствовали бы назначению окрашиваемых поверхностей, мастер должен обладать правильным цветовосприятием, иметь художественный вкус и хорошую память на цветовые оттенки. Особенно важна для маляра аккуратность, так как его работа завершает труд всего коллектива строителей.

Должен знать: виды и свойства материалов и растворов, применя­емых при штукатурных работах; физико-химические свойства крася­щих материалов; приемы разметки и разбивки наружных и внутренних поверхностей зданий; технологию и способы декоративного, художес­твенного оштукатуривания и выполнения штукатурок специального назначения; способы выполнения лакокрасочных покрытий деталей и поверхностей из различных материалов, режимы их сушки; правила наладки обслуживаемого оборудования; рецепты составления красок, лаков, шпаклевок; требования к качеству выполняемых работ.

Профессия имеет 1 -6-й разряды.

Профессия штукатура-маляратребует крепкого здоровья, вынос­ливости при выборе этой профессии противопоказаны: болезни суста­вов и позвоночника (выраженный полиартрит, остеохондроз), заболева­ния сосудов (тяжелый эндартериит, варикозное расширение вен ни­жних конечностей, тромбофлебит), бронхиальная астма и другие хро­нические болезни легких, некоторые виды кожных болезней.

Близкие профессии (специальности); каменщик, маляр по металлу, мастер производственного обучения, художник-оформитель.

Эколог организует защиту жизни и здоровья людей, животного и растительного мира от последствий нерационального и бесконтрольного использования достижений науки и техники. Он обеспечивает поддер­жание равновесия между природоохранными мероприятиями и потреб­ностями научно-технического и экономического развития страны, ак­центирует в этих целях внимание на соблюдении и совершенствовании технологических режимов, культуры производства, правил транспорти­ровки опасных веществ, приемов самозащиты граждан.

Путем наблюдений, опросов, с помощью приборов и других мето­дов эколог проводит анализ состояния воды, земли, воздуха, растений, животных, а также влияния природной среды и продуктов питания на здоровье и самочувствие людей, их генетический аппарат. Выявляет и классифицирует действующие и потенциальные источники экологичес­кой опасности, определяет ее происхождение, характер, степень, мас­штабы, реальные и прогнозируемые последствия. С учетом текущих и перспективных экологических нормативов и регламентов разрабатыва­ет комплекс природоохранных мероприятий, добивается их реализа­ции, контролирует результаты в соответствии с законодательными актами.

Консультирует работодателей по вопросам профилактики экологи­ческих рисков, уменьшения затрат на штрафные санкции. Координиру­ет свои действия с органами санитарно-гигиенического надзора, коми­тетом по химическому и биологическому оружию, органами федераль­ного надзора по ядерной и радиационной безопасности. Через средст­ва массовой информации разъясняет и пропагандирует цели и значе­ние природоохранной деятельности.

Труд эколога сложный и напряженный; работа с документами сочетается с разъездами, организацией практических мероприятий. Емунеобходимы устойчивая социально-нравственная мотивация, на­блюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, принципиальность, высокая физическая выносливость.

Эта деятельностьпротивопоказана людям, страдающим заболева­ниями сердечно-сосудистой и нервной систем, психическими недугами.

Требования к профессиональной подготовке: необходима хорошая подготовка в археологии, биологии, медицине, социологии, истории, литературе, общая ориентация в вопросах техники и технологии, экономики труда, рыночных отношений, правоведения. Желателен прак­тический опыт в одной или нескольких указанных областях.Близкие профессии (специальности): работа в учреждениях санитарно-гигиенического, метеорологического профиля, научных и учеб­ных заведениях.

Профессия «Станочник»

Токарь – одна из древнейших специальностей на земле, т.к. токарному делу не менее 6 тысяч лет, потому возраст у этой профессии, как видим, весьма и весьма почтенный.

Первой продукцией древнейшего токаря были углубления и отверстия в камнях. Палку, прижимавшую к обрабатываемому камню абразив (песок), вращали между ладонями, и постепенно в камне получалась лунка или дыра.

А вот как выглядел древнейший станок, конечно, это громко сказано, но все элементы станка присутствуют. Два дерева – это бабки; привод лучковоножный; есть и центры – острия, прикреплённые к стволам деревьев. Подставкой для резца служила доска, наглухо приколоченная к стволам.

Лучковый привод продержался многие столетия в токарной технике; имелся он и в станках древних египтян, а им около 4800 лет!

