Интенсивный напряженный ритм работы примеры профессий. Профессиональное самоопределение Составитель: А.В

Практическое задание №1 Приведите примеры профессий, для которых характерны перечисленные неблагоприятные влияния на здоровье. Факторы,воздействующие на здоровье Изодня в день постоянная психоэмоциональная нагрузка Интенсивный изматывающий ритм работы Продолжительное пребывание на жаре или холоде, на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении Шум и вибрация Влияние промышленной пыли или токсических веществ Длительная нагрузка на зрение Необходимость работать в ночное время Продолжительное нахождение на ногах, физические нагрузки Повышенная опасность травматизма. Примеры профессий или видов деятельности, сопровождающихся ими.

Слайд 28 из презентации «Профессии урок» . Размер архива с презентацией 1416 КБ.

Обществознание 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Ледокол Ленин» - История мирного атома в России: ледокол «Ленин». Объект: исторические условия развития атомной энергетики в освоении российского Севера. Введение. Приложение. Глава II. Конец 40-х гг. Атомный флот СССР §2. XX в. § 1. Общая характеристика исторического развития СССР после Великой Отечественной войны. §2.

«Мораль тест» - по теме «Личность и моральная ответственность». Человечность Гуманизм Мораль Нравственность. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. 3. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые. 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. Выберите правильный ответ. 4. Выберите правильный ответ.

«Профессия портной» - Необходимы знания по математике, черчению, рисованию, анатомии и физиологии человека. Содержание деятельности: Семафорная, 261. Можно работать: Средняя; высокая. Ручные работы производятся иглой, ножницами, булавками. Рабочие операции, производимые в процессе изготовления одежды: Образование: С данными учебными заведениями сотрудничает ЦЗН. Заработная плата зависит от сложности и срочности выполняемых работ, уровня профессионализма.

«Страна Россия» - Города России. Цели и задачи. Празднование Пасхи В ночь на Ивана Купалу. Санкт - Петербург. Памятники России. Москва Томск Санкт-Петербург. Классный час в 8 классе «Страна, в которой мне хотелось бы жить». От места расселения большей частью и приняли свое название славяне. Томск. Традиции и обычаи. История появления страны на карте мира. Традиции и обычаи страны. Географическое положение. Цель?Формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране. Города. ? Памятники России.

Для характеристики отдельных профессий используется физиологическая классификация трудовой деятельности , согласно которой существуют шесть форм трудовой де­ятельности:

1. Труд, требующий значительного мышечного напря­жения . В настоящее время этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (работа грузчика, землекопа, кузнеца ). Эти работы характеризуются повышенными энергетическими затратами 17-25 МДж (4000-6000 ккал ) в сутки .

Физический труд, развивая мышечную силу и стимулируя обменные процессы, но и имеет ряд отрицательных последствий . Это:

§ социальная неэффективность труда, связанная низкой производительностью,

§ высокое напряжение физических сил,

§ потребность в длительном отдыхе (до 50% рабочего времени).

2. Групповые формы труда - конвейер .

Особенности этой формы труда

§ дробление процесса на операции,

§ заданный ритм,

§ строгая последовательность выполнения операций,

§ автоматическая подача деталей к рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы ее участников в соответствии с заданным темпом и ритмом .

Чем меньше времени затрачивает работ­ник на операцию, тем монотоннее работа .

Монотония - ведущая отрицательная особен­нось труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению .

Основа монотонии - преобладание процесса тор­можения в корковой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей.

При этом

- снижается возбудимость анализаторов,

- рассеивается внимание,

- снижается скорость реакций

И быстро наступает утомление .

3. Механизированные формы труда .

При этой фор­ме труда энергозатраты рабочих находятся в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки .

В условиях механизированного производства наблюдается

Уменьшение объема мышеч­ной деятельности,

В работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспе­чить большую скорость и точность движений, необходимые для управления механизмами.

Однообразие простых действий, однообразие и ма­лый объем информации в процессе труда приводят к монотонности труда.

4. Формы труда, связанные с частично автомати­зированным производством .

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса

непо­средственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм.

Задача человека ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, из­влечь обработанную деталь .

Характерные черты этого вида труда


Ø Монотонность,

Ø повышенный темп и ритм работы,

Ø утрата творческого начала.

Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированного труда является:

§ готовность работников к действию и связанная с ней быст­рота реакции на устранение возникающих неполадок.

Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» бы­вает различным по степени утомительности и зависимости от отношения человека к работе , срочности необходимого действия, ответственности предстаящей работы .

5. Формы труда, связанные с управлением производ­ственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное зве­но - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

6. Интеллектуальный (умственный) труд .

Этот -труд представлен:

§ профессиями, относящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы ),

§ и вне материального производства (врачи, учителя, писатели, художники, артисты ).

Интеллектуаль­ный труд характеризуется

§ необходимостью переработки большого объема информации

§ мобилизацией памяти, вни­мания,

§ активации процессов мышления,

§ напряжения эмоциональной сферы.

Для данного вида труда характерна гипокинезия , т.е. значительное снижение двигательной активности че­ловека , приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения .

Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Когда у работника снижается работоспособнось, выражающееся в количественном и качественном ухудшении результатов труда, возникающая в результате выполнения труда большой тя­жести, напряженности или продолжительности, возникает утомление.

Утомление - это физиологическое состояние, сопро­ждающееся чувством усталости, снижением работоспоности, вызванное интенсивной или длительной работой, выражающееся в ухудшении количественных и качественых ­показателей работы и прекращающееся после отдыха .

Веляют два основных вида утомления , связанных с харак­тером деятельности .

· утомление физическое обусловлено интенсивной физической нагрузкой

· и утомление умственное обусловлено напряженностью высших функций , та­ких, как память, внимание, информационная деятельность, творческая активность .

В зависимости от интенсивности нагрузки выделяют утомление острое и хроническое.

Ø Острое утомление возникает вследствие чрезвычайных нагрузок .

