Торговая марка в виде глаза. В чем отличие фирменного знака, логотипа, эмблемы

Нижегородский государственный технический университет

им. Р.Е. Алексеева

Кафедра «Связи с общественностью, маркетинга и коммуникаций»

Дисциплина: бренд-менеджмент.

« Торговая марка и ее ценность»

Выполнил:

Трушанов В.

Гр. 06-ССО-1

Приняла:

Прохорова М.В.

Нижний Новгород, 2010 год.

Введение 3

1.Торговая марка 3

1.1 Определение и виды торговых марок 5

1.2 Добавленная ценность торговой марки 7

1.2.1 Источник добавленной ценности торговой марки 8

1.2.2 Происхождение добавленной стоимости торговой марки 10

1.2.3 Стратегия позиционирования торговой марки 10

1.3 Индивидуальность торговой марки 12

2.Экономический эффект торговой марки 14

2.1 Торговая марка, доля рынка и прибыли 14

2.2 Система рычагов торговой марки 15

2.3 Ценность ниши торговой марки 17

2.4 Лояльность потребителей торговой марке 17

3.Защитные барьеры торговой марки 19

3.1 Возможности развития 19

3.2 Стимулирование заинтересованных групп 20

4. Заключение 21

5 .Литература 24

Введение

Создание успешной торговой марки – ключевой вопрос маркетинговой стратегии и маркетинг менеджмента. Сильная торговая марка обеспечивает компании покупательскую лояльность, препятствует реализации агрессивных замыслов конкурентов.

Если предложение компании ничем особенным не выделяется в ряду конкурирующих, заинтересуются ли им потребители, будут ли они выбирать товары по принципу «подешевле» или «самое доступное»? Менеджерам, сделавшим ставку на конкурентоспособные цены, удается достичь впечатляющих результатов, скорее в исключительных случаях. Если покупатели полагают, что некая торговая марка имеет преимущества перед другими, они и выберут именно ее, и с готовностью отдадут за нее деньги.

Развитие марочного капитала – основная задача высшего руководства компании. Обычная британская или американская компания оценивается на фондовом рынке приблизительно в два раза дороже ее балансовой стоимости. В то же время компании с сильными торговыми марками оцениваются биржей в четверо дороже стоимости их активов. В наше время успешная марка стоит весьма дорого. Nestle приобрела компанию Rowntree за 2,5 млрд. фунтов (данная сумма в шесть раз превышала стоимость активов последней). GrandMet отдала $ 1,2 млрд. за компанию Heublein– в сущности, за право распоряжаться торговой маркой «Smirnoff» на территории США. Узнаваемую торговую марку берут или сдают в аренду, продают лицензии на ее использование. К примеру, компания Sunkist ежегодно получает 10 млн. фунтов за использование ее торговой марки компаниями Cadbury-Schweppes, GeneralMills, Lipton и Ciba-Geigy.

Привлекая и удерживая потребителей, успешные торговые марки обеспечивают процветание фирмы. Завоевав с их помощью лояльных покупателей, компания получает возможность укрепить рыночные позиции, поддерживать уровень приемлемых цен и устойчивые потоки денежных средств, что, в свою очередь, повышает цену акций компании и обеспечивает базу для ее дальнейшего роста. Вопрос о торговой марке это не только одна из характеристик потребительского рынка, ответ на него имеет огромное значение как для деловых рынков, так и для поставщиков услуг, розничной торговли и рекрутинговых организаций.

Целью данной работы является:

1) рассмотрение характеристик «сильной» торговой марки

2) изучение особенностей ее создания и развития.

Так же можно выделить ряд задач , которые были поставлены в этой работе:

1) Узнать, что такое торговая марка, и в чем заключается индивидуальность различный марок;

2) определить, что такое успешная марка, как она развивается, функционирует и какие имеет защитные барьеры;

3) узнать, как успешная марка, увеличивая ценность продукта в глазах потребителей, способствует росту столь значимых для акционеров активов и потоков денежных средств.

1 Определение и виды торговых марок

Большинство производителей стараются выделить свой товар из ряда аналогичных. Для этого они «маркируют» изделие торговой маркой, т.е. собственным именем, эмблемой или дизайном, или чаще их сочетанием, являющемся отличительным знаком поставщика. Задача компании добиться не только высокой степени осведомленности потребителей о торговой марке, но и добиться того, чтобы покупатели отдавали предпочтение в ряду конкурирующих марок именно ее марке. Ведь высокая степень осведомленности покупателя о товаре отнюдь не всегда сопровождается адекватным рыночным спросом.

В таких случаях имеют ввиду отрицательные торговые марки (когда ее «имя собственное» является скорее не ценным преимуществом, а препятствием на пути завоевания рынка) – « Woolworths », « Midland Bank », « Skoda ».

Успешная торговая марка отличается тем, что она отвечает функциональным ожиданиям потребителей, но и представляет для них некую дополнительную ценность, удовлетворяя определенные психологические потребности. Основа этой добавленной стоимости – уверенность в том, что данная марка качественней и предпочтительней аналогичных изделий конкурентов.

Наиболее влиятельные марки мира

Выделяют следующие виды торговых марок:

· Единая торговая марка компании . Имена таких торговых марок, как «Philips», «Mercedes-Benz» и «Heinz», совпадают с названиями соответствующих компаний и присвоены большинству производимых ими товаров.

· Индивидуальные названия торговых марок . Противоположный подход: компании Unilever и Procter & Gamble разработали торговые марки для каждого из своих продуктов (« Pepsi », « Surf », « Domestos », « Fairy » и т.д.) и редко упоминают в рекламе собственные названия.

· Группы торговых марок . Некоторые компании объединяют группы изделий под одной (родовой) торговой маркой. К примеру, корпорация « Matsushita » поставляет электронную технику под четырьмя родовыми именами: « National », « Panasonic », « Technics » и « Quasar » .

Преимущество единых фирменных названий в том, что с точки зрения маркетинговых инвестиций они более экономичны, более узнаваемы и, как правило, такие марки легче представлять на рынке. С другой стороны, индивидуальные названия дают возможность более четко сегментировать рынок, снизить потенциальные убытки поставщика в случае провала одной из его марок. Смешанный подход и присвоение торговой марки группе изделий представляют собой стремление уравновесить два этих плюса.