Дальнейшим усовершенствованием был токарный станок эллинов (древних греков). Старинные книги сохранили сведения о талантливом греческом мастере Фёдоре, прославившегося своими токарными изделиями. Древнегреческий станок был уже более усовершенствованным. У него была прочная станина, передвигаемый задний центр, ножной привод с коленчатым валиком, патрон для закрепления заготовки, доска для упора в нее режущего инструмента.

А вот следующий станок совместил в себе лучковый и ножной приводы, а кроме того, имел передний центр и переставляемую подставку для резца.

Подлинный переворот в токарном деле совершил русский «токарный художник», личный мастер Петра I и начальник его токарной мастерской Андрей Константинович Нартов (1694-1756гг).

А.Н.Нартов, один из самых замечательных русских техников 18 века, воспитанник Московской школы математических и навигационных наук, впервые в мире в 1712 году изобрел, а затем и построил токарно-копировальный станок с суппортом – механическим держателем режущего инструмента, заменяющим руку человека.

На этом станке, хранящимся теперь в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, сохранилась надпись: «Начало произвождения к строению махины 1718-го, решена 1729-го году. Механик Андрей Нартов»

В конце 18 века тверской механик – часовщик Лев Собакин и тульский мастер Алексей Сурнин разработали чертежи, по которым изготовлялись токарно-винторезные станки для изготовления ружейных стволов.

Впервые на этом станке было применено автоматическое выключение суппорта.

Особенно широко изготовление токарных станков было развито на Тульском и др. оружейных заводах.

Станочник широкого профиля – это главная рабочая профессия в машиностроении. Он должен быть высококвалифицированным рабочим, т.к. создавая качественную продукцию должен уметь перестроить обслуживаемое оборудование, знать устройство, принцип действия и технологические возможности станков, технологическую оснастку и режущий инструмент, читать технологические карты и чертежи. Все операции рабочий должен спланировать самостоятельно, а это можно сделать только при хорошем знании оборудования, физики, математики, черчения.

Наше учебное заведение обучает специалистов – станочников с 1987года. Для Амурского машиностроительного завод, который являлся базовым заводом учебного заведения, готовили:
- Контролер станочных и слесарных работ 1987 год;
- Наладчик станка ЧПУ 1987 год;
- Наладчик роторных линий 1987 год;
- Слесарь ремонтник 1987 год;
- Оператор станков с ЧПУ 1987 год;
- Станочник широкого профиля.

Для завода «Вымпел»:
- Слесарь по ремонту систем вентиляции и кондиционеров.

Профессия станочника очень многолика, работник должен быть настоящим профессионалом своего дела. Всё чаще на предприятиях появляются станки с программным управлением и станки типа «обрабатывающий центр», особенно в серийном и мелкосерийном производстве станочник сегодняшнего дня – это ещё и оператор, и наладчик станков и манипулятор с программным управлением.

34.2

Для друзей!

Справка

Станочник - рабочий, изготавливающий на специальных станках детали для различных механизмов. Рабочим материалом для деталей может служить металл или дерево. Наибольшее распространение в нашей стране эта профессия получила в 1930-41 годах, в период индустриальной революции, когда было построено множество машиностроительных предприятий. В годы Великой Отечественной войны большинство заводов было перепрофилировано на выпуск продукции для фронта (патроны, снаряды, пушки, танки и т.д.), а работали станочниками в основном девушки и женщины.

Востребованность профессии

Очень востребована

В настоящее время, профессия Станочника считается очень востребованной на рынке труда. Многие фирмы и многие предприятия нуждаются в квалифицированных специалистах в этой области, потому как отрасль развивается быстро, а специалисты еще только получают образование.

Вся статистика

Описание деятельности

Профессия станочника объединяет в себе деятельность токаря, фрезеровщика, шлифовщика, сверловщика, зуборезчика и многих других специалистов. Поэтому станочник может выполнять действия на соответствующих станках (токарном, фрезерном и т.д.) и применять в своей работе разнообразные режущие инструменты: сверла, фрезы, развертки, резцы и другие.

На современных предприятиях сегодня всё чаще применяются станки с программным управлением. Это значит, что станочник должен быть еще и оператором. Он должен разбираться в компьютерной технике и при необходимости суметь устранить неполадки.

Благодаря существованию профессии станочника возможно оперативно изготавливать детали различной сложности для многих видов промышленности.