Характеризуется быстотой развития, резким снижением работоспособности,

до отказа деятельности.

Ø Хроническое утомление медленное развитие, формируется в результате длительного воздействия трудовой нагрузки, не носящей чрезвычайного характера .

В ходе продолжающейся работы возникает со­стояние дефицита компенсаторных возможностей организма и нормализации функций не происходит.

Если время восстановления исходной работоспособности превышает 16-24 часа , то возникает хроническое утомление , т.е. переутомлении.

Профилактика утомления :

· рациональные движения - они должны быть плав­ными, исключая резкую смену темпа и напряжения;

· эллиптическая форма траектории движения - це­лесообразно прямолинейное, соответствующее анатомичес­кой структуре суставов;

· рациональное устранение лишних движений,

· периодические изменения позы человека во время работы .

· Чередование работы и перерывов очень важно для орга­низации рационального режима труда и отдыха.

Ø Перерывы в течение рабочего дня необходимы для повышения работос­пособности и предупреждения утомляемости .

Ø Чем тяжелее и напряженнее работа , тем раньше после начала смены (или для второй половины дня - после обеденного перерыва) вводится регламентированный перерыв, а в некоторых случаях два или три .

Ø Продолжительность их: от 5-10 до 15-30 минут , причем чем тяжелее и напряженнее работа, тем длительнее переры­вы.

Отдых необходимо рационально организовывать: целесообразно проведение производственной гимнастики , что снижает утомляемость, увеличивает производительность труда на 3-15%.

Активный отдых более эффективен по сравнению с пассивным .

Пассивный отдых целесооб­разен при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.

Воздействие на организм человека

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки.

Рисунок 1

Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 – 10 % уровень основного обмена; стоя – на 10 – 25%, при вынужденной неудобной позе – на 40 – 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 – 20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% –при чтении лекций, на 90 – 100% – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за­висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв­ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из­менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо­дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Нормируемые показатели

Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

  • интеллектуальные;
  • сенсорные;
  • эмоциональные;
  • монотонные;
  • режимные нагрузки.

Напряженность трудового процесса должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки. Классы условий труда должны быть определены по всем 23 оценочным показателям, представленным в таблице 18 Руководства Р 2.2.2006-05.

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Оптимальный класс условий труда.Напряженность легкой степени Допустимый класс условий труда. Напряженность средней степени Вредный класс 3.1 Вредный класс 3.2
1.Интелектуальные нагрузки
1.1Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
1.3Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.4Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2.Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы до 75 76 – 175 176 – 300 более 300
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6 – 10 11 – 25 более 25
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм – 100% 5 – 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм – до 50%;менее 0,3 мм – до 25% – 0,3 мм – более 50%;менее 0,3 мм – 26 – 50% менее 0,3 мм – более 50%
2.5 Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):
при буквенно-цифровом типе отображения информации до 2 до 3 до 4 более 4
при графическом типе отображения информации до 3 до 5 до 6 более 6
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%.Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25
3. Эмоциональные нагрузки
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2 Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна
3.4 Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 –3 4 – 8 Более 8
4. Монотонность нагрузок
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3
4.2 Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 –10 менее 10
4.3 Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76 – 80 81 – 90 более 90
5. Режим работы
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня 6 – 7 ч 8 – 9 ч 10 – 12 ч более 12 ч
5.2 Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3 Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени Перерывы отсутствуют

1. Нагрузки интеллектуального характера

Пример: наиболее простые задачи решают уборщицы, грузчики (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для лаборантов, медсестер, телефонистов, слесарей-ремонтников, кладовщиков, монтеров пути, осмотрщиков вагонов, сигналистов, электромонтеров и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей (директоров, начальников цехов), мастеров, водителей транспортных средств, бригадиров, машинистов, составителей поездов, дежурных по станциям и др. (класс 3.1.). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, хирургов др. (класс 3.2.).

Рисунок 2

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» – по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-му классу (лаборанты, бухгалтеры, экономисты, токари, слесари, плотники, повары). К классу 3.1 относятся работы, когда исполнитель должен сопоставлять сигналы (результаты своего труда) с существующими эталонами (нормами), величины которых он должен держат в памяти, привести в соответствие с этими эталонами результаты собственной деятельности и удостовериться в правильности работы. Такой характер работы свойственен операторским профессиям, машинистам локомотивов, мастерам, электромеханикам и пр. В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий (директора, начальники цехов), научные работники, дежурные по станциям и т.д.).

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания» . Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта, уборщицы, грузчика (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как бухгалтер, инженер отдела, медсестра, водитель, электрик, телефонист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник и т.п. Под проверкой в данном случае подразумевается проверка результатов своей работы (самоконтроль). Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера предприятий, начальники отделов, – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители предриятий (директора, начальники цехов), авиадиспетчеры, врачи и т.п.

1.4. «Характер выполняемой работы». В том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты, уборщицы, монтеры пути). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, слесари, бухгалтера, мастера, начальники цехов и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – водители, машинисты локомотивов, дежурный по ж/д станции). При этом работа должна характеризоваться дефицитом времени в повседневной деятельности, а не в аварийных ситуациях. Наибольшая напряженность (класс –3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (хирурги, врачи-реаниматологи, инженера по управлению атомным реактором, авиадиспетчеры).

2.Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)». Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Сосредоточенное наблюдение означает, что работник смотрит на объект наблюдения, не отрывая взгляда. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, авиадиспетчеры, водители (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51 – 75%) установлено у врачей, операторов пультов управления, операторов ПЭВМ, бухгалтеров (класс 3.1) (см. рисунок 4). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медсестер, начальников и мастеров промпредприятий, учителей, слесарей (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у директоров, уборщиц, грузчиков, монтеров пути (1 класс – до 25% от общего времени смены).

Рисунок 3

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» . Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону, по радио, при непосредственном прямом контакте работников).

Например: наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медсестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, плотники, сантехники – 1 класс.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует кассу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8 – 9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств – 6 – 7 (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, и др. (1 класс). Для машинистов локомотивов объектами одновременного наблюдения являются объекты, находящиеся перед движущимся локомотивом (сигналы, состояние пути, состояние контактного провода и т.д.), но число их, как правило, не превышает 8 – 10.

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)» . Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Например, для грузчика выбираем размер объекта различения более 5 мм – 1 класс, для бухгалтера при работе с документами и ПЭВМ размер объекта различения 1 – 0.З мм при сосредоточенности наблюдения до 50% смены – 2 класс, более 50% смены – класс 3.1. Наименьший размер объекта различения – менее 0.З мм – выбираем при работе с микроскопом.

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)» . На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в %. Чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении буквенной, цифровой и графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Наибольшая нагрузка будет у операторов ПЭВМ и программистов (6 – 7 ч). Для бухгалтера это максимум 4 ч, т.к. он работает еще и с документами (взгляд переходит с экрана на документ, с документа на экран, т.е. время работы с ПЭВМ условно можно разделить пополам, это и будет реальное время фиксированного наблюдения за экраном ПЭВМ).

. Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень шума 70 – 80 дБА, и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70% или на расстоянии до 3,5 м. Если уровень шума более 80 дБА, то уже идет оценка на класс 3.1 или 3.2.

2.8. «Нагрузки на голосовой аппарат(суммарное количество часов наговариваемых в неделю)» . Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (руководители, мастера, врачи и т.д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, токари, водители автотранспорта (1 класс).

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности . Значимость ошибки». Данный показатель указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, авиадиспетчеры, врачи, водители автотранспортных средств, инженера по управления атомным реактором характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): руководители и мастера промпредприятий, бригадиры, начальники смен, медсестры. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): лаборанты, слесари-ремонтники, монтажники оборудования, электрики, повара. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, уборщицы, грузчика, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Наличием риска для собственной жизни характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, когда риск присутствует при условии соблюдения работников правил техники безопасности, то есть потенциально опасные работы и участки. Примерами могут служить работы на высоте, работы, связанные с обслуживанием электрооборудования, находящегося под высоким напряжением, работы на железнодорожных путях при движении поездов и т.д.

3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражает факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры, хирурги, машинисты электропоезда, мастера промпредприятий, если выписывают наряды-допуски на особо опасные виды работ и т.п.), или только за личную безопасность (машинист башенного крана, шахтер, электромонтер высоковольтных линий электропередачи, промышленный альпинист и др.) – 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта, помощники машинистов электропоезда и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (директора, начальники цехов, отделов, лаборанты, бухгалтеры, телефонисты, повары, медсестры, массажисты и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Рисунок 4

4. Монотонность нагрузок

4.1. «Число элементов (приемов) необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» . Чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 – 3.2) (см. рисунок 6).

4.2. «Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» . Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 –3.2).

4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)» . Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 – 3.2).

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» . Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) – класс 3.2.

5. Режим работы

5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня» . Выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов (учителя, врачи, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и т.п.; важно учитывать, что ненормированный рабочий день, например, у директоров, руководителей отделов, не учитывается, расчет ведется исходя из 40 ч рабочей недели). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры, охранники, сторожи и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи, диспетчеры железнодорожных станций, проводники поездов дальнего следования и др.).

Рисунок 5

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)» . К регламентированным перерывам относятся только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании внутрипроизводственных документов (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка ), либо в соответствии с требованиями государственных документов (Трудового кодекса Российской Федерации, санитарных норм и правил, правил по охране труда и других ). Они предусматриваются для кратковременного отдыха и личных физиологических потребностей и должны вводиться при видах работы, когда исполнитель по принятой технологии не может самостоятельно даже на короткое время оставить рабочее место (большинство билетных кассиров, операторов сортировочных горок при интенсивной работе, операторов постов теленаблюдения, контролеров пропускных пунктов и др. ) или продолжение качественной работы возможно только при наличии перерывов на отдых (работа операторов ЭВМ, тяжелые физические работы, работы в условиях низких температур окружающей среды и др. ). Для этих целей считается оптимальным наличие нескольких регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 7% смены (количество и продолжительность перерывов должно зависеть от конкретных условий).

Общая оценка напряженности трудового процесса

Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом:

  1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл.8. Руководства. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
  2. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени.
  3. При окончательной оценке напряженности труда:

3.1. «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, кода 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2-му классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3-му (вредному) классу.

3.2. «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

  • когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1. и/или 3.2. степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

3.3. «Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к 3 классу.

При этом труд напряженный 1-й степени (3.1.) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей имеют оценку только 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
  • когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
  • когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;
  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

4. В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.

Методика оценки напряженности труда

Методика оценки напряженности труда проводится в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Приложение 16.

Средства измерений

В качестве средств измерений используется секундомер (см. рисунок 6).


«Технология» - одна из комплексных дисциплин педагогики Электронное пособие, составленное мною на основе программы «Технология» относится к разделу «Профессиональное самоопределение» Электронное пособие, составленное мною на основе программы «Технология» относится к разделу «Профессиональное самоопределение» Содержание пособия направлено на самопознание, самовыражение, профессиональную пробу с учетом характеристики здоровья, жизненных планов и других мотивов. Содержание пособия направлено на самопознание, самовыражение, профессиональную пробу с учетом характеристики здоровья, жизненных планов и других мотивов. Цель – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессий с учетом своих склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. Цель – сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессий с учетом своих склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.


Тематическое планирование Внутренний мир человека и система представлений о себе. 2 часа Внутренний мир человека и система представлений о себе. 2 часа Профессиональные интересы и склонности 2 часа Профессиональные интересы и склонности 2 часа Способности, условия их проявления и развития 2 часа Способности, условия их проявления и развития 2 часа Природные свойства нервной системы 2 часа Природные свойства нервной системы 2 часа Психические процессы и их роль в профессиональной Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности 2 часа деятельности 2 часа Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении 2 часа Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении 2 часа Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность 2 часа пригодность 2 часа Здоровье и выбор профессии 2 часа Здоровье и выбор профессии 2 часа Отрасли общественного производства профессии, специальности, должности 2 часа Отрасли общественного производства профессии, специальности, должности 2 часа Профессиональная проба 2 часа Профессиональная проба 2 часа Итого: 20 часов Итого: 20 часов


Наиболее эффективные методы и приемы педагогической деятельности на уроках технологии в разделе «Профессиональное самоопределение» Метод обратной мозговой атаки Метод обратной мозговой атаки Синетика Синетика Морфологический анализ Морфологический анализ Функционально-стоимостный анализ Функционально-стоимостный анализ Творческие проекты Творческие проекты


Предлагаемые формы уроков Урок - погружения Урок - погружения Урок – деловые игры Урок – деловые игры Урок – пресс-конференция Урок – пресс-конференция Урок – соревнования Урок – соревнования Театрализованные уроки Театрализованные уроки Урок – консультация Урок – консультация Компьютерные уроки Компьютерные уроки Урок – взаимообучения Урок – взаимообучения Уроки с групповой формой работы Уроки с групповой формой работы Урок – аукцион Урок – аукцион Урок – творчества Урок – творчества Урок – зачет Урок – зачет Урок – сомнения Урок – сомнения Урок – творческий отчет Урок – творческий отчет Урок – конкурс Урок – конкурс Урок – обобщения Урок – обобщения Урок – фантазий Урок – фантазий Урок – игра Урок – игра Урок – поиска истины Урок – поиска истины Урок – лекции «Парадоксы» Урок – лекции «Парадоксы» Урок – диалоги Урок – диалоги Уроки – деловые игры Уроки – деловые игры Уроки – ролевой игры Уроки – ролевой игры Интегрированные уроки Интегрированные уроки Урок – экскурсия Урок – экскурсия Урок – игра «Поле чудес» Урок – игра «Поле чудес»


Психогимнастика и её структура Психогимнастика - предназначена детям с чрезмерной утомляемостью, вспыльчивым, нервно-психическими расстройствами на границе здоровья и болезни. Психогимнастика - предназначена детям с чрезмерной утомляемостью, вспыльчивым, нервно-психическими расстройствами на границе здоровья и болезни. Психогимнастика – направлена на обучение элементам техники выразительности движений, воспитание эмоций высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика – направлена на обучение элементам техники выразительности движений, воспитание эмоций высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика - помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Психогимнастика - помогает преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Есть множество упражнений психогимнастики, помогающие педагогу сохранить психическое здоровье учащихся. Этюды на выражение качеств характера, эмоций. Психомышечная тренировка. Сочинение историй. Структура психогимнастики 1.Разминка. 1.Разминка. 2.Гимнастика (Разнообразные мышечные - эмоциональные нагрузки) 2.Гимнастика (Разнообразные мышечные - эмоциональные нагрузки) -«Злые кошки» (не трогать никого руками, работая в паре) -«Злые кошки» (не трогать никого руками, работая в паре) -«Зайцы стучат на барабане» (чередование напряжения и расслабления) -«Зайцы стучат на барабане» (чередование напряжения и расслабления) 3.Эмоции (управление эмоциями) 3.Эмоции (управление эмоциями) 4.Общение (рукопожатие) 4.Общение (рукопожатие) 5.Поведение (проиграть типичные ситуации) 5.Поведение (проиграть типичные ситуации) 6.Завершение (закрепление положительного эффекта, «зеркало») 6.Завершение (закрепление положительного эффекта, «зеркало»)


Урок – Пресс – конференция Тема: Промышленная значимость профессий в ХМАО-Югра Цель: Кратко и аргументировано показать достоинства и недостатки профессий наиболее популярные в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Цель: Кратко и аргументировано показать достоинства и недостатки профессий наиболее популярные в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Задачи: Развивать навыки структурированного ответа. Умение отстаивать свое мнение. В подготовке ответа использовать ПК. Воспитывать интерес к профессиональной карьере. Задачи: Развивать навыки структурированного ответа. Умение отстаивать свое мнение. В подготовке ответа использовать ПК. Воспитывать интерес к профессиональной карьере. Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Ход урока Игровая ситуация: Прошел семинар «Лучшая профессия 21 века». На пресс-конференции участники семинара делятся впечатлениями с журналистами. Игровая ситуация: Прошел семинар «Лучшая профессия 21 века». На пресс-конференции участники семинара делятся впечатлениями с журналистами. Учащиеся делятся на две группы – журналисты и ведущие, один из учеников (или учитель) становится ведущим пресс-конференции. Учащиеся делятся на две группы – журналисты и ведущие, один из учеников (или учитель) становится ведущим пресс-конференции. Подготовительная работа: составить список вопросов, «Выбор профессии по морфологической матрице», таблица сравнительной характеристики профессий, технологическое сопровождение к ответам участников конференции. Подготовительная работа: составить список вопросов, «Выбор профессии по морфологической матрице», таблица сравнительной характеристики профессий, технологическое сопровождение к ответам участников конференции. Практическая работа: составить таблицу «Рейтинг профессий в ХМАО - Югра», электронная презентация профессий. Практическая работа: составить таблицу «Рейтинг профессий в ХМАО - Югра», электронная презентация профессий. Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Материальное обеспечение урока: матрицы, таблицы, компьютер, экран Итог урока: оценить качество представления профессий выбранные учащимися. Определить наиболее популярные профессии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Итог урока: оценить качество представления профессий выбранные учащимися. Определить наиболее популярные профессии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра.


Урок – фантазий Тема: Профессии будущего Цель: Перспективное развитие промышленной отрасли России и востребованности профессий, в разрешении социальных запросов населения. Цель: Перспективное развитие промышленной отрасли России и востребованности профессий, в разрешении социальных запросов населения. Задачи: Развивать умение прогнозировать восстребованность профессий на рынке труда. Задачи: Развивать умение прогнозировать восстребованность профессий на рынке труда. Формировать навык присоединения характерных качеств нескольких профессий в одну. Формировать навык присоединения характерных качеств нескольких профессий в одну. Развивать творческое мышление. Развивать творческое мышление. Материальное обеспечение урока: компьютер, экран, магнитофон, видеомагнитофон. Материальное обеспечение урока: компьютер, экран, магнитофон, видеомагнитофон. Ход урока 1этап: Вводный инструктаж педагога. 1этап: Вводный инструктаж педагога. 2этап: Презентация проектных работ учащихся 2этап: Презентация проектных работ учащихся С использованием схем, пиктограмм, символов, фотографий, видеосъемок, рисунков, слайдов. С использованием схем, пиктограмм, символов, фотографий, видеосъемок, рисунков, слайдов. 3 этап: Практическая работа: учащиеся заполняют таблицу, отмечая достоинства и недостатки представленных профессий. Придумывают версии названия будущих профессий. 3 этап: Практическая работа: учащиеся заполняют таблицу, отмечая достоинства и недостатки представленных профессий. Придумывают версии названия будущих профессий. Анализ урока: оценить качество представленных проектных робот, отметить успешность анализа промышленного развития России, знание социальной проблем общества. Анализ урока: оценить качество представленных проектных робот, отметить успешность анализа промышленного развития России, знание социальной проблем общества.


Организация и проведение ролевых и деловых игр при изучении раздела «Профессиональное самоопределение» Требование к организации и проведения ролевых и деловых игр на уроках. Готовность учащихся обсуждать вопросы выбора профессии. Готовность учащихся обсуждать вопросы выбора профессии. Наличие определенных (программных) знаний Наличие определенных (программных) знаний Желание учащихся попасть в игровую группу Желание учащихся попасть в игровую группу Эмоциональная активность группы Эмоциональная активность группы Стремление учащихся к самостоятельности и самовыражению Стремление учащихся к самостоятельности и самовыражению Подготовительная работа учителя к игре Подготовительная работа учителя к игре Предварительное проигрывание педагогом игровой ситуации, на уроках Предварительное проигрывание педагогом игровой ситуации, на уроках Разминка «Разрешение проблемных ситуаций» Разминка «Разрешение проблемных ситуаций» Основным содержанием игры должен быть анализ конкретной профориентационной ситуации Основным содержанием игры должен быть анализ конкретной профориентационной ситуации Разработка игроками вариантов решения задач, обсуждение разнообразных вариантов, представление и защита оптимального решения Разработка игроками вариантов решения задач, обсуждение разнообразных вариантов, представление и защита оптимального решения Подведение итогов игры. Подведение итогов игры.


Методические рекомендации к проектной деятельности учащихся в изучении модуля «Профессиональное самоопределение» Этапы творческих проектов ситуационных (что необходимо сделать?), ситуационных (что необходимо сделать?), технологических (как необходимо сделать?) технологических (как необходимо сделать?) Определить к какому типу профессий вы себя относите Определить к какому типу профессий вы себя относите Выбрать интересующую вас профессию Выбрать интересующую вас профессию Собрать и обработать информацию о выбранной профессии, должности, специальности Собрать и обработать информацию о выбранной профессии, должности, специальности Составить профессиограмму и психограмму необходимой вам профессии Составить профессиограмму и психограмму необходимой вам профессии Разработать содержание профессиональной пробы. Определить уровень ее сложности Разработать содержание профессиональной пробы. Определить уровень ее сложности Выполнить практическую часть работы Выполнить практическую часть работы Проанализировать успешность выполненной вами профессиональной пробы Проанализировать успешность выполненной вами профессиональной пробы Подготовить презентацию проектной работы Подготовить презентацию проектной работы


Варианты анализа успешности и продуктивности урока Алгоритм рецензирования образовательного процесса урока Алгоритм рецензирования образовательного процесса урока Анализ всех компонентов урока Анализ всех компонентов урока Продуктивность видов деятельности на уроке (на основе содержания самостоятельной работы учащихся) Продуктивность видов деятельности на уроке (на основе содержания самостоятельной работы учащихся) Уровень достижения целей урока Уровень достижения целей урока Анализ ошибок (если оно есть) Анализ ошибок (если оно есть) Предложения дальнейшей деятельности (Д/З) Предложения дальнейшей деятельности (Д/З)


Самостоятельная работа Активность на уроке творческая работа Ответы Практическая работа самоанализ Домашнее задание Соблюдение правил техники безопасности Анализ урока Диаграмма «Паучок» Учащиеся самостоятельно анализируют Учащиеся самостоятельно анализируют успешность изучения темы урока, оценивая деятельность на каждом этапе


Перечень контрольно-оценочных мероприятий и заданий. Конкурс исследовательских работ по теме Профессиональное самоопределение. Конкурс исследовательских работ по теме Профессиональное самоопределение. Творческий проект. Творческий проект. Экскурсии и оформление впечатлений. Экскурсии и оформление впечатлений. Видео проект. Видео проект. Выступление в СМИ. Выступление в СМИ. Специальная фиксация по этапам изучения темы. Специальная фиксация по этапам изучения темы. Разработка сценариев деловых игр. Разработка сценариев деловых игр. Экспозиционная практика «Выбор профессии». Экспозиционная практика «Выбор профессии». Ролевые игры. Ролевые игры. Составление тестовых заданий. Составление тестовых заданий. Разработка анкет и их обработка. Разработка анкет и их обработка. Конкурс «Проф-шоу». Конкурс «Проф-шоу». Оценка и рецензирование проектов. Оценка и рецензирование проектов. Многоэтапное соревнование по каждому уроку. Многоэтапное соревнование по каждому уроку. Журнал самообразования по теме «Профессиональное самоопределение» Журнал самообразования по теме «Профессиональное самоопределение» Оформление стенда Оформление стенда Разработка положения конкурса «Лучшая профессия» Разработка положения конкурса «Лучшая профессия» Презентация профессии. Презентация профессии. Доклад с мультимедийным сопровождением. Доклад с мультимедийным сопровождением. Экскурсия в интернет сайт. Экскурсия в интернет сайт. Рейтинговая оценка профессий в городе Югорске. Рейтинговая оценка профессий в городе Югорске. Составить каталог специальной литературы по изучению темы «Профессиональное самоопределение». Составить каталог специальной литературы по изучению темы «Профессиональное самоопределение». Перечень экскурсионных маршрутов с фото комментариями. Перечень экскурсионных маршрутов с фото комментариями. План самообразования и саморазвития по теме «Профессиональное самоопределение». План самообразования и саморазвития по теме «Профессиональное самоопределение».


Система контроля и оценки деятельности, учащихся по теме «Профессиональное самоопределение» Контрольно- оценочные методы Контрольно- оценочные методы Зачетные мероприятия по теме Зачетные мероприятия по теме Сквозные мероприятия на весь период изучения темы Сквозные мероприятия на весь период изучения темы Очно-заочные курсы Очно-заочные курсы Тематические чтения Тематические чтения Предпрофильный конкурсы Предпрофильный конкурсы Экспресс Экспресс Многоэтапные соревнования Многоэтапные соревнования Игровые зачеты Игровые зачеты Экстерн занятия Экстерн занятия











Перечень практических, творческих заданий 1 «Я концепция» 1 «Я концепция» 2 Оценка эффективности профессиональных рекомендаций 2 Оценка эффективности профессиональных рекомендаций 3 Выбор профессии по морфологической матрице 3 Выбор профессии по морфологической матрице 4 Составление резюме 4 Составление резюме Составление схемы « Мои психические процессы» Составление схемы « Мои психические процессы» Виртуальная экскурсия Виртуальная экскурсия Мини проект (ситуационный) Мини проект (ситуационный) Мини проект «Мои жизненные профессиональные планы» Мини проект «Мои жизненные профессиональные планы» Мини проект «Как достичь профессионального успеха», «Здоровье и выбор профессии» Мини проект «Как достичь профессионального успеха», «Здоровье и выбор профессии» Составление формулы выбора профессии Составление формулы выбора профессии Проект « Профессиональный успех человека 21 века» Проект « Профессиональный успех человека 21 века» Разработать сценарий деловой (ролевой) игры Разработать сценарий деловой (ролевой) игры Презентация профессии (с использованием ПК) Презентация профессии (с использованием ПК) Исследования «Популярность и восстребованность профессии» Исследования «Популярность и восстребованность профессии»


Темы творческих проектов Перспективы послешкольной жизни Перспективы послешкольной жизни Варианты ЭП «Познай мир и себя» Варианты ЭП «Познай мир и себя» Где и как получить профессию дизайнера Где и как получить профессию дизайнера Профессии будущего (фантастическая реальность) Профессии будущего (фантастическая реальность) Самые перспективные профессии ХМАО Самые перспективные профессии ХМАО Здоровые люди – здоровое общество (видеофильм) Здоровые люди – здоровое общество (видеофильм) Самые распространенные профессии города Югорска Самые распространенные профессии города Югорска



Ситуационный проект к разделу Технологии «Профессиональное самоопределение» Последовательность выполнения проектной работы 1. Проблемный вопрос «Что должно стать результатом работы?» 2. Цель ………….. Изучение информации Изучение информации Описание основной мысли Описание основной мысли Выполнить действия Выполнить действия 3.Возможность попробовать свои силы, определить глубину и устойчивость личных интересов и склонностей. Определить, уточнить и развить свои способности. 4.Перечень основных характеристик профессий предмет труда предмет труда цели труда цели труда средства труда средства труда условия труда условия труда характер общения в труде характер общения в труде ответственность в труде ответственность в труде особенности труда особенности труда типичные трудности типичные трудности минимальный уровень образования для работы минимальный уровень образования для работы 5. Показать межпредметную связь базовых дисциплин (согласуя их с выбранной специальностью) (согласуя их с выбранной специальностью) 6. Конечный результат (Приложение: профессиональная проба) (Приложение: профессиональная проба) 7. Анализ, вывод Успешность выполнения проектной работы Успешность выполнения проектной работы 8 Презентация проектной работы. Электронная версия


Как написать резюме Вариант 1 Дата написания резюме Дата написания резюме ФИО ФИО Должность Должность Адрес по прописке Адрес по прописке Адрес фактического проживания Адрес фактического проживания Дата и место рождения: Дата и место рождения: Цель: работа Цель: работа Образование: (в обратном хронологическом порядке) Образование: (в обратном хронологическом порядке) Опыт работы: (в обратном хронологическом порядке) Опыт работы: (в обратном хронологическом порядке) Дополнительные сведения Дополнительные сведения Вариант 2 ФИО ФИО Личные сведения Личные сведения Адрес Адрес Контактный телефон (домашний, рабочий) Контактный телефон (домашний, рабочий) Возраст Возраст Семейное положение: Семейное положение: Образование: Образование: Трудовая деятельность: Трудовая деятельность: Профессиональные навыки: Профессиональные навыки: Дополнительные сведения: Дополнительные сведения: Увлечения: Увлечения:


Пример плана резюме Цель написания резюме – воздействие на работодателя, привлечения внимания к Вам в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1-2 минут. Ваша цель – добиться того, чтобы читающий работодатель захотел с Вами встретиться лично. Цель написания резюме – воздействие на работодателя, привлечения внимания к Вам в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивают не более 1-2 минут. Ваша цель – добиться того, чтобы читающий работодатель захотел с Вами встретиться лично. Основные требования к стилю написания резюме: краткость, конкретность, честность, «активность» стиля изложения (использовать энергичные глаголы, показывающие Вашу активность; не употреблять слова: «участвовал», «оказывал помощь» и т. п., так как может показаться, что Вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги). Основные требования к стилю написания резюме: краткость, конкретность, честность, «активность» стиля изложения (использовать энергичные глаголы, показывающие Вашу активность; не употреблять слова: «участвовал», «оказывал помощь» и т. п., так как может показаться, что Вы стояли в стороне или от случая к случаю оказывали разовые услуги). Пример плана резюме Пример плана резюме Фамилия, имя, отчество (заголовок) Фамилия, имя, отчество (заголовок) Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, гражданство, семейное положение) Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, гражданство, семейное положение) Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу Вы хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что Вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом Вы себя считаете. Цель в поиске работы. Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу Вы хотите делать, а иногда еще и на каких условиях. То, на что Вы претендуете, косвенно показывает, каким специалистом Вы себя считаете. Опыт работы (если он у Вас есть): в обратном хронологическом порядке указывают даты, места работы, должности, основные функции и достижения. Опыт работы (если он у Вас есть): в обратном хронологическом порядке указывают даты, места работы, должности, основные функции и достижения. Образование. Чем больше времени прошло после окончания школы, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов лучше помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы не значительный. Можно добавить награды, подчеркнуть изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели. Образование. Чем больше времени прошло после окончания школы, тем меньше места эта часть должна занимать в резюме. Для выпускников и студентов лучше помещать этот пункт перед предыдущим, так как опыт работы не значительный. Можно добавить награды, подчеркнуть изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели. Дополнительная информация. Сюда рекомендуется Дополнительная информация. Сюда рекомендуется Дата составления резюме. Это добавляет ему четкость и корректность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело, свежую дату. Дата составления резюме. Это добавляет ему четкость и корректность. Желательно, чтобы представляемое резюме всегда имело, свежую дату.


Практическое задание 1 Приведите примеры профессий, для которых характерны перечисленные неблагоприятные влияния на здоровье Факторы,воздействующие на здоровье Изодня в день постоянная психоэмоциональная нагрузка Изодня в день постоянная психоэмоциональная нагрузка Интенсивный изматывающий ритм работы Интенсивный изматывающий ритм работы Продолжительное пребывание на жаре или холоде, на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении Продолжительное пребывание на жаре или холоде, на открытом воздухе, в неотапливаемом помещении Шум и вибрация Шум и вибрация Влияние промышленной пыли или токсических веществ Влияние промышленной пыли или токсических веществ Длительная нагрузка на зрение Длительная нагрузка на зрение Необходимость работать в ночное время Необходимость работать в ночное время Продолжительное нахождение на ногах, физические нагрузки Продолжительное нахождение на ногах, физические нагрузки Повышенная опасность травматизма Повышенная опасность травматизма Примеры профессий или видов деятельности, сопровождающихся ими.


Практическое задание 2 Перед вами специально подобранные примеры нескольких профессий. Постарайтесь определить, какое замечание относится к описанию той или иной профессии. Объясните, почему вы так думаете Профессии Коммерсант – предприниматель Коммерсант – предприниматель Отделочник (маляр, плиточник) Отделочник (маляр, плиточник) Секретарь – референт Секретарь – референт Заболевания, при которых профессия противопоказана 1.язва желудка и гипертония 2. плоскостопие 3.заболевание почек 1.язва желудка и гипертония 2.плоскостопие 3.невротические расстройства 1.заболевание органов дыхания 2. заболевание суставов рук 3. заболевание печени


Практическое задание 3 Перед вами список некоторых возможных воздействий профессиональной деятельности на организм, которые могут неблагоприятно сказаться на состоянии здоровья: А – нервно-эмоциональное здоровье А – нервно-эмоциональное здоровье Б - интенсивный ритм работы; Б - интенсивный ритм работы; В - повышенная ответственность; В - повышенная ответственность; Г - микроклимат Г - микроклимат Д - метеоусловия Д - метеоусловия Е - шум Е - шум Ж - вибрация Ж - вибрация З - электромагнитные поля З - электромагнитные поля И - воздействие промышленной пыли И - воздействие промышленной пыли К - воздействие токсических веществ К - воздействие токсических веществ Л - неудобная рабочая поза Л - неудобная рабочая поза М - значительная зрительная нагрузка М - значительная зрительная нагрузка Н - ходьба, стояние, переноска грузов Н - ходьба, стояние, переноска грузов О - физическое напряжение О - физическое напряжение П - работа на высоте П - работа на высоте Р - работа с движущимися механизмами Р - работа с движущимися механизмами С - управление транспортом С - управление транспортом Т - опасность общего травматизма Т - опасность общего травматизма У - необходимость работы в ночное время У - необходимость работы в ночное время С какими, по вашему мнению, из перечисленных влияний на здоровье сталкиваются представители следующих профессий (укажите только соответствующие буквы): Авиадиспетчер____________________________ Авиадиспетчер____________________________ Программист______________________________ Программист______________________________ Продавец с лотка_____________________________________ Продавец с лотка_____________________________________ Кондитер_________________________________ Кондитер_________________________________ Врач реаниматор_______________________________ Врач реаниматор_______________________________ Страховой агент_____________________________________ Страховой агент_____________________________________ Швея_____________________________________ Швея_____________________________________ Менеджер________________________________ Менеджер________________________________ Парикмахер_______________________________ Официант________________________________ Парикмахер_______________________________ Официант________________________________ Водитель спецавтомобиля___________________________ Водитель спецавтомобиля___________________________ Вариант практической работы 1ИНТЕРЕСЫСКЛОННОСТИ 1. Человек - знаковая система1. Человек - художественный образ 2. Человек-творец 2ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРОФЕССИИ 1. Бухгалтер1. Дизайнер 2. Экономист2. Модельер 3. Программист3. Писатель 4. Секретарь4. Художник-оформитель 5. Диспетчер5. Актер 3СПОСОБНОСТИ 3.1.ТРЕБУЕМЫЕ мои ТРЕБУЕМЫЕ мои 1. Умение работать с ПКВ*1. УсидчивостьС 2. Умение выполнять расчетыС2. ФантазияВ 3. ЛогикаВ3. Работа с цветомВ 4. ФантазияВ


