Социальная диагностика: цели, этапы и способы проведения. Понятие и принципы социальной диагностики

Социальная диагностика – многозначный термин, под которым в науке прежде всего подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений.

По мнению ряда авторов, проведение социальной диагностики – это основное условие преодоления кризисных состояний в развитии того или иного социального процесса и эффективный метод борьбы против застойности и консерватизма в обществе в целом. Термин "диагноз" (от греч. diagnosis – "распознание") пришел в социологию из области медицины, где необходимо правильное распознание той или иной болезни по ее внешним проявлениям для выбора оптимальных методов лечения. В социологии первоначально термин "социальная диагностика" также преимущественно использовался при изучении тех или иных социальных болезней, изучении девиаций и отклоняющегося поведения в целом.

Три значения термина "диагностика":

  • а) деятельность по распознаванию и анализу социальных патологий и проблем;
  • б) процесс такого анализа с формулированием обоснованного заключения о предмете рассмотрения;
  • в) отрасль социальных наук, посвященная методам получения знания об обществе.

Социальная диагностика процедура, направленная на анализ и оценку фактического состояния объекта и меры его возможного отклонения от действующих социальных нормативов, ориентиров, образцов должного состояния или развития.

Как методологический инструментарий социальная диагностика дает необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и моральнопсихологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

В издании "Социальная работа. Российский энциклопедический словарь" понятие "социальная диагностика" определяют как комплексный процесс исследования социального явления в целях выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

С психологической точки зрения социальный диагноз – это суждение о том, в каком эго-состоянии находится человек, путем наблюдения за эго-состояниями, в которых находятся другие люди при общении с этим человеком.

Социальный диагноз, выступающий как научное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении. Такое наблюдение и изучение предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не стандартизируется.

Общая схема методики осуществления диагностики включает в себя следующие этапы:

  • 1) предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;
  • 2) проведение общей диагностики: постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
  • 3) проведение специальной диагностики по каждой из взятых для исследования проблем, измерение и анализ необходимых показателей;
  • 4) построение выводов, на основе которых делается заключение.

Проблемы, выявленные в ходе общей и специальной диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты корректируются путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере.

Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на следующих принципах.

  • 1. Объективность. Заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.
  • 2. Причинность. Обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования.
  • 3. Комплексный подход. В изучении социальных явлений он объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления. Выделение отдельных поступков, отношений, действий возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем.
  • 4. Научная обоснованность и подтверждаемость. Они особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные (методы сбора информации, ее обработки и анализа, методы определения приоритетов проблемы), так и частные (интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.).

Интервью является универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности.

Цель анкетирования – выявление конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Тестирование представляет собой углубленный сбор информации при помощи анкет. Применение тестов требует специальных знаний, поэтому, как правило, с ними работают психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно информация нужна, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и др.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего). На этих результатах будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем. В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.

Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути ее достижения. Подцели выделяются до тех пор, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

В истории социологии имеется богатый опыт использования социальной диагностики в социологических исследованиях. Так, еще в XVIII–XIX вв. во Франции, Англии и других странах проводились социологические исследования с целью изучить причины бедности, изнуренности рабочих работой и т.п.

Диагностические методы использовал Ф. Энгельс при изучении положения рабочего класса в Англии. В XX в. они использовались представителями чикагской школы социологии.

Объектами социальной диагностики могут являться отдельные личности, социальные группы и слои, другие социальные общности, те или иные объединения (например, органы управления), а также социальные процессы и социальные отношения. В теориях среднего уровня социальная диагностика используется как система поэтапного изучения того или иного процесса или явления (например, преступности, проституции, наркомании). Результатом является выявление типичных характеристик и причин возникновения такого процесса или явления для последующего принятия практических рекомендаций по их минимизации. В методическом плане под социальной диагностикой обычно понимают конкретные методы по установлению и оценке социальных отклонений.