Работа на различных станках требует строгого соблюдения правил безопасности. На рабочем месте станочники надевают униформу, специальные головные уборы и защитные очки.

Заработная плата

средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Очень распространенная

По результатам анкетирования, профессия Станочника в настоящее время является очень распространенной, поскольку достаточно длительный период на специалистов в этой области был высокий спрос среди работодателей. Эта сфера нуждалась и продолжает нуждаться в специалистах.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Станочника , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Прежде чем приступить к изготовлению детали, станочник изучает ее чертеж, производит необходимые расчеты и выстраивает последовательность работ. В это же время он определяет, какие виды станков и инструменты понадобятся для изготовления детали. На подготовительном этапе работы станочнику иногда приходится использовать справочники.

Исходя из используемого материала, станочник настраивает станок. Изготовив деталь, работнику еще предстоит ее обработка: шлифовка и доводка наружных и внутренних поверхностей. После чего станочник проверяет размеры детали и качество обработки с помощью оптических приборов.

Вид труда

Преимущественно физический труд

Как показывают результаты анкетирования, профессия Станочника подразумевает преимущественно физический труд. Станочник должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Без станочников не обходится ни одно предприятие, связанное с металлообработкой. Помимо заводов они могут работать в ремонтных мастерских.

Возможности карьерного роста

Минимальные карьерные возможности

По результатам анкетирования, Станочники имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Станочника не имеет схемы карьерного роста.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области» «Белокалитвинский многопрофильный техникум»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме:

«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ – СТАНОЧНИК»

Выполнил:

студент гр. 151

Габрилян А.

Преподаватель:

Е.Н. Буянова


Цель - исследователь свои профессиональные способности и возможности для получения и профессии Станочник.

Задачи:

Познакомиться с дополнительной литературой по профессиональному самоопределению;

Изучить требования к профессии Станочник;

Изучить свои склонности и способности и соотнести их к требованиям к выбранной профессии;

Защитить проект.




История возникновения профессии

Станочниками называют людей, работающих за станками. История профессии станочника начинается в 17-18 веках.

Развитие профессии приходится на рассвет индустриальной революции середины прошлого века, когда основным инструментом для работы являлось промышленное оборудование. На сегодняшний день профессия станочника все ещё удерживает свои позиции и с успехом применяется на производстве.…






Каждое изделие – это творение человеческих рук – от космических кораблей до зубной щетки. И везде вложен труд станочника. Поэтому к этой профессии относятся с особым уважением.

Работа станочника – интересна и разнообразна. Из куска твердого металла можно выточить деталь любой формы, обработать деталь с точностью до нескольких миллиметров, сами детали могут быть огромного размера.



Значимость профессии для общества

Несмотря на то, что профессия станочника относится к разряду малоизвестных занятий, её незаменимость для общества не вызывает сомнения.

Век технического прогресса значительно снизил популярность профессии станочника, отдав первенство компьютерным технологиям. Однако, несмотря на это, промышленная сфера по-прежнему нуждается в квалифицированных специалистах, способных создать индивидуальную деталь для различного оборудования. Используя токарные, фрезерные, сверлильные или шлифовальные станки, мастер в ручном режиме следит за соблюдением всех параметров изделия и гарантирует его высокое качество.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИИ

Тип профессии по предмету труда : предметом труда станочника являются разнообразные машины и механизмы, поэтому профессия относится к типу «Человек – Техника».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия станочника предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по образцу, с четким соблюдением правил, нормативов, инструкций).


Область применения профессии «Станочник»

Машиностроительные предприятия различного профиля

Судоверфи

Железнодорожные депо

Строительные организации

Медицинское приборостроение

Оборонная и космическая промышленность


ДОСТОИНСТВА ПРОФЕССИИ

В современном мире производство различных деталей и машин постоянно увеличивается и усложняется, поэтому специалисты по их изготовлению не просто востребованы, а жизненно необходимы. И это является основным преимуществом профессии станочника . Кстати, в нашей стране ситуация со станочниками приняла катастрофическое положение: старое поколение, с большим опытом работы, уходит на пенсию, а новое – мало того что еще не обладает достаточными практическими навыками, так еще и малочисленно.

