Обзор Olympus OM-D E-M1: профессиональная «беззеркалка. Самый вкусный тест-драйв Olympus OM-D E-M1 Mark II Описание меню олимпус omd em 1

И снова слегка запоздалый обзор - на сей раз весьма навороченной беззеркалки формата Micro Four Thirds. Камера Olympus OM-D E-M1, соединившая в своем небольшом корпусе лучшие технологии камеростроения, вышла на рынок полгода назад с амбициозным слоганом "Создана, чтобы превзойти зеркальные камеры". Вот и посмотрим, получилось ли.

Основные характеристики Olympus OM-D E-M1

Система Micro Four Thirds
Датчик изображения 4/3" Live MOS, 16,3 Мп, соотношение сторон 4:3 (17,3 x 13,0 мм)
Процессор TruePic VII
Автофокус TTL, контрастный (81 зона) + фазовый (37 зон)
Режимы фокусировки ручной, покадровый, следящий, покадровый + ручной
Экспозамер ESP, точечный, центрально-взвешенный, по светлым областям, по темным областям
Компенсация экспозиции ±5 EV (с шагом 1, 1/2, 1/3)
Выдержка 1/8000–60 с (с шагом 1, 1/2 или 1/3 EV), ручная до 30 минут
Видоискатель электронный, охват 100% кадра, разрешение 2,36 млн точек
Дисплей 7,6 см (3,0"), 3:2, поворотный, сенсорный
Вспышка ведущее число 6, поддержка ADI-TTL, «горячий башмак» для вспышек с интерфейсом MultiInterface Shoe
Серийная съемка макс. 10 к/с
Типы фотофайлов JPEG, RAW
Тип видеофайлов MOV (MPEG-4 AVC/H.264, макс. 1920 x 1080 30p, 24Mbps), AVI (Motion JPEG, макс. 1280x720, 30 к/с)
Носители записи Карта SD/HC/XC
Питание Литиево-ионный аккумулятор, запас энергии примерно на 330 кадров
Размеры (Ш x В x Г) 130.4 x 93.5 x 63.1 мм (без выступающих частей)
Масса 497 г с батареей и картой памяти
Другое Встроенный Wi-Fi (быстрое подключение по QR-коду)

Конструкция, эргономика, управление

E-M1 однозначно заслуживает награды за дизайн. Строгий черный корпус из магниевого сплава напоминает пленочные зеркалки, но только в общих чертах. Эргономика здесь не принесена в жертву ни красоте, ни стилизации под ретро. Рукоятка и упор под большой палец удобны, насколько позволяют небольшие размеры корпуса. Расположенные точно под пальцами управляющие диски, удачно вписанные в оставшееся пространство дополнительные кнопки и переключатели - всё это тщательно продумано и выверено, вплоть до тактильных ощущений. Диски поворачиваются плавно и мягко, без громких резких щелчков, с оптимальным усилием и четкой фиксацией.

Диск режимов съемки оснащен фиксирующей кнопкой, когда она нажата – диск не вращается.

Поскольку E-M1 – беззеркальная камера, визирование осуществляется через откидной дисплей на задней панели или через электронный видоискатель. Информация в них полностью дублируется, но для видоискателя предусмотрено несколько разных стилей отображения. При выводе изображения в видоискатель на дисплее может отображаться информация о текущих настройках, как у зеркальных камер.

Переключение между ЭВИ и дисплеем осуществляется вручную, с помощью отдельной кнопки, либо автоматически. Дисплей у камеры сенсорный, емкостного типа. В режиме съемки он имеет три состояния – выключен, фокусировка одним касанием и съемка одним касанием, что в комбинации с откидной конструкцией часто бывает удобнее видоискателя. Датчик приближения исключает случайные срабатывания сенсора от тела при ношении камеры на шейном ремне, а расположение датчика непосредственно возле линзы видоискателя уменьшает число случайных срабатываний при работе с дисплеем.

При съемке со штатива дисплей не упирается в штативную площадку и откидывается полностью, доступ к батарейному отсеку не перекрывается. Карта памяти находится не рядом с батареей, как часто бывает в беззеркальных камерах, а в отдельном слоте на правой стороне корпуса.

В плотно упакованном корпусе не нашлось места для встроенной вспышки, поэтому в комплекте идет миниатюрная внешняя. Разъем для нее с тремя дополнительными контактами предусмотрен над видоискателем. Но у вспышки на подошве "горячего башмака" контактов нет вообще (то, что можно принять за центральный контакт на фото – это фиксирующая защелка, для ее открытия предназначена кнопка Unlock). Все управляющие сигналы передаются через дополнительный многоконтактный разъем, который и на камере, и на вспышке закрывается специальными крышками. При установке вспышки на камеру этих крышечек набирается аж три, приходится думать о том, куда их девать и как их не потерять. Этот же разъем задействуется и при подключении других аксессуаров – например, модулей GPS или Bluetooth.

Есть и стандартный разъем для проводной синхронизации вспышки (с еще одной маленькой крышкой), который сейчас можно встретить только в профессиональных камерах.

Ну и, раз уж зашла речь о разъемах,- у Е-M1 стандартный набор портов: HDMI, вход для внешнего микрофона и комбинированный USB/AV порт, но не с mini- или microUSB разъемом, а с менее распространенным. Аудиовыход для наушников, к сожалению, не предусмотрен.

Органов управления у E-M1 немного, если сравнивать с профессиональными зеркальными камерами. Поэтому большинство из них - многофункциональные. Функции управляющих дисков меняются с помощью двух кнопок над выключателем питания и рычажка-переключателя справа от дисплея. В положении 1 диски и кнопки работают так, как задано по умолчанию. Передний и задний диски отвечают за настройку экспозиции – выдержку, диафрагму, сдвиг программы, экспокоррекцию или коррекцию мощности вспышки. Для каждого из режимов съемки P, A, S и M, а также для навигации по меню и просмотра отснятого материала можно выбрать одну из нескольких предустановленных схем управления.

В положении 2 рычажок меняет поведение дисков и кнопок. Что и как меняется – можно задать в настройках, выбрав один из 4 возможных вариантов. Например, диски могут менять значение ISO и режим протяжки. Две кнопки над выключателем питания вместе с передним и задним дисками по умолчанию дают пользователю еще 4 настраиваемых параметра, а если и для них настроить разные функции для 1 и 2 – то и все 8. Итого 12 параметров или функций с быстрым доступом. Например, для режима приоритета диафрагмы это может выглядеть так:

Придумано неплохо, но, во-первых, все эти комбинации так сходу не запомнишь, поначалу путаница гарантирована. Во-вторых, переключив рычажок в положение 2, часто забываешь его вернуть обратно, а когда позже нужно изменить, например, диафрагму, вместо нее меняется ISO.

Но и это еще не всё. У камеры программируются 6 кнопок, а также две кнопки на бустере (B-Fn) и одна на объективе (L-Fn). Кнопке Fn2 по умолчанию назначена функция, которая мне еще не встречалась в цифровых камерах, зато хорошо знакома по графическим редакторам. При ее нажатии на дисплее отображается тоновая кривая, а управляющие диски меняют ее кривизну в светах и тенях. Эти изменения отражаются на дисплее в процессе съемки и сохраняются в JPG-файлах.

