Виртуальная выставка библиотеки урок. Технология создания виртуальных книжных выставок Виртуальная книжная выставка в школьной библиотеке

ЦБС Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Создание и использование электронных выставок в библиотеке

Карзанова, А. Создание электронных выставок в библиотеке / А. Карзанова // Панорама библиотечного опыта. - Минск, 2012. - С. 80-93. - (Библиотека предлагает).

Примеры виртуальных выставок:

Детско-юношеская библиотека город-курорт Анапа. Виртуальные книжные выставки

Создание электронных выставок в библиотеке

Объектами инноваций в библиотеке являются как технологические процессы, так продукты и услуги. Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную деятельность библиотеки - выставочную. Что же представляет собой электронная книжная выставка?

Электронные выставки (виртуальные) - это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Под понятием «виртуальная книжная выставка» понимают и презентацию книг в электронном формате PowerPoint, и электронную выставку полностью оцифрованных изданий, и полные цифровые авторские коллекции произведений.

Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки могут создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно.

Использование возможностей гипертекста позволяет акцентировать внимание на каждой книге. Отметим, что передвижение по выставке с помощью гиперссылок требует от пользователя активного участия; пользователь имеет возможность проигнорировать разделы, которые не отвечают его интересам, и более глубоко познакомиться с интересующими его изданиями. Организаторам гипертекстовые ссылки позволяют так организовать пространство интернет-страницы, чтобы пользователь в любой момент мог получить представление о выставке в целом и о каждой книге, показанной в экспозиции.

Электронная библиотечная выставка может быть создана в формате PowerPoint - электронной презентации. В настоящее время этот формат нами широко используется. Возможности, предоставляемые данной программой, позволяют создавать электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие - отдельные издания или авторов.

Основными элементами, составляющими электронную выставку, являются зрительный ряд и текст.

Зрительный ряд представлен иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.).

Текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, состоит из цитат, аннотаций, биографических справок и библиографических описаний.

Условия, обеспечивающие зрительный комфорт:

  • яркость объекта должна лежать в разумных пределах;
  • контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учётом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;
  • размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека. Он также влияет и на скорость и правильность восприятия информации, зрительное ощущение нарастает и спадает на протяжении 0,5 секунды.

При использовании в текстовых фрагментах анимационных эффектов необходимо учитывать, что электронная библиотечная выставка может быть реализована в двух режимах: режиме произвольной демонстрации и демонстрации, регулируемой пользователем. Эти режимы предполагают различное время просмотра.

Целесообразнее использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу «пишущей машинки» - по буквам - замедляет время просмотра выставки и, если текст достаточно большой, утомляет зрение.

При использовании традиционных (статических) рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения. Размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

Электронное представление информации предполагает аккуратное обращение с цветовой гаммой.При выборе цвета специалисты рекомендуют руководствоваться следующими принципами:

  • красный и синий цвета более всего привлекают внимание;
  • однако синий цвет малопригоден для окраски мелких графических объектов, требующих максимальной чёткости изображения, для этих целей используются цвета жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый, а синий цвет применяют для акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы;
  • целесообразно использовать цветовой, а не световой (яркостный) контраст;
  • тёмно-фиолетовый, тёмно-зелёный, лимонно-жёлтый, жёлто-зелёный и бледно-розовый оттенки и сочетания вызывают негативные реакции, и ими следует пользоваться очень осторожно

Электронные выставки для детей также имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. Выставка в библиотеке для детей может содержать в себе литературную викторину, что позволит в полной мере использовать возможности информационных технологий.

Существуют различные модели электронных выставок:

  • выставка-вопрос;
  • выставка-цитата;
  • выставка-хроника;
  • выставка-викторина;
  • выставка-кроссворд;
  • выставка-иллюстрация.

Основа их всё та же - совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал.

Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности, а именно:

  1. Использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку - всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах, но и представить ценность книги на новом уровне понимания.
  2. Выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете - познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.
  3. На обозрение может быть представлено большое количество книг.
  4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.
  5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.
  6. Возможность разработки электронных выставок как выездных. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
  7. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

В книге «Выставочная деятельность публичных библиотек» Н.В. Збаровской приведён алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок:

  1. Разработка модели электронной книжной выставки:
    • выберите тему вашей электронной выставки;
    • проанализируйте, какой материал будет вам необходим для
    • организации выставки;
    • подберите необходимые вам книги и иллюстрации;
    • составьте схему выставки.
  2. Техническая подготовка проекта:
    проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы;
    создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.
  3. Оформление работ в формате PowerPoint:
    создайте 6-10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны;
    проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации;
    проведите предварительный просмотр выставки;
    исправьте замеченные вами недостатки;
    подготовьте электронную выставку к показу.

На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.

Таким образом, электронная (виртуальная) выставка - это новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей. Она мобильна, компактна, содержательна, является актуальным проводником в обширном потоке информации и позволяет библиотекам шагать в ногу со временем.

Сегодня для привлечения внимания к книге уже недостаточно просто поставить её на выставочную полку. Пользователи все чаще идут в Интернет за необходимой информацией и нужными книгами. Поэтому библиотекарям необходимо искать новые формы доведения информации до своих пользователей.

Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную деятельность библиотеки - выставочную.

Виртуальная выставка - публичная демонстрация в сети Интернет с помощью интернет-средств и инструментов виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.


Цель виртуальной выставки – публичное Интернет - представление различных видов документов. Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Каждая выставка выполнена с помощью оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке, облегчающего навигацию и восприятие информации.

Виртуальная выставка, в сравнении с традиционной, предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности и преимущества.

Использование информационных технологий делает виртуальную выставку живой и динамичной. Яркие, красочные, с мультипликацией, использованием игровых моментов, переключающие внимание с анимационных заставок на статичную страничку, виртуальные выставки привлекательны для читателей, и особенно для детей.

Виртуальная выставка не ограничена местом и временем – с любого компьютера, в любом месте и в любое время суток можно получить в полном объеме всю необходимую информацию по данной теме.

Какие задачи решает виртуальная выставка в библиотеке? Создавая виртуальные выставки, библиотекари решают сразу несколько задач:

· осваивают новый вид работы, применив цифровые технологии к выставочной работе библиотеки;

· сохраняют экспозицию на более длительный срок, чем это предусматривает традиционная выставка;

· поддерживают сохранность библиотечного фонда, представив материал в электронном виде;

· дают возможность удаленному пользователю воспользоваться информационными ресурсами библиотеки.

Виды и формы виртуальных выставок книг:

· Выставки одной книги

· Выставки коллекции книг

· Презентация обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением

· Коллекция буктрейлеров

· Коллекция аудиозаписей

· Выставка книг в виде интерактивного плаката

· Выставка книг в виде карты ума

· Выставка книг какого-либо автора в виде ленты времени

· Выставка книг в виде 3D-книги.

В отличие от традиционной, виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности:

1. использование информационных технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной;

2. использование ИНТЕРНЕТ даёт возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения;

3. массовость. На обозрение может быть представлено большее количество книг;

4. вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму, или общий дизайн;

5. автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения;

6. мобильность. Чаще всего электронные выставки разрабатываются (организуются) как выездные. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах;

7. экономичность. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки могут создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно.

Структура

Виртуальная выставка, как и традиционная, должна состоять из разделов, которые сопровождаются цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве и может содержать следующую информацию:

Визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т. п.),

Библиографические данные (библиографическую запись и шифры фонда библиотеки, представляющей выставку),

Аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т. п.),

Оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и пр.),

Также можно разместить дополнительные материалы по теме выставки:

Сведения о наличии книг в других библиотеках, интернет-магазинах и пр.

Особые требования предъявляются к оформлению виртуальных выставок. Первый слайд должен содержать информацию, касающуюся виртуальной выставки в целом. Все последующие слайды – отдельные экспонаты выставки. Зрительный ряд виртуальной выставки представляют иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.). Сам текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, должен состоять из цитат, аннотаций, биографических справок. Рекомендуется размещать подсказки и справочные сообщения в верхней части экрана.