Тенденция расширения семейства самостоятельных торговых марок (практика Unilever и Procter & Gamble ) осталась в прошлом: слишком высок риск потерпеть неудачу при больших затратах на маркетинг. Сегодня компании концентрируют внимание на одной или нескольких авторитетных марках, используя их как «зонтик» или основу для производства дополнительных товаров и услуг (стратегия расширения торговой марки).


2. Добавленная ценность торговой марки

Вопрос о добавленной стоимости – о субъективных убеждениях потребителя – лежит в основе создания успешной торговой марки. Существование таких убеждений подтверждается бесчисленными примерами. Тесты, в которых потребителям предлагалось оценить конкурирующие продукты вслепую, без названий, не редко выявляют отсутствие стойких предпочтений. Но если изделию присваивается имя Marks & Spencer . Financial Times . Sony илиCadbury , в предпочтениях покупателей происходит решительный поворот. Потребители не просто избирают сильную марку, но и охотно платят за известное имя более высокую цену.

Например. Группу потребителей попросили оценить напитки « Coke » и « Pepsi » . В ходе слепого тестирования (названия напитков не указывались) 51% опрошенных предпочел « Pepsi » и 44% – « Coke » . В открытом тестировании (с названиями марок) предпочтения оказались на стороне напитки « Coke » (65%), а « Pepsi » досталось всего 23%. Подобные тесты нередко демонстрируют поразительную силу торговых марок.

Магия торговых марок распространяется не только не потребительские товары. в ставшем классическим исследовании профессор гарвардской школы бизнеса Т. Левитт убедительно доказал, что образ торговой марки в значительной степени влияет на решение о покупке промышленного оборудования. Чем большей известностью пользуется торговая марка нового продукта, тем выше вероятность благосклонного отношения к нему покупателя и скорейшего принятия новинки.

С развитием глобального маркетинга значение торговых марок возрастает. Например, на международном строительном рынке список специалистов по подбору оборудования и материалов возглавляют инженеры и консультанты, обучавшиеся в США. Работая в Азии и в странах Среднего Востока, они обычно останавливают свой выбор на хорош известных международных торговых марках, вследствие чего местные производители решаются крупных контрактов.

В 2010 году модный Дом Trussardi отпраздновал свой сотый юбилей, а в этом году бренд отмечает день рождения фирменного логотипа с изображением борзой, которому исполняется 40 лет. В честь такого события итальянская марка в сотрудничестве с японским иллюстратором Юко Шимизу и режиссером Джеймсом Лима выпустила короткометражный анимационный фильм The Sky Watcher с породистой собакой в главной роли. сайт подробно узнал историю логотипа Trussardi и вспомнил другие эмблемы известных модных брендов.

Trussardi: Английская борзая

История марки началась в 1910 году, когда Данте Труссарди открыл в итальянском городке Бергамо мастерскую по ремонту и изготовлению кожаных перчаток . Но борзая стала символом бренда только в 1973 году. Ее решил использовать племянник Данте Никола Труссарди . Гончая породы грейхаунд, изящная, элегантная, динамичная и изысканная, отлично символизировала стиль бренда. Помимо перчаток, Никола начал производить и другие товары из кожи, штампованные новым логотипом.

«Я видел множество картин и древнеегипетских барельефов, на которых изображались эти животные, и был совершенно сражен их красотой и невероятной элегантностью» , - говорил Никола о выбранном им логотипе, ставшем синонимом итальянского качества.

В новом ролике Trussardi The Sky Watcher , выпущенном к юбилею логотипа, ожившая статуя английской борзой гоняется за волшебным кроликом по улицам Милана, оживляя городские памятники. Но к утру чудеса заканчиваются, и бронзовый грейхаунд возвращается на свое место - ко входу в бутик итальянского модного Дома.

«Мы хотели не вдаваться в объяснения об истории бренда, и отдали предпочтение эмоциям, красивым картинкам и музыке» , - призналась креативный директор бренда Гайя Труссарди .

Chanel: Переплетающиеся «С»

Логотип Chanel - один из самых известных в мире моды. Две переплетающиеся буквы «С» можно увидеть на всей продукции бренда, но впервые символ появился в 1921 году на флаконе легендарных духов Chanel №5 . Существует несколько версий создания эмблемы в виде двух «C». Согласно самой популярной - это инициалы самой Коко Шанель , которые она нарисовала незадолго до открытия первого бутика Chanel . Приверженцы второй, менее распространенной версии, авторство логотипа приписывают Михаилу Врубелю , который нарисовал символ, представленный Коко в 20-х годах XX века, гораздо раньше - в 1886 году. Известно, что орнамент в виде соединения двух подков, символизирующий двойную удачу, был моден в конце XIX века. Поэтому многие исследователи считают, что схожесть эмблемы модного Дома и эскиза Врубеля - простое совпадение. Хотя есть еще одна версия: эта эмблема - всего лишь напоминание о кованых ухорах, украшающих двери приюта, в котором росла Шанель. Так или иначе, с выбором логотипа Коко не прогадала, он принес Дому удачу.

Versace: Медуза

Символ модного Дома Versace - голова медузы - появился в 1978 году, когда 34-х летний Джанни Версаче открыл свой первый именной бутик в одном из самых престижных районов Милана виа делла Спига. Легенда гласит, что незадолго до открытия дизайнер гулял в саду своего особняка в Реджо-ди-Калабрия и обратил внимание на мраморную фигуру Медузы Горгоны. Самая известная из трех сестер-горгон с женским лицом и извивающимися змеями вместо волос, одним взглядом превращавшая человека в камень, идеально подошла бы на роль логотипа бренда. Джанни всегда интересовался мифологией и классической литературой и решил, что в новом контексте голова мифологического существа будет символизировать роковое влечение. Именно в амплуа соблазнительницы модный Дом Versace видел свою покупательницу.