Также можно назначить какие-то функции 4-позиционной клавише (по умолчанию она напрямую управляет выбором области фокусировки). Центральная кнопка ОК вызывает быстрое меню, традиционное для камер Olympus. Оно располагается "уголком" и выводится на фоне снимаемой сцены, минимально перекрывая изображение. Навигация проста и логична, клавиши вверх-вниз выбирают параметр, а влево-вправо - его значение. Проблема в том, что иногда приходится долго перебирать параметры, которые не умещаются по высоте в один экран, и значения, которые тоже часто не умещаются по горизонтали. Поэтому для оптимизации управления стоит определиться с наиболее часто используемыми настройками и вынести их на управляющие диски и программируемые кнопки.

Несмотря на наличие сенсора на дисплее, использовать его для управления камерой, кроме выбора точки фокусировки, затруднительно – интерфейс не оптимизирован для работы пальцами. Но и так достаточно удобно. В целом к управлению E-M1 нужно привыкать, а еще лучше – дать себе труд разобраться и полностью настроить его под свои предпочтения (благо, возможностей для этого - хоть отбавляй). И тогда камера станет по-настоящему удобной.

Теперь о том, что внутри. Светочувствительный сенсор у E-M1 немного (но не радикально) лучше, чем у PEN E-P5 – 16-мегапиксельный, выполненный по технологии Live MOS. Его сильная сторона – широкий динамический диапазон, особенно при ISO ниже 800. Это видно не только на графиках с dxomark.org, но и на реальных снимках, в которых редко встречаются сплошные черные тени или "выбитое" белое небо.

Примеры съёмки на Olympus OM-D E-M1 ():

Зато по уровню шума на высоких ISO E-M1 заметно хуже современных камер с APS-C и тем более APS матрицами. По этому критерию она примерно соответствует 6-летней Nikon D90, а о том, чтоб тягаться с D7000/7100 или той же 6D, и думать нечего. Тем не менее, значения ISO до 1600 включительно вполне рабочие, и даже при ISO25600 можно получить более-менее достойный снимок для интернета, при условии съемки в RAW.

Вот так камера снимает на разных значениях ISO в JPEG (галерея с полноразмерными файлами):

Вот еще несколько примеров съемки на высоких ISO (галерея):

Реализация гибридного контрастно-фазового автофокуса у E-M1 действительно одна из лучших – и по точности/цепкости, и по скорости фокусировки. Естественно, и тут предусмотрено множество режимов и опций. Тем, кто часто снимает портреты, поможет функция распознавания не только лица, но и левого/правого и ближнего/дальнего глаза. Для любителей ручной фокусировки и неавтофокусной оптики есть все необходимые инструменты – увеличение масштаба изображения (в том числе автоматически при повороте фокусировочного кольца) и фокус-пикинг (выделение белым или черным цветом контрастных линий и точек изображения, попадающих в фокус). Такая ручная фокусировка часто оказывается надежнее автоматической – например, когда объект слишком мал или подвижен и все время "убегает" из зоны автофокусировки.

Система стабилизации изображения на основе сдвига матрицы тоже имеет несколько разных режимов работы. Досадный баг стабилизатора со смазыванием картинки при некоторых значениях выдержки, имевший место в PEN E-P5, остался в прошлом – при использовании E-M1 его воспроизвести не удалось. Работа стабилизатора заметна, но полноценно протестировать его на небольших фокусных расстояниях сложно. Если объектив имеет собственную систему стабилизации, можно использовать и ее вместо штатной.

Режимов съемки и перевода кадров (протяжки) у камеры множество – и серия, и таймер с двумя стандартными задержками (2 и 12 с) и одной пользовательской, и богатый выбор вариантов брекетинга по 5 параметрам – автоэкспозиция, баланс белого, мощность вспышки, ISO и ART (применение нескольких предварительно выбранных художественных фильтров). Есть функция создания HDR-изображений на основе серии из 4 кадров, а также "брекетинг HDR" – съемка 3, 5 или 7 кадров с шагом в 2 или 3 ступени экспозиции без обработки. Такую серию можно собрать в одно HDR-изображение, например, в Adobe Photoshop CS6 с предустановленным расширением HDR Pro.

Любители мультиэкспозиции и цейтраферной съемки не забыты, эти функции присутствуют в меню и имеют подробные настройки.

В интеллектуальном авторежиме iAUTO камера берет на себя основное – определение правильной экспозиции, оставляя пользователю возможность подправить на свой вкус яркость, контраст, цвет, насыщенность и т.п. Есть также наборы стандартных сцен и художественных фильтров. Но больше всего понравился фирменный режим создания коллажей Photo Story – можно совместить от 2 до 5 кадров в одном изображении, выбрав их взаимное расположение и тут же добавив по желанию эффекты. Один из вариантов – серийная съемка с "раскадровкой" движущегося объекта. Во всех вариантах коллажа, кроме вышеописанного, можно переснять любой из фрагментов (здесь как раз очень кстати оказалось сенсорное управление). Исходные кадры коллажа сохраняются в RAW или JPG в зависимости от текущих настроек.

Объектив

Комплектный объектив Olympus ZUIKO DIGITAL ED 12-50мм 1:3.5-6.3, который можно видеть на одном из снимков в начале обзора, к сожалению, оказался то ли бракованным, то ли поврежденным, поэтому камера тестировалась с другим - Olympus ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8. Это весьма достойная оптика с отличной резкостью на всех фокусных расстояниях даже на открытой диафрагме и отлично скомпенсированными искажениями – например, хроматических аберраций я не заметил ни на одном из тестовых снимков. Снижение резкости под влиянием дифракции едва заметно на f/11-f/16 и хорошо видно на f/22.

У этого зума удобно-интуитивный механизм переключения между ручной и автоматической фокусировкой. Несмотря на то, что здесь нет специального макрорежима, как у 12-50/3,5-6,3, минимальная дистанция фокусировки совсем маленькая – почти вплотную к объекту. Так что неподвижные мелкие предметы или не слишком пугливую живность можно снимать довольно крупным планом. А если еще использовать макролинзу – получается вообще отлично (часть снимков в тестовой галерее сняты с помощью Raynox DCR-250, их легко узнать по виньетке). В общем, 12-40/2,8 - отличный универсальный светосильный зум. Да и странно было бы обнаружить серьезные недостатки у объектива ценой около 1800 долларов.

Беспроводные функции

Камера оснащена адаптером Wi-Fi и поддерживает беспроводную передачу снимков на планшет или смартфон (в оригинальном размере или в одном из 4 уменьшенных (от 0,8 до 3 Мп). За неимением модулей GPS и NFC предлагается добавлять геоданные к снимкам с помощью смартфона, быстрое подключение которого производится с помощью QR-кода. И, наконец, третье полезное применение Wi-Fi – дистанционное управление. У Olympus оно реализовано очень хорошо, доступны все важные настройки съемки, включая тач-фокус, съемку сериями и по таймеру.