Процедура диагностирования успешно используется в областях социологии права, семьи, труда, образования и др. В эпоху горбачевской перестройки термин "социальная диагностика" широко использовался для выявления социальных, политических, экономических причин замедления темпов развития общества и перерождения социализма в государственно-бюрократический строй, а также для характеристики сложившейся консервативной системы общественных отношений.

В постсоветское время сфера использования понятия "социальная диагностика" опять несколько сузилась – преимущественно до конкретных объектов социологического изучения в рамках специальных теорий. Социальный диагноз не самоцель. Он должен быть основанием для решения, в том числе планового, прогнозного и др. Социальная диагностика позволяет, с одной стороны, направить усилия общества на борьбу не только с отдельными симптомами той или иной социальной болезни, но и с ее причинами, с другой – находить ростки нового в социальной жизни.

Социальная диагностика необходима при создании любого социально-экономического проекта (прогноза) как одно из условий выбора адекватных методов, средств рациональной практической деятельности. Социальные диагнозы можно классифицировать но следующим основаниям:

  • а) по объекту – распространяемые на все общество, регионы, на социальные общности, в том числе локальные;
  • б) по времени определения – длительные (постоянно определяемые и перманентные), среднесрочные и краткосрочные, оперативные;
  • в) по формообразованию – социально-политические, социально-экоиомические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические;
  • г) по сферообразованию – в сфере труда, образования, науки, культуры, искусства, быта, досуга и т.д.;
  • д) по диапазону охвата – всесторонние (комплексные), корреляционные, односторонние;
  • е) по детерминации – объективно обусловленные, субъективно обусловленные;
  • ж) по методическому обоснованию – аналитические, гипотетические, статистические, экспериментальные.

Диагнозы социальных явлений (и позитивные, и негативные) невозможно устанавливать без детерминантного анализа, без установления связей и зависимостей – прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных, внутренних и внешних (по отношению к объекту). Социальная диагностика, опираясь на результаты конкретных социологических исследований, выраженные и в количественных, и в качественных показателях, не исчерпывается ими. Получаемые обобщающие показатели – только основа для последующего содержательного анализа совокупной социо

логической информации. Дальнейший анализ раскрывает связи статистических показателей с реальными социальными процессами (например, наведение порядка и укрепление дисциплины в связи с усилением борьбы с преступностью и коррупцией и т.д.).

Социальная диагностика должна опираться на данные не только конкретных социологических исследований, но и государственной статистики, промышленной статистики, оперативной местной статистики и т.п. Свободный доступ ученых к социальной статистике, оперирование ее данными при социальной диагностике позволяет сосредоточить внимание на выявлении и решении наиболее сложных вопросов, знакомить с ними общественность и т.д. Закрытость информации резко ограничивает возможности в выявлении отрицательных тенденций, в поисках адекватных средств их преодоления. Создание широкой информационной базы – основное условие развития социальной диагностики. Ее отсутствие ведет к формированию в общественном сознании полуправдивых, а иногда и ложных представлений о жизни общества.

В настоящее время социальная диагностика получила наибольшее развитие в практике менеджмент-консалтинга. Она предполагает комплексное обследование состояния дел в организации в целях поиска и оценки ее проблемных точек. К ним относятся организационные противоречия (внутри организации по "горизонтали" и "вертикали", во взаимоотношениях с внешней средой – вышестоящими или аналогичными организациями, администрацией района, города и т.д.), трудности (препятствия, дефициты), неопределенности в целях, связях, нормах и т.п.

Один из методов социальной диагностики – позиционный анализ. Его задача – выявление различий в интересах, представлениях о ситуации, целях различных групп (корпоративных, социально-психологических, профессиональных и др.), их суждений как о положении дел в организации, так и в отношении друг друга. Используются также игровые методы социальной диагностики, так называемое исследование действием. Наиболее часто используемый способ получения информации для социальной диагностики – диагностическое интервью с ключевыми лицами организации. Правда, этот способ имеет недостаток: информация черпается из высказываний, которые отражают индивидуальное видение ситуации конкретными респондентами, поэтому его необходимо дополнять другими методами исследования, в том числе изучением самих социальных процессов.

Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов (например, желания и предпочтений начальства). К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно отвергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью.

Социальный диагност может осознанно или неосознанно искажать действительную картину, ведь, разумеется, ему не хочется получить подобную реакцию. Однако, искажая результаты диагностики, он блокирует возможность коррекции социальной патологии, которую он исследовал.

Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию внутренних факторов на результаты проводимого им анализа. Под внутренними факторами понимаются собственные предрассудки работника, незнание, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с вышесказанным необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей. Чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные основательной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

В связи с этим необходимо применять принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, рядом причин.

Специфический принцип диагностики в социальной работе – принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредования социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента.

Уровни социальной диагностики выделяются в соответствии с решаемыми на этих уровнях задачами, используемыми средствами и методами, кроме того, можно выделить уровни социальной диагностики в соответствии с организационно-управленческой структурой страны.

Так, общесоциальный уровень социальной диагностики эквивалентен в России федеральному уровню государственной власти; на этом уровне изучается состояние всего общества или его больших социально- демографических групп: детей, пожилых людей, женщин, мужчин, молодежи и т.д.

Можно отметить также региональный (территориальный) уровень организации социальной диагностики, которая проводится как силами научных подразделений в субъектах Российской Федерации, так и соответствующими службами при администрациях субъектов Федерации. Если организации федерального уровня (научные или управленческие) подробно исследуют какой-либо конкретный регион, налицо совмещение методов и задач двух уровней. При социальной диагностике регионального уровня используют результаты всероссийских исследований применительно к соответствующей территории (ив сравнении с другими территориями), кроме того, организуются исследования на местах.

Проведение социальной диагностики непосредственно в учреждениях социального обслуживания населения позволяет наиболее тесно взаимодействовать с клиентами, наиболее всесторонне изучить социальное функционирование на локальном и индивидном уровнях.

В случае если специалист проводит социальную работу непосредственно с клиентом, функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и нахождение верных средств ее разрешения. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры.

Социальная ситуация клиента всегда уникальна, неповторима, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных. Данные технологии в значительной степени определяются не только знаниями, но и умениями и навыками. Их изучение не может основываться только на усвоении теории. Необходима передача технологий, наставничество опытных специалистов и практическое научение начинающих.

Таким образом, социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным социальным технологиям, использующимся на всех этапах социальной работы и социального обслуживания.

Как уже говорилось, на уровне непосредственной социальной работы с клиентом функции социальной диагностики несколько изменяются. Ее главной целью является определение социальной проблемы клиента и нахождение необходимых средств для ее разрешения. Обеспечение социальной политики на местном, региональном или, тем более, федеральном уровне также входит в компетенцию социального работника, однако отнюдь не в первую очередь.

Социальный работник использует данные общесоциологических методов, масштабных исследовательских технологий, но при этом они создают фон, на котором проявляется (и с которым сравнивается) конкретная ситуация клиента. В связи с этим широко используются в первую очередь микросоциологические, социально-психологические, педагогические диагностические процедуры. В профессиональном отборе самих социальных работников широко используются специальные методики или специальная интерпретация психологических методик.

На более высоких уровнях социальная диагностика может быть отдельной, специальной отраслью деятельности, профессионально осуществляемой сотрудниками, для которых социальная диагностика – это их единственная работа. Они интерпретируют собранные ими данные. Возможна также внутренняя дифференциация: сбор данных производят одни подразделения или организации, интерпретацию – другие. По итогам этой работы могут быть предприняты какие-либо действия, но это не обязательно. В социальной работе диагностика – необходимая стадия технологического процесса в любой сфере обслуживания с любой категорией клиентов и любым типом социальных проблем.

Можно предположить, что у некоторых людей могут существовать более или менее развитые способности, даже талант к этой разновидности социальной деятельности, что вместе с обучением предопределяет большую или меньшую успешность профессионала.

