Какие курсы можно закончить от центра занятости – специальности и условия прохождения обучения. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан Профессиональная подготовка безработных граждан

В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока.

Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Из п. 2 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами. Следовательно, по направлению органов службы занятости гражданин может обучаться в учебных заведениях, с которыми орган службы занятости, где гражданин состоит на учете в качестве безработного, заключил соответствующий договор. Для гражданина данное обучение проводится бесплатно. Более того, в ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости. Данная стипендия заменяет пособие по безработице.

Для лиц, которые в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, отработали полный норматив рабочего времени не менее чем за 26 календарных недель, размер выплачиваемой им стипендии составляет 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы, но не свыше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого выплачивается стипендия. Стипендия не может быть ниже 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Остальным гражданам стипендия выплачивается в размере стипендий, установленных для соответствующих учебных заведений государством, но не ниже пособия по безработице, которое могло быть им назначено. И в этом случае стипендия не может быть ниже 100 рублей в месяц. При этом районный коэффициент на территории Крайнего Севера и приравненных к нему местностях применяется к стипендии перечисленных лиц, которая не превышает 100 рублей в месяц. Тогда как лица, отработавшие норматив рабочего времени, указанные коэффициенты получают ко всем стипендиям, выплачиваемым в указанных местностях.

Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, стипендия выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом размер стипендии указанных лиц не может быть меньше 20 процентов данного минимума и 100 рублей в месяц.

Лица, обучающиеся по направлению органов службы занятости, также имеют право на увеличение стипендии при наличии у них иждивенцев в размерах, которые установлены для аналогичного увеличения пособий по безработице.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, в период профессионального обучения по направлению службы занятости стипендия выплачивается:

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим режимом при обучении на данной территории - в повышенном на 20 процентов размере;

Постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение при условии обучения на данной территории - в повышенном на 50 процентов размере;

Постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы при условии обучения на территории этой зоны - в повышенном на 100 процентов размере.

В п. 6 ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена возможность уменьшения размера получаемой гражданином стипендии на 25 процентов сроком на один месяц или приостановления ее выплаты на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительных причин. Решение о приостановлении или об уменьшении размера стипендии принимается органом службы занятости, направившим гражданина для прохождения обучения. Данное решение должно быть законным и обоснованным, оно не может быть продиктовано формальными соображениями. Например, нерегулярное посещение занятий без уважительных причин при успешном освоении преподаваемых дисциплин едва ли можно признать законным поводом для снижения стипендии или приостановления ее выплаты.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплат­ную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профес­сии), трудоустройства, возможности профессионального обуче­ния. Безработные граждане имеют также право на бесплатное по­лучение услуг по психологической поддержке, профессиональ­ной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного об­разования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональ­ное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если˸

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2) необходимо изменить профессию (специальность, род за­нятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение ква­лификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют без­работные инвалиды, безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку по направлению орга­нов службы занятости, во время обучения выплачивается стипен­дия. При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподго­товку в другую местность.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия ʼʼзанятостьʼʼ. Какие виды занятости вам известны?

2. Чем заработок отличается от трудового дохода?

3. Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занято­сти.

4. Кто и в каком порядке должна быть признан безработным?

5. Какие граждане не могут быть признаны безработными?

6. Охарактеризуйте правовой статус безработного.

7. Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачи­вается?

8. Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан" 2015, 2017-2018.

Рынок труда является важнейшей сферой социально- экономической жизни общества. В процессе труда происходит соединение работника со средствами производства, обеспечивается возможность получения необходимых жизненных средств, создаются условия для раскрытия творческого потенциала человека. Именно поэтому состояние рынка труда находится в центре внимания как и государства, так и отдельного гражданин. Профессиональное обучение безработных и незанятых граждан в системе государственной службы занятости рассматривается как важнейший элемент государственной активной политики на рынке труда в современной России, поскольку оно является наиболее масштабной и дорогостоящей программой, как по числу ее участников, так и по объемам финансирования. Расходы на активную политику занятости составляют около 25% от общих затрат, примерно половина этих средств (12–12,5%) выделяется на профессиональное обучение. Государственные услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации могут оказываться гражданам, официально зарегистрированным в качестве безработного в органах службы занятости населения (Центрах занятости населения).
Безработным гражданам гарантируются бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Основные задачи центров занятости населения:

· оказание гражданам практической помощи в трудоустройстве, в том числе на основе реализации специальных программ для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

· организация профессиональной подготовки, повышения ква­лификации и переподготовки безработных граждан и высвобож­даемых работников;

· обеспечение различных видов социальной поддержки граж­дан в случае безработицы.