Пример оценки эффективности поиска пути в выборе профессии ВЫВОД: учитывая свои интересы и зная свои способности, я могу выбрать такие профессии как: программист (а именно программист-экономист) или модельер. Для профессии программист мне нужно научится более лучше выполнять расчеты. Для профессии модельер мне нужно развить усидчивость. учитывая свои интересы и зная свои способности, я могу выбрать такие профессии как: программист (а именно программист-экономист) или модельер. Для профессии программист мне нужно научится более лучше выполнять расчеты. Для профессии модельер мне нужно развить усидчивость. -(В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень) -(В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень)


Список литературы И.П. Арефьев г. Шуя 1994 «Занимательная профориентация» И.П. Арефьев г. Шуя 1994 «Занимательная профориентация» М.А. Бендюкова, И.Л. Соломин, Л.А. Ясюкова Санкт-Петербург 2002 «Твой компас на рынке труда» М.А. Бендюкова, И.Л. Соломин, Л.А. Ясюкова Санкт-Петербург 2002 «Твой компас на рынке труда» Е.Е. Смирнова Санкт-Петербург 2003 «Каро» «На пути выбора профессии» Е.Е. Смирнова Санкт-Петербург 2003 «Каро» «На пути выбора профессии» «Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках профессиональной подготовки 8-9 класс» «Сборник программ и методических рекомендаций курсов по выбору в рамках профессиональной подготовки 8-9 класс» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2003 «Технология профессионального успеха» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2003 «Технология профессионального успеха» А.П. Черняковская Владос - пресс 2001 «Психологическое консультирование» А.П. Черняковская Владос - пресс 2001 «Психологическое консультирование» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2000»Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистякова Москва Просвещение 2000»Твоя профессиональная карьера»

Вопрос 1. Дорисуй стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, синим - менее важные, чёрным - те, что мешают на пути к успеху.

Красные стрелки – настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, желание узнавать что-то новое, напористость, усердие, удача, честность.

Синие стрелки – требовательность, умение сочувствовать, тактичность.

Черная стрелка – неуступчивость.

Вопрос 2. Объясни, какая связь существует между словами «успеть» и «успех».

Успех - достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успеть - 1) в нужное время, в срок сделать что-либо, прибыть куда-либо; 2) достигнуть успеха, добиться чего-либо.

Успех - сам процесс, успеть - результат процесса.

Вопрос 4. В сказке Г.-Х. Андерсена «Калоши счастья» рассказывается о том, как фея Счастья и фея Печали поспорили, что приносят людям калоши счастья.

Фея Счастья утверждала, что калоши обладают замечательным свойством: того, кто их наденет, они смогут мгновенно перенести в любое место и любую эпоху, и от этого он почувствует себя совершенно счастливым.

Фея Печали утверждала, что обладатель калош счастья будет самым несчастным человеком на земле и благословит ту минуту, когда избавится от этих калош.

Чью сторону в споре займёшь ты? Напиши, для чего тебе нужны калоши счастья.

Займу сторону феи печали, т. к. такие калоши нужны не для путешествий, а для того, чтобы получить значимое счастье.

В чём ты согласен с феями? В чём готов с ними поспорить?

Я согласен с феей Счастья в том, что путешествовать это хорошо, но невозможно все время проводить в путешествии, необходимо заниматься и другими делами, иначе путешествовать наскучит, и не будет приносить счастья.

Вопрос 5. Заполни таблицу и сделай вывод из представленной в ней информации.

Интенсивный, напряжённый ритм работы - врач

Шум и вибрация - строитель

Продолжительное пребывание на жаре или в холоде, на открытом воздухе - пахарь, погонщик скота

Длительная нагрузка на зрение - ай-ти менеджер, офисный работник

Необходимость работать в ночное время – дежурный, охранник

Повышенная опасность травматизельное нахождение на ногах - тренер

Различные виды деятельности пома - пожарные, полицейские

Физические нагрузки, продолжит-разному воздействуют на здоровье, нет такой работы которая бы была полезна на 100%. Следовательно, необходимо отдыхать и делать перерывы в работе и по возможности менять деятельность.

Вопрос 6. Придумай басню, мораль которой уже сформулировал И. А. Крылов: «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешен был конец».

У всякого талант есть свой; Но часто, на успех прельщаясь чужой, Хватается за то иной, В чем он совсем не годен. А мой совет такой: Берись за то, к чему ты сроден, Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. Какой-то смолоду Скворец Так петь щегленком научился, Как будто бы щегленком сам родился. Игривым голоском весь лес он веселил, И всякий Скворушку хвалил. Иной бы был такой доволен частью; Но Скворушка услышь, что хвалят соловья, - А Скворушка завистлив был, к несчастью, - И думает: "Постойте же, друзья, Спою не хуже я И соловьиным ладом". И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То непутем Мяукал он котенком; И, словом, разогнал всех птиц своим пеньем. Мой милый Скворушка, ну что за прибыль в том? Пой лучше хорошо щегленком, Чем дурно соловьем.

Вопрос 7. Используя уже имеющиеся буквы, разгадай кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения жизненного успеха.

По горизонтали: 1 – способность, 2 – талант, 3 – интерес, 4 – характер.

По вертикали: 1 – темперамент

Вопрос 8. Напиши короткий рассказ на тему «Кем я хочу стать».

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой капитан Немо Жюля Верна. На моей книжной полке много и технической литературы. я много читаю о парусных судах, о современных гражданских и военных судах. Очень интересным является подводный флот. У подводников очень сложная техника, им приходится служить в трудных условиях, но они видят самые глубины океана. Но капитан должен знать не только географию. На современных кораблях установлены сложнейшие приборы, чтобы ими управлять, нужно знать математику, физику, биологию. Для этого нужно получить основы знаний в школе, а затем учиться дальше. Я обязательно выучусь на капитана, буду бороздить мировой океан.