Burberry: Рыцарь

Логотип английской марки Burberry появился в 1901 году, когда основанный в 1856 году молодым Томасом Барберри бренд уже стал достаточно известным. С самого начала продукция Burberry отличалась высоким качеством тканей, удобством и практичностью. Во время Первой мировой войны по заказу Британских Королевских Военно-Воздушных сил Томас разработал непромокаемый плащ (тот самый знаменитый тренч). И в 1901 году, когда основатель бренда получил заказ на изготовление полного обмундирования для офицеров, встал вопрос и создании торгового знака Burberry . Тогда и появилась эмблема бренда - фигура рыцаря-всадника в доспехах и с копьем в руках, который был изображен на фоне флага с надписью «prorsum», что в переводе с английского означает «вперед». Такой девиз отражал стремление к еще более прогрессивным изобретениям, а копье было символом защиты традиций качества.

Lacoste: крокодил

Спортивный бренд Lacoste был основан знаменитым в свое время теннисистом Рене Лакостом . Француз, которого отец отправил в Англию получать престижное образование, стал 10-кратным победителем турниров Большого шлема. Но на пике карьеры Рене, врачи обнаружили у теннисиста туберкулез. Его спортивной карьере пришел конец, но Лакост задумал новый проект. В 1933 году он вместе с Андре Жилье создал фирму La Societe Chemise Lacoste , производившую футболки для теннисистов, игроков в гольф и любителей парусного спорта. Логотип в виде крокодила появился еще до создания бренда. Дело в том, что журналисты уже давно называли теннисиста не иначе, как крокодилом. «Меня прозвали «Крокодил» после моего спора с капитаном нашей команды , - рассказывал Рене. - Он пообещал купить приглянувшийся мне чемодан из кожи крокодила, если я выиграю важный матч для сборной». Лакост совсем не обиделся на журналистов и пришил изображение крокодила на свою спортивную форму. Маленького зубастого аллигатора нарисовал известный художник и друг Рене Роберт Джордж. Именно этот знаменитый крокодил и переместился на вещи бренда Lacoste.

Ralph Lauren: игрок в поло

Ральф Лорен , некогда сын еврейских иммигрантов Ральф Лифшитц , в 1967 году учредил компанию Polo Fashions и уже в 1968 году открыл свой первый бутик. Всемирно известный логотип бренда появляется в 1971 году, когда Ральф впервые подарил женщинам мужскую рубашку поло.

«У моей жены превосходное чувство стиля: она может в мужском магазине выбрать такую рубашку и пиджак, что люди после допытываются, где мы достали эту одежду, - рассказывал Ральф о своем нововведении. - Ее образ напомнил мне Кэтрин Хэпберн в молодости, спортивную и non-fashion, в образе девушки-всадницы с развевающимися по ветру волосами ».

Дизайнер не только создал рубашку-поло для дам, но и поместил на ее манжет логотип в виде игрока в поло, скачущего верхом на лошади. Сам Лорен признавался, что для него игра в поло всегда была олицетворением богатства, роскоши и власти. Выходец из бедной семьи, он всегда мечтал стать частью высшего общества, примкнуть к нему. Мечты модельера сбылись, а символизировавшая для Лорена роскошь фигурка игрока в поло сейчас ассоциируется с классическим американским стилем.

Fred Perry: лавровый венок

Фред Перри - знаменитый английский теннисист 1930-х годов. Свою компанию он основал в 1952 году. Все началось с сотрудничества Фреда и бывшего австрийского футболиста Тибби Вэгнера , у которого появилась идея продавать эластичную ленту на запястье под именем Перри. Вскоре спортсмены расширили производство и начали выпускать спортивные рубашки Fred Perry . Конечно, имя популярного теннисиста ассоциировалось у покупателей со знаменитым турниром Уимблдон, и они охотно приобретали товар бренда. Известно, что изначально заядлый курильщик Фред хотел сделать логотипом марки курительную трубку. Он совсем не подумал, что такой символ не подходит в качестве эмблемы для спортивной одежды. Но, к счастью, Вэгнер отговорил Перри словами «девушкам это не понравится». Партнер предложил альтернативу:

«Что насчет лаврового венка, который ты носишь на куртке и свитере Кубка Дэвиса .

С 1934 года, когда он одержал победу на Уимблдоне, Фред всегда выступал с этим символом. Не смотря на то, что отношения с английским клубом у Перри не сложились, Фред запросил разрешение на использование лаврового венка непосредственно у директора Уимблдонского Клуба. Тот очень обрадовался, что их символ будет использовать прославленный теннисист, и дал согласие. В последствие одежда марки Fred Perry с узнаваемым венком стала униформой целого ряда субкультур ХХ века, в частности модов и скинхедов.

Смотрите другие фотографии:

Очень часто бывает так, что некоторые вещи называют не своими именами. Полноценную фотографию называют «картинкой», а композиция запросто переименовывается в «перспективу». Я уже не беру в расчёт, когда перемешивают между собой такие понятия как контрастность, насыщенность, яркость...

Ну да бог с ними, с композициями и яркостями. Я допускаю что людям, которые не занимаются дизайном или графикой, в целом, это не нужно и не интересно. Но вся беда в том, что к этой категории «непосвященных» относятся и горячо-любимые нами заказчики и, что ещё хуже, — так называемые «коллеги».

Заказчикам, по большому счету, незнание простительно. Но ведь и вправду — зачем заказчику знать что такое «модульная сетка» и какую траекторию должна описать по коврику ваша мышь, чтобы, в конечном счете, получился привлекательный и интересный дизайн. Заказчику также безразлично как вы называете ту штуку, которую вы для него рисуете — оригинал-макетом или же еще как-то. Он знать не обязан. Он платит вам деньги. И часть денег он платит вам именно за то, что вы знаете как правильно называется та или иная вещь.

С обычными людьми (читай, заказчиками) всё понятно. Но вот как быть с теми, кто в силу своей профессии или обязанностей просто обязан знать «кто есть кто» и называть всё своими именами.

К сожалению, среди нас (дизайнеров) попадаются люди, которые пытаются заниматься дизайном не зная элементарных понятий и подменяя оригинальные понятия своими домыслами. Да, понятно — новички, понятно — только начали осваивать азы ремесла. Но, прежде чем садится за Фотошоп и Иллюстратор — нужно все же сначала сесть за умные книги. Так и хочется воскликнуть:
Господа «дизайнеры», настоятельная просьба — учите мат. часть!