При использовании анимации учитываются два варианта режима показа: произвольная демонстрация и демонстрация, регулируемая пользователем. Целесообразно использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу пишущей машинки замедляет время просмотра, а большой текст утомляет зрение. При использовании традиционных рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым: размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

Существует определенный набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с информацией в электронном виде:

Яркость объекта должна быть в разумных пределах;

Контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;

Наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую – к фиолетовому и красному;

Размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;

Поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием – внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но всё же нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время загрузки странички.


Стоит также отметить, что создание качественной, привлекательной и удобной для просмотра виртуальной выставки предполагает использование современной техники и программного обеспечения.

Что же такое «виртуальная выставка» и какой она должна быть в библиотеке?

На этот вопрос нет единого ответа. Одни полагают, что виртуальная выставка - это изображения картин, книг, других ресурсов, пресс-релизы, сведения о работах и авторах. Другие, что это 3D - анимационное путешествие с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет - сайтов . Третьи, что это синтез традиционного, книжного и новейшего электронного способов предоставления информации читателю библиотеки (свободная форма представления)

Четкого определения, что такое виртуальная выставка пока не существует, но с определенной долей уверенности можно сказать, что это новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Иначе говоря, виртуальная выставка - это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб - технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы - изображение обложек книг и аннотаций изданий в формате документа Мs.Word, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа представлен разнообразный иллюстративный, аудио, видео материал, библиографические списки по теме и др.

Выставка предполагает виртуальное представление изданий, раскрывающая их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет. Использование в числе других средств возможности Web - дизайна - следующий шаг в развитии концепции виртуальных книжных выставок.

Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрирующиеся в библиотеке, и создаются специально для предоставления в интерактивной форме. Такие выставки делаются как мини - сайты, где большое внимание уделяется не только традиционным библиотечным приемам раскрытия информации о книге, но широко используются возможности виртуального пространства по привлечению дополнительных видов информации.

Достоинство виртуальных книжных выставок - возможность представить издания, не снимая их с полки. Предоставить пользователям книги, показанные на выставке, и не ограничивать время существования экспозиции.

В отличии от традиционной, виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности:

1. использование информационных технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку - всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной;

2. использование Интернет дает возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения;

3. массовость. На обозрение может быть представлено большее количество книг;

4. вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды (кадры) и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму или общий дизайн;

5. автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив ее озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения;

6. мобильность. Чаще всего виртуальные выставки разрабатываются (организуются) как выездные. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах просто скачав на флешку;

7. экономичность. Виртуальные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами .

Виртуальная книжная выставка, в отличие от традиционной, не обязана состоять из разделов, которые сопровождаются цитатами, вступительными статьями. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб - пространстве и может содержать следующую информацию:

· визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги и т.п.),

· библиографические данные (библиографическую запись и шифры фонда библиотеки, представляющей выставку),

· аналитическую информацию (аннотации, рецензии, отзывы читателей и т. п.),

Также можно разместить дополнительные материалы:

· сведения о наличии книг в других библиотеках .

Существует определенный набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с информацией в электронном виде:

· яркость объекта должна быть в разумных пределах;

· контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;

· наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую - к фиолетовому и красному;

· размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;

· поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием - внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но, все же, нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время просмотра, а значит и восприятия .

Алгоритм подготовки и организации виртуальной книжной выставки (на примере Microsoft PowerPoint) :

Таблица 1

Операции

I Разработка модели книжной выставки

Выберите тему выставки

Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки

Подберите необходимые вам иллюстрации, музыку и т.п.

Составьте схему выставки

II Техническая подготовка проекта

Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые, звуковые и анимационные материалы

Создайте отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

III Оформление работ в формате PowerPoint

Создайте слайды презентации

Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации

Проведите предварительный просмотр выставки

Исправьте замеченные вами недостатки

Подготовьте выставку к показу

IV Проведение презентации или публикация проекта в Интернете

Публикация в Интернете

Существует достаточно большое число сервисов, которые могут помочь в создании виртуальных выставок на их сайтах. Вот некоторые из них (в большинстве случаев инструкции по работе с сервисами представлены на английском языке с возможностью автоматического перевода на русский):

1. PhotoPeach. Сервис хорош для создания простых, но ярких фотовыставок.

2. BannerSnack. С помощью этого сервиса можно создать несложную и яркую книжную фотовыставку или «библиобаннер», который можно редактировать в любое время. В баннер, помимо картинок, можно вставлять видео.