Еще одна особенность диагностирования – ограниченное использование количественных соотношений и математических методов. Пока еще не слишком развиты инструментальные технологии, что связано как с недолгим сроком развития социальных технологий вообще и диагностических в частности, так и с тем, что для социального работника он сам является основным инструментом изучения и преобразования социальной ситуации. Если можно при помощи несложного прибора измерить клиенту давление и определить важные показатели его здоровья, то измерить давление внутрисемейных или внутригрупповых противоречий достаточно сложно. Независимо от применяемых методов технологические процессы в социальной диагностике сходны по структуре. Отдельные элементы структуры меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом всегда является жалоба клиента или его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога, т.е. появление социальной проблемы. Сам проблемный индивид может не осознавать того, что проблема имеется (ребенок, умственно отсталое лицо, алкоголик или наркозависимый человек, не рассматривающий свое состояние как жизненное затруднение или не знающий, что может обратиться за помощью). Поэтому сотрудники социальных служб не должны "довольствоваться" только клиентами, которые пришли в учреждение социального обслуживания. При всех организационных и прочих сложностях в функции территориального центра входит выявление социальных проблем на подведомственной территории.

Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то определить ее сущность, причину и пути выхода из нее, как правило, совсем нс просто. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучено к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующей стадией диагностического процесса является сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.

Историко-генетическими методами можно определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить ее состояние на разных стадиях жизни клиента. Множество социальных патологий имеют наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуются. Мы не можем сказать, связано ли пьянство и алкоголизм индивида с пьянством его родителей или прародителей, является ли это пьянство и алкоголизм результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предшествующих поколений. Возможно, это влияние семейного алкогольного образа жизни. Различные специалисты по- разному трактуют этот вопрос. Однако с уверенностью можно говорить о том, что личностные черты, которые способствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), переходят по наследству. Наследуются многие заболевания, в том числе психические. Врожденные предпосылки лежат в основе темперамента, многих черт характера, интеллектуального статуса индивида.

Еще более значим вопрос о социальной наследственности. Непроизвольно, даже не желая того, индивиды воспринимают язык и способы мышления своего этноса, моральные нормы и типы эмоциональных реакций своего общества, предпочтения и предрассудки своей семьи. Подростковый бунт, эмансипация от воспринятых установок, свойственная взрослому, сознательное отношение к ним и самовоспитание способны произвести в индивиде огромные изменения. Внешне они настолько значительны, что люди недооценивают значения тех психических образований, которые они впитали в раннем детстве в семье и ближайшем социальном окружении. Однако анализ показывает, что в конечном счете консервативные элементы сознания возобладают и отношение к миру у человека на исходе "второго возраста" (окончание периода взрослости, переход к состоянию пожилого) на 80% определяется тем, что было воспринято человеком в детстве. Интернатные учреждения для детей можно рассматривать в этом смысле как квазисемью; примитивные, деформированные нормы взаимоотношений, воспринятые там, выросшие выпускники детских домов пытаются перенести на свои собственные семьи, что часто ведет к их распаду.

Сведения о генезисе социальной проблемы собираются при помощи методов социальных (семейных) биографий, при помощи метода генограммы, особенно часто используемого в социальной работе с семьей, и т.д. Социальный работник целенаправленно собирает сведения, расспрашивая клиента и (или) его близких; иногда необходимо использовать архивные данные (например, в случае противоправного поведения кого-то из предшествующего поколения, наличия заболеваний родителей или прародителей). Конечно, в таких беседах (их может быть несколько) нужно быть тактичным и руководствоваться правилом разумной достаточности. Следует учитывать, что клиенты могут болезненно воспринимать лобовые вопросы о девиантном поведении, негативных привычках или своих заболеваниях (либо заболеваниях своих близких), кажущихся им постыдными. Информация может быть получена косвенным путем, при помощи обобщающих расспросов; сбор данных требует установления доверительности между специалистом и клиентом. Сведения, собираемые социальным работником, должны быть необходимы и достаточны: их объем должен с максимальной полнотой очерчивать проблему, не оставляя ее нераскрытых сторон, но исключая избыточность материала для анализа.