Давайте далее, вместе попробуем разобраться «ху ис ху» и вывести точные определения для следующих понятий, которые так часто и зачастую неверно используются в айдентике. Сегодня мы по полочкам разложим что такое:
Логотип
Знак (Фирменный знак)
Эмблема
Торговый знак (Торговая марка, Товарная марка)
Фирменный блок

Как выяснилось, задача не такая уж и простая как могло показаться на первый взгляд. Изначально я обратился к официальным источникам (дабы потом меня не обвинили в подмене оригинальных понятий своими домыслами) и начал копаться в законодательстве. И сразу первая неудача — в патентных законодательствах, по крайней мере, двух стран (России и Украины), напрочь отсутствуют определения для некоторых понятий. Следующим моим шагом было перелопачивание энциклопедий и поиска в них точных определений этим понятиям. И вроде второй подход к вопросу вышел более удачным, но, в ходе поиска, на свет вырисовался один нюанс который поставил под сомнение достоверность и «весомость» данных, полученных из этих самых энциклопедий. А именно: в энциклопедиях, понятия «Фирменный знак», «Торговая марка» и «Торговый знак» — попросту записаны под одним и тем же определением. И если для понятий «Торговая марка» и «Торговый знак» такая идентичность весьма вероятна, то понятие «Фирменный знак» несколько выпадает из этого ряда.

После того как мы детально разберём каждое из вышеперечисленных понятий и выведем их расшифровку, станет ясно чем отличаются «Фирменный знак» и «Торговая марка» и почему, в принципе, нельзя подменять друг дружкой эти два понятия.

Итак, начнем с самого начала.
Логотип

Логотипом у нас привыкли называть всё что не попадя. Как только какой-то графический элемент используется в основной символике компании (организации, структуры, фонда, ассоциации — далее по тексту «Компания»), всё — это логотип. Хотя это далеко не так.

Слово «Логотип» (англ. Logotype) происходит из греческого языка: logos (слово) и typos (отпечаток). Иных вариантов нет. И, соответственно, нет вариаций расшифровки:
«Логотип — оригинальное графическое начертание названия».

Всё! Никаких знаков, пиктограмм, символов — начертание названия. А сокращенное ли, или полное, классическая типографика или изысканная каллиграфия — это все нюансы.
Все остальные формулировки — от лукавого.

Compaq (рисунок 1) — классический пример логотипа, в котором используется оригинальное построение букв, подчеркивающее уникальность логотипа. В логотипе компании Axeda (рисунок 2), также использовано оригинальное начертание, с добавлением отдельного графического элемента (параллелограмм над буквой «е»). Символика корпорации Microsoft, является хрестоматийным примером логотипа (рисунок 3). Оригинальная шрифтовая гарнитура без применения «чужеродных» графических символов, слегка «разбавлена» графическим элементом (в буквенной паре «os»), который лишь подчёркивает оригинальность начертания логотипа. В качестве примера, очень интересен логотип корпорации Samsung (рисунок 4). В начертании логотипа, кроме оригинальной шрифтовой гарнитуры, используется графический элемент (овал). Тем не менее, этот элемент настолько правильно соеденён с самой текстовой частью, что является, как бы её органическим продолжением.

Знак (Фирменный знак)

Довольно часто, для оригинальной графической идентификации компании, не всегда хватает одного логотипа. Согласитесь, что только графическое начертание названия (пусть и в оригинальном исполнении), не всегда может передать (донести) нужную информацию о компании до конечного потребителя. Именно для этих целей и используется знак.

Иными словами, фирменный знак является дополнительным графическим идентификатором компании, призванным усилить воздействие логотипа или же передать дополнительную информацию о компании, что, в конечном счете, должно улучшить эффект идентификации данной компании, среди ей подобных.

Итак, получается, что: фирменный знак — уникальный графический элемент, использующийся для идентификации компании и несущий в себе закодированную дополнительную информацию о компании (достоинствах, сферах деятельности и т. д.).

Вот мы и вывели формулировку для понятия «Фирменный знак». Единственное, она вышла довольно длинной и неудобоваримой, а поэтому, давайте попробуем её унифицировать и немного сократить:
«Фирменный знак — уникальный идентификационный графический элемент»..

Как правило, фирменный знак используется вместе с логотипом, но это не догма, и в некоторых случаях, когда это целесообразно и оправданно — может использоваться как самостоятельный элемент идентификации. Яркий тому пример — фирменный знак Nike.


Всемирно известный слэш Nike — классический пример фирменного знака (рисунок 5). К знаку применительно синонимы «динамичность» и «активность», что напрямую отображает спортивное направление компании. Фирменный знак nVidia (рисунок 6), представляет собой стилистическое изображение глаза, что также расшифровывает основную сферу деятельности компании — производство графических чипсетов. Очень интересный пример представляет фирменный знак корпорации General Electric (рисунок 7). Основной элемент знака — аббревиатура названия корпорации, две заглавные буквы «G» и «E». Знак выполнен в изысканном стиле, что подчеркивает «элитность» и «уникальность». С расшифровкой фирменного знака корпорации Mitsubishi (рисунок 8) все просто и логично. В переводе с японского, Mitsu (три) и Bishi (бриллиант). Что, собственно, четко отражено в знаке компании — три бриллианта.

Также стоит упомянуть об аббревиатурах. Зачастую, как логотип, так и знак, могут либо же состоять из аббревиатуры, либо же содержать аббревиатуру. Но при этом, аббревиатура не является самостоятельным элементом графической идентификации.


На рисунках 9-10 приведены примеры использования аббревиатур в логотипах компьютерной корпорации IBM (International Business Machines) и медиахолдинга CNN (Cable News Network). Собственно, сами логотипы и состоят из аббревиатур. На рисунках 11 и 12 представлены фирменные знаки, компаний Premier Magnetics и Baltic Line Advertising, которые выполнены в виде аббревиатур.