Производительность и автономность

Рулит камерой процессор, именуемый TruePic VII. Вопреки названию, он весьма резв и обеспечивает быструю и отзывчивую работу интерфейса. Обработка снимков с использованием фильтров, HDR и других подобных функций тоже происходит достаточно быстро. Единственная претензия – даже после одиночного снимка аппарат секунду-две не реагирует на нажатие кнопки просмотра, при этом не выводится никаких "подождите" или "занято" и команда не выполняется даже после некоторой задержки – нажатие кнопки просто игнорируется, и приходится нажимать еще раз. Так что придется привыкнуть выдерживать 2-секундную паузу или включить автоматический просмотр после каждого кадра, что не всегда удобно. Зато серийная съемка у E-M1 – это что-то особенное. Она имеет две скорости, каждая из которых настраивается – низкая скорость от 1 до 6,5 кадров в секунду, высокая от 5 до 10. При скорости в 6 к/с камера делает более 30 снимков (RAW + JPG) в заданном темпе, после чего не зависает и не тормозит, а продолжает спокойно штамповать кадры, только уже со скоростью около 1 кадра в секунду. Выяснить, как долго это может продолжаться, у меня не хватило терпения. Если снимать только в JPG – перефразируя известную песню, "эта серия будет вечной", только успевай менять батарейки и карточки.

А емкость батареи E-M1 немалая, как для такого компактного корпуса – 9,2 Вт-ч. Ее хватает на 300-350 фото в режиме приоритета диафрагмы и несколько коротких видеозаписей, что является нормой для беззеркалки с постоянно работающим дисплеем (или видоискателем, который тоже по сути своей дисплей).

Автономность может быть увеличена с помощью опциональной батарейной рукоятки, блок контактов для которой расположен на нижней стороне корпуса и прикрыт резиновой заглушкой.

Итак, Olympus OM-D E-M1 – компактная, легкая, быстрая, хорошо оснащенная, цифровая камера, в которой настраивается всё, что только можно настроить в принципе. Возможности современного "железа" органично дополнены и максимально раскрыты с помощью программного обеспечения. По качеству изображения E-M1 действительно сопоставима с современными зеркальными камерами, но заметно проигрывает большинству из них по уровню шумов. Высокая скорострельность и большая длительность серии хороши для репортажной съемки и фотоохоты (но без бустера или пары запасных батарей об этом и думать нечего), а небольшие габариты и откидной дисплей делают EM-1 удобной для стрита. Предметная и макросъемка - общепризнанная специализация камер формата MFT. А вот для художественных портретов и прочих сюжетов, требующих сильного размытия заднего плана, понадобится недешевая светосильная и сверхсветосильная оптика.

Прямых конкурентов у этой камеры мало, фактически единственное, что приходит на ум – это Panasonic Lumix GX7, которая еще компактнее и умеет писать видео с 60 fps. Но оснащению и функциональности отличная альтернатива - Lumix GH3/GH4 (особенно для видеографов), но она уже заметно дороже, крупнее и тяжелее.

9 причин купить OLYMPUS OM-D E-M1:

  • компактность, относительно малый вес
  • дизайн, эргономика
  • система стабилизации в самой в камере и поддержка стабилизатора в объективе (на выбор)
  • быстрая и точный гибридный автофокус с возможностью ручной коррекции
  • удобная ручная фокусировка
  • максимальные возможности для кастомизации управления
  • тонкая настройка всех параметров съемки, просмотра и отображения служебной информации
  • полноценное дистанционное управление
  • большой выбор совместимой оптики

5 причин не покупать OLYMPUS OM-D E-M1:

  • довольно высокий уровень шумов
  • небольшой (по меркам современных зеркалок) рабочий диапазон ISO
  • сложное управление и громоздкое меню
  • неинтуитивный способ масштабирования при просмотре и при увеличении области фокусировки
  • нет возможности подключить наушники для мониторинга звука

25 августа стало датой всемирного анонса пятой по счёту камеры в ряду псевдозеркальных системных камер Olympus OM-D, а именно модели E-M10 Mark II (в актуальном ассортименте она стала четвёртой). После официальной презентации в пресс-центре МИА «Россия сегодня», которая прошла во второй половине дня, уже после официального объявления о новой камере, российское представительство Olympus предоставило приглашённым журналистам и блогерам возможность испробовать новинку в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Камеры и оптика ждут своих испытателей.

Испытательный комплект

Для полевых экспресс-испытаний ваш покорный слуга ловко ухватил один экземпляр новой камеры в серебристо-чёрном исполнении (впрочем, понятно, к качеству съёмки внешняя отделка корпуса отношения не имеет) и пару объективов: отличный широкоугольный зум M.Zuiko Digital ED 9-18 мм f/4-5,6 c эквивалентным фокусным расстоянием 18-36 мм и просто превосходный телевик M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8 (150 мм). На всякий пожарный случай в запасе у автора также имелся универсальный олимпусовский суперзум 14-150 (28-300) мм первого выпуска.

Из полного заряда батареи коллеги-журналисты и блогеры израсходовали самую малость, покрутив камеру в руках не более десяти минут, прежде чем она прилипла к моим рукам. Я вставил в камеру предусмотрительно захваченную с собой скоростную карту памяти, проверил настройки - для первого теста мне прежде всего требовалось полное разрешение и высокое качество JPEG - и мы отправились через Крымский мост в ЦПКиО.

Внешний вид

Честно говоря, я не очень понял, почему производитель принял именно такое решение - назвать новинку „второй «десяткой»“; отличия от старой (ну, как старой, всего-то примерно годовалой) модели E-M10, как говорится, бросаются в глаза. Здесь не тот случай, когда внешне очередной «марк» отличается от прежней версии только новым или дополнительным шильдиком.


OM-D E-M10 Mark II с фишаем M.Zuiko Digital ED 8 мм f/1,8 PRO.

Сразу бросается в глаза, что диск переключения режимов съёмки «переехал» на правую (с точки зрения фотографа) сторону от кожуха видоискателя и встроенной вспышки. Левую площадку занял поворотный выключатель, также выполняющий функцию активатора встроенной вспышки.

При этом у всех дисков управления изменился дизайн. Они не просто стильно смотрятся; новая насечка на металлических дисках практична и удобна. Манипуляции вполне возможны при удержании камеры, как говорится, «одной правой». Автору, кстати, они напомнили старинную Лейку в полярном исполнении с увеличенными для удобства работы в перчатках рубчатыми головками перемотки плёнки и установки выдержек. Полагаю, перчатки не станут препятствием и при съёмке этим фотоаппаратом.

В отсутствие накладной рукоятки, радикально улучшающей ухватистость копуса, хотя и увеличивающей его невеликую геометрию, сравнительно малый размер наплыва под пальцы правой руки очень эффективно компенсируется мощным эргономичным упором для большого пальца. Добавим к этому качественное покрытие корпуса, и… - камера просто не выскальзывает из руки; этот приятный факт отметили собравшиеся обоего пола, обладающие ладонями весьма разных величин и пальцами разной длины.