3. Sharesnack. Сервис позволяет создать озвученную выставку по творчеству одного писателя или по определенной теме. Продукт создается простым способом: в предлагаемую форму вставляются ссылки на видео из YouTube.

4. Popplet. Сервис предоставляет возможности для создания более сложной и обширной выставки, даже если это выставка одной книги. Он позволяет создавать развернутые выставки с разделами, цитатами, иллюстрациями. Сюда можно вставить видео, аудиоматериалы и текст на русском языке. Кроме того, сервис идеален для организации коллективной работы читателей над созданием выставки. Каждый из участников может работать над своим разделом выставки.

5. Playcast. Сервис позволяет создать небольшую выставку - открытку по отдельному произведению, использовав текст, фотографии, музыку.

6. Calameo. Сервис для создания выставки - книжки. Можно создавать как отдельные книжки, так и целые виртуальные книжные выставочные полки.

7. Dipity. Этот сервис - идеальный вариант для создания выставки -хроники по творчеству писателя. Такую выставку можно дополнять иллюстрациями, видеоматериалами, ссылками, картой, а просматривать созданное в четырех режимах на выбор: как ленту времени; каждое событие отдельно; список событий; места событий, указанных при создании карты.

8. ZooBurst. Сервис для создания 3D - книги. Как вариант - совместное создание выставки - сказки. Для вставки картинок используется библиотека ClipArt, но можно загружать и свои картинки.

9. Prezi. Сервис для создания выставки - презентации нового поколения, в которой можно весь материал свернуть в одну картинку, а увеличив тот или иной слайд, сделать акцент на определенном тексте, слове, изображении .

Все больше библиотек, освоив традиционную структуру виртуальной выставки, пытаются найти новые способы публичной демонстрации в Интернете произведений печати с целью раскрытия своих фондов. В настоящее время популярными становятся плейкасты (см. выше) и буктрейлеры.

Буктрейлер - это ролик - миниатюра в произвольной форме рассказывающий о книге. Он включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты произведения, визуализирует его содержание. При создании буктрейлера можно использовать видео, а можно обойтись иллюстрациями, фотографиями, сканированными разворотами книг.

Представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение в мировом культурном сообществе, буктрейлеры стали отдельным самобытным жанром, объединяющим литературу, визуальное искусство и Интернет. Начиная с 2012 года в России, ежегодно, проводится Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров, в котором активное участие принимают и библиотеки. Так, на портале «Wiki. СибириаДа», созданном в 2011 году Новосибирской областной детской библиотекой как свободный ресурс для коллективной работы библиотекарей, педагогов - краеведов, детей, подростков и молодежи над созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона, на сегодняшний день организовано дистанционное «Обучение по созданию буктрейлеров» .

Виртуальные книжные выставки получили широкое распространение в библиотеках всех типов - региональных, муниципальных, специальных.


Вам не слышатся стенания книг, запыленных и забытых на книжных полках библиотек? Никому не нужные, позабытые, отвергнутые. Жмутся они сиротливо друг к дружке в тщетной надежде, что кто-то когда-нибудь протянет к ним руку, возьмет с полки и снова начнет читать, тем самым не давая книгам окончательно исчезнуть среди себе подобных, обреченных на небытие. Постепенно эти книги приобретают статус «забытые». Большинство из них редко читают, они давно не переиздавались, но забыты совершенно незаслуженно…


В фонде библиотеки ГУО «Минский областной институт развития образования» тоже есть такие незаслуженно забытые книги. Предлагаем вспомнить некоторые из них, обратившись к виртуальной книжной выставке «Вспомнить нельзя забыть». Выставка содержит книги научного, художественного характера, литературу для досуга; рассчитана на разновозрастную категорию читателей. Благодаря выставке можно представить характер читательских запросов библиотеки несколько десятков лет назад.