И ещё несколько нюансов, которые не являются догмой, но которые следует знать о логотипе и фирменном знаке:
В связке «Логотип + Фирменный знак» — логотип, как правило, первичен. Логотип может использоваться без фирменного знака. Фирменный знак также может использоваться отдельно от логотипа. Но, в большинстве случаев, логотип и знак — части одного целого.
Логотип и Фирменный знак — отдельные, самостоятельные элементы. Иногда встречаются варианты символики, где знак «зашит» в логотип, но, как правило, это не самые лучшие образцы логотипо- и знако-строения. Такие «логотипознаки» зачастую не работают на своих владельцев в полной мере.
Отличительная черта и логотипа, и фирменного знака — оригинальность. Они должны максимально отличатся от символики других компаний (по крайней мере, от символики прямых конкурентов).
Также, в большинстве случаев, к логотипу и знаку применим синоним «простота». Хороший логотип (знак) — графически простой символ, который должен легко считываться, запоминаться, и воспроизводиться.
Простота желательна и в цветовых решениях. Чем меньше цветов — тем лучше. Минимальное количество цветов в символике упрощает её воспроизведение и поднимает запоминаемость. Нет причин делать многоцветную или полноцветную символику, если это не оправдано идейно, логически или концептуально.

Эмблема

Слово «Эмблема» (англ. Emblem) происходит из греческого языка: emblema (рельефное украшение). Определение звучит так:
«Эмблема — условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи».

Все вроде бы понятно, но на самом деле ничего не понятно. Определение настолько размыто и обобщено, что из него нельзя сделать четкий вывод о том, что же из себя должна представлять эмблема. Давайте попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вывод мы можем сделать из расшифровки самого понятия: эмблема — рельефное украшение.

Второй момент — в определении не высказано четких ограничений по графическому виду эмблемы. Из этого делаем вывод, что эмблема может содержать в себе разнообразные графические элементы идентификации. Порой, даже очень сложные и насыщенные деталями.

И третий момент — из того же определения приходим к выводу, что эмблема применяется в обозначениях глобальных «понятий» или «идей», а не для «графического начертания названия» (как в случае с логотипом), и не в виде «уникального графического элемента» (как в случае фирменного знака).

Обычно эмблемы используются для идентификации родов войск, футбольных и хоккейных клубов, школ, университетов и т. д...


Пример эмблемы одной футбольных команд Туниса (рисунок 13). Эмблема Украинского футбольного клуба «Динамо Киев» (рисунок 14). Эмблема «Управления Имперской Безопасности» (рисунок 15). Пример эмблемы колледжа (рисунок 16).



В свете всего выше сказанного, появилось одно интересное наблюдение. На рисунке 17а, приведен логотип автомобильного концерна Ford. Справа, на рисунке 17б, этот же логотип, но с реализацией объема некоторых элементов логотипа. По логике вещей получается, что слева мы видим классический логотип, соответствующий всем требованиям этого понятия, а справа мы имеем эмблему, которая, тем не менее, не перестаёт быть оригинальным логотипом.

Все три понятия подразумевают под собой одно и то же, поэтому для удобности мы будем оперировать только одним из них, а именно — Торговым знаком.

Здесь всё просто — в патентном законодательстве есть чёткое обозначение Торгового знака:
«Торговый знак — обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц, от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц».

«Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (Российская Федерация). Это же определение, немного иначе сформулированное, имеется в Украинском законодательстве.

Фактически, Торговый знак не имеет никаких ограничений по графическому начертанию, типографике, насыщенности графическими элементами, колористке и т. д.

В качестве Торгового знака может использоваться как эмблема (логотип, фирменный знак), так и другие графические символы, не подпадающие под определения вышеперечисленных элементов идентификации.

Приводить примеры Торговых знаков, не имеет смысла — зайдите в любой супермаркет, и вы сможете лицезреть их на полках, в огромных количествах.
Фирменный блок

Основные элементы идентификации мы уже разобрали, осталось лишь дополнить картину. Итак — фирменный блок. Здесь всё просто:
«Фирменный блок — оригинальное расположение логотипа и фирменного знака, относительно друг друга».

Больше здесь сказать нечего. На рисунках 18 и 19, приведены примеры горизонтального и вертикального расположения элементов в фирменном блоке. Естественно, вариантов расположения существует неисчислимое количество — здесь приведены два из них, наиболее распространённые.


Atelier — горизонтальный размещение элементов фирменного блока, относительно друг друга. Backplane — вертикальное размещение элементов.

Вот мы и разобрались в основных элементах айдентики. Конечно, данное эссе нельзя считать безупречным и полным, но я и не стремился вникнуть во все нюансы, пытаясь вывести лишь основополагающие принципы формирования элементов айдентики.

Также, за полем нашего взгляда остались другие, не менее важные элементы визуальной идентификации, но о них пойдёт речь как нибудь в другой раз…

Эти оригинальные и запоминающиеся изображения сопровождают нас повсюду. Логотипы известных брендов одежды хорошо известны многим модницам, автолюбители безошибочно узнают производителя по значку на капоте. Что уж говорить о товарных знаках компаний, изготавливающих бытовую технику и электронику. Они хорошо известны даже детям.

Интересовались ли вы, кто и как создавал логотипы известных брендов мира? Что они означают? Почему, казалось бы, несложная картинка становится визитной карточкой компании и ее узнают во всем мире? Надо сказать, что история логотипов известных брендов порой очень интересна. Познакомьтесь с некоторыми из них.

Versace

Не все логотипы известных брендов столь узнаваемы, как этот загадочный и броский знак, который знаменитый модельер стал использовать с 1978 года. Он стал еще одним украшением его великолепных коллекций. С тех пор голова Медузы Горгоны, расположенная в кругу, стала фирменным знаком этого модного дома.

Когда кутюрье задавали вопросы по поводу довольно странного выбора логотипа, он отвечал, что это символ роковых чар и красоты, которые способны загипнотизировать и парализовать любого человека. И надо сказать, своей цели маэстро Версаче добился – его логотип известен во всем мире. Он стал символом идеального вкуса, утонченного стиля и роскоши.

Givenchy

Фото логотипов известных брендов нередко появляются на страницах глянцевых журналов. Этот квадрат, состоящий из четырех букв G и похожий на стилизованный листик клевера, олицетворяет собой строгие линии, гармонию. Некоторые специалисты в области символики уверены, что компания для его создания использовала правила, разработанные еще в Древней Греции.

Givenchy использует логотип в качестве украшений и принта, которые популярны и узнаваемы во всем мире.

Lacoste

Логотипы известных брендов и их названия можно найти во многих модных журналах. А этот маленький зеленый крокодильчик в рекламе не нуждается, поскольку он уже давно стал товарным знаком компании Lacoste, которая славится на весь мир в первую очередь рубашками поло.

Наверное, не все знают, как этот знак появился. Он не является сочетанием букв, определяющих имя владельца компании. Жан Рене Лакост - в прошлом успешный теннисист, в узких кругах его называли Аллигатором. Он основал в 1993 году свою компанию, которая была ориентирована на спортивную одежду для теннисистов.

Товарный знак был создан спонтанно. Шутки ради один из товарищей Лакоста нарисовал забавного маленького крокодильчика, который чуть позже стал логотипом нового бренда. Сегодня плод этой удачной, надо признать, шутки является одним из самых узнаваемых в мире.

Chupa Chups и… Сальвадор Дали

Если вы считаете, что логотипы известных брендов не знают дети, родители которых далеки от моды, то вы ошибаетесь. Яркий пример тому - компания Chupa Chups. Эту продукцию знают все малыши в нашей стране. Но каким образом с ней связан великий художник?

Один из самых известных и ярких представителей сюрреализма, художник и график, режиссер и скульптор, писатель внес свой вклад в развитие и процветание этой компании. Ведь именно Сальвадор Дали создал логотип известных во всем мире сладких конфет на палочке. Надо отдать должное основателям компании – они не пожалели солидной суммы и пригласили для создания логотипа известного уже в то время художника Сальвадора Дали.

Следует отметить, что их затраты окупились с лихвой. Товарный знак получился ярким, простым, интересным и в то же время понятным и ненавязчивым. По признанию самого художника, эта работа заняла у него не более часа. В цветовом решении он использовал краски Испанского флага, буквы немного округлил и поместил их в рамку.

Nike и Кэролин Дэвидсон

Логотипы известных компаний и брендов порой поражают своей простотой. Поэтому многих интересует вопрос о том, почему они так запоминаются. Пример тому - компания Nike и ее лаконичная «галочка». Когда компания объявила конкурс на создание логотипа, в нем приняла участие студентка Portland State Кэролин Дэвидсон.

Интересно, что тогда ее знак не вызвал особого восторга у владельцев компании, тем не менее, они нашли его довольно перспективным. Забавно, но за свою оригинальную работу Кэролин тогда получила всего тридцать пять долларов. Интересно, во сколько сейчас владельцы бренда оценивают свой логотип?

Яблочко Apple

Логотипы известных брендов часто поражают своей оригинальностью. Миллионы людей во всем мире знают, как выглядит логотип Apple. И большинство из них знают об основателе компании Стиве Джобсе. Вместе с тем имя создателя этого известного логотипа известно немногим. Большинство считает, что надкушенное яблочко придумал Стив, но это заблуждение.

Вначале компания Apple имела другой товарный знак (Ньютон, пишущий что-то, сидя под деревом). Стиву этот вариант не нравился, поскольку с юности он тяготел к минимализму и простоте. Он говорил: «Иконки должны выглядеть так, чтобы их хотелось лизнуть».

Такую непростую задачу он поставил перед Робом Янова - дизайнером, занимавшимся новым логотипом Apple. Единственное желание, озвученное Джобсом: «Не делайте его слащавым». Спустя несколько недель на столе Стива лежало несколько эскизов радужных яблок (надкушенных и целых). Джобс выбрал известный всем вариант, который показался ему более интересным и оригинальным.

NeXT

Логотипы известных брендов иногда имеют особое значение для владельцев компаний. Так случилось с основателем компании Apple Стивом Джобсом. Ему в жизни пришлось столкнуться со многими проблемами. Он даже был уволен из компании, которую он и основал. Но Стива нельзя отнести к людям, которых ломают жизненные невзгоды. Покинув Apple, он очень скоро основал другую фирму по производству компьютерной техники и назвал ее NeXT. Название получилось символичным - "следующий". Вероятно, так Джобс подчеркнул, что его невозможно остановить, и он будет создавать следующую компанию с еще большим энтузиазмом и запалом.

Но вернемся к истории создания этого известного в мире логотипа. Его поручили разработать известному дизайнеру-графику Полю Рэнду. Он выдвинул Джобсу жесткое условие: «Вы оплачиваете мне 100 тысяч долларов за один вариант логотипа, который вас непременно устроит».

В результате этого сотрудничества мир узнал надпись NeXT, выполненную в стиле Стива Джобса. Эскиз был принят сразу, без правок. Единственное, что захотел изменить Стив, – выделить букву Е желтым цветом. Нельзя не сказать о том, что Поль Рэнд ранее создавал логотипы для огромной компьютерной корпорации IBM, всемирной службы доставки товаров UPS и еще более десятка средних и малых компаний.

Coca-Cola

Когда мы видим логотипы известных брендов, к которым бесспорно относится корпорация Coca-Cola, кажется, что их разрабатывали команды профессиональных маркетологов и дизайнеров. Но в данном случае все обстояло иначе. Логотип для этой компании разработал рядовой сотрудник фирмы, бухгалтер Фрэнк Робинсон.

В то время компания еще не имела своего нынешнего названия, и именно Фрэнк выбрал его - «Кока-Кола». Он разместил название на красном фоне, а для написания использовал стандартную в то время пропись. Такой шрифт тогда считался эталоном каллиграфии. Вот так перед миром предстал один из самых узнаваемых логотипов современности. Правда, примерно раз в десять лет компания немного видоизменяет свой товарный знак. Но неизменным остается особый шрифт, а также красный и белый цвета.

Трехлучевая звезда

Обладать машиной с таким логотипом мечтают все автомобилисты. Компания "Мерседес" была создана в 1926 году. А логотип, известный сегодня во всем мире, появился гораздо позднее. Официальную версию его значения компания озвучивает как триединство – воздух, земля и вода.