Следует также помнить, что даже самое шокирующее поведение родственников, предков, близких – это не повод для того, чтобы выносить приговор самому опрашиваемому: сын или внук алкоголика совсем необязательно сам станет алкоголиком, родственник преступника не обречен совершать преступления. Человек может отвечать (юридически и морально) только за свое поведение, и то лишь в том случае, если он обладает достаточным интеллектом и самосознанием, чтобы оценить сто и управлять им.

Структурно-функциональными методами диагностики можно получать данные о текущем состоянии социальной проблемы, о строении социального объекта и связях между его различными элементами, о его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно к анализу групповых клиентов – семьи, школьного класса, трудового или студенческого коллектива. Даже в случае индивидуальной работы, диагностики личности необходимо изучить ее социальную сеть, ее функционирование в социальном окружении, наконец, внутреннее состояние, структуру самой личности, гармоничность или дисгармоничность ее внутренних элементов, согласование или рассогласование социальных ролей и т.д.

В арсенале социального работника – в первую очередь наблюдение, которое позволяет узнать оценку ситуации клиентом, познакомиться с его (их – в случае работы с группой, семьей) трактовкой имеющейся проблемы. В процессе наблюдения специалист принимает как вербальное (словесное) сообщение, так и невербальную информацию, которую он воспринимает через мимику и интонацию клиента, его жесты, язык его тела. Эти два потока информации, как правило, не совпадают. Первый – это самопрезентация клиента, подчиняющаяся некоторым социальным правилам или предрассудкам даже в том случае, если клиент не заинтересован в сознательном обмане. Каждый человек в коммуникативном взаимодействии скрывает какие- то черты характера своей личности, которые он считает своими слабостями или которые полагает нежелательными в данной коммуникации. По общему правилу каждый хочет выглядеть лучше и проявить свои наиболее привлекательные качества. Однако в конкретных условиях привлекательными для клиента могут считаться именно слабости. Кроме того, черты демонстративности в характере клиента позволят ему с большим артистизмом, видимой искренностью и убедительностью создавать желаемый образ, чтобы манипулировать специалистом, оказывающим помощь.

На этом этапе специалист может прибегнуть к инструментальным методам, к групповым диагностическим методикам. Психология, социальная психология, прикладная социология располагают целым арсеналом методик, которые позволяют получить соответствующую информацию об индивиде и его социальной ситуации. Эти методики различаются но многим показателям: для применения специализированных методик недостаточно той профессиональной подготовки, которую получает специалист по социальной работе, требуется специальное обучение, иногда с привлечением зарубежных инструкторов. Другие методики, тоже весьма надежные, предусмотрены требованиями государственного профессионального стандарта обучения специалиста по социальной работе. Ряд методик требует наличия компьютерной техники для сбора и обработки информации, другие же методики более неприхотливы, ими можно пользоваться на выезде, на дому у клиента. Специалисты по-разному оценивают валидность имеющихся методик и их эффективность. Выбор инструментария обусловливается не только потребностями клиента или имеющимися организационными и техническими возможностями, но и личными пристрастиями и умениями социального работника.

Важное значение на данном этапе имеет также привлечение к диагностике специалистов смежных областей деятельности.

Пример. Так, диагностика интеллектуального статуса и психического здоровья индивидов (особенно детей), проводимая психологами и психиатрами, может не только предоставить незаменимые данные для понимания сущности затруднений, стоящих перед клиентами и их семьями, но и явиться основой для выбора стратегии последующей работы с ними: психолого-педагогическая коррекция и выравнивание для содействия обучению детей в обычной школе, возбуждение процедуры рассмотрения случая на психолого-медико-педагогической комиссии для перевода во вспомогательную школу, лечение заболевания, которое проявляется в школьных и семейных трудностях, и т.д.