Результатом сложившейся ситуации стало то, что в борьбе за высококвалифицированных специалистов работодатели готовы предложить им достойный уровень оплаты. Если еще каких-то 5-10 лет тому назад станочники получали до неприличия маленькую зарплату, то сегодня, при наличии соответствующей квалификации, они могут рассчитывать на оплату своего труда в пределах 40-60 тысяч рублей.

Ну и самое главное. Профессия станочника является яркой выраженной мужской профессией, которая накладывает на человека неизгладимый отпечаток. Именно поэтому опытные станочники убеждены, что эта работа превратит любого стеснительного молодого человека в сильного и уверенного в себе мужчину.

НЕДОСТАТКИ ПРФЕССИИ

Недостатки профессии станочника в основном связаны с потребностью постоянно поддерживать хорошую физическую форму. При этом особенно важна способность сохранять высокую степень концентрации и точный глазомер. Если специалист не способен выдержать связанные с работой физические нагрузки, то из профессии ему лучше уйти, так как утомляемость на рабочем месте может привести к повышенному риску травматизма, и, возможно, к хронической депрессии.

Помимо этого рабочее место станочника очень сложно назвать удобными и, так как изготовление деталей подразумевает большое количество отходов производства (стружка, пыль, смазка и т.д.). Правила безопасности требуют от станочника постоянного ношения на работе спецодежды и защитных средств. И не важно, жарко в цеху или нет.

Наконец, эта профессия категорически не подходит тем, кто не хочет или не может постоянно совершенствоваться. Ведь технический прогресс не стоит на месте, и чтобы идти с ним "в ногу" станочнику приходится профессионально расти, регулярно отслеживая и изучая последние достижения науки и техники в сфере станкостроения.


ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТАНОЧНИКА

Профессию станочника нельзя назвать легкой – специалист практически постоянно находится на ногах, при этом всегда в напряжении, так как обработка и дерева, и металла физически тяжелая работа. Кроме того, работа станочника предполагает точное соблюдение и соответствие изготавливаемых им деталей чертежам. Поэтому специалист должен обладать такими личностными качествами, как:

внимательность;

развитое чувство пространства;

точный глазомер;

ответственность;

аккуратность;

развитая моторика рук;

наглядно-образное мышление;

отличная реакция;

организованность.

Станочник – это еще и интеллектуальная профессия. Поэтому специалист должен уметь читать чертежи, знать математику и физику, основы химии и материаловедения, в особенности – свойства дерева или металлов, чтобы определять время, способ обработки, а также производить выбраковку некачественного материала.


Профессионально важные качества станочника

физическая сила, выносливость;

суставно-мускульная чувствительность;

образная память;

линейный и объемный глазомер;

техническое мышление;

пространственное воображение;

способность к концентрации и распределению внимания;

нервно-психическая устойчивость, техническое мышление;

навыки черчения, чувство симметрии, твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор).


СТАНОЧНИЕ ДОЛЖЕН уметь:

выбирать оптимальные режимы обработки металла, используя техническую литературу и паспорт станка;

рассчитывать оптимальные режимы обработки по формулам;

выполнять установку и снятие заготовок в металлообрабатывающее оборудование;

управлять станками с ЧПУ (числовым программным управлением), а также манипуляторами для подачи заготовок к рабочему месту;

управлять работой группы станков с ЧПУ;

выполнять подналадку и корректировку работы металорежущих станков в процессе работы;

проверять качество и точность обработки;

пользоваться контрольно–измерительными приборами;

работать на всех типах станков в соответствии с квалификацией;

выполнять техническое обслуживание станочного оборудования.


СТАНОЧНИК ДОЛЖЕН знать:

Принцип действия однотипных сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков; назначение и условия применения наиболее распространенных приспособлений, контрольно-измерительных инструментов, специального режущего инструмента; маркировку и основные механические свойства обрабатываемых материалов; правила заточки и установки резцов и сверл; виды фрез, резцов и их основные углы; виды шлифовальных кругов и сегментов; способы правки шлифовальных кругов и условия их применения; назначение и свойства охлаждающих жидкостей и масел; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости.


Медицинские противопоказания

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

заболевания конечностей, ограничивающие диапазон движений;

болезни легких;

аллергии;

нарушения слухового и зрительного анализаторов;

нарушения речи.


ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ СТАНОЧНИКА?

