Педагогический проект по учебной работе. Центр подготовки педагогов к аттестации

Наталья Пискунова
Педагогический проект

Министерство образования и науки Самарской области

Зачетная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему :

«Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

Пискунова Н. Г.

воспитатель,

СП ГБОУ гимназия

«ОЦ «Гармония» г. о. Отрадный

детский сад № 13

Методист :

Путилина Л. А.

г. Самара

1. Анализ ситуации

2. Актуальность.

3. Выявление проблемы

4. Планируемые образовательные результаты

5. Система работы по проекту

6. Диагностический инструментарий

7. Результаты работы над проектом .

Список используемых источников стр. 3

1. Анализ ситуации.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Стремительное ускорение жизни, внесли коррективы в систему образования в целом и в систему дошкольного образования в частности. В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала важная задача – научить детей быть творческой личностью.

В настоящее время в системе дошкольного образования создаются условия для развития творческих способностей детей, разрабатываются учебные программы, внедряются новые педагогические технологии , обогащается развивающая среда. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Творческое развитие дошкольника является важнейшей задачей воспитателя детского сада и предполагает использование различных видов деятельности ребенка, в том числе и продуктивных.

Сегодня активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Дизайн является разносторонним способом познания мира. Возникает педагогическая и психологическая проблема – адаптации детей в окружающем мире? Что могут делать дошкольники, приобщаясь к дизайн деятельности? Что они приобретают, занимаясь дизайном.

2. Актуальность.

Любой ребенок от природы – дизайнер. Вспомните, с каким увлечением дети строят целый мир из всего, что попадается под руку! И чем меньше вокруг готовых игрушек, тем этот процесс интереснее. Постепенно тяга к созиданию без подпитки, поддержки взрослых отмирает, ведь вокруг уже все придумали, только пойди и купи : зачем строить самолет, если все модели стоят на прилавке? Как развивать эти спрятанные в каждом способности? Поэтому не случайно передо мною встала задача поддержать инициативу и нестандартность мышления в детях. В играх и в быту маленькие творцы знакомятся с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращают внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах, учатся планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять собственный замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Новизна предлагаемой мною проекта это содержание , и использование новых техник и материалов. Этот художественно – конструктивный дизайн проект способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

3. Выявление проблемы.

Не смотря на разработку технологий применения детского дизайна в ДОУ, работа по данному направлению проводится интуитивно и бессистемно. В практике дошкольных учреждений не все воспитатели используют варианты детского дизайна для развития творческих способностей дошкольников.

Это и определило тему моей работы : «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность , поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

Работая над направлением – развития творческих способностей у старших дошкольников, я создала проект по обучению детей элементам дизайна - «Юные - дизайнеры» .

Цель проекта : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГТ : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Художественная литература» , «Социализация» .

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

Обучающие задачи :

Развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном

Создать условия для формирования знаний, умений, навыков для

достижения определенных результатов.

Формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

Развивающие задачи :

Развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

Формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности.

Воспитывающие задачи :

Воспитывать эстетический вкус, культуру поведения, аккуратность.

Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений.

Воспитывать интерес к дизайн – творчеству

4. Планируемые образовательные результаты.

Проект предназначен для педагогов ДОУ старшей и подготовительной групп.

Тип проекта – практика - ориентированный

Срок реализации – 2 года (долгосрочный) .

Основной формой работы являются подгрупповая деятельность один раз в неделю. В год проводится 36 занятия.

Принципы построения педагогического процесса .

1. От простого к сложному.

2. Системность работы.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает : беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы на темы : «Основы дизайна» , «Детский дизайн» , «Детское рукоделие» , «Костюмы детей к праздникам» .

Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.

Работа с родителями предполагает :

Специальные консультации «Дизайн в семье» , «Портфель поделок» ;

«Наши руки не для скуки» ;

Презентации «Оригами» , слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза» ;

Мастер классы «Наши руки не для скуки» ;

Конкурсы семейного творчества «Расписные игрушки» , «Подарки осени» ;

Дни открытых дверей.

проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах лучшее оформление группы, конкурсах «Дизайн учреждения» . Предложенный проект

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога , пример, помощь) .

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) . Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на 3 этапа :

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Формы подведения итогов реализации данного проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах.

Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм деятельности, времени прохождения материала.

Ожидаемый результат планируемой деятельности. Таблица № 1.

1 год обучения 2 год обучения

дети будут знакомы, смогут узнать, сделать. дети будут знать, научатся делать и применять

Будут иметь общие представления о дизайне, его назначении в обществе.

Познакомятся с технологией выполнения аппликации из бумаги разной текстуры.

Будут иметь представления о различных материалах и их свойствах.

Смогут освоить различные техники рисования кистью на различных материалах.

Смогут составлять композицию.

Применять нетрадиционные техники рисования на бумаге.

Декоративно оформлять изделие.

Использовать в работе природные материалы.

Вырезать по контуру предметы разнообразной формы.

Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция) .

Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) .

Правилам оформления готового изделия.

Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.

Освоят разнообразные техники дизайна : «Декупаж» , «Пэчворк» , «Квилинг» .

Изготавливать разнообразные поделки, аксессуары для одежды из бросового материала.

Создавать изделие по собственному замыслу.

Оценивать результат своей работы.

5. Система работы по проекту .

Обучение дизайну осуществляется поэтапно. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник» , «скульптор» , «дизайнер» . Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

Были выбраны направления деятельности детского дизайна.

Это : архитектурно–художественное моделирование; дизайн интерьера;

дизайн одежды и украшений; дизайн посуды.

При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.

Рассмотрим каждое из них.

Архитектурно-художественное моделирование :

Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы : «Фонари на улицах города» ; «Детский сад мы строим сами»

(изготовление макета) ; «Домики трех поросят» ; «Дом для птиц» .

Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, пластиковые флаконы, коробки, бросовый и природный материал).

Дизайн интерьера :

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.

Для дизайнерской деятельности дети собирали растения, шишки, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта : «Дары осени» ; «Кудрявые деревья» ; «Весенний лужок» ; «Наш аквариум» .

Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты) . Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции : «Старичок – лесовичок» ; «Черепаха» ; «Золотая осень» ; «Сказочный павлин» .

Дизайн одежды и украшений :

Особое внимание уделяю ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями. Так дети с удовольствием создавали головные уборы, выполненные по мотивам мордовского, татарского, русского костюмов.

Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке : например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна : модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.

Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды : «Галстук для папы» ; «Шляпы, короны, кокошники» ; «Красивые бусы и браслеты» ;«Платье для мамы» .

Дизайн посуды :

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая, но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой (столовый сервиз, чайный сервиз) и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.

«Юные дизайнеры» научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел » , предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы :

«Стаканчики для карандашей» ; «Вазу для мамы» ; «Посуду для кукол» .

«Юные дизайнеры» участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна : «Овощной калейдоскоп» , «Мастерская Деда Мороза» , «День Защитника Отечества» , «Весенние букеты» и др.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводились игры : «Юный дизайнер» , «Укрась костюм» , «Придумай интерьер» , «Замени предметы» , «Веселый цвет» , «Художественный салон» и т. д. Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне : «Скрепбукинг» , «Римейка» , «Декупаж» , «Пескография» . Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды , как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями.

Взаимодействие с родителями.

В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать занятия т. к. увидели, что дети посещают их с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

В течение двух лет родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты. Показывали свое мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала : «Радуга» , «Рыцарь» , «Карамельная принцесса» , «Жемчужная ночь» и др. К подготовке конкурсов приобщали активных бабушек. В результате проведенных мероприятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.

Возрос неподдельный интерес родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда оформлялись торжественно. Все «шедевры» оценивались по достоинству и не оставались незамеченными. Посмотреть их могли все желающие. Сколько разнообразных тайн открывали дети, изучая мир природы. Душа ребенка необыкновенно открыта в такие минуты. Он начинает понимать, что конечный результат зависит от него. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время.

За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией

6. Оценка эффективности системы работы.

Для уровня выявления развития творческих способностей были подобраны диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются. При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э. П. Торренсом.

Тест «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Для выявления уровня развития образной креативности был использован тест Э. П. Торранса «Дорисовывание фигур» , имеющий несколько модификаций.

Проведя сравнительный анализ усвоения проекта «Юный дизайнер» на начало 2010 – 2011 и 2011 – 2012 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей повысился. Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на начало года и конец. Общие результаты диагностического обследования воспитанников первого года обучения в представлены в гистограмме 1.