Порадовал откидной экран. Когда его переводишь в положение для съёмки «от пуза», весьма полезное, к примеру, для неназойливой уличной съёмки, его можно чуть отодвинуть от корпуса. Ровно настолько, чтобы видоискатель не перекрывал на нём изображение при взгляде перпендикулярно вниз.

В целом нельзя сказать, что камера заметно изменила свои физические характеристики; в сравнении с изначальной моделью изменения размера и веса исчисляются единичными миллиметрами и граммами и существенной роли не играют. В отличие от изменений в её весьма богатом «внутреннем мире».

Внутренний мир

А внутри новая «десятка» заметно отличается от первого варианта камеры, хотя и, разумеется, не во всём.

Главное в камере - матрица и «мозги». Здесь претензии предъявить не к чему. Такая же 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа Live MOS, что используется и на остальных камерах OM-D, и такой же графический процессор TruePic VII.

Грубо говоря, это говорит о том, что с помощью новой «десятки» можно получать фотографии столь же высокого качества, как и с помощью других камер семейства OM-D. Это является безусловным плюсом и сильной стороной как новой модели, так, кстати, и всего семейства.

Заметно увеличилось разрешение электронного видоискателя; теперь оно превышает 2,3 млн. точек. Я прекрасно понимаю, что нет предела совершенству, но с практической точки зрения такое разрешение представляется оптимальным. При этом изображение в нём лишено инерции.

Существенным преимуществом E-M10 Mark II перед первой моделью стало внедрение самой передовой на сегодняшний день пятиосевой системы стабилизации изображения. У первой «десятки» она была прошлого поколения, трёхосевой. При этом, по заявлению представителей фирмы, пятиосевая система стабилизации на второй «десятке» дополнительно улучшена по сравнению с её ранними вариантами, впервые реализованными на уже снятой с производства модели E-M5, сравнительно недавно уступившей место в производстве своему «второму марку».

Первое впечатление от её работы - самое положительное. Работает пятиосевая система великолепно и спасает в весьма сложных обстоятельствах. Утверждения производителя о четырёх ступенях удлинения выдержки относительно рекомендуемого предела не лишены оснований. Конечно, чудес не бывает, и тремор способен испортить дело, но режим серийной съёмки помогает получить несколько съёмочных дублей, чтобы выбрать из них оптимальный вариант.

Ещё одну весьма интересную новую способность камеры протестировать на бегу не представлялось возможным. Речь идёт о цейтраферной (интервальной) съёмке с разрешением 4К (возможна также с меньшими разрешениями Full HD и HD). Так что возможности новой камеры по созданию таймлапс-видео станут предметом отдельного материала.

А пока - можете посмотреть маленький видеоролик, снятый с рук в режиме максимального качества (Full HD, 50p) в том виде, в который его превратил YouTube. Оригинал (168 МБ) .

Прочие особенности

Любопытна новая функция новой «десятки»: использование экрана при визировании через видоискатель для выбора фокусировочной точки. Это один из тех случаев, когда показать проще, чем объяснить. Тем не менее, попробую. Вы обычным образом смотрите в видоискатель, удерживая камеру двумя руками, поджимаете спусковую кнопку указательным пальцем для активации автофокуса и, если автоматика зацепилась не за ту точку кадра, которая нужна вам, движением большого пальца по экрану сдвигаете фокусировочную точку в нужное вам место.


M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8; 1/160 с, f/2,8, 320 ISO. Смышлёный встроенный распознаватель лиц, разумеется, сразу ухватился за ближайшее лицо, и камера мгновенно навела на него резкость, но мой палец подсказал ей через экран, что меня больше интересует Евгений Уваров 🙂

Причём писал я предыдущий абзац значительно дольше, чем сдвигал при съёмке фокусную точку, честное слово.

Ещё одна реализованная в камере «фича» - фокусная вилка (брекетинг фокуса), компенсирующая нехватку глубины резкости при крупноплановой и маркосъёмке. Камера делает серию снимков, пошагово сдвигая фокусировку, а потом автоматически склеивает композитный снимок с оптимальной резкостью по всей глубине объёмного объекта съёмки.

Отмечу ещё бесшумный режим работы затвора, фактически являющийся использованием электронного затвора. При этом кратчайшая выдержка уменьшается до 1/16 000 с, в то время как в обычном режиме с механическим затвором она составляет обычную 1/4000 с.

С батарейкой у новой камеры, похоже, проблем не будет. Из стремления к перестраховке я сразу же включил низкоскоростной серийный режим (около 4 кадров/с), чтобы обеспечить себя съёмочными дублями. Отсняв около полутысячи кадров и небольшое видео, постоянно используя то экран, то видоискатель, периодически ковыряясь в режиме просмотра и удаляя заведомо неудачные кадры, к концу нашей энергичной тест-сессии я отметил, что на экране исчез всего один сегмент в индикаторе заряда. И это, должен заметить, у совершенно новой камеры с заведомо не тренированной батареей, пусть и без применения встроенной вспышки.

Заключение

Новая камера элегантно заполняет интервал между первой «десяткой», чётко ориентированной на увлечённых фотолюбителей, решивших открыть для себя богатый мир системных камер, и камерой E-M5 Mark II, которую сама фирма аттестует как модель для «креативных энтузиастов», а я бы по старинке назвал полупрофессиональной камерой.

И не просто так компания Olympus собирается предлагать потребителям обе модели: и изначальную E-M10 - как камеру начального уровня, и E-M10 Mark II - как более продвинутую камеру для энтузиастов.

Не думаю, что первое впечатление меня подводит: камера получилась удачная и несомненно будет пользоваться популярностью среди неуклонно растущего числа потребителей незеркальных системных камер.

Причём, полагаю, уже в самое ближайшее время: по инсайдерской информации первая партия уже завезена в Россию и в настоящее время распределяется по авторизованным дилерам, чтобы синхронно поступить в продажу в согласованное время в начале сентября. Напомню, что названная московским представительством фирмы цена за корпус новой камеры составит 39 999 р.

PS: Скачать для самостоятельного рассмотрения тестовые фотографии из текста и дополнительной галереи одним ZIP-архивом можно по этой ссылке (трафик 73 МБ). Краткая спецификация камеры приведена в нашем анонсе , подробная - на сайте производителя.

Южный конец Крымского моста. Фок. расст. 9 мм, 1/800, f/7,1, 200 ISO.

Макет ранее сущестсовавшей парашютной вышки в музее ЦПКиО. Фок. расст. 9 мм, 1/60, f/4, 250 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке на музыкальный фонтан ЦПКиО. 75 мм, 1/1250, f/2,8, 200 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО в сторону ХСС и Останкинской телебашни. 75 мм, 1/2000, f/4, 200 ISO.

Телевик 75 мм во всей своей красе. 1/3200, f/2,5, 200 ISO.