Основные организационно-правовые формы содействия занятости населения:

· трудовое устройство безработных;

· социально-психологическая помощь и поддержка;

· профессиональная ориентация;

· профессиональная подготовка;

· профессиональная переподготовка;

· повышение квалификации работников;

· организация и проведение общественных работ;

· содействие безработным в организации собственного дела.

Как правило, услуги, связанные с содействием занятости граж­дан, предоставляются центрами занятости бесплатно. Вместе с тем указанные центры имеют право осуществлять некоторые виды предпринимательской и иной деятельности, связанные с извле­чением дохода. Так, они могут оказывать работодателям плат­ные услуги консультационного характера или связанные с про­фессиональным отбором персонала при найме на работу, органи­зацией обучения. Порядок предоставления платных услуг опреде­ляется Правительством Российской Федерации. Основной задачей профессионального обучения является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии (специальности).

Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда регионов и осуществляется с учетом анализа и прогнозов социально-экономического развития региона. Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями. В п. 1 ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся:

· гражданин не имеет профессии (специальности);

· невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

· необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей у гражданина профессиональным навыкам;

· гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности);

· женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации гражданам выплачивается стипендия.

Категории граждан, имеющие право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют признанные в установленном порядке безработными:

  • инвалиды;
  • родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов;
  • граждане по истечении шестимесячного периода безработицы;
  • граждане, уволенные с военной службы;
  • жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
  • выпускники общеобразовательных учреждений;
  • граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются:

  • в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования;
  • в учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях;
  • в образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает в себя следующие виды обучения:

  • профессиональная подготовка сцелью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
  • переподготовка безработных граждан для получения дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, получения новой квалификации;
  • повышение квалификации безработных граждан с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, освоения новых способов решения профессиональных задач, изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной форме обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.

Профессиональное обучение в зависимости от его вида и формы включает в себя теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и, при необходимости, стажировку.

Информацию о комплектовании учебных групп, сроках и стоимости обучения Вы можете получить в центрах занятости населения.

Получение безработными гражданами второго высшего или среднего профессионального образования по направлению органов службы занятости не допускается.

В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам:

  • уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством Российской Федерации (далее - размер районного коэффициента);
  • впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель - в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента;
  • утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Порядок назначения и выплаты стипендии гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Размер стипендии в порядке, установленном уполномоченным Правительство Российской Федерации органом исполнительной власти, может быть уменьшен на 25 процентов сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Все виды удержаний со стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В случае смерти гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплата стипендии прекращается. При этом выплата причитающейся гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Итак, безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности. Кроме того, в полномочия службы занятости входят оказание психологической поддержки и социальная адаптация безработных граждан (п. 3 ст. 7.1 Закона о занятости). При этом административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития от 27.11.2007 г. № 726. В свою очередь административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда прописан в приказе Минздравсоцразвития от 07.06.2007 г. № 400.. Реализация прав на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы, в соответствии, с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице. Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности. В связи, с чем и отказ от прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости освобождает от обязанности выплачивать пособие по безработице в течение установленного законодательством срока. Такой отказ свидетельствует об отсутствии у безработного гражданина готовности выполнять работу, которую ему может предложить орган службы занятости. В связи, с чем приостановление выплаты пособия по безработице в связи с отказом от профессионального обучения по направлению службы занятости не вступает в противоречие и с понятием безработного гражданина, одним из составляющих которого является готовность приступить к подходящей работе.

Список использованной литературы

1. Лебедев В.М., и др. Современное трудовое право. Книга первая. М., 2007.