Гистограмма №1.

Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на втором году обучения в конце года. Общие результаты диагностического обследования воспитанников представлены в гистограмме.

Гистограмма № 2.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным средством развития творчества дошкольников.

7. Результаты работы над проектом .

Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества. Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через дизайн – деятельность именно в дошкольном возрасте.

Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.

Использованная литература :

1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М., 2004

2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» , М., 2006г. 1, 2 часть.

«Истоки» : Базис развития ребенка-дошкольника. - М. ,2003

3. Дорожин Ю. «Искусство – детям» : Первые уроки дизайна. - 2005, № 1

4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. 2007.

5. Лыкова И. А. Цветные ладошки : Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. 2003.

6. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.

7. Лялина Л. А. Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.

8. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6

9. Рыжова Н. Букарева А. Необычное в обычном. // Обруч – 2008, № 6

Проект – это …

1. Замысел, план.

2. Некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационная форма целенаправленной деятельности.

3. Деятельность по созданию какой-либо системы, объекта или модели.

Проектирование – мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть.

Понятие «проектирование» определяет два основных направления в деятельности педагога:

1) мысленное конструирование, которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;

2) целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т. д.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф.);

это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта .

Метод - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

Педагогический проект - проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1. Анализ наличного состояния дел (определение противоречий, проблем, требующих разрешения)

2. Выдвижение идей.

3. Определение общего замысла проекта, цели его реализации.

4. Определение задач, существующих и необходимых ресурсов, условий

5. Определение планируемых результатов и их точный адресат , установление критериев оценки ожидаемых результатов.

6. Прогнозирование последствий (социально-культурных и собственно-образовательных) проекта.

7. Планирование реализации проекта.

8. Реализация проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности .

9. Обобщение результатов, представление опыта педагогической общественности.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Введение

Теоретическая (реферативная) часть

Проектная часть

Заключение

Список литературы

Приложение.

Введение

Во введении педагогом обозначается

Выявленное противоречие в своей профессиональной деятельности ,

Формулируется на его основе проблема,

Выдвигается гипотеза, позволяющая решить данную проблему,

Обозначается путь, способ ее решения, формулируются цели и задачи педагогического проекта.

Введение составляет около 10% содержания.

Актуальность темы

Структура доказательств актуальности темы

Проектная часть посвящена описанию (планированию) деятельности в следующий период:

Определение целей деятельности;

Определение планируемого результата образования учащихся и результатов собственной деятельности педагога;

Программа саморазвития, т. е. способы достижения цели.

Проектная часть может быть оформлена в виде таблицы.

Заключение

В заключение проекта педагогу следует включить материалы, касающиеся внедрения педагогического проекта, в форме плана педагогического эксперимента, научно-исследовательской деятельности . В случае частичного или полного внедрения проекта педагогу следует привести анализ полученных результатов эксперимента, исследования и оценить эффективность проекта, используя при этом самостоятельно выбранные критерии оценки эффективности деятельности, что, несомненно, повышает значимость проекта.

Например, при оценке эффективности применяемой технологии обучения или воспитания могут быть использованы критерии: динамика образованности, развитие мотивационно-потребностной сферы, психофизиологических особенностей и способностей, степень социальной адаптации, творчество учащихся, а также технологичность педагогического проекта (воспроизводимость), его здоровьесберегающий фактор, оптимальность , управляемость, нормативность и т. д.

При таком подходе к проектированию педагог полностью демонстрирует не только уровень профессионализма, но и раскрывает свой уровень социально-профессиональной и предметно-профессиональной компетентности.

Педагогический проект представляет собой описание комплекса взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение или внедрение педагогических новшеств в области содержания образования, образовательных технологий, технологий управления, образовательной диагностики и т. п. и гарантирующих достижение необходимых эффектов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Критерий

1. Актуальность

Необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для развития практики образования:

Наличие проектной проблемы

Обоснованность социальной значимости

Профессиональная востребованность

2. Инновационность

Новизна результатов практики образования и способов их достижения:

Оригинальность идей

Возможность распространения и внедрения

Прогнозируемые социокультурные последствия

3. Реалистичность

Влияние, которое оказывают результаты проекта на учебно-воспитательный процесс, методику преподавания и обучения, организацию образовательной деятельности и т. п.:

Прогнозируемые результаты

Ресурсная обеспеченность

Эвристический потенциал (эвристический – самостоятельное нахождение решения проблемы через систему наводящих вопросов)

Литература

1. http://distant. *****/project/meth%20project/metod%20pro. htm

2. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. 1995.-№6.