Обмен опытом. 75 мм, 1/250, f/2, 200 ISO.

Набережная Москвы-реки в ЦПКиО. Фок. расст. 13 мм, 1/400, f/6,3, 200 ISO.

Семейная фотосессия. 75 мм, 1/1600, f/2,8, 200 ISO.

При уменьшении освещённости светосила начинает играть важнейшую роль. 75 мм, 1/40, f/2,0, 3200 ISO.

Панорама Садового кольца со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО; компьютерная склейка 6 горизонтальных кадров. 18 мм, f/5,6, 200 ISO.

Панорама ордена Ленина ЦПКиО им. Горького со смотровой площадки на входной арке; компьютерная склейка 11 вертикальных кадров. 22 мм (объектив 14-150 мм), f/6,3, 200 ISO.

Ретро — это модно. Если говорить про фотоаппараты, то ответственность за воскрешение ретро в массовом сегменте можно свалить на Olympus — это она возродила данный стиль в своих «беззеркалках» серии PEN. Однако сейчас они всё больше стали походить на современные камеры, пусть и не совсем обычные. Зато мотивы ретро в оформлении камер Olympus получили продолжение в линейке «беззеркалок» OM-D, которая стоит чуть выше PEN. Однако OM-D E-M1 выделяется не только дизайном. Тут есть всё для того, чтобы конкурировать с продвинутыми зеркалками, — два диска управления и масса различных программируемых органов управления, цифровой видоискатель с огромным разрешением, наклонный сенсорный дисплей, защита от пыли и брызг, морозоустойчивость, новый быстрый процессор TruePIC VII, минимальная выдержка в 1/8000 секунды, а по скорости серийной съёмки новинка конкурирует с ранее недосягаемым лидером в лице Sony NEX-7. Да и про множество опций, что для системной камеры является большим плюсом, тоже забывать не стоит. Похоже, у OM-D E-M1 есть все шансы здорово подвинуть конкурентов.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Olympus OM-D E-M1
Сенсор изображения 4/3 дюйма, 17,2 Мп
Эффективное количество точек, Мп 16,3
Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.2, DCF), RAW
Видео : MOV(MPEG-4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG)
Диапазон фокусных расстояний Сменный объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL 12-50 mm 1/3.5-6.3
Размер кадра в пикселях Фотокадр : 4608x3456, 4608x3456, 2560x1920, 1024x768
Видео : 1920x1080, 1280x720, 640x480
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Автоматическая, LOW (100), 200-25600 шагом в 1/3 и 1 EV
Диапазон выдержек, с от 60 до 1/8000
Экспозамер ESP-экспозамер, Точечный экспозамер, Центрально-взвешенный экспозамер, Светлая зона, Тень
Экспокоррекция +/- 5 EV (1, 1/2, 1/3 EV)
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2/12
Устройство хранения информации SD/SDHC/SDXC
ЖК-дисплей Сенсорный ЖК-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1037 тыс. точек
Видоискатель Электронный, 2,36 млн точек
Интерфейсы HDMI, USB, AV-выход
Дополнительно WiFi-модуль 802.11 b/g/n
Питание Литий ионный аккумулятор BLN-1, 9,3 Вт·ч
Габариты (ШхВхД), мм 130,4x93,5x63,1 (без выступающих частей)
Масса, г 497 (включая батарею и карту памяти)
443 (только корпус)

⇡ Комплект поставки

Всего доступно три варианта комплектации, но различаются они лишь объективами. В базовой модификации оптики нет вовсе, вторая комплектуется объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8, а третья, которая и попала на тестирование, может похвастаться зум-объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑50mm 1:3.5‑6.3 EZ с моторизированным приводом трансфокатора, который здорово облегчает управление камерой во время видеосъёмки. Итак, полный комплект тестовой модификации включает следующее:

  • объектив M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑50mm 1:3.5‑6.3 EZ;
  • вспышку FL-LM2 (предоставлена не была);
  • аккумулятор BLN-1;
  • зарядное устройство BCN-1;
  • крышку корпуса Micro 4/3 (ВС-2);
  • наглазник EP‑12;
  • наплечный ремень;
  • USB-кабель CB-USB6;
  • ПО Olympus Viewer;
  • инструкцию;
  • гарантийный талон.

⇡ Внешний вид и удобство использования

С первого взгляда Olympus OM-D E-M1 чрезвычайно сильно напоминает вторую, теперь уже младшую модель линейки — камеру OM-D E-M5: очертания корпуса совпадают, материалы тоже одинаковые, схож и набалдашник «горячего башмака», под которым всё так же также интегрирован аксессуарный порт. И дисплей тоже наклонный. Однако если присмотреться внимательнее, можно заметить, что камера совершенно другая — в первую очередь благодаря органам управления, которых стало гораздо больше. В общем, всё как и в случае зеркалок — чем выше класс камеры, тем больше на ней разнообразных клавиш, которые позволяют быстро изменять многие параметры, не забираясь в дебри меню.

Качество материалов и сборки выше всех похвал. При попытках скручивания и сдавливания корпус не прогибается и не издаёт ни треска, ни скрипа. На чёрном корпусе совершено незаметны отпечатки. Что вдвойне удивительно — Olympus OM-D E-M1 практически не притягивает пыль и небольшие ворсинки, которые зачастую липнут к камерам с невероятной скоростью. Многие производители нередко заявляют о применении антистатических материалов, которые позволяют уменьшить притягивание пыли, но, похоже, получилось это сделать именно у компании Olympus, хотя в пресс-релизах каких-либо акцентов на этом нет.

Лицевая часть младшей модели семейства немного скучновата, ведь кроме байонета и светодиода подсветки автофокуса на ней ничего нет. У новинки же, помимо уже перечисленного, имеется ещё пара программируемых клавиш (по умолчанию — ручная установка баланса белого и предварительный просмотр), а также синхроразъём, скрытый за ввинчивающейся пластиковой заглушкой.

С тыльной стороны признать младшую камеру не то что сложно, а попросту невозможно, ведь кроме видоискателя и дисплея тут всё абсолютно новое. Левее всех находится клавиша переключения между дисплеем и видоискателем. Правее — клавиша блокировок AE/AF, которая дополнена рычажком выбора режима работы дисков управления, причём режимы эти программируемые. По умолчанию в первом положении рычажка диски отвечают за управление параметрами экспопары, а во втором — за выбор пресета баланса белого и уровня чувствительности. Правее дисплея расположены первая программируемая клавиша, кнопки выбора режима отображения информации, выхода в основное меню, перехода в режим просмотра и удаления. Клавиши навигации, дополненные кнопкой ввода по центру, по умолчанию не являются многофункциональными, причём отсутствуют даже пиктограммы дополнительных функций, но в настройках камеры можно активировать и эту возможность (по умолчанию же клавиши навигации отвечают за выбор зоны фокусировки).