В некоторых случаях привлечение юристов, сотрудников органов внутренних дел помогает определить правовой статус клиента – например, отличить действительного беженца от профессионального нищего, который пользуется такой маской для своего промысла. Если знаний самого специалиста по социальной работе недостаточно, чтобы разобраться в некоторых казусных случаях правового положения клиента, юрист, опираясь на непоследовательное существующее законодательство, сможет найти правовые основания для защиты социальных нрав клиента. Наконец, в ряде случаев ему предлагается обращение к врачу, что особенно актуально для лиц с ограниченными возможностями; медицинское заключение также используется в ходе социальной диагностики клиента. Конечно, было бы замечательно, если бы каждый гражданин в результате регулярной диспансеризации хорошо знал состояние своего здоровья и мог своевременно реагировать на его ухудшение, но ситуация как в социальной сфере в целом, так и в здравоохранении в частности исключает возможности постоянного контроля за самочувствием людей, поэтому социальный работник на основе знакомства с медико-социальными дисциплинами, жизненного опыта и субъективных жалоб клиента должен уметь делать заключение о наличии или отсутствии медицинских проблем и острой или отложенной необходимости обращения в медицинское учреждение.

Собранные таким образом сведения анализируются, т.е. данные сопоставляются, сортируются на важные и малозначащие, признаки дифференцируются. Например, такие явления, как депривация, эскапизм, расстройства общения, могут являться следствием различных социальных процессов, поэтому при анализе данных причины и следствия рассматриваются с разных сторон. Как правило, собранные данные редко бывают непротиворечивыми и однозначно указывают на одну социальную патологию; каждый случай несет в себе несколько типов социальных проблем. Поэтому в ходе наиболее важной стадии – постановки социального диагноза – специалист не просто делает заключение о сущности и причинах жизненного затруднения клиента. Он также ранжирует имеющиеся проблемы, выделяя главную или ключевую, от которой зависит решение других проблем или которая может быть решена на данном уровне наших возможностей или при данном уровне наших знаний.

Пример . Так, при анализе одной из самых распространенных семейных дисфункций, связанной с пьянством одного из супругов (или обоих), предстоит определить, явился ли семейный конфликт результатом пьянства или, наоборот, пьянство появилось как реакция слабых и неуверенных личностей на семейные трудности, с которыми они не смогли справиться.

Социальный диагноз не может считаться окончательным, пока специалист работает с клиентом. В процессе взаимодействия могут всплыть факты, которые заставят если не пересмотреть, то скорректировать сделанное заключение, разрешение какой-либо проблемы может актуализировать другие проблемы, которые были замаскированы или просто отодвинуты на задний план той проблемой, которая казалась первоначально самой актуальной. Поэтому социальную диагностику как контроль за состоянием ситуации клиента и отслеживание изменений в ней нужно применять на протяжении всей деятельности по оказанию помощи клиенту. Кроме того, социальная диагностика используется по окончании процесса трансформации личности или разрешения ситуации клиента, если он нуждается в социальном надзоре (излеченные алкоголики, лица, совершавшие попытки суицида, замеченные в недостаточном попечении своих детей, и т.д.).

Социальная диагностика – это наиболее общая комплексная социальная технология, пронизывающая социальную работу и социальное обслуживание на всех этапах их осуществления. Специалисты по социальной работе в любой отрасли деятельности обязаны владеть научными знаниями и навыками, позволяющими вести диагностическую деятельность.

  • Социальная работа. Российский энциклопедический словарь / под общ. ред. В. И. Жукова. М., 2004.

Для любой науки принципы и методы организации деятельности являются чрезвычайно важными методологическими проблемами, они важны и для социальной работы.

Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определенных принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности как клиента, так социального работника .

Принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, исследователь не должен зависеть от внешних факторов (например, желаний и предпочтений начальства). Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию внутренних факторов на результаты проводимого им анализа (таких, как собственные предрассудки, незнание). Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию. Таким образом, данный принцип предполагает непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности.

Принцип системности в диагностике позволяет установить, что социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой причин. Поэтому чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Последовательное соблюдение этого принципа не допускает искусственного сужения сферы социального диагноза.

Принцип верификации социальной информации, т.е. установление её достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Принцип клиентоцентризма подразумевает рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента и с учетом этой позиции строит свою деятельность.

Принцип конфиденциальности не допускает разглашения результатов социального диагноза без персонального согласия лица, которое является объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать социальную диагностику как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.