Макаренко, А. Педагогическая поэма / А. Макаренко. – Минск: Народная асвета, – 542, с. – (Библиотечка отечественной и зарубежной классики). «Педагогическая поэма» - одно из наиболее значительных произведений А.С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Описание жизни колонии на заре ее существования поражает читателя: несколько полуразрушенных зданий, тридцать кроватей-дачек и три стола в единственной пригодной для жилья спальне, полуистлевшая верхняя одежда, вши и обмороженные ноги, полуголодный паек, - словом, условия, где воспитание полноценной личности, казалось бы, невозможно…


Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; под общ. ред. Е. Н. Медынского, Н. А. Константинова, Н. Н. Гусева. – М., – 398 с. : ил. В данное собрание сочинений включены избранные произведения, характеризующие педагогическую теорию и практику Л. Н. Толстого. В издании отражены взгляды великого русского писателя на вопросы образования, методы обучения грамоте, даны профессиональные наставления учителю.


Ньютон, И. Лекции по оптике / И. Ньютон; пер., коммент. и ред. акад. С. И. Вавилова. – [Москва] : Изд-во Акад. наук СССР, – 295 с. : ил. – (Классики науки). В наше время ньютоновы «Лекции по оптике» почти не известны. Отчасти, это объясняется тем, что долгое время «Лекции» в полном виде были опубликованы только на латинском языке и не переводились. Между тем, в данном издании даже для современного читателя обнаруживается много нового и интересного. «Лекции по оптике» сегодня – документ первостепенной важности для истории оптики и для биографии Ньютона.


Тарашкевіч, Б. Беларуская граматыка для школ / Б. Тарашкевіч. – 5-е выд., пераробл. і пашыр. – Факс. выданне. – Мінск: Народная асвета, – 132, с. – (Беларуская мова: гісторыя і сучаснасць). «Беларуская граматыка для школ» адыграла выключна важную ролю ў станаўленні беларускай літаратурнай мовы. Важна адзначыць, што «Беларуская граматыка» Б. Тарашкевiча на працягу х гадоў вытрымала некалькi выданняў i забяспечыла выкарыстанне беларускай мовы ва ўсiх сферах ужытку. Самае галоўнае яна забяспечыла функцыянаванне беларускай мовы ў сферы школьнага навучання. У сувязi з гэтым значэнне кнiгі надзвычай важнае, яго цяжка пераацанiць.


Античная география: книга для чтения / сост. : проф. М. С. Боднарский. – М. : Географгиз, – 375 с. : ил. Данная книга представляет собой попытку дать сводку представлений греческих и римских авторов в области географии. В издании текстам античных авторов предшествуют вводные статьи о них, в примечаниях приведены пояснения отдельным географическим названиям, встречающимся в тексте. Книга рассчитана на широкий круг читателей, желающих приобрести познания в античной географии.


Магидович, И. П. Очерки по истории географических открытий / И. П. Магидович. – М., – 752 с. : ил. Целевое назначение книги – показать, как сложилось, начиная с древности и до середины XX века, представление о физической карте мира. Также в издании дается характеристика основных этапов исследования Арктики и Антарктики, в том числе достижение Северного и Южного полюсов. Книга предназначена для учителей и других лиц, занимающихся географией и историей.


Осипов, А. М. Афанасий Никитин и его время / А. М. Осипов, В. А. Александров, Н. М. Гольдберг. – М. : Учпедгиз, – 189 с. : ил. – (Школьная историческая библиотека). Книга знакомит читателя с выдающимся русским путешественником XV в. по странам Среднего Востока и его «Хожением за три моря». Авторы не только раскрывают первостепенное значение путешествия Никитина и его записок для истории географических знаний, но и кратко излагают состояние русских земель к XV в. и историю средневековой Индии.


Богословский, М. М. Петр I: материалы для биографии: в 5 т. / М. М. Богословский; под ред. проф. В. И. Лебедева. – М. : Соцэкгиз, 1940– Т. 5: Посольство Е. И. Украинцева в Константинополь, 1699–1700. – – 312, c. : ил. Представленный вниманию пятый том многотомного издания остался незавершенным по причине смерти автора. В нём охвачен период жизни и деятельности Петра I до начала событий Северной войны. Издание проиллюстрировано портретами Петра I, выполненными с натуры, а также созданными впоследствии русскими и зарубежными художниками по оригиналам Петровского времени.