Получить профессию станочника можно в любом профильном колледже или техникуме, осуществляющим подготовку по таким специальностям, как «Технология деревообработки» или «Технология металлообработки». Ну а если принять во внимание высокую потребность в подобных специалистах, то можно с уверенностью заявить, что подобные учебные заведения имеются в каждом российском городе. При этом особого значения выбор техникума или колледжа не имеет, поскольку уровень подготовки рабочих в России всегда был, есть и, надеемся, будет достаточно высоким.

Для себя я выбрал (а) ГБПОУ РО «БКМТ»


Профессиональный рост станочника связан с получением дополнительного образования, повышением квалификации и разряда, расширением и усложнением видов выполняемых работ.


Родственные профессии

Заточник, сверловщик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, строгальщик, токарь-универсал, фрезеровщик, шлифовщик, станочник деревообрабатывающих станков.



В результате выполненных мною заданий я выяснил, что мои интересы и способности относятся к сфере «человек-техника» и при выборе профессии я руководствуюсь стремлением к творческой работе, интересом к новым технологиям, приобретением необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Кроме того у меня предприимчивый тип характера и я отношусь к экстравертам. А это означает, что освоить профессию Станочник широкого профиля мне будет легко.



Путь к достижению цели

Для овладения профессией Станочник я в 2015 году поступил в ГБПОУ РО «БКМТ». В результате получения образование мною достигнуты отличные результаты. Полученные знания и отработанные умения позволят мне стать высококвалифицированным работником на рынке труда


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИЧУГСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

«АРТ–ПРОФИ – ФОРУМ»

Номинация «Арт-Профи - профессия»

«Моя профессия»

Выполнил : обучающийся I курса,

группа № 3, профессия Станочник(металлообработка)

Смирнов Игорь Андреевич

Руководитель:

Никольская Ирина Владимировна

преподаватель истории

2015г

Моя профессия.

Профессия, о которой я хочу рассказать, не является широко известной, как, например, профессия продавца или менеджера, и не считается популярной среди молодежи, как профессия программиста или системного администратора. Это профессия Станочник. Я знаю о ней не понаслышке, потому что сам ее выбрал, поступив в ОГБПОУ Вичугском многопрофильный колледж. Эта профессия интересная, почетная и с богатой историей. Профессия Станочник входит в список 50 наиболее востребованных на рынке труда перспективных профессий.

Толковые словари сходно объясняют эту профессию. В толковом словаре Д.Н. Ушакова читаю: «Станочник-рабочий, работающий на станке», в словаре Т.Ф.Ефремовой нахожу такое объяснение: «Станочник тот, кто работает на станке». Но хочу добавить, что станки бывают разные, и материалы, с которыми приходится иметь дело рабочему, тоже отличаются. Моя специализация – металлообработка, а профессия - станочник широкого профиля - связана с машиностроением. Поэтому в моем понимании станочник – это рабочий, выполняющий обработку деталей из металла на токарных, фрезерных, шлифовальных, сверлильных станках. Он изготавливает различные детали для ремонта станков и механизмов, проводит отслеживание точности параметров в ручном режиме, гарантирует высокое качество выполняемых работ. Станочник широкого профиля должен знать всю технологическую цепочку изготовления деталей, уметь работать на станках разного типа и применять в своей работе разные инструменты: сверла, фрезы, развертки, резцы.

На станке нужно работать не только руками, но и уметь думать головой. Станочнику необходимы хорошие знания в области математики и физики, особенно важна механика. В своей учебе я делаю упор на изучение свойств обрабатываемых металлов, на умение читать и создавать чертежи различных деталей. Настоящий мастер должен иметь хорошее зрение, для него также важна физическая сила и выносливость. Работая на станке, специалист должен быть внимательным и аккуратным, чтобы избежать травм и не допустить брака при изготовлении деталей.

На уроках теоретической подготовки по профессии мы уже пробовали работать на Симуляторе пульта управления токарным станком с числовым программным управлением. Старшие ребята нашего колледжа уже успешно справляются с заданиями взрослых мастеров, наравне с профессионалами работают на Вичугском машиностроительном заводе. Студент 2 курса Баландин Павел представлял наш регион на полуфинале Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в Ярославле и Коломне в компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ».

WorldSkills – это международное движение, направленное на повышение престижа рабочих профессий, развитие профессионального образования и проведения конкурсов профессионального мастерства для молодых рабочих. Мы гордимся нашим товарищем. В дальнейшем я бы тоже хотел попробовать свои силы в подобных соревнованиях.

