Презентация работы психолога с сотрудниками овд. Структура, задачи и направления деятельности подразделений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел

Аврамцев, В. В. Психологическая подготовка сотрудников оперативных подразделений ОВД [Текст]: практическое пособие / В. В. Аврамцев, Г. Л. Воронин, Л. Н. Иванова. - М.: ЦОКР МВД России, с. Практическое пособие посвящено разработке концепции, программы и методов психологической подготовки сотрудников оперативных подразделений ОВД. Представлены основы методики психологического тренинга профессионального общения сотрудников ОВД. Упражнения систематизированы по направлениям: тренинг базовых навыков профессионального общения, ролевого поведения, конфликтного взаимодействия.


Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом ОВД (по материалам постоянно действующего семинара для психологов) [Текст]: сборник / ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Материалы могут быть использованы для совершенствования психологического обеспечение работы с личным составом органов внутренних дел, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации психологов в ведомственных образовательных учебных заведениях.


Андреева, И. А. Методика организации социально-психологических исследований в ОВД [Текст] : метод. пособие / И. А. Андреева, В. А. Корчмарюк. - М.: ЦОКР МВД России, с. Материалы пособия предназначены для психологов органов, подразделений и учреждений внутренних дел, преподавателей психологии образовательных учреждений МВД России. Материалы пособия могут быть использованы для совершенствования психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.


Буткова, Т. А. Формирование психологической компетентности сотрудников ОВД [Текст] : методические рекомендации / Т. А. Буткова. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются вопросы формирования профессионализма, компетентности и профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел. Предлагается модель психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел как компонента профессионального мастерства.


Вахнина, В..В. Диагностика и формирование мотивационной готовности сотрудников к службе в ОВД [Текст]: научно-методическое пособие / В..В. Вахнина, В. П. Трубочкин. - М.: ЦОКР МВД России, с. Пособие направлено на развитие психологического обеспечения управленческой деятельности. Мобилизационно- психологический подход позволяет по-новому интегрировать ряд аспектов оперативно-служебной и управленческой деятельности. Пособие основано на многолетнем научном исследовании проблемы и содержит комплекс методических рекомендаций по теме.


Вахнина, В. В. Психологическая диагностика инновационного потенциала личности руководителя ОВД и методы его развития [Текст]: методическое пособие / В. В. Вахнина. - М.: ЦОКР МВД России, с. Раскрываются проблемы инноваций и психологического обеспечения управления инновационной деятельностью руководителя ОВД, методика развития инновационного потенциала личности руководителя ОВД. Пособие предназначено для практических психологов органов внутренних дел, преподавателей, слушателей, адъюнктов образовательных учреждений МВД России.


Вахнина, В. В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников ОВД [Текст] : учеб. пособие / В. В. Вахнина. - М.: ЦОКР МВД России, с. Пособие нацелено на развитие психологического обеспечения переговорной деятельности, содержит комплекс методических рекомендаций и основано на многолетнем научном исследовании проблемы.


Горбач, Н. А. Проблемы игровой зависимости среди сотрудников ОВД [Текст]: методические рекомендации / Н. А. Горбач, М. А. Лисняк, Т. В. Трепашко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Описаны методологические подходы к выявлению сотрудников ОВД, склонных к игровой зависимости. Для психологов и сотрудников подразделений по работе с личным составом МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, ЛУВДТ и образовательных учреждений МВД России.


Копылова, Г. К. Психология в деятельности ОВД [Текст]: курс лекций / Г. К. Копылова, А. В. Прозоров. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматриваются важнейшие темы общей, социальной, этнической и юридической психологии. Основу курса составляют результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, а также собственный опыт авторов, полученный в процессе профессиональной и преподавательской деятельности в органах внутренних дел


Кораблев, С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов [Текст] : учеб. пособие / С. Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматриваются принципы и структура тренинга развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Изучение теоретических аспектов профессионального общения, дополненное практической отработкой соответствующих умений и навыков, позволит сотруднику органов внутренних дел эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.


Марьин, М. И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров; под общ. ред. В.Л. Кубышко.- М.: ЦОКР МВД России, с. Проведен анализ становления, развития и современного состояния психологического обеспечения и психологической службы ведомственных учебных заведений. Систематизирована современная психологическая практика, разработаны концептуально-методические основы организации и проведения психологической работы с личным составом.