Львов, В. Жизнь Альберта Эйнштейна / В. Львов. – М. : Молодая гвардия, – 318 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей). Книга повествует о жизни и деятельности знаменитого физика. Рассказывая о сложном и противоречивом жизненном пути ученого, издание знакомит читателя с миром великих открытий Альберта Эйнштейна.


Никульченков, К. И. Адмирал Лазарев / К. И. Никульченков. – Москва: Воениздат, – 200 с. : ил. Книга знакомит читателя с жизнью и деятельностью выдающегося русского мореплавателя адмирала Михаила Петровича Лазарева, совершившего три кругосветных плавания, участвовавшего в открытии Антарктиды. Михаил Лазарев сделал значительный вклад в развитие военно-морского искусства России, который остается ценным и в настоящее время.


Кочин, Н. Иван Петрович Кулибин, 1735–1818 / Н. Кочин. – М. : Молодая гвардия, – 237 с. – (Жизнь замечательных людей). Много лет Николай Иванович Кочин работал над материалами биографии своего земляка – Ивана Кулибина, талантливого русского механика-самоучки. Эти материалы легли в основу данной книги. Страница за страницей – и перед читателем раскрывается трагическая судьба даровитого самоучки из народа…


Скляренко, С. Легендарный начдив: очерк о жизни и боевых подвигах Николая Щорса / С. Скляренко. – Симферополь: Крымиздат, – 112 с. : ил. Данная книга – биографический очерк о жизни и деятельности героя гражданской войны Николая Щорса. Автор рассказывает о славном боевом пути, который прошел герой, сражаясь за Родину. Книга рассчитана на детей старшего возраста.


Джалиль, М. Из Моабитской тетради: стихи / М. Джалиль; перевод с татарского; под ред. С. Щипачева. – Москва: Советский писатель, – 115 с. «Моабитская тетрадь» цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме. В двух тетрадях сохранилось около ста стихотворений. Впервые они были опубликованы в 1953 г. в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1957 г. автор за этот цикл стихотворений был посмертно удостоен Ленинской премии.


Дитякин, В. Леонардо да Винчи / В. Дитякин. – М., – 221 с. : ил. Книга знакомит читателя с титаном эпохи итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Знаменитый представитель своего времени вошел в историю не только как художник и ученый, но и как инженер, строитель, писатель и архитектор. Книга адресована учащимся средней школы.


Кончаловская, Н. Дар бесценный: романтическая быль / Н. Кончаловская. – Москва: Детская литература, – 393 с. : ил. Книга повествует о жизни и творчестве Василия Ивановича Сурикова, великого русского живописца. Автором издания является внучка художника – Наталья Кончаловская. Она показывает сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта знаменитого мастера кисти. Книга иллюстрирована репродукциями с картин и этюдов Сурикова.


Повести о Куликовской битве: [тексты, переводы и примеч.] / изд. подгот. М. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев; [отв. ред. М. Н. Тихомиров]. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, – 511 с. – (Литературные памятники). Куликовская битва имела огромное национально-патриотическое значение. Она получила отражение в целом ряде исторических повестей Древней Руси. Содержание данной книги представлено поэтической «Задонщиной», остропублицистической повестью о сражении на Дону, наполненным воинской героикой «Сказанием о Мамаевом побоище».


Шевченко, Т. Кобзарь: переводы с украинского / Т. Шевченко; [ред. сост. А. Л. Дейч]. – Москва–Ленинград: ОГИЗ, ГИХЛ, – 686 с. : ил. Кобзарь – это народный певец, который аккомпанирует своему пению на кобзе (струнном щипковом инструменте). Вместе с тем в Украине живет слово Кобзарь (с большой буквы). Это слово означает Тараса Шевченко, только его и никого больше. Самое важное, что волновало поэта в жизни, вошло в поэтический сборник «Кобзарь». Таким образом был создан великий литературный памятник, отразивший украинский язык в его историческом развитии, народные судьбы во всей их тяжести, патриотизм.