Об этой профессии я узнал еще до поступления в колледж. Станочником был мой прадед по материнской линии Теплов Аркадий Михайлович, а потом и отец выбрал эту профессию. О своем прадедушке я знаю из рассказов матери. Мой прадед работал на Вичугском машиностроительном заводе с 1939 года. Он всегда вспоминал о том времени с чувством гордости, ему довелось учиться у лучшего токаря завода В. В. Сокина. Владимир Владимирович стал инициатором стахановского движения на Вичугском литейно-механическом заводе, так раньше назывался завод в городе Вичуга. Вместе со своим напарником Беляевым он взялся обслуживать три станка, тем самым значительно перевыполняя установленные нормы выработки. В 1939 году В. В. Сокин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, стал первым орденоносцем на заводе. Когда я побывал на учебной практике и поработал на токарном станке, то понял, что выточить деталь на простом непрограммируемом станке очень трудно. Ломая очередной резец, я всегда удивлялся тому, что токаря- профессионалы способны были работать на трех станках одновременно и выпускать качественную продукцию. Мой прадедушка стал отличным специалистом, он участвовал в конкурсах профессионального мастерства и занимал призовые места.

Осваивать профессию мне помогает отец. Он всегда говорит мне, что нужно изучить профессию с самых азов, знать все технические операции, а к делу подходить ответственно, вдумчиво, оттачивая каждое движение за станком. В нашем колледже профессия Станочник считается привилегированной, потому что на эту профессию всегда есть конкурс, и получить ее возможно только как основную, а не как дополнительную, совмещая обучение с другой, выбранной при поступлении. Мой отец давно работает на металлообрабатывающих станках с программным управлением и справедливо считает, что за ними будущее в станочной профессии. Он прошел путь от простого станочника до оператора-наладчика станков с числовым программным управлением. На производственном участке мне уже приходилось работать на Токарно-револьверном центре с ЧПУ ST -30 и программно-аппаратном комплексе обработки материалов (учебно-производственном токарном станке с ЧПУ). Я очень рад, что такое оборудование нам доверяют уже на первом курсе. Эти станки отвечают всем современным требованиям профессии Станочник.


На уроках ознакомления с профессией я узнал, что профессия известна на Руси с начала 18 века, когда свои реформы проводил Петр 1. Петр 1 своими руками на токарном станке изготовил множество изделий, в том числе вазу, которую подарил Прусскому королю. Станок этот до сих пор хранится в музее Санкт-Петербурга. Самым известным механиком и изобретателем в России был Андрей Константинович Нартов, создатель токарно-винторезного станка с механизированным суппортом. Его называли «Личным токарем» Петра. Эта должность сейчас сравнима с должностью министра машиностроения.

Изучая историю профессии, я все больше проникался уважением к людям труда, смекалистым и упорным в своей работе, и гордостью за свой профессиональный выбор.

Следующий важный этап в развитии станочной профессии пришелся на годы войны. С 1941 года большинство заводов перешли на выпуск продукции военного назначения. На нашем машиностроительном заводе выпускали снаряды, патроны, гранаты. Многие специалисты ушли на фронт, в числе них был и мой прадед. Места ушедших на фронт рабочих заняли в основном женщины и подростки. Бывшая работница завода Разумова Галина Ефимовна рассказывала: «Было мне четырнадцать лет и восемь месяцев. Работала строгалем. Это была основная моя работа. А рядом станки стояли пустые, работать на них некому было. Я точила на них снаряды. Это была как бы дополнительная работа, а основная – строгалем. Двенадцать часов работали – с семи утра до семи вечера». Это обычный трудовой день станочника в годы войны, только рабочими тогда были мои сверстники или еще младше, школьники, бросившие школу. Мой прадед Теплов А.М. прошел всю войну, был трижды ранен, имеет награды. Из рассказов мамы знаю, что после войны он вновь вернулся на родной завод к своему станку.

Разные времена переживал наш завод. Несмотря на все трудности специалисты машиностроительной отрасли, связанные с металлообработкой, были и остаются востребованными на рынке труда. Я продолжаю изучать эту профессию с твердым убеждением, что всегда смогу найти себе работу по специальности после окончания учебы.

Свои размышления о выбранной профессии мне бы хотелось закончить словами современного мыслителя Востока Али Апшерони: «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями». Я думаю, что мой отец, прадед и я поступили правильно, выбрав профессию Станочник. Мне есть на кого равняться в профессии и к чему стремиться в будущем.