Марьин, М. И. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. М. Поздняков, В. Е. Петров, А. В. Бореко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В пособии приводятся нормативные и учебно- методические материалы, используемые в процессе организации и осуществления психологического обеспечения специального первоначального обучения личного состава, а также при организации психологического сопровождения служебной деятельности и процесса адаптации молодых сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел.


Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности личного состава ОВД [Текст]: сборник нормативных документов и методических материалов / под общ. ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В настоящий сборник включены нормативные правовые акты МВД России и методические материалы, составляющие нормативно-методическую основу деятельности руководителей органов внутренних дел, подразделений по работе с личным составом по организации морально- психологического обеспечения.


Организация психологической работы с личным составом ОВД [Текст] : учеб. пособие / сост. А. М. Небольсин. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются научные основы психологической работы с личным составом органов внутренних дел; психологические характеристики личности сотрудника органов внутренних дел и его профессиональной деятельности; социально-психологическая структура служебного коллектива органа внутренних дел; психолого-педагогическая компетенция руководителей органов внутренних дел, пути ее повышения.


Пряхина, М. В. Профессиональный психологический отбор оперативных сотрудников уголовного розыска [Текст]: методическое пособие / М. В. Пряхина, Ю. Е. Скалин, А. М. Иванова. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются вопросы организации, содержания и методического обеспечения профессионального психологического отбора оперативных сотрудников уголовного розыска.


Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Л. Кубышко и др. - М.: ЦОКР МВД России, с. Проанализированы основные причины нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел. Указаны основные направления психологической работы, а также пути профилактики и коррекции склонности к нарушениям служебной дисциплины.


Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД [Текст]: учебно- методическое пособие / ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В пособии приводятся методические материалы, направленные на повышение коммуникативной компетентности и культуры общения сотрудников ОВД. В него включены основные методы диагностики и группового психологического тренинга, определены модели и программы, составлены практические рекомендации по его проведению.


Марьин, М. И. Социально-психологическая компетентность руководителя ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. И. Адаев, А. В. Бореко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматривается понятие и содержание социально- психологической компетентности руководителя органа внутренних дел. Предлагаются психотехнологии оценки степени выраженности ее компонентов у сотрудников, методы развития и совершенствования. Приводятся методики проведения социально- психологических обследований в служебных коллективах ОВД.


Марьин, М. И. Психологическая подготовка сотрудников подразделений МОБ и формирование навыков публичного поведения в условиях проведения массовых мероприятий граждан [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин. - М.: ЦОКР МВД России, с. Учебно-методическое пособие нацелено на совершенствование профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел при обеспечении ими общественной безопасности, формирование у них навыков публичного поведения в условиях большого скопления людей, проведения массовых мероприятий, повышение эффективности деятельности личного состава подразделений МОБ.


Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников ОВД [Текст] : метод. пособие / сост. А. Ф. Караваев. - М.: ЦОКР МВД России, с. Методическое пособие подготовлено в помощь психологам, курсантам, преподавателям образовательных учреждений, руководителям правоохранительных органов.

Модель психологической службы может быть любой, при этом важно взаимодействие всех специалистов и педагогов.Психологическая служба нашего центра пришла к такой модели благодаря поискам разных вариантов. Интересно. что постепенно сложилась представляемая модель как наиболее удобная и мобильная. Мы. специалисты службы. проводим супервизии сложных случаев и это стало традицией.У нас есть своя страница на сайте Центра, там мы размещаем свои заметки, консультации.Позвольте представить модель нашей службы Вашему вниманию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Модель психологической службы Центр образования №1453 Ассоциированный при ЮНЕСКО

Консультирование родителей Консультирование педагогов индивидуальное групповое Медико – психолого -логопедическая служба Научно-методическая работа Диспетчерская работа Начальные и средние классы Старшие классы Диагностический минимум Диагностический минимум самооценка коррекция Развивающая работа Профориентация диагностика прогноз

Стратегия сопровождения детей начальной школы Ведущая деятельность-учебная Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера» Индивидуальная и групповая развивающая деятельность с учетом репрезентативных систем ребенка Формы:психотехнические игры,психо- гимнастика,микро-тренинги Консультирование педагогов и родителей Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера»