3. , Новиков проект (методология образовательной деятельности). - М.: «Эгвес», 2004.

4. Новикова технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. . - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. – М., 2000

7. Организация проектной деятельности в школе: система работы/авт.-сост. и др.-Волгоград: Учитель,2009.

8. Пахомова обучение - что это? // Методист№ 1.

9. Полат проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе - № № 2, г.

10. Полат телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

11. Программа повышения проектной культуры руководителей образовательных учреждений: Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.

12. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. – М., 2000.

13. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / , - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

14. , Новикова и практики экспериментальной работы в образовательных учреждениях. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.




На основании ПП разрабатываются и реализуются Концептуально- педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования Философско- педагогические, психолого- педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями


Педагогический проект Разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.






Титульный лист 2. Обоснование необходимости проекта СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 1. Краткая аннотация проекта 3. Цели и задачи проекта 6. Ресурсы 5. Основное содержание проекта 8. План реализации проекта (этапы,сроки) 7. Целевая аудитория 9.Итоги, перспективы развития проекта 4. Планируемые результаты, их оценка 10.Литература, перспективы развития проекта


Педагогический проект (образец) "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"


Актуальность. - Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. - Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. - Обновленное содержание образования. - Новое поколение образовательных стандартов. - Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. - К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения






Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Цель Объект исследования Объект исследования Предмет исследования Предмет исследования


Гипотеза Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий: - создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми; - проведена диагностика одарённости; - разработана Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе; - разработано методическое обеспечение; - созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.


Разработать методическое сопровождение Изучить литературу и выбрать методику для выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми Разработать Программу развития одарённых детей Задачи Изучить литературу и выбрать методику для выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе




Первый этап – диагностика- организационный (1 год) Второй этап – организационно – практический (2 года) Третий этап – рефлексивно – обобщающий (1 год) Создание нормативно- правовой базы. апробация программы работы с одарёнными детьми; анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ. мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; анализ мониторинга достижений каждого учащегося; Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей. отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей; анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми; Организация методического обеспечения. Повышение психолого- педагогической компетентности учителей. отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция; психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей. определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ. Сроки реализации






Программа основных мероприятий Мероприятия по направлениям.Ответственные 1Диагностика Психолог, учителя начальных классов 2Разработка Положения о работе с одарёнными детьми,Директор 3Разработка Программы «Одарённые дети в начальных классах»Зам. директора по УВР, рук. МО нач кл., психолог. 4Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей. Зам. директора по УВР, психолог, учителя. 5Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми. Зам. директора по УВР. 6Деятельность методического совета.Зам. директора по УВР. 7Индивидуальная работа с педагогами.Зам. директора по УВР. 8Создание среды общения, самореализации.Зам. директора по УВР. 9Работа с родителями.Зам. директора по УВР, психолог, учителя. 1 0 Привлечение внимания общественности.Директор, родительский комитет 1 1 Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости.Зам. директора по УВР. 1 2 Создание базы данных по методическому обеспечению.Зам. директора по УВР, рук. МО


Формы работы индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; участие в школьных и районных олимпиадах; проектная деятельность учащихся; посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио.


Ожидаемые результаты Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся. Методические результаты: - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.


Оценка результативности Критерии Показатели 1 Самооценка личности Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера 2 Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одарённых детей в школе. Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. 3 Конкурентоспособность одарённых учащихся.. Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.


Риски и методы их коррекции Отсутствие материальной базы. Оснащение материально – технической базы школы (спонсорская помощь) Отсутствие подготовленных педагогов. Повышение квалификации педагогов (курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) Отсутствие методической базы. Создание банка данных методической литературы. Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. Стимуляция учащихся (грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)




"Проект" от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

коннцептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;

новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;

философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога

для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия,

времени осуществления этих действий,

их участников и условий,

необходимых для эффективности всей системы действий,

в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

Типы проектов

Исследовательские: такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты.

Творческие: такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

Игровые: в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в началепроекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.