Бианки, В. Лесная газета на каждый год / В. Бианки. – Ленинград, – 360 с. : ил. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга- энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира.


Детское питание: книга о том, как правильно кормить ребенка, чтобы вырастить его здоровым и крепким / [сост. : В. С. Вайль [и др.] ; стихи под фото и рисунками: Н. Кончаловская, С. Михалков]. – Москва: Госторгиздат, – 239 с. : ил. Несмотря на выходные данные, книга может вполне сойти за своеобразное кулинарное пособие для современной молодой семьи. Она содержит рецепты вкусных и полезных блюд для детей с рождения и до 7 лет, много полезных советов, исторические справки, цветные иллюстрации и фото.


Айтматов, Ч. Плаха: роман / Ч. Айтматов. – М. : Молодая гвардия, – 300, с. Роман основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны – человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны – разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь... Роман «Плаха», как и многие другие произведения Айтматова, предупреждает о том, что Судный день начался давно – надо только заставить себя это увидеть.


Иванов, А. Тени исчезают в полдень: роман / А. Иванов. – М. : Советский писатель, – 604, с. Отец убивает собственного сына. Так разрешается их многолетняя кровная распря. А вчерашняя барышня-хохотушка становится истовой сектанткой, бестрепетно сжигающей заживо десятки людей. Смертельные враги, затаившись, ждут своего часа... В небольшом сибирском селе Зеленый Дол в тугой неразрывный узел сплелись судьбы разных людей, умеющих безоглядно любить и жестоко ненавидеть.


Иванов, А. Вечный зов: роман: в 2 кн. / А. Иванов. – Москва: Воениздат, – 847 с. Главными историческими потрясениями и переломами XX столетия продиктован сюжет пронзительной саги о семье Савельевых. Все сложные периоды жизни огромной страны, все беды, как в капле воды, отражаются в сибирской Шантаре и ее окрестностях. Но живущие здесь люди пытаются справиться с невзгодами не по указке сверху, а собственным умом. Наиболее любимые герои Анатолия Иванова не ощущают себя винтиками в огромном механизме власти, стараясь не только ее осмыслить, но по мере возможности в чем-то переиначить.


Васильев, Б. А зори здесь тихие... : повесть / Б. Васильев. – М. : Детская литература, – 140, с. – (Школьная библиотека). Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами…


Бондарев, Ю. В. Берег: роман / Ю. Бондарев. – М. : Советская Россия, – 400 с. «Берег» позволяет словно воочию увидеть быт войны, ее героику, оценить её жертвы. Роман знакомит с участниками великих и грозных событий, которые вопреки жестокости обстоятельств оставались людьми, мечтали, ненавидели, любили, искали правды. Проверяя людские характеры и отношения эталоном человечности, Ю. Бондарев на особо высокий пьедестал поднимает любовь чувство, исключающее эгоизм, жестокость, не говоря уже о подлости и цинизме. Любовь торжествует в романе Бондарева.


Быков, В. Обелиск: повести / Василь Быков. – М. : Вече, – 381, с. Повесть «Обелиск» - одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?


Герман, Ю. Дорогой мой человек: роман / Ю. Герман. – М. : Правда, – 621, с. Герман Юрий Павлович – прозаик, кинодраматург. Наиболее известное произведение Германа – трилогия о врачах, о выборе жизненного пути. В общей сложности он писал её около десяти лет. Первая часть трилогии – роман «Дело, которому ты служишь». Продолжение романа «Дорогой мой человек», в котором автор прослеживает судьбы своих героев в Великую Отечественную войну и послевоенные годы.


Гроссман, В. Жизнь и судьба: роман. – Минск: Вышэйшая школа, – 670 с. «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана – широчайшее эпическое полотно, центром которого является Сталинградская битва.. Роман является переворачивающей душу книгой, о многих эпизодах и многих персонажах которой можно без малейшего преувеличения сказать, что они запоминаются навсегда.