Стратегия сопровождения педагогов Методом экпертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми Экспликация и импликация успешных стратегий педагога Моделирование поведения в нестандартных ситуациях Тренинги личностного роста Тренинги взаимодействия с агрессивными, гиперактивными детьми Тренинги коммуникативные Обучение педагогов получению обратной связи и проведению рефлексии Самодиагностика САН

Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование при приеме ребенка в школу Тренинги взаимодействия с детьми Тренинги общения Групповые консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность Челночная дипломатия при возникновении кон- фликтов Семейное консультирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Центр психологической работы создан на основании приказа Министерства внутренних дел Республики Казахстан № 428 от 02.07.2013 года.

Центр осуществляет свою деятельность на основании Положения о Центре (приложение №8 к приказу №84 начальника Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева от 29 июня 2016 года).

Первым руководителем Центра в 2014 году была кандидат педагогических наук, полковник полиции Ильина Татьяна Александровна.

С ноября 2014 г.- декабрь 2018т г. начальником Центра психологической работы была полковник полиции Ольга Владимировна Чиржова.

В настоящее время начальником Центра психологической работы является майор полиции Мырзабек Сардарбекович Туйганов (приказ начальника Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева от 21 февраля 2019 г. № 41 л/с).

Приказом начальника Костанайской академии МВД РК от 4 февраля 2016 г. № 10 л/с старшим преподавателем-методистом Центра психологической работы назначена майор полиции А.Б. Досмаилова. В 2006 г. окончила Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева с отличием, квалификация – психолог, преподаватель психологии.

Преподавателем-методистом Центра является капитан полиции Венера Серикбековна Касенова (приказ начальника Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева от 24 мая 2018 г. № 76 л/с). В 2017 году ФГБОУ ВО «Ужно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» г. Челябинск, присвоена квалификация магистр по специальности «Психолого-педагогическое образование».

Инспектором Центра является старший лейтенант полиции Ольга Александровна Аужанова (приказ начальника Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева от 24 мая 2018 г. № 76 л/с). В 2010 году окончила Академию КУИС МВД Республики Казахстан по специальности «Педагогика и психология».

Основные задачи Центра психологической работы:

— Теоретическая и практическая подготовка и переподготовка специалистов – психологов для органов и подразделений МВД РК.

— Проведение фундаментальных, поисковых, прикладных научных исследований по изучению проблем профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Одним из направлений работы центра является апробация существующих психодиагностических методик и их внедрение в профессиональную деятельность психологов органов внутренних дел.

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Психодиагностические методики – это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе. Поэтому к психодиагностическим методикам предъявляются особые требования, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев.

Слайд 2

план

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ, ВЕРНУВШИМИСЯ С «ГОРЯЧИХ ТОЧЕК» 1.1Тревожность личности как психологический феномен 1.2Психологические последствия прохождения службы в «горячих точках» 1.3Психологическое консультирование как форма реабилитационной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках» ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СОТРУДНИКОВ, ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ» 2.1. Организация и проведение эмпирического исследования на выявление особенностей изменения уровней тревожности у сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» 2.2. Анализ и интерпретация данных, полученных в результате эмпирического исследования 2.3. Практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

Актуальность

Кратковременное пребывание в зоне вооруженных действий не проходит для человека бесследно. Оно может являться препятствием к адаптации в условиях мирной жизни, после прохождения военной службы и участия в боевых действиях, и как следствие, может выражаться в девиантном поведении, проявлении дезадаптации, пограничных нервно-психических расстройств и проявлении синдрома посттравматического стресса. Данный факт обуславливает значимость и необходимость разработки мероприятий психологической диагностики и коррекции возможных признаков синдрома посттравматического стресса.

Слайд 4

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить уровень реактивной и личностной тревожности и сотрудников, проходивших службу в «горячих точках». Предмет исследования: личностные особенности сотрудников полиции (уровень тревожности личностной и реактивной) определяющие специфику психологической работы с ними. Объект исследования: личностные особенности сотрудников полиции. Гипотеза исследования заключается в том, что консультационная беседа является эффективной при различных отклонениях уровней личностной тревожности от нормы (как высокая тревожность, так и низкая). Беседа благоприятно влияет на личность.

Слайд 5

Задачи исследования:

Исследование теоретических подходов к проблеме посттравматического стрессового расстройства у лиц, принимавших участие в боевых действиях в отечественной и зарубежной литературе. Исследование особенностей личности и поведения сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Изучение особенностей уровня тревожности сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Сравнение уровней тревожности и у сотрудников до консультационной беседы и после. Установление характера взаимосвязей между исследованными показателями в группах.

Слайд 6

Методы исследования

В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по проблеме психологических последствий участия в вооруженных действиях, в том числе по проблеме посттравматического стрессового расстройства и по изучению тревожности у сотрудников ОВД. В качестве эмпирических методов был использован метод тестов. Психодиагностический комплекс составили методики: 1.Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина). 2. Тест «САН» (Самочувсвие-Активность-Настроение). 3. Цветовой тест Люшера.

Слайд 7

Выводы по 1 главе

Проанализировав первую главу можно сделать вывод о том, что уровень активности и тревожности, как личностной, так и ситуативной, являются важными чертами личности сотрудника полиции. Они во многом формируют его поведение и реакции в различного рода ситуации, в том числе и экстремальных, когда от сотрудника требуется сохранить спокойствие, не впасть в панику, осознать всю ответственность, возложенную на него за свою жизнь и за безопасность других людей. Умение принятия быстрых, четких и правильных решений в ситуации стресса – одно из важнейших качеств сотрудника полиции, проходящего службу в «горячих точках». И нашей задачей является обнаружить эти качества у сотрудника, помочь ему закрепить их в себе и сохранить. Сотрудники, вернувшиеся из «горячих точек» должны адаптироваться в условиях мирной жизни. И тут, как выясняется, могут возникнуть различного рода проблемы. Во втором параграфе данной главы мы подробно рассмотрели последствия для сотрудника после прохождения службы в СКР и формы проявления этих последствий. Третьим параграфом представлена одна из форм исправления и коррекции последствий прохождения службы в «горячих точках». Ею является психологическое консультирование. Рассмотрены и различные формы работы с клиентом. Задачей психолога является помощь в определении основных проблем клиента, принятие ситуации, выход из нее с новыми установками, а не «застревание» в одном и том же времени и поиск решения проблем. Психолог не управляет клиентом, не давит на него, а лишь направляет в нужном направлении. Этот методика является важной частью работы с сотрудником для его реабилитации в условиях мирной жизни, после прохождения службы в СКР.

Слайд 8

Сопоставление показателей личностной тревожности у сотрудников в первой группе (с исходными показателями низкой личностной тревожностью)

Рис.1. Где Col_1 – исходные показатели уровня личностной тревожности сотрудников, а Col_2 – показатели уровня личностной тревожности после проведения консультационной беседы.

Слайд 9

Сопоставление показателей личностной тревожности у сотрудников в первой группе (с исходными показателями с высокой личностной тревожностью)

Рис.2. Где Col_1 - исходные показатели уровня личностной тревожности сотрудников, а Col_2 – показатели уровня личностной тревожности после проведения консультационной беседы.

Слайд 10

Выводы по 2 главе

В данной главе была описана организация и проведение эмпирического исследования у сотрудников на выявление отклоняющихся от нормы уровней тревожности, проведен математический анализ и интерпретация эмпирических данных. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что нарушения уровня тревожности у сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» могут отрицательно сказываться как на самой личности, так и в ее профессиональной деятельности. Предотвратить это можно лишь работая с сотрудником, проводя регулярную диагностику. При выявлении нарушений проводить работу в консультационной беседе, возможно проведение психологического тренинга. Как нам показывают данные, работа является эффективной и продуктивной, изменения в положительную сторону отмечают и сами сотрудники, и подтверждает эмпирическое исследование. Также в данной главе предоставлены практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках». В тексте подробно описаны особенности ведения консультативной беседы и предложены тренинги, рекомендованные для приведения уровня тревожности в норму.

Слайд 11

Заключение

Для проведения эмпирического исследования была сформирована группа сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» в количестве 60 человек. Таковыми являлись сотрудники ОП №2 «Омутинский» (с. Юргинское), ОП №1 «Омутинский» (с. Армизонское) и МО МВД России «Омутинский» Омутинского района Тюменской области в количестве 60 человек.Средний возраст – 33,9 (от 23 до 48 лет). Средний стаж работы – 9,3 (от 1 года до 19 лет). Все испытуемые – мужчины. В ходе математического анализа было выявлено, что консультационная беседа с сотрудниками, у которых личностная тревожность была выше или ниже нормы повлияла на ее изменение в положительную сторону. В результате анализа эмпирических данных были предложены практические рекомендации психологам органов внутренних дел работе с таким свойством личности сотрудника как тревожность для предотвращения негативных ситуаций во время прохождения ими службы в экстремальных ситуациях и для эффективной реабилитационной работы после прохождения службы в «горячих точках». Предотвратить негативные изменения можно проводя регулярную диагностику с сотрудниками, наблюдая за изменениями. При выявлении нарушений проводить работу в консультационной беседе, возможно проведение психологического тренинга. Как нам показывают данные, работа является эффективной и продуктивной, изменения в положительную сторону отмечают и сами сотрудники, и подтверждает эмпирическое исследование. В данной работе предоставлены практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках». В тексте подробно описаны особенности ведения консультативной беседы и предложены тренинги, рекомендованные для приведения уровня тревожности в норму.

Слайд 12

Посмотреть все слайды

Совершенствование деятельности сотрудников ОВД на современном этапе предполагает не только повышение уровня психологической культуры специалистов правоохранительной системы, но и специальную организацию психологической службы в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел. Психологическая работа в ОВД в настоящее время регламентирована приказом МВД России от 2 сентября 2013 года № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Согласно приказа психологическая работа в органах внутренних дел Российской Федерации проводится:

1. В подразделениях центрального аппарата МВД России, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, дислоцированных в г. Москве (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), - психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы, а в случае их отсутствия - психологами, определенными Департаментом государственной службы и кадров МВД России.

2. В территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, которые созданы для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением дислоцированных в г. Москве), – психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия – определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации.

3. В подразделениях, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего перечня, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом Российской Федерации, Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации, – психологами, определенными ДГСК МВД России.

Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.

Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России.

Психологическая служба ОВД по направлениям, видам и содержанию работы имеет свою специфику, которая определяется целью ее создания и особенностями ее задач. Целями психологической службы ОВД являются организация психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, профилактика чрезвычайных происшествий среди личного состава, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективах, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности личного состава.

Данные цели можно осуществить, решая следующие основные задачи:

1. Обеспечение выполнения сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных задач и формирование морально-психологической готовности личного состава к деятельности в повседневных и экстремальных условиях.

2. Определение профессиональной психологической пригодности лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России, сотрудников, перемещаемых на другие должности в системе МВД России, прогнозирование их психологической готовности к выполнению профессиональных задач.

3. Осуществление психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел, проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников.

4. Формирование в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата, проведение в них социально-психологической работы, психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

5. Осуществление профессиональной психологической подготовки личного состава, оказание психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России.

Таким образом, в работе практического психолога ОВД можно выделить два основных направления деятельности:

· психологическое обеспечение работы с кадрами ОВД;

· психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД;

Основными видами деятельности практического психолога ОВД являются:

· психологическая диагностика;

· психологическая экспертиза;

· психологическая профилактика;

· психологическое консультирование;

· психологическая коррекция;

· психологическая пропаганда и обучение;

Вместе с тем, организация работы психолога имеет свою специфику по форме и содержанию, обусловленную особенностями и своеобразием организации структурных подразделений психологической службы ОВД.

Так, основной целью деятельности психолога центра психологической диагностики является проведение психодиагностического обследования на предмет выявления лиц с признаками психической дезадаптации, определения психологической готовности к службе и учебе, прогнозирования успешности сотрудника в профессиональной деятельности. Содержание работы психолога ЦПД предполагает:

· психологическое обследование лиц, поступающих на службу в ОВД и на учебу в образовательные учреждения МВД России (основной этап профессионального психологического отбора);

· психологическое обследование при сопровождении деятельности сотрудников в экстремальных условиях;

· психологическое обследование при перемещении сотрудников по службе с изменением категории предназначения;

· психологическое обследование при назначении сотрудников на вышестоящие руководящие должности;

· психологическое обследование при увольнении сотрудников со службы по состоянию здоровья.

Основной целью деятельности психолога органа (подразделения) внутренних дел является формирование высокого уровня психологической готовности личного состава к выполнению оперативно-служебных задач на основе обеспечения его психической устойчивости и развитие профессионально важных психологических качеств. Психолог органа (подразделения) внутренних дел осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

1. Проводит в установленном порядке психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу в органы внутренних дел, стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России.

2. Осуществляет изучение, анализ и оценку социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, проводит по мере необходимости (но не реже одного раза в год) социально-психологические исследования и индивидуальные психологические обследования.

3. Оказывает психологическую помощь сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.

Отбору и назначению на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости.

Психологическим аспектам организации и проведения мероприятий морально-психологического обеспечения.

Формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками.

Минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.

Оптимизации оперативно-служебной деятельности сотрудников.

5. Проводит занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению приемами само- и взаимопомощи с целью регуляции психического состояния.

6. Участвует в работе по организации морально-психологического обеспечения личного состава, командируемого в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, оказывает психологическую помощь сотрудникам после выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях, а также в случаях, связанных с гибелью личного состава, применением оружия.

7. Осуществляет мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности, принимает участие в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения со всеми категориями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (приложение № 1 Приказа № 660).

8. Проводит мероприятия психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления, психологическую реабилитацию указанных сотрудников, консультирует их по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов.

9. Консультирует сотрудников по вопросам:

Учета психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составления психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

Изучения (прогнозирования) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определения по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения.

Выработки стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.

10. Обеспечивает функционирование кабинета психологической регуляции в соответствующем органе, организации, подразделении МВД России .

Основной целью деятельности психолога образовательного учреждения МВД России является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Психолог образовательного учреждения МВД России осуществляет комплекс мероприятий следующего содержания:

· профессиональная психологическая ориентация;

· психологическое обследование кандидатов на учебу в образовательное учреждение по специальности;

· оценка степени адаптации учащихся первого года обучения к условиям учебно-воспитательного процесса и службы;

· психологическое обследование учащихся на протяжении всего срока обучения, оценка их состояния, уровня и динамики развития профессионально значимых качеств;

· выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди учащихся, отчислений по отрицательным мотивам, затруднений в обучении и службе;

· социально-психологическое обследование учебных групп;

· психологическое консультирование, психологическая коррекция и реабилитация сотрудников переменного и постоянного состава;

· обеспечение работы кабинета психологической регуляции;

Организация работы психолога ОВД осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов МВД России и примерной рабочей нагрузкой.

Основными организационными принципами психологической работы являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, соблюдение норм профессиональной этики.

При проведении мероприятий психологической работы используются следующие методы: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов, психологический анализ результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг.

В первоочередном порядке психологическая работа проводится с:

1. Кандидатами на службу в органы внутренних дел.

2. Сотрудниками, планируемыми к включению в кадровые резервы.

3. Сотрудниками, командируемыми в другую местность для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях.

4. Сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, при организации индивидуальной воспитательной работы.

5. Сотрудниками, которым выдаются табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение.

Перечень психологических и психофизиологических методик, используемых в психологической работе, устанавливается ДГСК МВД России на основании рекомендаций Координационно-методического совета по психологическому обеспечению работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России.

Психологи подразделений по работе с личным составом в установленном порядке включаются в состав:

1. Комиссий, формируемых для проведения проверок по фактам гибели сотрудников, в том числе при суицидальных происшествиях.

2. Комиссий, формируемых для решения вопросов о выдаче оружия сотрудникам на постоянное хранение и ношение.

3. Врачебных комиссий медицинских организаций.

4. Иных комиссий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

Контрольные вопросы:

1. В каких подразделениях ОВД проводится психологическая работа, согласно Приказа МВД России № 660?

2. Перечислите основные задачи, которые необходимо решать психологу ОВД.

3. Назовите методы, используемые в работе психолога ОВД.

4. Перечислите комплекс мероприятий осуществляемых психологом образовательного учреждения МВД России

5. Назовите основные направления деятельности психолога ОВД


Похожая информация.