Именно в автомобилях (на земле), в катерах и яхтах (на воде), в самолетах (в воздухе) используются двигатели, производимые на заводах. Есть еще неофициальная версия, которая говорит о том, что впервые такую звезду использовал Готтлиб Даймлер - основатель Mercedes-Benz. В письме к своей жене он использовал этот символ для обозначения места, где будет построен их новый дом. Сыновья основателя компании слегка модернизировали отцовскую звезду, и она стала логотипом компании.

Три самые популярные полоски

А этот логотип представляет не просто бренд, а огромную индустрию, которая является законодательницей спортивной моды для нескольких поколений профессионалов и любителей спорта. Долгое время логотипом компании был трилистник и три полоски.

Интересный факт - для создания логотипа дизайнеры не привлекались. Его концепцию предложил основатель фирмы - Ади Дасслер. 22 года (до 1994 г.) товарный знак был неизменным. Но затем новые веяния в моде заставили специалистов известного бренда несколько переработать полюбившийся в мире трилистник. Теперь продукцию компании украшает логотип, представляющий собой треугольник, выполненный в старых традициях. Тематика трех полос была сохранена.

С 2008 года компания выпускает отдельную коллекцию обуви и одежды, которая называется Adidas original. Она совместила моду 80-х, а также оригинальный логотип, который создал Ади Дасслер.

Calvin Klein

Этот бренд начал свое существование еще в далеком 1942 году. Сразу же был создан и его логотип. Однако узнаваемым он стал только спустя 30 лет, когда дизайнер представил миру линию джинсов и расположил логотип на заднем кармане.

Позднее он стал не только использоваться как знак узнаваемости, но и служить навигатором по коллекции. Темный логотип обозначает одежду высшего уровня, серый цвет – постоянные линии одежды, белый - спортивную одежду.

Логотипы известных брендов: игра Brandomania

Если вас заинтересовали истории товарных знаков компаний, то наверняка вам будет интересна новая игра. Несколько лет назад она появилась на Западе, а сейчас завоевывает сердца геймеров в нашей стране. Игра "Брендомания" состоит из семи уровней, они открываются по мере прохождения предыдущих. Для опытных брендоманов созданы три специальных уровня, над которыми придется поломать голову, чтобы добиться хороших результатов.

"Брендомания" имеет расслабляющую динамику. В нее лучше играть нескольким людям. Отвечать на вопросы желательно с первого раза, тогда вам удастся собрать наибольшее количество призовых монет. Конечно же, игра рассчитана на тех, кто знает хотя бы некоторые логотипы известных брендов. Игра (ответы могут быть не очень простыми) предполагает возможность использования подсказок. Для этого необходимо нажать на значок «лампочка», и перед вами откроется информация о неизвестном вам бренде. А «бомбочка» удалит большую часть букв, и вам необходимо будет догадаться, какое слово скрыто за оставшимися.

Дизайн игры довольно прост, интерфейс управления понятен. Надо отдать должное авторам игры за то, что они не просто до неузнаваемости изменили логотипы, но и сохранили их основные черты. По мнению тех, кто уже освоил первые уровни, отгадывать ответы "Брендомании" на самом деле интересно.

В современной литературе по маркетингу используется 3 понятия: товарный знак, торговая марка и бренд. В данной статье мы разберем базовые отличия данных понятий между собой, чтобы вы могли использовать их в правильном контексте, а также рассмотрим основные функции торговой марки и ее вклад в долгосрочный успех компании на рынке.

Итак, у нас есть 3 понятия: бренд, торговая марка и товарный знак. Все три понятия отличаются между собой по области и ситуации использования.

«Торговая марка»

Понятие «торговая марка» в маркетинге представляет собой совокупность определенных свойств, ассоциаций, образов, которые позволяют товару данной торговой марки выделяться на рынке от конкурентов. Весь процесс брендинга начинается с создания торговой марки товара. Она представляет собой некую точку старта для всех остальных действий.

Торговая марка рождается тогда, когда вы придумали уникальное название для своего товара, разработали уникальное оформление (дизайн) продукта, создали фирменный стиль или придумали слоган. При этом товар может быть совершенно стандартизированным и не отличаться по своим характеристикам от конкурирующих продуктов. Но в тот момент, когда вы создали фирменное наименование и оформили свой товар, вы придали ему определенный имидж. Так родилась ваша торговая марка.

«Бренд»

Значение слова «бренд» практически не отличается от определения торговой марки, за исключением одной особенности: отличительные свойства и образы бренда позволяют товару не просто отличаться от конкурентов, а являются узнаваемыми, а сам продукт пользуется определенной популярностью среди целевой аудитории.

Другими словами, бренд - известная торговая марка, которая завоевала внимание и привязанность потребителя. Отличие бренда от торговой марки в том, что элементы его фирменного стиля, brandname, слоган узнаются потребителем, а также в том, что бренд завоевал лояльность определенной части рынка, товары под его логотипом пользуются спросом.

Торговая марка превращается в бренд через маркетинговую коммуникацию. Торговая марка становится брендом в тот момент, когда о ней узнал (в рекламе, на полке в магазине, от знакомых) потребитель и запомнил ее. Получается, что как только ваша торговая марка приобрела хоть какое то знание - она стала брендом, просто очень слабым. Чем выше узнаваемость торговой марки, тем сильнее бренд компании.

Комментарий от автора: бренд и торговая марка выделяются в отдельные понятия только в теории российского маркетинга. Во всем мире существует только 2 определения: «brand» и «trademark». Перво означает «бренд», а второе «товарный знак». Ведь на самом деле отличия между брендом и торговой маркой слишком минимальны, чтобы говорить о них как о разных словах.

«Товарный знак»

Товарный знак - это совсем другой разговор. Товарным знаком является зарегистрированная торговая марка, у которой есть один прямой правообладатель. Другими словами, товарный знак - это паспорт торговой марки или бренда, его прямая функция - юридическая защита. Товарный знак говорит о том, что такая торговая марка существует, она является интеллектуальной собственностью определенного лица или компании. Таким образом отличие понятий «товарный знак» и «бренд» - это область их использования.