Липатов, В. И это все о нем: роман / В. Липатов; [автор вступительной статьи А. Г. Жаков]. – Минск: Юнацтва, – 447, с. Героя повести «И это все о нем» Виля Липатова сейчас помнят мало людей. Если сегодня перечитать эту повесть, то становится понятно, что многие современные молодые люди её просто не поймут. «Таких вообще не бывает!»- скажут они. Им покажется дикой сама мысль о том, что молодому человеку было не все равно, когда другие рядом с ним даже не то, чтобы нарушали закон, а просто работали не в полную силу и получали за это премии.... Кстати, героя книги не случайно ожидает трагический финал. Кажется, что автор просто не знал, что с ним делать в предлагаемых временем обстоятельствах.


Алексеев, М. Ивушка неплакучая: роман. – М. : Вече, – 560 с. – (Народный роман). В романе «Ивушка неплакучая» автор дает широкую картину народной жизни от предвоенной поры до середины 60-х годов XX века. Центральной в романе является сюжетная линия, связанная с Феней Угрюмовой, прозванной ивушкой неплакучей за свой удивительной твердости нрав, - первой в Завидове солдатской вдове с маленьким сыном на руках. Ивушка неплакучая, она же Федосья Угрюмова, многострадальная Феня, с её гордым, неуступчивым, мужественным характером, - самая большая художественная удача Михаила Алексеева.


Листая потрепанные страницы книги в библиотеке или у домашней книжной полки, следует помнить, что в наших руках, возможно, целый мир впечатлений и переживаний, которые книга сумела вызвать у нескольких поколений людей… ВСПОМНИТЬ её или ЗАБЫТЬ? Выбор за каждым из нас.


Виртуальная выставка «Дегустация книжных новинок 1»

Буктрейлер «Снайперы Сталинграда В. Першанин»

«Виртуальная книжная выставка по произведениям Ю.А. Никитина «ЗАЧАРОВАННЫЙ МИР ФЭНТЕЗИ»


«Параллельные миры» виртуальная книжная выставка


Книги из фонда Центральной городской библиотеки

Виртуальная выставка на с ерию книг Еналь Варвары


Книги из фонда Центральной городской библиотеки

Буктрейлер «Голодный дом по произведению» Дэвида Митчелла


Книги из фонда Центральной городской библиотеки

Виртуальная выставка к 23 февраля «Праздник как повод почитать»


Книги из фонда Центральной городской библиотеки

Книжные новинки 2018 года

Из фонда Библиотеки № 4

Книги Марты Таро из серии «Галантный детектив»


Книги из фонда Центральной городской библиотеки

Беллетристика — легкое чтение: новые герои; фантастический боевик; авантюрный детектив; международный бестселлер; история любви 16+

Книжная серия «Лес дружбы». Приключения для маленьких и подрастающих людей 0+

Новинки детской библиотеки № 15

Новинки детской литературы


Представляет Библиотечный комплекс СемьЯ

Виртуальная выставка Осень — дивная пора (житейская проза Марии Метлицкой)

Подготовлена Центральной городской библиотекой

Книжная новинка из жанра фантастики и фэнтези


100-летие Октябрьской революции по книгам поэтов и писателей, очевидцев революционных событий 1917 года


Виртуальную выставку подготовила Центральная городская библиотека

Виртуальный обзор книг ко Дню Приморского края

По Уссурийскому краю. Литературный калейдоскоп к 145-летию со дня рождения писателя, путешественника, ученого В. К. Арсеньева


Подготовлен Библиотекой № 4

Новые книги регионоведения и краеведения

В Библиотечном комплексе «СемьЯ»

Аудиоиздания в помощь школьной программе для учеников младших и средних классов

В Библиотечном комплексе «Ливадия»

«Книги-юбиляры 2018 года. Дальний восток»


Виртуальную выставку представляет Центральная городская библиотека

Новинки в Центральной городской библиотеке

«Моя мама на портрете» Коллекция детских рисунков в Библиотеке № 14, поселка Врангель

«Справочники из коллекции редкой книги» Библиотеки №4

Обзор книг «Этикет на все времена»

Обзор книг для юношества «Читайте про себя! Книги для 15-летних и старше»

Виртуальная выставка одной книги «90 лет книге Арсеньева В. К.»

Виртуальная выставка – обзор «вместе выберем победителя «Большой книги»

Конкурс детских рисунков «И строчка каждая рисунком хочет стать»