2. Трудовое право России. Учебник / Под ред. Маврина С.П., Филипповой

3. М.В.; Хохлова Е.Б. СПб., 2005. С. 30-31http://edu.dvgups.ru/METDOC/

4. http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/trudovoe_pravo

5. http://referatwork.ru/refs/source/ref-107294.html

6. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2006.

7. Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»//Собр. закон. РФ. – 2005. - №43.

8. В.И. Миронов. Трудовое право России, 2004

9. http://www.proprof.ru/stati/qualification/perepod

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях - календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если: 1)

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2)

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3)

гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, во время обучения выплачивается стипендия.

При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

Вопросы и задания 1.

Дайте определение понятия «занятость». Какие виды занятости вам известны? 2.

Чем заработок отличается от трудового дохода? 3.

Перечислите полномочия Федеральной службы по труду и занятости. 4.

Кто и в каком порядке может быть признан безработным? 5.

Какие граждане не могут быть признаны безработными? 6.

Охарактеризуйте правовой статус безработного. 7.

Что такое пособие по безработице? В каком порядке оно выплачивается? 8.

Как осуществляются профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан?

В рамках Федеральной программы развития кадрового потенциала России на период до 2000 года внедряется специальная Программа содействия развитию персонала на производстве (1994)1. Она предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по содействию предприятиям в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала. Общая стратегия намечаемых мер заключается в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для профессионального роста и самореализации, получения знаний и навыков непосредственно на рабочих местах, необходимых в период перехода к рыночным условиям хозяйствования, и построения в перспективе на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе дополнительного профессионального образования. Это поднятие более широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии профессиональную переориентацию человека, потерявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте после переобучения. Организатором профессиональной переподготовки безработных становится служба занятости населения, основной функцией которой является содействие безработным; гражданам в трудоустройстве.
Специалисты службы занятости оказывают профессионально ориентационные услуги безработному на этапе поиска нового профессионального старта, на этапе выбора нового профессионального пути и направления переподготовки. Безработный нуждается в такой помощи, поскольку не готов самостоятельно сделать выбор.

Глава 7. подготовка и переподготовка безработных

Государственная служба занятости участвует в программе «Поддержка развития предпринимательства и самостоятельной занятости», предусматривающей широкий спектр мер по развитию малого бизнеса в России, и берет на себя организацию профконсультирования и обучения основам предпринимательства, финансовую поддержку малого бизнеса на стадии становления; создание бизнес-инкубаторов и социально-деловых центров содействия самозанятости населения. В рамках программы обучения основам предпринимательской деятельности и организации собственного дела свыше 30 тыс. человек в течение 1997 г. заключили договор со службой занятости. В период реформы резко обострилась проблема роста квалификации работников, занятых на предприятиях.


Многим из них недостает не только профессиональных знаний, но и культуры труда, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Повышение эффективности обучения безработных невозможно без обращения к андрагогике, в центре внимания которой находится взрослый учащийся с его жизненным опытом, проблемами, потенциальными возможностями и интересами. Поэтому важно, чтобы преподаватели, работающие с безработными, имели специальную подготовку в области андрагогики. Их деятельность должна предусматривать: отзывчивость к требованиям и ожиданиям взрослых, потерявших работу, понимание их проблем; способность реально оценивать потенциал обучающихся и прогнозировать ожидающие их трудности; свободное владение современными технологиями обучения; умение проводить как групповую, так и индивидуальную работу.
Ключевой вопрос в организации обучения безработных - разработка его содержания.

Подготовка, переподготовка и повышениеквалификации занятых и безработных граждан

Реализация данного права влечет возникновение у органов службы занятости, направивших гражданина на обучение, новых обязанностей, например, по предоставлению безработному подходящей работы в соответствии с полученными в ходе такого обучения навыками. Тогда как отказ от реализации данного права в отдельных случаях сопряжен для гражданина с неблагоприятными последствиями. В частности, прекращение обучения по направлению органов службы занятости является одним из оснований для приостановления выплаты пособия по безработице.
Однако наличие неблагоприятных последствий не превращает право гражданина на профессиональное обучение в обязанность. Отказ от реализации любого права всегда связан с неблагоприятными последствиями, поскольку в этом случае не возникает корреспондирующей данному праву обязанности.