Социальная диагностика - интегративная технология, включающая в себя совокупность методов . В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы социальной диагностики, классифицируемые по различным основаниям.

В зависимости от предмета социальной диагностики можно выделить:

  • - историко-генетические методы, которые призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень её проявления на разных стадиях жизни клиента;
  • - структурно-функциональные методы, которые предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы.

В зависимости от этапа социальной диагностики используются методы:

  • - сбора информации, включающие широкий спектр общенаучных, социологических, психологических и других методов (анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ статистических данных, наблюдение, эксперимент, беседа);
  • - обработки и анализа информации, полученной в ходе диагностики (сравнение, типологизация, ранжирование).

В зависимости от науки или области практической деятельности выделяют методы :

  • - общенаучные, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы, в том числе и социальной (анализ, синтез, сравнение);
  • - социологические, направленные на изучение именно социальных проблем с учетом их специфики и своеобразия (социальный эксперимент, различные модификации опроса);
  • - психологические, позволяющие исследовать проблемы, лежащие в «поле» межличностных, внутригрупповых отношений (различные модификации тестирования, психологический эксперимент);
  • - специальные, направленные непосредственно на выработку конкретного социального диагноза. Эта группа методов определяется характером и содержанием проблемы или комплексом проблем, являющихся объектом социально-диагностической деятельности в каждом конкретной случае.

Рассмотрим наиболее распространенные в практике социальной работы конкретные методы социальной диагностики.

Опрос является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два основных класса опросных методов: интервью и анкетный опрос.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюируемого. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью (его предупреждают о запланированном разговоре), и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование - метод сбора информации путем формализованного опроса диагностируемых. В отличие от интервью, при анкетировании общение исследователя и респондента опосредовано анкетой (вопросником) - совокупностью методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявления личности. Стандартизированная анкета состоит из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю).

Путем анкетирования и интервьюирования может осуществляться и опрос экспертов. Иногда социальная проблема нуждается в оценки компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования .

Беседа в социальной диагностике - метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, - это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы: умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы, создание атмосферы взаимного уважения и доверия и искусное использование методов убеждения и внушения.

Наблюдение - метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем и его проблемах. Это метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. В практике социальной работы целесообразно использовать наблюдения в тех случаях, когда вербальная коммуникация по тем или иным причинам затруднена (в работе с детьми раннего возраста, во время диагностики проблем учебных или трудовых коллективов в процессе их основной деятельности).

Тестирование является специализированным методом диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов тестирование предполагает четкую процедуру сбора и обработки первичных данных и своеобразие их последующей интерпретации. Существуют различные варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник имеет тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам которых можно судить о социально-психологических качествах испытуемого.

Тест-задание - оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития или отсутствии у него изучаемого качества, состояния, проблем.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту. Недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, как никакой другой, позволяет воспроизвести взаимосвязи семьи с внешней средой, изучить объект в контексте её личной истории, перспектив развития и взаимоотношений с другими людьми. Метод направлен не только на диагностику, но и на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на переструктурирование пространственно-временной организации деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природы и социальной среды.

Сравнение - неотъемлемая часть диагностики на всех её этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты, на которых будут базироваться стратегические пути решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов, одним из которых является метод ранжирования альтернатив , в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные.

Таким образом, выше перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно также отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

Лекция. Социальная диагностика, применение ее методов в социальной работе (4 часа)

1. Сущность, цели социальной диагностики.

2. Принципы социальной диагностики.

3. Методы социальной диагностики.

4. Основные этапы социальной диагностики.

Сущность, цели социальной диагностики.

Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Этому служит такая технология социальной работы как социальная диагностика.

Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

В науке термин «социальная диагностика» утвердился в конце 1920-х – начале 1930-х годов XX века. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины.

Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский. Он советовал придерживаться правил:

Проводить детальный анализ;

Видеть за частным общее;

Не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

Не избегать вопроса «почему?»;

Прослеживать историю идей;

Собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

Изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

Связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Социальная диагностика - весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принципы социальной диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

Выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

Определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

Описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

Ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

Измерение и анализ показателей;

Среди различных технологий социальной работы важное место отводится социальной диагностике. При организации социальной диагностики выделяются 3 этапа ее проведения:

С результатами деятельности (свойствами и т.д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет нам выявить социальную соотносительную норму;

С прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т.д.). Если разработчик проекта представлен в одном лице, то для такого исследовательского результата подойдет название «индивидуальная соотносительная норма»; для сложившейся, более или менее устойчивой группы разработчиков - «групповая соотносительная норма»;

С поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма.

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим нас признакам, цель которой - определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Социальная диагностика - это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни.

В Российском энциклопедическом словаре социальной работы понятие «социальная диагностика» определяется как комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее общая схема методики осуществления диагностики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, то есть постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;



Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов:

Объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

Причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Комплексный подход в изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления, и выявление отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования, как общенаучные, так и частные. В практике управленческого консультирования, наиболее востребованной и апробированной в настоящее время, сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности социальных работников. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и другое. Рассмотрим некоторые из них.

Интервью является универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализованное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре, и к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Методы обработки и анализа информации включают: анализ проблем, анализ факторов, вызывающих проблему, анализ взаимного влияния этих факторов, сравнение различной информации и другое.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятые стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.

Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.

Перечисленные методы не исчерпывают всего многообразия методических способов и приемов осуществления социальной диагностики. Важно только отметить, что их правильное использование открывает широкие возможности для значительного повышения объективности, достоверности и эффективности данной технологической процедуры.

4 Принципы социальной диагностики

Социальная диагностика -- весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований -- принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут

Принцип причинности. Обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

Принцип комплексного подхода. В изучении социальных явлений объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления и выделения отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем;

Принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных. Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.

Принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

Предмет социальной диагностики - особенности развития трудной жизненной ситуации. Структура трудной жизненной ситуации включает в себя: действующих лиц, участвующих в происходящих событиях; деятельность участников...

Диагностика в социальной работе

Социальная диагностика отвечает на следующие вопросы. Что необходимо учитывать при оказании социальной помощи клиенту (индивидуальные особенности - направленность личности, потребности, личностные ресурсы; потенциал семьи...

Инновационные методы в социальной диагностике

Каждая социальная проблема и социальная группа нуждаются в своих методах диагностики, однако выделяются несколько наиболее часто используемые: общенаучные методы, представляющие собой процедуры исследования любой проблемы...

Социальная диагностика

Техническая, медицинская, психологическая диагностика очень хорошо оснащены - теории, методики, аппаратура, препараты, индикаторы . В социальной диагностике это оснащение более скудно. Причем...

Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях территориального центра социального обслуживания "Ярославский"

"Диагностика" (греч. "diagnostikos" - способный распознавать) - это способ получения более полной информации об объекте, процессе или явлении, который мы изучаем. Этот термин пришел в социологию из медицины...

Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях территориального центра социального обслуживания "Ярославский"

Проблемы и ситуации у каждого клиента сугубо индивидуальны, поэтому разработан ряд методов...

Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях территориального центра социального обслуживания "Ярославский"

Социальная диагностика как технология социальной работы в условиях территориального центра социального обслуживания "Ярославский"

Как уже говорилось выше - каждый клиент и ситуация - сугубо индивидуальны, поэтому для достижения максимально эффективного результата, необходимо выбрать метод диагностики, а иногда несколько методов...

Социальная среда закрытого интернатного учреждения – приюта для детей

Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы...

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся: -- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента; -- определение степени развитости различных свойств...

Сущность и характеристика социальной диагностики

Социальная диагностика -- весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп...

Сущность и характеристика социальной диагностики

Любой технологический процесс в социальной диагностике имеет сходную структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий. Начальным этапом его всегда является жалоба клиента или его близких, соседей...

Сущность и характеристика социальной диагностики

Кроме описанных методов диагностирования личности следует выделить следующие. Наблюдение -- метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем...