Труд контрактного управляющего будет законно оплачиваться. Какой оклад можно поставить контрактному управляющему в школе? Контрактная служба или контрактный управляющий

Сегодня около 3 тыс. вакантных мест открыты в государственных организациях страны, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Примерно 8000 специалистов ищут работу в этой сфере. В среднем, 2, 5 человека претендуют на одно место. Средняя зарплата руководителя контрактной службы по Москве и Санкт-Петербургу составляет 160 тыс. рублей, минимальная — 80 тысяч, максимальная — 500 тыс. рублей.

Георгий Сухадольский

Такие данные были приведены на открытой встрече, которая прошла в формате public-talk, где присутствовали представители контрактных и кадровых служб, электронных площадок, студентов. Участники встречи обсудили профессию контрактного специалиста, ее риски и преимущества; какими качествами должен обладать тендерный специалист, чтобы стать успешным; перспективы профессии: как цифровизация изменит работу контрактных служб; реально ли сделать карьеру на рынке закупок; как стать профи и имеет ли возраст значение; каков спрос на тендерные кадры: дефицит или профицит; как быть всегда в курсе требований меняющегося законодательства и многое другое.

Эльмира Султанова

Георгий Сухадольский, генеральный директор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок», эксперт по закупкам Экспертного совета при Правительстве РФ считает, что закупщик — одна из ключевых и перспективных профессий на рынке госзакупок: «Многих сегодня настораживает
и грядущая цифровизация, и текущая ситуация, связанная с большим количеством изменений законодательства. При этом не стоит забывать о том, какое бы регулирование не ввело государство, исполнять его все равно людям, в итоге ведь они принимают решение. Закупщики – это люди, которые должны быть самомотивированы на развитие и улучшение себя, своего окружения
и своих результатов».

Валерий Сергиенко

По словам Эльмиры Султановой, руководителя контрактной службы Департамента капитального ремонта города, считает, что дефицита контрактных управляющих нет. Но есть на рынке дефицит именно закупщиков-специалистов: « Закупки — это командная работа. Успех зависит от того, насколько грамотно будут отстроены процессы, в том числе и то, что касается цифровизации. Поэтому ее не стоит бояться – программным продуктом должен заниматься специалист, владеющий им,

Ирина Гладилина

постоянно расширяющий свои знания. А таких сегодня очень мало в Москве».

Заместитель начальника Управления закупок ГКУ Дирекция ДОгМ Валерий Сергиенко определил главное качество, которое необходимо на рынке закупок – это стрессоустойчивость. «Когда идет вал очень важных закупок, а он идет постоянно, необходимо, чтобы люди понимали, для чего они это делают и какой результат в итоге должны получить. Из этого следует еще одно качество – целеустремленность: люди должны понимать цель закупки, которую они делают. Причем эта цель — не публикация извещения, как ошибочно думают многие начинающие контрактные управляющие, а качественное исполнение заключенного контракта», — заявил Валерий Сергиенко.

Профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы также подтвердила, что для эффективной организации служба закупок является одной из основных. Поэтому важно, чтобы специалисты контрактных служб были профессионалами, обладающими огромным количеством качеств и навыков, способными брать на себя ответственность. Но помимо управленческих компетенций и знания законодательства, контрактный управляющий – это, прежде всего, человек, который умеет координировать закупочную деятельность и постоянно развиваться.

Светлана Аппба

«Должность «контактный управляющий до сих пор есть не у всех заказчиков.
Контрактные управляющие и руководители контрактных служб чаще всего занимают другие должности — юриста, экономиста и так далее», — считает руководитель методологического отдела Национальной электронной площадки Светлана Аппба. – «Часто мы сталкиваемся с тем, что
в штатном расписании нет этой единицы. Делятся обязанности – кто то занимается планированием, бухгалтерия проводит оплату, все это собирается по кусочкам. Контрактный управляющий — это юрист или заместитель директора. Часто сложно доказать руководству, что необходим отдел закупок в соответствии с профстандартам. Мой путь создания такого отдела занял три года, и я считаю это своим достижением.

Я была контрактным управляющим, потом руководителем контактной службы и самостоятельно создала закупочный отдел. Вначале я была отраслевиком, потом юридическое образование и экономические курсы.
Мы, закупщики, должны быть кладезью всех знаний – отраслевых, юридических и экономических, чтобы осуществлять качественные закупки без нарушений.

Ирина Белоусова

Профессия контрактного управляющего, по мнению Ирины Белоусовой, руководителя контрактной службы, школы №1248, находится на стыке нескольких наук – экономики, юриспруденции и бухгалтерии. Большую роль играет право, потому что, чаще всего, тендерным специалистам приходится иметь дело с договорами. Здесь нужно осознавать свои возможности в правовых рамках.
Несмотря на то, что профессия довольно молодая, требования к ней возрастают. Чтобы работать в этой сфере, нужно быть пытливым, внимательным сотрудником, имеющим широкий кругозор. Человек должен быстро включиться в работу, знать, о чем идет речь, и где почерпнуть ту или иную информацию.

«Закупочная сфера постоянно развивается, все больше включаются люди со стороны исполнителя, которые привлекают специалистов по госзакупкам, поскольку сами не справляются. Первое время практически все тендерные специалисты только начинали изучать эту сферу, а сейчас стараются выйти на более высокий профессиональный уровень», — считает Ирина Белоусова.

Наталия Браславская

Наталья Браславская, руководитель группы подбора персонала Академия Рекрутинга Ильгиза Валинурова, предположила, что секрет профессии контрактного управляющего заключается в личных качествах сотрудника. В частности, в его проактивности. Если человек сам оказывается инициатором обучения, развития, установления новых контактов – это очень ценно. Здесь
не имеет значения, коммерческая или государственная организация: работодатель видит в сотруднике потенциал, тратит свои ресурсы на улучшение его навыков, и, впоследствии, сотрудник приносит ему хорошую прибыль. «Чаще всего, на собеседовании люди заявляют о полной готовности что-либо сделать. Но фразы «Я готов это делать»
и «Я не могу этого не сделать» – две совершенно разные истории. Если человек проактивен и старается выполнить все поставленные задачи, умеет договариваться, работодателю очень повезло» , поделилась своим опытом Наталья Браславская.

Виктория Яшина

По мнению Виктории Яшиной, директора по персоналу АО «Единая электронная торговая площадка», в современных условиях профессия контрактного управляющего чрезвычайно востребована
и уникальна. Около 3 тыс. вакантных мест открыты в государственных организациях страны, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В настоящее время примерно 8000 специалистов ищут работу в этой сфере. В среднем, 2, 5 человека претендуют на одно место.

«Такая ситуация возникает из-за нехватки качественных специалистов. Спрос на профессионалов в этой сфере растет. И государственные, и коммерческие организации
ищут сотрудников, готовых работать на бизнес и постоянно совершенствовать свои навыки.
Время диджитализации требует от тендерных специалистов новых знаний и компьютерной грамотности. При этом сотрудник контрактной системы должен уметь приспосабливаться к среде, ситуации на рынке, поскольку мир стремительно меняется, а вместе с тем, усложняется законодательство. Если все эти качества присущи специалисту, он точно не останется без работы» — рассказала

Сергей Светоченко

Виктория Яшина.

«Профессия контрактного управляющего имеет более 10 различных названий — директор
по закупкам, менеджер по тендерам, менеджер по закупкам….
На должность менеджера по закупкам размещено около 2,7 тысяч резюме,
а вакансий при этом около 600. Кадровый рынок Москвы один из самых конкурентных — 4-5 человек на место», — поделился своим исследованием руководитель пресс-службы Superjob Сергей Светоченко», — «Средняя зарплата руководителя контрактной службы по Москве
и Санкт-Петербургу, учитывая и коммерческие, и некоммерческие организации, составляет 160 тыс. рублей, минимальная — 80 тысяч, максимальная — 500 тыс. рублей».

Утверждена ли в Едином тарифно-квалификационном справочнике должность "Контрактный управляющий"? Может ли бюджетное учреждение ввести в штатное расписание такую должность и чем руководствоваться при установлении должностного оклада такому сотруднику?

Ответ

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Возможно, вас заинтересует: должностная инструкция ведущего бухгалтера бюджетного учреждения .

Да, бюджетное учреждение вправе ввести в штатное расписание должность контрактного управляющего. Должности «специалист по закупкам» нет в ТКС и в профессиональных квалификационных группах. Размер должностных окладов зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе относятся занимаемые должности. Если должность не включена в ПКГ, то размер должностного оклада устанавливайте в зависимости от сложности труда. При этом, учитывая требования к уровню квалификации контрактного управляющего и его функциональные обязанности (статья 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44 ФЗ).

Контрактным управляющим может быть сотрудник учреждения, занимающий любую должность, со специальным образованием. Выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании заказчика не обязательно. Приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н, был утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». В приказе № 625-н указаны возможные названия должностей. Соответственно, можно сделать вывод, что можно указывать как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на усмотрение заказчика.

С 1 июля 2016 года использовать эти профстандарты обязательно в части требований к образованию, знаниям и умениям контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы. Ведь к ним в законодательстве о закупках есть требования к их квалификации. Такие пояснения дает Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841.

На практике в учреждениях закупками (в том числе ведением документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ) занимаются экономисты, юристы, специалисты по договорной работе. Однако если штат небольшой и таких должностей нет, то осуществление обязанностей контрактного управляющего обязанностей могут вменить любому сотруднику учреждения (например- специалисту административно-хозяйственного отдела).

Обязанности и полномочия, возлагаемые на контрактного управляющего, перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ.

Также в данном случае следует учесть, что если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Если наименование должности в рассмотренных выше случаях не будет соответствовать справочникам, что сотрудник лишится прав на льготы.

" № 9/2016

Утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок». А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателей – дополнительная ответственность.

В сентябре 2015 года утверждены два профстандарта, касающиеся контрактной системы: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» . А это значит, что у работников, занимающихся госконтрактами, появилась дополнительная правовая защищенность, а у работодателя – дополнительная ответственность .

С 01.07.2015 введены самостоятельные профессии, касающиеся закупочной деятельности. Они узаконены профстандартом, в них прописаны все трудовые функции, которые работодатель может возложить на представителей этих профессий. Если сотрудник официально не является специалистом или экспертом в сфере закупок, а работает, например, бухгалтером или секретарем, то выполнение им дополнительных трудовых обязанностей по закупкам в качестве общественно-полезной нагрузки без получения его письменного согласия теперь незаконно.

Пункт 2 ст. 38 Закона о контрактной системе обязывает заказчика назначать контрактного управляющего, если у него отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

Еще в июне 2016 года таким контрактным управляющим мог быть назначен или другой специалист организации. Дополнительные функции закреплялись за ним в качестве выполнения общественно полезной нагрузки или иных обязанностей, поручений работодателя. Отказы не принимались: «Не хочешь работать – увольняйся!». Поскольку в бюджете на оплату этих функций финансирование не предусматривалось, в большинстве случаев труд по осуществлению закупочной деятельности не оплачивался или за него получали «копейки». Отношение работника к «факультативным» обязанностям было соответствующим.

Однако со II полугодия 2016 года работодатель уже не сможет в приказном порядке заставить своего подчиненного вести закупочную деятельность организации. В противном случае работодатель нарушит нормы трудового права.

Работник согласен выполнять функции контрактного управляющего

Как правило, если в организации нет штатной должности «контрактный управляющий», то работодатель возлагает трудовые функции по планированию и осуществлению закупок на других специалистов и эти функции связаны с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу.

Как следует из норм ст. 60.2 «Совмещение профессий (должностей)» ТК РФ работодатель может поручить работнику выполнять дополнительные обязанности по другой или той же профессии (должности). Но работодателю следует помнить, что за дополнительные трудовые функции работнику положена дополнительная оплата (ст. 60.2 , 151 ТК РФ ). И такое поручение возможно только с письменного согласия работника , как и установление срока, в течение которого будет выполнятся дополнительная работа, содержания и объема этой работы.

Дополнительная работа по другой профессии (должности) может поручаться специалисту только путем совмещения профессий (должностей), как того требует абз. 2 ст. 60.2 ТК РФ .

Теперь, помня о вышесказанном, рассмотрим правовые последствия введения профстандартов по закупкам на примере обязанностей бухгалтера, которому в приказном порядке поручена ответственная миссия – выполнять обязанности контрактного управляющего. По сути, работодатель добавил к обязанностям бухгалтера дополнительные трудовые функции.

Профессия бухгалтера регламентирована соответствующем профстандартом , где прописаны все трудовые функции, которые должен выполнять данный специалист. Работодатель имеет право требовать выполнения этих функций. Но среди них нет ни одной функции, касающейся планирования и осуществления закупок. Потому что они в другом стандарте, описывающем другой вид профессиональной деятельности.

Может ли бухгалтер выполнять обязанности специалиста по закупкам – то есть осуществлять другой вид профессиональной деятельности? Может, но только если захочет – в качестве дополнительной работы, путем совмещения.

Работодатель должен издать приказ о назначении бухгалтера контрактным управляющим, получив предварительно письменное согласие своего сотрудника, и, что самое главное, решить вопрос о возможности доплаты – компенсации за выполнение трудовых функций по другой профессии. По сути, работодатель должен «уговорить» служащего работать еще и с госзакупками, мотивировав его материально.

Может ли работник досрочно отказаться от выполнения дополнительных функций? Да, соответствующее право закреплено за ним абз. 4 ст. 60.2 ТК РФ . Однако и работодатель вправе досрочно отменить поручение о выполнении такой работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Работник отказывается от предложенного совмещения

Можно ли уволить сотрудника, если тот отказывается работать в новых условиях? Рассмотрим ситуацию, когда работодатель пытается изменить условия трудового договора, предложив сотруднику дополнительные обязанности контрактного управляющего, но подчиненный отказывается от такого предложения.

Право изменять условия трудового договора дает работодателю ст. 72 ТК РФ . Данная корректировка возможна, если прежние условия труда нельзя сохранить вследствие изменения организационных или технологических условий труда. Если работник отказывается от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ .

Казалось бы, работодатель имеет право уволить «строптивого» подчиненного, поскольку проводить госзакупки должен контрактный управляющий – требование Закона о контрактной системе должно быть исполнено. То есть работодатель должен произвести изменения в организационной структуре, перераспределить нагрузку на подразделения или на конкретные должности.

Однако рассмотренная выше ст. 72 ТК РФ допускает изменение работодателем любых организационных или технологических условий труда, за исключением изменения трудовой функции работника . Трудовые функции трогать нельзя – табу! Они закреплены в соответствующем профстандарте.

Именно поэтому работодатель не сможет изменить трудовые функции бухгалтера (или другого сотрудника), принудительно возложив на него дополнительные обязанности контрактного управляющего. Ведь изменение трудовых функций согласно нормам ст. 72 ТК РФ не входит в полномочия работодателя. И уволить работника, отказавшегося от предложенной «подработки», тоже нельзя, поскольку оснований для такого увольнения в ТК РФ нет.

Если работодатель попробует выдать обязанности контрактного управляющего за общественную нагрузку, из этого тоже ничего не получится. «Дополнительные обязанности» – трудовые функции, все они перечислены в профстандартах «Специалист в сфере закупок» , «Эксперт в сфере закупок» . Выходит, что это не общественно-полезная нагрузка и ее нельзя «повесить» на работника в принудительном порядке.

Уже сейчас можно спрогнозировать массовое возникновение трудовых споров между работодателями и работниками, на которых добровольно-принудительно возложены трудовые функции по планированию и осуществлению закупок, не связанные с их основной профессией, в рамках которой они принимались на работу. Наличие таких трудовых споров приведет к дальнейшей профессионализации закупочной деятельности.

Что же делать работодателю? Либо мотивировать нужного сотрудника на получение согласия выполнять функции контрактного управляющего, решив вопрос с оплатой работы. Либо централизовывать закупочную деятельность, вводя штатную единицу по новой профессии. Применение профстандартов по госзакупкам предоставляет такую возможность.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н.

Утвержден Приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Материал подготовлен на основе выступления Председателя Профсоюза специалистов в сфере закупок Калининградской области В. В. Дона на Первой Всероссийской конференции «Система профессиональных квалификаций в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок», проводимой НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок». Сайт конференции: conf.zakupki-profstandart.ru.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Основные понятия

Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо заказчика, которое отвечает за осуществление одной или нескольких госзакупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий с 1 января 2017 года должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Таким образом, законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. При этом должны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).

Должностные обязанности должны быть закреплены в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.

Контрактным управляющим должен быть только штатный сотрудник организации (письмо Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996).

Регламентирующие документы

В своей работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон № 44-ФЗ;
  • гражданское и бюджетное законодательство;
  • нормативно-правовые акты, которые регламентируют сферу госзакупок в России;
  • должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения или положение о контрактном управляющем 2018 года.

Приказ о назначении

Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма также не разработана, поэтому можно составить его в свободной форме на бланке организации.

В приказе следует сослаться на статью 38 Закона о контрактной системе, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно можно утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.

Должностные обязанности

Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ заключаются в следующем:

  • осуществление планирования закупок (исследование рынка необходимых товаров, работ или услуг, разработка плана закупок, плана-графика, внесение в них изменений);
  • проведение закупочных процедур (создание и размещение в Единой информационной системе извещений, документации о закупке, проекта контракта и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами);
  • заключение контракта, его расторжение, а также внесение в него изменений;
  • контроль за исполнением контракта, в том числе привлечение экспертов или экспертных организаций;
  • контроль за сроками и порядком оплаты по контракту;
  • участие в претензионной работе с контрагентами (в случае необходимости);
  • иные функции и полномочия, в рамках осуществления госзакупок.

Пример должностной инструкции

При назначении контрактного управляющего должностные обязанности можно закрепить с помощью должностной инструкции.

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Кто такой контрактный управляющий и какие у него обязанности

Лобанова
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Деятельность государства по борьбе с коррупцией и за повышение прозрачности бюджетных расходов требует определенных жертв. Результатом такой борьбы становится усложнение отдельных хозяйственных операций. Как следствие, чтобы остаться на плаву, учреждениям приходится постоянно повышать квалификацию ряда специалистов, а при необходимости и вводить новые штатные должности.
При этом перед руководителем встает вопрос: какие должностные обязанности возложить на работника, а также нужно ли создавать отдельное самостоятельное подразделение для реализации норм законодательства?

Будущее — за профессионалами!

О том, что в государственных и муниципальных учреждениях закупками должны заниматься профессионалы, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Ни для кого не секрет, что у большинства заказчиков регламентированные закупки являются дополнительным процедурным обременением. Прежде всего, это связано с нехваткой квалифицированных кадров и высокой степенью текучести кадров в закупках.
Однако, решив принять на работу квалифицированного в области закупочного законодательства специалиста, руководитель учреждения должен решить ряд вопросов:
— какой объем работы поручить такому специалисту;
— достаточно ли объема работы для одной штатной единицы или нужно открыть несколько ставок;
— как проконтролировать выполнение специалистом/специалистами выполнение соответствующего объема работы?
К сожалению, в настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендованные или утвержденные соответствующими органами исполнительной власти рекомендации по установлению численности и определению сложности и объемов выполняемых закупочными специалистами работ. Следовательно, определенные исследования в этом направлении государственные и муниципальные учреждения должны провести самостоятельно.

Объем закупок

Начинать такие исследования следует, прежде всего, с определения объема осуществляемых конкретным учреждением-заказчиком закупок товаров (работ, услуг).
Заказчик, чей совокупный годовой объем закупок превышает сто миллионов рублей, обязан создать контрактную службу, при этом создание отдельного структурного подразделения как штатной единицы не является обязательным. В иных случаях заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

Re: Включение контрактного управляющего в штатное расписание

AlenaKukolkina » 08 сен 2016, 15:24

AlenaKukolkina писал(а):Необходимо ли включать контрактного управляющего в штатное расписание? Необходимо ли вводить отдельную штатную единицу?

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 — 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение — Департамент управления делами).
Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.

Контрактная служба по 44-ФЗ и контрактный управляющий

В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
— заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
— перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 — 72.2 ТК РФ.
Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).

2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
— переименовании должности работника;
— переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы. Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.AlenaKukolkinaСпециалист Государственного комитета РТ по закупкам Сообщения: 450Зарегистрирован: 01 июл 2014, 10:34

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

1. Кто такой контрактный управляющий?

Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .

Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

2. Контрактная служба или контрактный управляющий?

Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

  1. разработка , подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в плана закупок и внесенных в него изменений;
  1. разработка , подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
  1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
  1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
  1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .

Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

4. Контрактный управляющий требования к должности

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:


  • введение новой должности в штатное расписание организации;
  • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
  • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

  • Специалист по закупкам;
  • Ведущий специалист;
  • Работник контрактной службы;
  • Контрактный управляющий;
  • Консультант по закупкам;
  • Заместитель руководителя подразделения;
  • Руководитель подразделения;
  • Руководитель контрактной службы;
  • Советник;
  • Руководитель.

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

  • Консультант по закупкам;
  • Старший специалист по закупкам;
  • Эксперт по закупкам;
  • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • Контрактный управляющий;
  • Руководитель контрактной службы.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

8. Поиск вакансии контрактного управляющего

Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

  1. www.hh.ru (HeadHunter);
  2. www.superjob.ru (SuperJob);
  3. www.rabota.ru (Rabota);
  4. www.job.ru (Job);
  5. www.avito.ru (Avito).

Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.