Сверху тоже всё по-новому. Фактически совершенно без изменений остался только выступ в центральной части, на котором находятся «горячий башмак», дополненный аксессуарным портом, а также пара микрофонов. Левее выступа установлена пара клавиш, объединённых в схематический круг. Одна из клавиш отвечает за выбор режима протяжки и активацию HDR/брекетинга, а вторая позволяет быстро выбирать режим фокусировки и экспозамера. Данные клавиши не зря выполнены в виде полукругов, ведь управление осуществляется непосредственно при помощи дисков управления, а клавиши при этом необходимо лишь удерживать. Тут же находится и рычажок питания.

Правее «горячего башмака» целая россыпь различных органов управления. Центральным объектом тут является большой диск выбора режимов работы, дополненный клавишей-замком, которая предотвращает случайное изменение положения переключателя. Стоит отметить, что диск обладает довольно жёстким ходом, поэтому установка блокировки является не столько насущной необходимостью, сколько данью моде (нужно же походить на продвинутые зеркалки). Также тут находятся клавиша видеозаписи, программируемая кнопка Fn2, спусковая клавиша с диском управления, а также второй диск управления, центральная область которого пустует.

А вот снизу ничего нового — разъём установки на штатив, отсек для аккумулятора, а также резиновая заглушка, скрывающая контактную площадку подключения батарейной ручки.

На левой боковой поверхности заметны лишь две резиновые заглушки, одна из которых скрывает разъём для внешнего микрофона, а вторая — разъёмы подключения USB/AV- и HDMI-кабелей. Справа — только слот установки карты памяти, скрытый пластиковой дверцей, тогда как в большинстве «беззеркалок» карта памяти устанавливается в отсек рядом с аккумулятором, что не всегда удобно.

Компания Olympus — один из мировых лидеров рынка техники для фотографирования. Беззеркальная Olympus OM-D E-M1 — в числе самых популярных устройств от данного бренда в России и в мире. Этот аппарат характеризуется как эффективно сочетающий в себе традиционные и передовые технологии. Он считается одним из самых функциональных и универсальных девайсов в своем сегменте. В чем заключаются основные особенности такого устройства, как фотоаппарат Olympus OM-D E-M1 Kit? Достоинства, недостатки, характеристики девайса будут рассмотрены в статье.

Характеристики девайса

Начнем с технологических возможностей устройства.

Какие функции имеет фотокамера Olympus OM-D E-M1? Характеристики девайса нам позволят это понять. Ключевые формируют следующий перечень:

Объектив девайса относится к категории элементов со сменной оптикой, его байонет - Micro Four Thirds;

Матрица устройства относится к типу Live MOS;

Светочувствительность фотоаппарата — в диапазоне ISO от 100 до 25 600;

Девайс имеет гибридный автофокус, функционирующий в 37 или 81 зоне (в фазовом и контрастном режиме соответственно), а также в 800 зонах — при ручной настройке;

Фотоаппарат оснащен жидкокристаллическим дисплеем с диагональю 3 дюйма и разрешением 1 Мп;

Устройство поддерживает оптическую стабилизацию картинки;

Девайс совместим с такими файловыми форматами, как JPEG и RAW;

Устройство может записывать видео в максимальном разрешении 1920 на 1080 пикселей со скоростью 30 кадров в секунду;

К аппарату можно подключать внешний микрофон;

Скорость серийной съемки в автоматическом режиме — порядка 10 кадров в секунду.

Рассмотрим теперь то, в какой комплектации поставляется девайс.

Комплектация

В коробке с фотоаппаратом пользователь найдет:

Объектив — когда устройство поставляется в формате Kit, если соответствующий оптический компонент отсутствует, то аппарат будет соответствовать формату Body;

Внешнюю вспышку;

Аккумулятор;

Зарядное устройство;

Крышку для Micro 4/3;

Наглазник;

Кабель для подключения девайса к ПК через USB-порт;

Комплект ПО;

Гарантийный талон.

Конечно же, в коробке также находится подробная, содействующая наиболее комфортному пользованию фотоаппаратом Olympus OM-D E-M1 инструкция по эксплуатации.

Изучим теперь то, как выглядит девайс.

Дизайн и внешний вид

Кроме того, как отмечают эксперты, объектив характеризуется приличным разрешением на светосильных участках — в интервале между f/1.8 и f/16.0 его уровень не опускается ниже 0,6 линии в пикселе. Разрешение в центральной части кадра выше, чем по краям, но ненамного. Если говорить об интервале между f/3.5 и f/11.0, то соответствующий показатель и вовсе увеличивается до 0,75 линии в пикселе. Что касается работы в рамках диафрагмы, равной f/22.0, то разрешение, конечно, уменьшается — до 0.45. Но в целом, с учетом приемлемой цены на объектив, совокупность отмеченных характеристик делает рассматриваемый оптический элемент более чем конкурентным.

Другой популярный объектив, выпускаемый под брендом Zuiko для Olympus OM-D E-M1 — 12-40 f/2.8. Он способен работать в рамках фокусного диапазона от 24 до 80 мм. Характеризуется высоким уровнем светосилы и выдающимися показателями резкости. Данная модель в достаточной мере универсальна: благодаря небольшой дистанции фокусировки с помощью объектива можно осуществлять съемку очень небольших по размеру объектов. Уровень светосилы инсталлируемого на Olympus OM-D E-M1 12-40 f/2.8 позволяет фотографу делать качественные снимки при низком ISO — вечером, в сумерках, а также задействовать фотоаппарат для портретной съемки. Одним из несущественных, как считают специалисты, недостатков рассматриваемого объектива можно считать его восприимчивость к бликам в некоторых режимах — в частности, если свет направлен из-за объекта прямо на фотоаппарат. Но в целом соответствующий оптический элемент — один из самых технологичных в сегменте. Его успешно задействуют в своей работе профессионалы.

Еще один популярный объектив рассматриваемого фотоаппарата — M.Zuiko 12-50 mm f/3.5-6.3 ED EZ. Он имеет непостоянный фокус в интервале 12-50 мм. Его показатели по разрешению в достаточной мере конкурентны. Если рассматривать короткий фокус — разрешение по краям кадра несколько ниже, чем в центре, и составляет в интервале f/3.5 — f/16 порядка 0,5 линии в пикселе и выше. В свою очередь, в центральной части снимка соответствующий показатель равен 0,6 и выше. Если брать средний фокус — разрешение в интервале между f/5.2 и f/13 составляет 0,6 линии и выше. В соответствующем диапазоне сохраняется разница в показателях разрешения в центре и по краям кадра, но в интервале между f/13 и f/22 они выравниваются. Данный объектив — также в числе оптимальных с точки зрения технологических возможностей и цены.

Таким образом, аппарат совместим с разными объективами, отличающимися по технологиям и по стоимости. Поэтому фотограф имеет возможность подобрать для себя соответствующие оптические компоненты, исходя из собственных потребностей и бюджета, которым он располагает.

Скорость работы

Теперь, изучив особенности объективов фотоаппарата, продолжим наше описание Olympus OM-D E-M1 и рассмотрение его особенностей. В числе важнейших для современного фотографа характеристик девайса — скорость его работы (в аспекте срабатывания автофокуса, а также автоматической съемки). Эксперты и многие пользователи считают, что рассматриваемый девайс обладает выдающимися показателями по обеим функциям. Особенно импонирует фотографам тот факт, что после получения кадров в требуемом режиме можно практически сразу приступить к их просмотру. Это очень важно в тех случаях, когда за короткий промежуток времени, например в процессе репортажа для новостного издания, требуется снять большое количество разнотипных кадров и убедиться, что каждый из них имеет самое высокое качество.

Правда, оперативность автофокуса девайса во многом зависит и от уровня освещенности места проведения съемки. Если она недостаточна — скорость и качество соответствующей функции фотоаппарата снижаются. Но эта закономерность характерна не только для рассматриваемого устройства. Сравнение Olympus OM-D E-M1 с аналогами показывает, что даже более технологичные решения не всегда позволяют обеспечить достаточную скорость автофокуса при недостаточном уровне освещения.

Запись видео

Следующий аспект пользования фотоаппаратом, который полезно рассмотреть, — видеосъемка. Как мы отметили выше, перечисляя характеристики Olympus OM-D E-M1, аппарат может обеспечивать запись видеороликов со скоростью 30 кадров в секунду. Это не самый выдающийся показатель. Однако на рынке есть не так много конкурирующих решений, которые могли бы обеспечивать более высокую скорость записи видео при аналогичном разрешении.

Еще один нюанс пользования аппаратом в режиме видеозаписи — отсутствие настроек экспозиции в процессе съемки. Вместе с тем те, что определяются автоматически, обеспечивают весьма приличное качество видеороликов.

Достоинства и недостатки аппарата

Любой электронный девайс, в особенности столь технологически сложный, каким является профессиональный фотоаппарат, имеет Рассмотрим и их — те, что определены экспертами и пользователями для девайса, о котором идет речь.

Достоинств у аппарата гораздо больше, чем недостатков. Девайс имеет великолепный дизайн, комфортное расположение элементов управления на эргономичном корпусе. При этом габариты фотоаппарата, его вес, а также объектив — не самые большие.

Девайс обеспечивает прекрасное качество картинки при условии, что будет эксплуатироваться в режимах ISO от 1600 до 3200. Но, как мы отметили выше, на практике необходимость задействования ISO в более высоких значениях появляется не так часто.

Аппарат радует специалистов и пользователей высокой скоростью работы — это прослеживается как в аспекте функции серийной съемки, так и с точки зрения автофокусировки. Опять же — при условии достаточной освещенности.

Достоинством фотоаппарата можно назвать высокотехнологичный, обеспечивающий отличного качества цветопередачу сенсорный экран, а также наличие видоискателя.

Девайс оснащен высокоэффективным стабилизатором. Кроме того, достоинством устройства можно назвать совместимость с широким спектром объективов — как с теми, что относятся к экономичным моделям, так и с оптическими девайсами премиального уровня.

В числе недостатков девайса — относительно невысокое разрешение, не самые выдающиеся показатели скорости записи кадров в видео. Также некоторые специалисты отмечают, что фотоаппарат в ходе работы шумит несколько сильнее, чем некоторые конкурирующие решения. Таким образом, достоинств у аппарата несоизмеримо больше, чем недостатков, которые по большому счету можно считать весьма условными.

Резюме

Таков наш, пусть, возможно, и не самый полный обзор фотокамеры Olympus OM-D E-M1, однако отражающий ключевые особенности девайса, его сильные и слабые стороны. Какие выводы мы можем сделать, рассмотрев возможности устройства?

Описание фотоаппарата Olympus OM-D E-M1 Kit, приведенное в официальных каталогах и на популярных порталах, дает повод сделать предположения о высочайшей производительности девайса, наличии у него широкого набора функций, способности получать при его задействовании отличный мультимедийный контент. Но все эти предположения — теоретические. Как дела обстоят с практикой применения девайса?

Исходя из мнений экспертов, мы можем сделать вывод о том, что в ключевых аспектах заявленные характеристики аппарата имеют реальное соответствие его эффективности. Например, в части стабилизации картинки, скорости автоматической съемки.

Мы рассмотрели основные объективы Olympus OM-D E-M1, характеристики с фото данных оптических компонентов и пришли к выводу, что в распоряжении пользователя — сразу несколько их моделей, среди которых можно обнаружить те, что оптимально сочетают в себе функционал и цену.

Таким образом, рассматриваемый фотоаппарат от бренда Olympus — современный, стильный, высокотехнологичный девайс, способный работать с объективами разных типов и ценовых диапазонов.

Десять лет назад я заболел фотографией, и купил первую “зеркальную” камеру. С тех пор техника только увеличивалась в размерах. Дошло до того, что я стал путешествовать с двумя увесистыми “тушками” наперевес: носил две сразу, чтобы не менять объективы. Друзья-фотографы либо ходили так же, либо тихо посмеивались, снимая на компактные фотоаппараты, называемые “беззеркалками”. Я смеялся в ответ: пробовал я эти “мыльницы”!

Однажды у меня в руках оказался Olympus E-M1: фотоаппарат без зеркала, но с амбициями профессиональной камеры. Повертел в руках, попробовал, и решился: рискну! На месяц полностью отказался от больших камер, пообещав себе снимать только на Олимпус, в путешествиях и везде.

Таким образом, все новые репортажи в блоге сделаны на эту камеру, а теперь пришло время подробно про неё рассказать.

МЕСЯЦ БЕЗ ЗЕРКАЛКИ. ТЕСТ ФОТОКАМЕРЫ OLYMPUS E-M1

1 Ещё недавно я ходил, увешанный камерами, носил их, словно на продажу. Каждый, кто встречался со мной в путешествиях, задавал эти два вопроса: “А зачем две?” и “А не тяжело”?

2 Теперь смотрю на себя со стороны и понимаю, что был похож на машину для убийств фотографирования, а теперь -- на человека.

3 Главным моим аргументом против беззеркалок всегда была их скорость работы. Дескать, для любителей, снимающих цветочки, она подойдёт. Но для уличной фотоохоты, когда кадр “живёт” долю секунды, такая камера слишком медленная. Я даже пробовал раньше аппараты Sony и Fujifilm, и они показались тормознутыми: пока включишь, пока “прогреется”, человк дав. У Olympus десять моделей фотоаппаратов, E-M1 самая “навороченная” и “топовая”, стоит тысячу долларов за “тушку” без объектива. И по отзывам, быстрейшая из беззеркальных камер.

4 Размер измеет значение. Моя “пятёрка” Canon отправилась в шкаф, и взяв её в руки через неделю, понял, что вернуться назад будет нелегко. И это тогда, в начале, когда система Олимпуса была непонятна, а я только разбирался в настройках.

5 Камеры настолько различных весовых категорий (в прямом и переносном смысле), что сравнивать их между собой нет смысла. По габаритам, как вы поняли, собой, выигрывает Olympus. Но выиграет ли он по качеству фотографий, и по удобству съёмки?