Существует 3 варианта регистрации торговой марки: в виде словесного, изобразительного или комбинированного (словесный + изобразительный) товарного знака. Не каждый логотип является товарным знаком. Если вы просто нарисовали логотип товара, но не передали его изображение на регистрацию - ваш товарный знак не защищен от копирования.

Какие товары могут стать брендом?

Брендом может стать любой продукт: товары массового спроса; компании с b2b рынка и рынка услуг; компании розничной торговли, продукты, которые существуют только виртуально в Internet; а также люди и общественные организации.

Товары массового спроса

К товаром массового спроса относят напитки и продукты питания, товары для дома, косметику, одежду и обувь и т.д Примерами успешных брендов в данной группе товаров могут являться Coca- cola, Nescafé , Ariel, Sony. Торговая марка для товаров массового спроса должна обеспечивать уникальность, формировать дифференциацию и имидж продукта.

Товары B2B рынка

Сильная торговая марка на деловом рынке укрепляет имидж и репутацию кампании, что в свою очередь приводит к увеличению продаж, стабильности и установлению выгодных условий сотрудничества.

Товары рынка услуг

Услуги отличаются от физических товаров тем, что сами по себе являются нематериальными. Брендинг услуг имеет огромное значение, так как позволяет перевести абстрактное предложение компании в более понятные образы, объяснить простым языком сложные условия, выделить услуги среди конкурентов.

Компании розничной торговли

Компании розничной торговли, а также любые компании сбытовой цепи также нуждаются в брендинге. Торговая марка для таких компаний в первую очередь формирует имидж, создает ассоциации с качеством обслуживании, сервисом, ассортиментом и ценовой политикой. Обладая сильной торговой маркой компания розничной торговли может выпускать собственные торговые марки и создавать достойную конкуренцию брендам- производителям, увеличивая тем самым оборот и прибыль.

Товары и услуги в Internet

В связи с ростом покрытия Internet и длительности пребывания в сети Internet целевых потребителей растет возможность получать высокие доходы от эффективной работы с потребителями в данном канале с помощью создания брендов IT программ и приложений. Высокое значение в брендинге данного вида товаров и услуг придается удобству и эффективному взаимодействию с потребителями, а также более оперативному выполнению всех требований, чем это могут позволить себе,например, товары массового спроса.

Люди и общественные организации

Люди и общественные организации, а также определенные территории также могут быть брендами. Брендинг в этой области товаров заключается в формировании имиджа, ассоциаций и осведомленности.

Значение торговой марки для потребителей

Бренд имеет большое значение для потребителя по трем основным причинам: он снижает риски, предоставляет повышенное удовлетворение от покупки и упрощает процесс выбора товара. Разберем каждую выгоду бренда для потребителя подробнее.

Снижение рисков при покупке

Покупая известные бренды потребитель меньше рискует, чем приобретая товары неизвестной марки или производителя. Обычно выделяют следующие виды рисков:

  • Функциональные риски: заключаются в том, что действие и результат от использования неизвестного товара может не соответствовать ожиданиям потребителя.
  • Физические риски: неизвестный товар может создать дискомфорт при использовании для потребителя.
  • Финансовые риски: потребитель будет разочарован, если купленный неизвестный товар не оправдает его ожидания в результате, к тому же понесет дополнительные финансовые затраты на приобретение нового товара.
  • Социальные риски: товар может затруднить общение с другими людьми
  • Психологические риски: потребитель всегда от приобретения товара желает получить удовлетворение, как физическое, так и эмоциональное. При покупке неизвестного товара он рискует быть неудовлетворенным покупкой и испытать негативные эмоции.
  • Риски потери времени: неспособность товара удовлетворить потребность вынуждает потребителя искать замену, а значит нести дополнительные затраты на поиск и приобретение нового продукта.

Учитывая разнообразие рисков, которые может понести потребитель при покупке неизвестной марки товара, потребитель потребитель предпочитает покупать известные бренды, о свойствах которых он видел рекламу, о которых он знает больше информации и, возможно, имеет положительный опыт использования или рекомендации.

Повышенное удовлетворение от покупки

Упрощение выбора

Сильный бренд выделяется среди множества товаров и сокращает время на поиск, приобретение нужного продукта. В эпоху высокой развитости большинства рынков и ужесточенной конкуренции потребитель испытывает дискомфорт от многочисленного количества новых товаров. Известная торговая марка позволяет потребителю снизить время выбора у полки в магазине.

Значение торговой марки для компаний

Компания, которая обладает сильным брендом, имеет конкурентное преимущество перед компаниями с небрендированными продуктами. Она может получать более высокую прибыль с продаж, ее продажи меньше подвержены резким скачкам. К тому же бренд становится определенным барьером для входа в отрасль новых игроков.

Рост прибыли

Основное значение торговой марки для компаний - возможность увеличения прибыльности компании. Создавая сильную торговую марку, компания гарантирует потребителю снижение определенных рисков, предоставляет ему определенный сервис, создает чувство удовлетворения. Все эти дополнения формируют добавленную стоимость или надбавку к цене стандартной товара. Чем сильнее бренд, тем выше добавленная стоимость, тем выше прибыль компании.

Стабильность и долгосрочность

Предполагается, что бренд имеет устойчивое преимущество, которое обеспечивает долгосрочную возможность взымать добавленную стоимость за приобретение товара,а значит гарантирует стабильность продаж и прибыли. Долгосрочное преимущество формируется не только за счет уникальных свойств товара (которые иногда легко скопировать), но и за счет отношений между маркой и потребителем, которые являются более ценным активом компании и их достаточно сложно быстро скопировать и разрушить.

Барьеры для входа в отрасль

Наличие сильных торговых марок в сегменте - является высоким барьером для новых компаний, желающих войти на рынок, тем более если рынок высоко перспективный. Сильные торговые марки уже обладают высоким знанием и лояльностью покупателей, новым товарам потребуется высокий уровень инвестиций для того, что бы переключить на себя покупателей.

Теги: , https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/brand-tm-tz.jpg 438 800 Leonid Borislavsky /wp-content/uploads/2018/05/logo.svg?2 Leonid Borislavsky 2016-05-19 09:56:54 2016-08-25 08:26:54 Бренд, торговая марка и товарный знак: значение и функции