Электронная библиотека

Есть четко фиксированные международные тре­бования к уровням освоения английского языка, правилам вож­дения транспорта в условиях той или иной страны, оформлению конкурсных заявок, составлению резюме и др. Важно подчеркнуть, что выбор содержания образования дол­жен быть личностно ориентирован. Ведь безработный, как и вся­кий взрослый человек, приступающий к обучению, располагает неким запасом знаний и сложившимся набором личностных ха­рактеристик, которые неизбежно повлияют на успешность обуче­ния и потребуют выбора в нем индивидуального пути.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие особенности безработных как социальной группы необходи­мо учитывать в организации их профессиональной переподготовки? 2. В чем сущность факторов, определяющих развитие системы про­фессиональной переподготовки безработных? 3.

Система подготовки и переквалификации безработных с помощью службы занятости

Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения, носит андрагогический характер и преду­сматривает: - формирование минимума профессиональных знаний и уме­ний, необходимых для того, чтобы работник приступил к выпол­нению своих профессиональных, производственных функций; - формирование готовности к овладению и овладение обоб­щенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений; - обеспечение адекватности подготовки специалиста его но­вому рабочему месту. Вторая группа целей связана с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-эко­номических условиях, умения мобилизовать потенциальные воз­можности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализа­ция этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер.

Система подготовки и переподготовки безработных с помощью службы занятости

Это побудило государство выступить инициатором воссоздания системы внутрипроизводственной подготовки кадров, приведения ее в соответствие с требованиями становления рынка труда. При этом предполагается, что система внутрипроизводственного обучения персонала будет обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами развития техники, технологии, организации труда и производства; одновременно с этим корректировать стандарты качества образования в стране на всех ступенях профессионального обучения; носить массовый и вместес тем дифференцированный характер; иметь целевую направленность на решение практических задач предприятий; стимулировать работников к приобретению новых знаний и навыков.
Для изучения и распространения опыта эффективного использования профессионального потенциала, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства создана Ассоциация развития персонала (АРП), которая действует на договорной основе между предприятиями и организациями различных отраслей экономики и форм собственности. В сферу деятельности Ассоциации развития персонала входит проведение мониторинга производственной сферы; разработка методологии программ развития персонала предприятий и др. В современных условиях возрастает значение не только всей системы подготовки как особого направления социальной защиты, но и профориентации, что обусловливает необходимость расширения спектра профориентационных услуг на рынке труда.

Социальная защита трудящихся, осуществляемая в этом направлении, может считаться эффективной при условии, если она удовлетворяет ряду требований. Социальная защита безработных граждан, стремящихся повысить свою квалификацию или получить новую профессию, должна основываться не только на свободном выборе самими гражданами форм и видов обучения, нои одновременно с этим, по возможности, должна быть обеспечена преемственность между имеющейся и вновь приобретаемой квалификацией, навыками трудовой деятельности, а также соответствие получаемой профессии потребностям рынка труда. Обучение целесообразно проводить на блочно-модульной основе с использованием высокоэффективных интенсивных учебных технологий и компьютерных методик в соответствии с образовательными стандартами и требованиями работодателей1.

При этом в 1998 г. доля прошедших обучение в ПТУи техникумах составила 21,9%; в вузах, на факультетах и в институтах повышения квалификации — 13,6%; в учебно-курсовых комбинатах, технических школах — 32,9%; в учебных центрах службы занятости — 17,9%. Безработным гражданам при отсутствии подходящей работы, исходя из требований работодателей и с учетом их индивидуальных интересов и склонностей, службой занятости может быть предложена первичная профессиональная подготовка, если они не имеют профессии, переподготовка и освоение второй (смежной, совмещенной) профессии, если невозможно подобрать им подходящую работу с учетом прежней профессии и квалификации, а кроме того, повышение квалификации. Доля прошедших подготовку (первичное обучение) и переподготовку составляет 81,9%, обученных вторым (смежным) профессиям — 15%, повысивших квалификацию — 3,1%.

В п. 1 ст. 23 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» перечислены возможные случаи направления безработных граждан для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. К их числу относятся: 1) отсутствие возможности подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; 2) наличие необходимости изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; 3) утрата гражданином способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности). Прохождение профессионального обучения является правом безработного гражданина.