Информационные проекты: этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги.

Практико-ориентированные: эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы

Объем: не более 25 страниц (размер шрифта - 14 кегль, полуторный интервал, поля – 2,5 см, шрифт - Times New Roman ).

Время защиты: 10-15 минут

1. Титульный лист

2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

7. Партнеры.

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).

11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. Д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.

12. Литература.

Еще о педагогическом проекте -материалы Саратовского ГАОУ ДПО СарИПКи ПРО

Примеры педагогических проектов

Список использованных ресурсов:


В разделе размещены фрагменты педагогических проектов учителей высшей квалификационной категории Центрального района г. Новосибирска, получивших высокие оценки главной аттестационной комиссии департамента образования Новосибирской области.

С полными текстами проектов можно познакомиться у авторов.

  • И.М. Поветкина. Развитие ключевых и предметных компетенций школьников в процессе обучения математике на базовом и профильном уровнях
  • Е.А. Кислицына. Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в школе с углубленным изучением предметов естественно-научного и математического циклов
  • Т.Э. Рихтер. Проблемное обучение как средство формирования ключевых компетенций
  • Г.Ю. Белобородова. Формирование профессионально-деловой компетенции обучающихся посредством овладения традиционными, инновационными формами деловой коммуникации
  • М.В. Дробитько. Развитие логического мышления обучающихся как средство повышения качества знаний по математике
  • А.Г. Семёнова. Развитие восприятия и воображения на уроках изобразительного искусства, искусства родного края и МХК
  • И.В. Шовкопляс. Формирование ключевых компетенций на уроках физики
  • Г.В. Исакова. Пути развития алгоритмического мышления учащихся среднего и старшего звена в курсе «Информатика и ИКТ»
  • О.Ю. Андриянец. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
  • Н.В. Косачёва. Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка
  • Е.Р. Шевкун. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
  • Л.А. Цыбаева. Модель службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • О.А. Ведерникова. Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе изучения теории музыки (с инновационными элементами)

    О.В. Авдеева. Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения
    Приложения: "Тематика классных часов по валеологии", "Тематика лектория для родителей", "Сценарий КВН", "Образовательная программа факультативного курса «Подростковая наркопрофилактика»", "Конспект урока ОБЖ"

    Т.В. Айдарова. Система формирования рационального стиля самостоятельной учебной деятельности учащихся

    Е.В. Беркетова. Реализация логопедического направления в процессе адаптации младших школьников гимназии № 1

    Л.П. Заешникова. Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
    Приложения: "Дни воинской славы России", программа элективного курса "Символика России и Новосибирска", программа элективного курса "Путешествие в мир музея", урок-игра "Дорогами войны", проект "Генеалогическое дерево", тест по истории России (9 класс)

    О.Б. Ивченко. Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования

    Ю.В. Лапина. Саморазвитие учащихся через организацию рефлексивной деятельности в процессе обучения химии
    Приложения: фрагмент тематического планирования, пример матрицы знаний и умений учащихся, примеры средств мониторинга ученической рефлексии, примеры анкет обратной связи, примеры инструктивных карточек к контрольным работам, примеры диагностических контрольных работ, пример матрицы для анализа результатов итоговой работы

    Т.А. Маркина. Мотивация школьников к изучению математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

    В.М. Олексюк. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учетом их индивидуальных отличий
    Приложения: примеры тематических заданий и карточек, тексты дифференцированных зачетов, задания для срезовых работ

    И.И. Старостина. Развитие речевой деятельности гимназистов на уроке французского (второго иностранного) языка

    Н.А. Фёдорова. Развитие информационных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку

    Ю.Б. Яхно. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания в третьей ступени образования
    Приложения: "Ресурсы Интернета в развитии социальных компетенций", программа элективного курса для обучающихся третьей ступени образования «Технология исследовательской и проектной деятельности», проект «Развитие ресурсной базы учебного кабинета в процессе его подготовки к участию в смотре-конкурсе предметных кабинетов», "Входящая диагностика уровня сформированности социальных компетенций", "Промежуточные контрольные работы в развитии социальных компетенций", конспекты уроков "Конфликт в межличностных отношениях", "Дебаты в формировании социальных компетенций", "Проблемные вопросы в развитии социальных компетенций", "Работа над эссе в развитии социальных компетенций"