6 У беззеркалок тоже меняются объективы, которые продают отдельно. Существуют попроще и дешевле, так и дорогие, светосильные и профессиональные. “Шштатное” стекло 12-40 со светосилой 2.8 стоит 60 тысяч рублей, а “светлый” телевик 40-150 и вовсе под 80 тысяч.

Пусть вас не пугают странные фокусные расстояния: они эквивалентны плёночным 35мм, а у беззеркалки “кроп-фактор” матрицы аж 2.0! Если сравнивать с Canon 5D, получится 24-80 и 80-300, ближе к привычным цифрам. Цены на объективы у Canon выше практически в два раза: 110 тысяч рублей за 24-70 /2.8 и 150 000 за телевик 70-200. Ой! Счастлив, что фототехнику я купил ещё до скачка курса.

7 Перейдём от теории к практике, от внешнего вида камеры к результатам. Они такие, что вы ничего не заметили. За исключением поста, когда писал о начале эксперимента “Месяц без зеркалки”, я не получил ни одного комментария про качество фотографий. Хотя я каждый день публиковал посты со снимками, сделанными на Olympus.

8 Открою маленькую тайну: днём, да в ясную погоду, не трудно сделать высококачественный снимок даже мобильным телефоном! В интернете вы разницу не заметите.

9 Зато заметит сам фотограф. Дело только в процессе производства кадра. Мобильником классно снимать пейзажи и статику на “широкий” угол. Оптический зум у телефона отсутствует, кадрирование после съёмки чревато серьёзной потерей в качестве.

10 Не говоря уже о глубине резкости, цветопередаче, вот в этом всём.

11 Но не это главное. За что мне больше всего полюбилась новая камера - я стал невидимкой!

12 Поворотный экран это лучшее, что придумали со времён изобретения цифрового фотоаппарата. На Кэноны-то я снимаю через видоискатель, а у беззеркалок он или отсутствует вовсе, или цифровой. Читай - ещё один экранчик, только маленький. Снимать через такой тяжело с непривычки, рябит в глазах. Так что, хочешь не хочешь, строить кадры с помощью live view. И знаете -- понравилось!

13 Экран крутится в разные стороны, и теперь не нужно ложиться по пластунски, чтобы сфотографировать животное или ребёнка, не надо прыгать, чтобы снять толпу или то, что скрыто забором. И самое-самое важное - снимать людей так, что они этого не замечают.

14 Лучшие уличные портреты получаются, когда человек не видит, что его фотографируют. Как раз, для таких случаев, я и таскал вторую камеру с “накрученным” телеобъективом. И она всё равно привлекала внимание. С маленькой тебя вовсе не замечают. Тем более, ты не пересекаешься с человеком взглядами.

15 Так, я перестал использовать длиннофокусную оптику, снимаю людей почти в упор, а они этого не видят. Ну, смотрит человек экранчик, мало ли что настраивает…

16 К тому же, у E-M1 имеется беззвучный режим. В самом деле беззвучный, а не приглушённый звук затвора, как на продвинутых зеркалках. За чёткость кадров можно не переживать, спасёт встроенный стабилизатор. У Олимпуса он реализован в “тушке”, а не в объективах.

17 Такие фотоаппараты ругают за слабые батареи. Оно и верно, если держать камеру включённой и постоянно снимать в режиме live view. Но не так ужасно, как я считал раньше: высадить полный аккумулятор за день съёмки мне так и не удалось. Про запас ношу запасную батарейку в кармане, она компактная. А привычка ставить аккумулятор, сразу же придя в отель, выработалась быстро.

18 Вторая главная “фишечка” этой камеры - Wi-Fi. Установил приложение на телефон, подключился к точке - рули аппаратом удалённо. Можно скачать только что сделанные картинки в память телефона и немедленно отправить в инстаграм и фейсбук (не всегда есть возможность сделать отдельные фото ещё и на телефон).

19 Или превратить смартфон в пульт управления и делать снимки удалённо.

20 Новые горизонты, какие возможности для селфи!

21 Поговорим о скорости работы и сложных моментах. Я начал с того, что мне нужна “скорострельность”. Не только количество кадров в серийной съёмке, но и скорость включения. Здесь E-M1 не разочаровал, в состояние готовности к работе он приходит ну почтипрактически мгновенно. Камеру приходится постоянно включать и выключать, чтобы экономить батарею, но это не доставляет неудобств. В технических аспектах я не разбираюсь, поэтому этот обзор - личные ощущения, а не цифры. Лучше профессионалов не написать, так что если хотите цифр - вам сюда . Скорость фокусировки и скорострельность камеры опробованы на цыганских детях, все кадры получились резкими.

22 Ночью снимать сложнее. Это правило работает для каждой камеры. Поэтому, люди придумали штативы и вспышки, а я давно не пользуюсь ни тем, ни другим. У Canon 5D Mark III чумовой рабочий диапазон светочувствительности, влоть до ISO 12500. Олимпус скромнее, до 4000. Потом начинают "лезть шумы". Результат вы видите, неплохой.

23 Да, завышенные ожидания в начале несколько испортили впечатления: я решил, что эта камера будет во всём не хуже, чем дорогущая зеркалка за три тысячи долларов.

24 Но чудес здесь нет. Не забывайте, что и матрица здесь в два раза меньше. Так что, сначала я матерился, что “всё пропало” и даже запорол одну съёмку. Сейчас же скажу, что снимать в тёмных помещениях на E-M1 можно и нужно, но использовать штатив либо вспышку.

25 Хотя, все предыдущие фотографии сделаны “с рук”. И нормально же получилось?

26 Ложка дёгтя. Единственный минус, который мешал -- режим переключения автофокуса. На олимпусовских объективах он переключается с помощью кольца, переключаемого “от себя”. Во время ношения камеры на боку, объектив задевает одежду, и камера уходит в режим ручного фокуса. Замечаешь это не сразу.

27 Из-за этого пострадало немало котиков!

28 Проблема решается перепрошивкой камеры: в новой версии ПО обещали реализовать блокировкуи переключения режима в меню. Коты ждут!

29 Я провёл с Olympus E-M1 даже больше месяца, почти два. Это лето у меня не особо насыщенно путешествиями и съёмками, но осенью исправлюсь. С такой камерой хорошо ездить в страны, где не любят фотографироваться, и где лучше не светить тяжёлыми “вооружениями”.

30 Что в итоге? К камере я привык настолько, что не понимаю, как теперь снимать на морально устаревшие, хоть и технически более продвинутые “зеркалки”. Это всё поворотный экранчик и встроенный wi-fi! Серьёзно, в современных реалиях оперативность иногда важнее полиграфического качества. Опять же, я работаю в интернете. Сейчас Canon (и наверняка другие производители) выпустил новую камеру, где все эти фишки есть. Но это “зеркалка” любительского уровня, а значит, будет снимать не лучше E-M1, при этом, будет большей по размеру.

31 Так что, как думаете, “зеркалке” пора на свалку?

За фотографии со мной спасибо Борису